Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Подпрограмма "Благоустройство общественных территорий Ростовской области"
8.1. Паспорт подпрограммы "Благоустройство общественных территорий Ростовской области"
Наименование подпрограммы |
- |
подпрограмма "Благоустройство общественных территорий Ростовской области" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство ЖКХ области |
Участники подпрограммы |
- |
органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
- |
отсутствуют |
Цель подпрограммы |
- |
повышение благоустроенности общественных территорий Ростовской области |
Задачи подпрограммы |
- |
увеличение количества благоустроенных общественных территорий Ростовской области; увеличение количества благоустроенных мест массового отдыха населения (городских парков) на территории Ростовской области |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
- |
доля благоустроенных общественных территорий от общего количества общественных территорий Ростовской области; доля благоустроенных мест массового отдыха населения (городских парков) от общего количества таких территорий |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
- |
2018 - 2022 годы: I этап - 2018 - 2020 годы согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067; II этап - 2021 - 2022 годы согласно Стратегии социально-экономического развития Ростовской области, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" |
Ресурсное обеспечение подпрограммы |
- |
общий объем финансового обеспечения составляет 960 167,1 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 323 687,7 тыс. рублей; в 2019 году - 155 272,0 тыс. рублей; в 2020 году - 155 372,0 тыс. рублей; в 2021 году - 162 917,7 тыс. рублей; в 2022 году - 162 917,7 тыс. рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 824 390,9 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 261 785,9 тыс. рублей; в 2019 году - 118 384,8 тыс. рублей; в 2020 году - 118 384,8 тыс. рублей; в 2021 году - 162 917,7 тыс. рублей; в 2022 году - 162 917,7 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов - 135 776,2 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 61 901,8 тыс. рублей; в 2019 году - 36 887,2 тыс. рублей; в 2020 году - 36 987,2 тыс. рублей. Средства местных бюджетов, объемы финансирования и направления мероприятий подпрограммы определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
- |
повышение удовлетворенности населения Ростовской области уровнем благоустройства общественных территорий Ростовской области |
8.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
8.2.1. Проблема благоустройства городских территорий является одной из насущных, требующей каждодневного внимания и эффективного решения.
По данным муниципальных образований по состоянию на 1 января 2016 г., на территории области общее количество объектов благоустройства - 21 667, из них: 762 - скверы, площади, аллеи, пляжи, парков - 421. Протяженность улиц - 21,3 тыс. километров, пешеходных тротуаров - 6,9 тыс. километров, установлено 3 783 игровых и 1 194 спортивных площадок.
По состоянию на 1 июля 2017 г. на территории Ростовской области расположено 265 городских и сельских поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения более 1 000 человек. Населенных пунктов с численностью населения более 1 000 человек - 327. Численность населения, проживающего на территориях данных населенных пунктов, более 1 300 тыс. человек.
8.2.2. Одним из главных приоритетов развития территорий муниципальных образований Ростовской области является создание благоприятной для проживания населения и ведения экономической деятельности среды.
Благоустройство территорий муниципальных образований является важнейшей сферой деятельности муниципальных образований Ростовской области. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым создаются условия для здоровой, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, улицы.
Общественные территории являются местами, где жители отдыхают, проводят свободное время. В первую очередь местами отдыха являются зеленые зоны и парки, скверы и набережные, бульвары, улицы, проезды, площади.
Проблема в сфере благоустройства городской и сельской территорий заключается в недостаточном количестве комфортных, современных скверов, парков, набережных, бульваров и иных общественных территорий, предназначенных для досугового времяпровождения населения. В местах общественного пользования отмечается недостаток малых архитектурных форм, освещения, озеленения.
Мероприятия, проводимые в рамках подпрограммы, позволят благоустроить общественные территории городских округов, городских и сельских поселений Ростовской области, создать условия для комфортного и безопасного проживания и отдыха населения.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы запланированы масштабные работы по созданию условий для активного (обустройство детских и спортивных площадок и т.д.) и тихого отдыха жителей (установка скамеек, урн, разбитие газона и цветников).
Запланированы мероприятия по созданию современных детских игровых и спортивных площадок и установке безопасного оборудования на существующих детских и спортивных игровых площадках, что позволит занять и обеспечить здоровый образ жизни детей младшего возраста.
8.2.3. Все объекты благоустройства должны быть доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения.
8.2.4. По состоянию на 1 января 2017 г. многие общественные территории характеризуются существенным износом, отсутствием инженерных коммуникаций, недостаточным освещением, слабо развитой инфраструктурой для обеспечения нормального отдыха жителей (отсутствуют прогулочные дорожки, трассы для велосипедов и роликов и т.д.).
На период реализации подпрограммы запланированы комплексные мероприятия по благоустройству общественных территорий, мест массового отдыха населения (городских парков).
В целях улучшения уличного освещения на детских и спортивных площадках и вдоль пешеходных дорожек, где ранее отсутствовало нормальное уличное освещение, необходимо устанавливать дополнительные светильники.
Благоустройство общественных территорий и мест массового отдыха населения (городских парков) носит комплексный характер, запланированные мероприятия позволят создать благоприятную жизненную среду с обеспечением комфортных условий для жителей Ростовской области, выполнение которых обеспечивается подпрограммой.
8.2.5. Одно из главных условий проекта - вовлечение в его реализацию широких масс населения, проведение общественных обсуждений. Именно участие граждан позволит разработать программные мероприятия по формированию комфортной городской среды, выработать системный подход к повышению качества и комфорта жизни населения Ростовской области, создать позитивную социальную атмосферу.
Проекты по благоустройству муниципальных территорий общего пользования должны проходить открытое обсуждение. Все решения, касающиеся благоустройства общественных территорий приниматься открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующего муниципального образования.
Общественные обсуждения рекомендуется проводить в хорошо известных общественных и культурных центрах (домах культуры, школах, молодежных и культурных центрах), находящихся в зоне хорошей транспортной доступности, расположенных по соседству с объектом проектирования (общественных территорий).
8.2.6. К участию в мероприятиях по благоустройству общественных территорий и мест массового отдыха населения (городских парков) в муниципальных образованиях области рекомендуется привлекать студенческие отряды, добровольцев, волонтеров и граждан на безвозмездной основе, в рамках организации ежегодных мероприятий, как правило, в весенне-осенний период в виде субботников, а также в рамках выполнения отдельных видов работ по благоустройству территорий общего пользования муниципальных образований, в том числе по озеленению, уборке случайного мусора, покраске бордюров и т.д.
8.2.7. Окончательный результат реализации подпрограммы заключается в повышении удовлетворенности населения Ростовской области уровнем благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области.
8.2.8. В качестве факторов риска рассматриваются события, условия, тенденции, которые могут привести к изменению сроков и (или) ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы не менее чем на 10 процентов от планового уровня и на которые ответственный исполнитель и участники государственной программы не могут оказать непосредственного влияния.
Среди рисков реализации государственной программы необходимо выделить следующие:
8.2.8.1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных государственной программой, что может затруднить реализацию государственной программы. Данный риск можно оценить как умеренный, поскольку формирование новых институтов в рамках государственной программы в большинстве случаев требует не только законодательного регулирования на федеральном уровне, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения.
8.2.8.2. Бюджетный риск, который связан с дефицитом региональных и местных бюджетов и возможностью выполнения своих обязательств по софинансированию мероприятий региональной (муниципальной) программы. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации государственной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные государственной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации государственной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
8.2.8.3. Риск неэффективного управления реализацией мероприятий муниципальных программ, и, как следствие, неосвоение субсидий в обозначенные сроки.
8.2.8.4. Риск несвоевременного освоения муниципальными образованиями-получателями субсидий, средств на поддержку обустройства мест массового отдыха населения, ремонт и обустройство территорий общего пользования, а также несвоевременное принятие муниципальных программ и формирования перечней софинансируемых мероприятий.
8.2.8.5. Невостребованность мероприятий подпрограммы в связи с недостаточной информированностью.
8.2.9. Реализации государственной программы также угрожают риски, связанные с изменением внешней среды, которыми невозможно управлять в рамках реализации государственной программы:
8.2.9.1. Риск ухудшения состояния экономики, который может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе к повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, оказавшего существенное негативное влияние на динамику основных экономических показателей, такой риск для реализации государственной программы может быть качественно оценен как умеренный.
8.2.9.2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, который может привести к ухудшению состояния благоустроенности в отдельных муниципальных образованиях, а также потребовать концентрации средств бюджетов на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для государственной программы можно оценить как умеренный.
8.2.9.3. Отсутствие вовлеченности граждан в реализацию общественных мероприятий, включая мероприятия по благоустройству дворовых территорий.
Решение данной проблемы возможно путем вовлечения граждан и общественных организаций, используя механизмы и методы, отраженные в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2017 N 691/пр "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы".
Из всех вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию государственной программы могут оказать институционально-правовой риск и риск ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации государственной программы.
Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех участников государственной программы и проведения информационно-разъяснительной работы с населением Ростовской области.
8.2.9.4. Меры правового регулирования в сфере благоустройства, относящиеся к компетенции органов исполнительной власти Ростовской области, носят вспомогательный характер и предусмотрены в приложении N 1 к государственной программе.
8.3. Цели, задачи и показатели (индикаторы), основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации подпрограммы
Целью подпрограммы 1 является: повышение благоустроенности общественных территорий Ростовской области.
Цель подпрограммы соответствует:
поручению заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.11.2016 N 10;
паспорту приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденным протокол Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 18.04.2017 N 5;
постановлению Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды".
Достижение целей подпрограммы 1 осуществляется путем решения следующих задач:
увеличение количества благоустроенных общественных территорий Ростовской области;
увеличение количества благоустроенных мест массового отдыха населения (городских парков) на территории Ростовской области.
Состав показателей (индикаторов) подпрограммы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для оценки достижения целей и решения задач подпрограммы. К показателям (индикаторам) подпрограммы 1 относятся следующие:
целевой показатель (индикатор) 1.1. Доля благоустроенных общественных территорий от общего количества общественных территорий Ростовской области;
целевой показатель (индикатор) 1.2. Доля благоустроенных мест массового отдыха населения (городских парков) от общего количества таких территорий.
Информация о значениях показателей (индикаторов) приводится в приложении N 2 к государственной программе. Показатели (индикаторы) подпрограммы не входят в состав данных официальной статистики и рассчитываются в соответствии с методикой расчета таких целевых показателей (индикаторов), приведенной в приложении N 3 к государственной программе.
Срок реализации подпрограммы - 2018 - 2022 годы. Реализация подпрограммы разделена на два этапа: I этап - 2018 - 2020 годы и II этап - 2021 - 2022 годы.
В результате реализации подпрограммы планируется повысить удовлетворенность населения Ростовской области уровнем благоустроенности общественных территорий Ростовской области.
8.4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Комплексный характер целей и задач подпрограммы обуславливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по подпрограмме, так и по ее отдельным блокам.
В рамках подпрограммы 1 предполагается реализация следующих основных мероприятий.
Основное мероприятие 1.1. Благоустройство общественных территорий муниципальных образований Ростовской области.
Данное мероприятие предусматривает предоставление субсидий федерального и областного бюджетов муниципальным образованиям на реализацию проектов по благоустройству общественных территорий муниципальных образований Ростовской области, включая проектирование и строительство новых объектов.
В целях настоящей государственной программы под общественной территорией понимается территория муниципального образования соответствующего функционального назначения (площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, иные территории), находящаяся в муниципальной собственности или переданная органом местного самоуправления в долгосрочную аренду.
Основное мероприятие 1.2. Содействие обустройству мест массового отдыха населения (городских парков).
Данное мероприятие предусматривает предоставление субсидий федерального и областного бюджетов муниципальным образованиям на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков).
Основное мероприятие 1.3. Предоставление субсидии муниципальным образованиям Ростовской области, на территории которых проходит областной семинар по благоустройству.
Семинары по благоустройству носят обучающий характер и проводятся с целью ознакомления с изменениями в нормативных актах федерального уровня в сфере благоустройства, с нововведениями и достижениями в сфере благоустройства территорий Ростовской области.
Областные семинары по благоустройству проводятся под председательством Губернатора Ростовской области с участием глав муниципальных образований, представителей органов исполнительной власти и включают проведение рабочего совещания, посещение специализированной выставки, а также другие мероприятия.
Информация об основных мероприятиях подпрограммы приведена в приложении N 4 к государственной программе.
8.5. Информация по ресурсному обеспечению подпрограммы
Источниками финансирования государственной программы являются средства областного и местных бюджетов, а также средства федерального бюджета и внебюджетные средства (средства собственников помещений многоквартирных домов и иных лиц). Общий объем финансового обеспечения реализации подпрограммы в 2018 - 2022 годах составляет 960 167,1 тыс. рублей (в текущих ценах) за счет всех источников финансирования, в том числе:
за счет средств областного бюджета - 824 390,9 тыс. рублей;
за счет средств местных бюджетов - 135 776,2 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы подлежит ежегодному уточнению.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением подпрограммы за счет областного бюджета, устанавливается законом Ростовской области об областном бюджете на текущий и очередной финансовые годы.
Средства местных бюджетов, объемы финансирования и направления мероприятий подпрограммы выделяются в рамках муниципальных программ. Средства местных бюджетов, предусмотренные на софинансирование расходов по объектам и направлениям за счет субсидий областного бюджета, отражаются в объеме не ниже установленного Правительством Ростовской области уровня софинансирования.
Внебюджетными средствами являются средства собственников помещений многоквартирных домов и иных лиц.
Распределение бюджетных ассигнований между подпрограммами осуществляется с учетом целей и задач государственной программы.
Информация о расходах областного бюджета на реализацию подпрограммы приведена в приложении N 5 к государственной программе.
Информация о расходах областного и местных бюджетов, внебюджетных источников на реализацию подпрограммы приведена в приложении N 6 к государственной программе.
8.6. Участие муниципальных образований Ростовской области в реализации подпрограммы
Участие муниципальных образований Ростовской области в мероприятиях, направленных на создание условий для формирования современной городской среды на территории Ростовской области, заключается в разработке и реализации соответствующих муниципальных программ.
Муниципальные программы должны представлять собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на достижение целевых показателей.
Муниципальные программы могут предусматривать также меры, способствующие:
содействию профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере благоустройства территорий;
созданию механизма реализации мероприятий по благоустройству территорий, предполагающего масштабное вовлечение граждан в реализацию указанных мероприятий, что позволит увеличить объем реализуемых мероприятий и масштабно улучшить качество среды проживания в населенных пунктах.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы по муниципальным образованиям Ростовской области представлены в приложении N 7 к государственной программе.
Распределение субсидий местным бюджетам по муниципальным образованиям и направлениям расходования средств на очередной финансовый год и на плановый период приведено в приложении N 8 к государственной программе.
Перечень инвестиционных проектов (объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, находящихся в муниципальной собственности) формируется в соответствии с приложением N 9 к государственной программе.
Субсидии из областного бюджета выделяются бюджетам муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ формирования современной городской среды на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий и расходуются в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы, приведенными в приложении N 10 к государственной программе.
Субсидии из областного бюджета выделяются бюджетам муниципальных образований для софинансирования расходных обязательств на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) за счет средств областного бюджета и расходуются в соответствии с Правилами предоставления и распределения в 2018 - 2020 годы субсидий из областного бюджета местным бюджетам на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков), приведенными в приложении N 11 к государственной программе.
Перечень муниципальных образований, бюджетам которых предоставляются средства на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) на 2018 - 2020 годы, приведен в приложении N 12 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.