Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния сфер культуры, туризма и отдыха города Новочеркасска
Реализация Программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития города: культуры, туризма и отдыха граждан города.
1.1. Сфера культуры. Важным фактором социально-экономического и политического развития российского общества является стабильное развитие сферы культуры, сохранение культурных и нравственных ценностей, межмуниципальных и межнациональных культурных связей, укрепление духовного единства общества. Государственная политика в сфере культуры также направлена на создание условий, в которых активно формируется культурный и духовный потенциал личности, и возможна его максимально полная реализация.
В городе на сегодняшний день имеется значительный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии, обширная сеть учреждений культуры, искусства и дополнительного образования в сфере культуры, квалифицированные кадры.
Основой инфраструктуры культуры города являются муниципальные учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры (таблица 1).
Таблица 1
Вид учреждения культуры |
Количество |
Библиотеки |
9 |
Клубные учреждения |
5 |
Театр |
1 |
Концертные организации |
2 |
Парки культуры и отдыха |
2 |
Детские школы искусств (в том числе 2 музыкальные), реализующие предпрофессиональные образовательные программы в сфере культуры и искусства |
6 |
Всего |
25 |
В городе работает профессиональный драматический театр, который сохраняет положительную динамику по количеству новых и капитально возобновленных постановок. Ежегодно Театр ставит не менее 5 новых постановок и показывает более 280 спектаклей.
Ежегодно в среднем более 50 тыс. зрителей посещают театральные мероприятия.
В городе развита сеть общедоступных публичных библиотек, состоящая из 9 единиц. Число пользователей библиотечными услугами сохраняется за счет улучшения организации обслуживания удаленных пользователей на уровне 90000.
Библиотеками города ежегодно обслуживается более 70 тыс. читателей. Растет год от года количество проведенных массовых мероприятий. Центральная библиотека им. А.С. Пушкина является постоянным участником всероссийской акции "Библионочь".
За последние годы в городе накоплен положительный опыт реализации долгосрочных целевых программ как в области культуры, где УКИ выступает координатором, так и в смежных отраслях, в которых УКИ осуществляет функции участника.
Реализация долгосрочных целевых программ способствовала развитию муниципального сектора культуры и общественных организаций художественного творчества. Существенную поддержку получили муниципальные культурно-досуговые учреждения, библиотеки, детские школы искусств, творческие союзы. Сохранение исторического и культурного наследия города осуществляется путем реализации комплекса мероприятий по реставрации и капитальному ремонту объектов культурного наследия. Проведен комплекс мероприятий, направленных на учет объектов культурного наследия.
Формированию единого культурного пространства города способствовало создание возможностей получения жителями города доступа к культурным ценностям (включая памятники истории и культуры, библиотечные и музейные фонды), организация гастролей профессиональных театральных, цирковых и концертных коллективов в городе, проведение крупных культурных акций, конкурсов и фестивалей, выставок, ремонт и оснащение муниципальных учреждений культуры.
Совершенствовались механизмы обеспечения свободы творчества, права граждан на участие в культурной жизни, системы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. Сохранялись лучшие традиции театрального искусства, самодеятельного творчества, национальной казачьей культуры, пополнялись библиотечные фонды.
Таким образом, программный метод управления концентрирует финансовые ресурсы на конкретных объектах и приоритетных направлениях развития сферы культуры и позволяет сфере культуры стать полноценным и активным участником социально-экономических процессов, происходящих в городе.
Исходя из приоритетных направлений развития сферы культуры, определенных Стратегией социально-экономического развития города Новочеркасска до 2020 года, утвержденной решением Городской Думы от 26.03.2012 N 232, в рамках реализации Программы планируется выполнение мероприятий с учетом усиления эффективности охраны и сохранения памятников истории и культуры, развития библиотечного, театрального дела, профессионального искусства, поддержки муниципальных учреждений культуры, развитию культурно-досуговой сферы, поддержке талантливых жителей города, а также мероприятий по совершенствованию системы дополнительного образования в сфере культуры и предпрофессионального художественного образования.
В рамках реализации Программы планируется выполнить целевые индикаторы (показатели), осуществить значимые проекты в сфере культуры, достичь намеченных результатов.
1.2. Сфера туризма. Новочеркасск располагает огромным потенциалом для развития туризма, а также является одним из основных туристских центров Ростовской области.
К наиболее перспективным видам городского туризма относятся культурно-познавательный, деловой, активный и др. Кроме того, активно развивается событийный туризм, причем календарь событий города Новочеркасска включает в себя не только мероприятия культурной и деловой направленности, но и спортивные мероприятия. Развитие этих видов туризма будет способствовать не только формированию устойчивых потоков внутреннего и въездного туризма, но и формировать образ города, благоприятного для туризма.
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли города Новочеркасска является историко-культурное наследие. В городе свыше 280 памятников культуры, девять из них имеют статус федерального значения.
В целях налаживания культурно-деловых связей, а также в целях привлечения интереса иностранцев к городу, Новочеркасск имеет партнерские и побратимские связи с муниципальными образованиями г. Изерлон (Германия), г. Сремски Карловцы (Сербия), г. Ля-Валетт-Дю-Вар (Франция), г. Нови-Бечей (Сербия), г. Левски (Болгария). В рамках данного сотрудничества происходит ежегодный обмен делегациями, с целью обмена информацией и опытом по вопросам муниципального управления, в научно-технической и социально-культурной сферах, а также с целью привлечения туристов.
Реализация имеющегося потенциала города будет связана со строительством в районе станицы Грушевской крупнейшего на Юге России грузопассажирского транзитного авиатранспортного комплекса "Южный" (Южный хаб), строительство которого запланировано в рамках подготовки объектов транспортной инфраструктуры городов, участвующих в проведении чемпионата мира по футболу в России в 2018 году, а так же направленного на обслуживание транзитного пассажиро- и грузопотока в страны Закавказья, Южной Европы, Азии и Африки.
Создание Южного хаба откроет перспективы для продвижения туристического потенциала города на международный уровень, возможность привлечения транзитных пассажиров в качестве туристов. В результате реализации основных мероприятий Программы прогнозируется увеличение количества российских и зарубежных туристов, посетивших город.
Реализация Программы позволит:
преодолеть факторы, сдерживающие развитие туризма в городе;
создать конкурентоспособный городской туристский продукт, сохранив историко-культурное наследие города, обеспечить его позитивный имидж и узнаваемость на туристском рынке, в том числе за счет внешнеэкономической деятельности;
эффективнее использовать человеческие, информационные, материальные и иные имеющиеся ресурсы с учетом сложившегося рынка труда и задач социально-экономического развития города;
интенсивно развивать смежные отрасли экономики, повысить уровень занятости населения города, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества;
обеспечить привлекательность города на областном туристском рынке;
повысить конкурентоспособность туризма как одного из стратегических профилей города.
1.3. Сфера отдыха. Привлекательность парков для жителей и гостей города зависит от ряда факторов:
безопасности отдыха;
уровня развития инфраструктуры, ее насыщенность различными объектами с точки зрения рекреационной нагрузки (спортивными площадками, прогулочными зонами, детскими площадками, аттракционами и пр.);
наличия на территории парка особенных, исключительных объектов, выделяющих парк из всех остальных (мемориальных объектов, объектов современного искусства, фонтанов, ландшафтных композиций, уникальных сооружений и пр.);
доступности объектов инфраструктуры отдыха для различных возрастных групп граждан и "лиц с ограниченными возможностями здоровья".
Основными приоритетами развития инфраструктуры отдыха города Новочеркасска является:
развитие культурно-массового отдыха населения, пропаганды физической культуры, спорта и активного досуга;
создание условий для организации и проведения культурно-массовых мероприятий на территориях парков (молодежных досуговых мероприятий, презентаций, праздников, фестивалей, выставок, лекций, шоу-программ, дискотек, профессиональных праздников юбилейных дат и т.д.);
организация благоустройства и обеспечение чистоты (содержание, ремонт, капитальный ремонт и реконструкция объектов благоустройства, объектов озеленения, объектов освещения, дорожно-тропиночной системы, увеличение разнообразных местных видов растений, реконструкция и развитие ландшафтной архитектуры).
Важное значение для успешной реализации Программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основных целей, решением задач Программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски. Правовые риски связаны с изменением федерального и областного законодательства. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации Программы планируется:
на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и областном законодательствах в сферах культуры, туризма и смежных областях.
Финансовые риски. Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферы культуры, туризма и зон отдыха, а также отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают следующие меры:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
привлечение внебюджетного финансирования, в т.ч. на основе выявления и внедрения лучшего международного опыта по данному вопросу.
Макроэкономические риски. Эти риски связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита, что может вызвать снижение инвестиционной привлекательности сфер культуры и туризма, необоснованный рост стоимости услуг в сферах культуры и туристских услуг.
Изменение стоимости предоставления муниципальных услуг (выполнения работ) может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений граждан. Эти риски могут отразиться на возможности реализации наиболее затратных мероприятий Программы, в том числе связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры и объектов туристической индустрии.
Снижение данных рисков предусматривается мероприятиями, направленными на совершенствование муниципального регулирования, в том числе по повышению инвестиционной привлекательности и экономическому стимулированию.
Административные риски. Риски данной группы связаны с неэффективным управлением Программой, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости отраслей культуры и туризма, нарушение планируемых сроков реализации Программы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений целевых индикаторов (показателей), снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
формирование эффективной системы управления реализацией Программы;
проведение систематического аудита результативности реализации Программы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации Программы;
повышение эффективности взаимодействия участников Программы;
заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
создание системы мониторинга результатов реализации Программы;
своевременная корректировка мероприятий Программы.
Международные риски. Международные риски связаны с политической ситуацией внутри страны и сопряженных государствах, а также отношениями Российской Федерации с другими странами, что оказывает влияние на развитие внутреннего и въездного туризма и международного культурного сотрудничества.
Военные и террористические действия могут привести к снижению туристского потока и формированию образа Российской Федерации как страны, неблагоприятной для туризма, а также снизить ее инвестиционную привлекательность.
Для развития сферы туризма важное значение имеет состояние международных туристских рынков и взаимная интеграция государств, что особо значимо для регионов приграничного туризма.
В сфере культуры эти риски могут привести к резкому уменьшению объема информации, получаемой в рамках культурного обмена, а также снижению возможностей проведения культурных мероприятий в рамках гастрольной и выставочной деятельности.
Для минимизации международных рисков предусматривается принятие оперативных мер по информированию об угрозе безопасности российских туристов.
Кадровые риски. Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных кадров в сферах культуры и туризма, что снижает эффективность работы учреждений сферы культуры и предприятий и организаций туристской индустрии, качество предоставляемых услуг.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов.
Меры налогового, тарифного, кредитного государственного регулирования в рамках Программы не предусмотрены. Предоставление налоговых льгот и финансовых гарантий по ранее взятым и перспективным кредитам для организаций всех форм собственности, участвующих в реализации Программы, также не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.