Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Ростова-на-Дону
от 30.01.2018 N 85
Стандарты
осуществления внутреннего муниципального финансового контроля
1. Общие положения
1.1. Стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля (далее - Стандарты) являются нормативным документом, устанавливающим основные принципы и единые требования к осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
1.2. Целью Стандартов является установление характеристик, правил и процедур проведения этапов контрольного мероприятия.
1.3. Задачами Стандартов являются определение порядка организации, общих правил и процедур проведения этапов контрольного мероприятия, а также определение механизма реализации результатов контрольного мероприятия, установление правил контроля за реализацией результатов проведенного контрольного мероприятия.
1.4. Контрольное мероприятие является организационной формой осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация полномочий Муниципального казначейства города Ростова-на-Дону (далее - Муниципальное казначейство города) по внутреннему муниципальному финансовому контролю.
Контрольное мероприятие должно отвечать следующим требованиям:
1) осуществляться на основании плана контрольных мероприятий, утвержденного руководителем Муниципального казначейства города (далее - план контрольных мероприятий), либо по письменному поручению руководителя Муниципального казначейства города;
2) проводиться в соответствии с программой его проведения (в случае проверки более одного вопроса);
3) по результатам контрольного мероприятия оформляется акт (справка, заключение).
Проведение контрольного мероприятия состоит в осуществлении контрольных действий, сборе и анализе фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами контрольного мероприятия.
1.5. Реализация полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю обеспечивается контрольно-ревизионным отделом Муниципального казначейства города.
Для целей настоящих Стандартов уполномоченными работниками признаются специалисты Муниципального казначейства города, непосредственно осуществляющие контрольные действия и мероприятия.
1.6. Объекты контроля утверждены постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.04.2014 N 475 "Об утверждении Порядка организации и проведения внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городе Ростове-на-Дону" (далее - постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 28.04.2014 N 475).
1.7. Для проведения контрольного мероприятия необходимо выбрать один из методов сбора фактических данных и информации, которые будут применяться для формирования доказательств в соответствии с поставленными целями и вопросами контрольного мероприятия: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций. Выбор того или иного метода зависит от целей и задач контрольного мероприятия.
2. Планирование контрольных мероприятий
2.1. Контрольные мероприятия подлежат планированию путем составления и утверждения плана контрольных мероприятий.
Планирование контрольных мероприятий осуществляется на каждый календарный год.
2.2. Планирование контрольных мероприятий осуществляется исходя из следующих критериев:
1) существенность и значимость мероприятий, осуществляемых объектами контроля, в отношении которых предполагается проведение финансового контроля, и (или) направления и объемы бюджетных расходов;
2) оценка состояния внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, полученная в результате проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
3) длительность периода, прошедшего с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом муниципального финансового контроля (в случае если указанный период превышает 2 года, данный критерий имеет наивысший приоритет);
4) информация о наличии признаков нарушений, поступившая от органов местного самоуправления, главных администраторов доходов бюджета города Ростова-на-Дону, а также выявленная по результатам анализа данных единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov).
Формирование плана контрольных мероприятий осуществляется с учетом информации о планируемых (проводимых) органом внешнего муниципального финансового контроля, контрольных мероприятиях в целях исключения дублирования деятельности по контролю.
2.3. План определяет перечень контрольных мероприятий, планируемых к проведению в очередном году, и должен содержать графы, в которых указываются:
1) наименование контрольного мероприятия;
2) объект контрольного мероприятия;
3) метод контроля;
4) период проведения контрольного мероприятия;
5) лица, ответственные за исполнение.
2.4. Планирование каждого контрольного мероприятия осуществляется для обеспечения взаимосвязанности всех этапов контрольного мероприятия - от предварительного изучения объекта контроля, разработки плана, программы контрольного мероприятия, составления акта по итогам контрольного мероприятия до оформления отчета о результатах контрольного мероприятия и реализации материалов контрольного мероприятия.
3. Организация и проведение контрольных мероприятий
3.1. Организация контрольного мероприятия включает в себя следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
1) подготовительный этап;
2) основной этап;
3) заключительный этап.
3.2. Подготовительный этап контрольного мероприятия заключается в предварительном изучении предмета и объекта контроля, определении целей и вопросов контрольного мероприятия, методов его проведения, состава проверочной (ревизионной) группы.
Результатом данного этапа являются подготовка и утверждение удостоверения и программы контрольного мероприятия.
3.2.1. Решение о проведении контрольного мероприятия оформляется удостоверением, выданным и подписанным руководителем Муниципального казначейства города, в котором указываются:
1) наименование объекта контроля;
2) проверяемый период при последующем контроле;
3) наименование контрольного мероприятия;
4) основание проведения контрольного мероприятия;
5) состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия;
6) срок проведения контрольного мероприятия.
3.2.2. В зависимости от основания проведения проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
В зависимости от места проведения проверки подразделяются на выездные, камеральные и встречные.
3.2.3. Сроки проведения ревизий, проверок и обследований определяются постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.04.2014 N 475.
3.2.4. Контрольные мероприятия проводятся на основании программы контрольного мероприятия, утвержденной начальником контрольно-ревизионного отдела Муниципального казначейства города. Программа контрольного мероприятия должна содержать:
1) наименование и тему контрольного мероприятия;
2) наименование объектов контрольного мероприятия;
3) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия;
4) проверяемый период контрольного мероприятия.
В случае изучения одного вопроса программа контрольного мероприятия не составляется.
При необходимости в программу контрольного мероприятия могут быть внесены изменения в течение пяти рабочих дней с даты начала проведения контрольного мероприятия.
3.2.5. При подготовке к проведению контрольного мероприятия участники проверочной (ревизионной) группы (должностные лица, уполномоченные на проведение контрольного мероприятия) изучают программу контрольного мероприятия, материалы предыдущих контрольных мероприятий.
3.3. Основной этап контрольного мероприятия состоит в проведении контрольных действий, сборе и анализе фактических данных и информации, необходимых для достижения поставленных целей и задач, а также для раскрытия вопросов контрольного мероприятия, содержащихся в программе его проведения.
Результатом проведения данного этапа являются оформленные и подписанные руководителем ревизионной группы акты проверок (ревизий), заключения по результатам обследования.
3.3.1. Датой начала контрольного мероприятия считается дата, указанная в удостоверении на его проведение.
3.3.2. Датой окончания контрольного мероприятия считается день составления и подписания акта проверки (ревизии), заключения по результатам обследования уполномоченными работниками органа внутреннего муниципального финансового контроля и направления их должностным лицам объекта контроля с целью подписания, под роспись, с указанием даты получения.
3.3.3. Отведенный срок для ознакомления с актом ревизии или проверки, заключением по результатам обследования и его подписания составляет не более пяти рабочих дней со дня вручения акта (заключения).
Не возврат в 5-дневный срок подписанного должностными лицами объекта контроля акта ревизии или проверки, заключения по результатам обследования расценивается как отказ от подписания акта (заключения).
В случае отказа должностных лиц объекта контроля подписать или получить акт ревизии или проверки, заключение по результатам обследования руководитель ревизионной группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом (заключением) и отказе от подписи или получения акта.
В таком случае подписанный в одностороннем порядке акт ревизии или проверки, заключение по результатам обследования направляются должностным лицам объекта контроля посредством почтовой связи.
3.3.4. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица объекта контроля делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют начальнику отдела письменные возражения или замечания, содержащие ссылки на нормативно-правовые акты, обосновывающие позицию подписывающих акт должностных лиц объекта контроля. Возражения или замечания приобщаются к материалам ревизии или проверки и являются их неотъемлемой частью.
Возражения или замечания по материалам ревизий или проверок, представленные по истечении вышеуказанных сроков, а также оформленные с нарушением вышеуказанных требований, не принимаются.
Руководитель ревизионной группы в срок до пятнадцати рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения лицом, назначившим ревизию или проверку, направляются в адрес объекта контроля и приобщаются к материалам ревизии или проверки.
Письменные заключения вручаются начальником отдела руководителю объекта контроля или лицу, им уполномоченному под роспись с указанием даты получения.
При отказе руководителя объекта контроля или лица, им уполномоченного получить заключение, заключение направляется в адрес объекта контроля по средством почтовой связи в срок не позднее пяти рабочих дней с даты их подписания.
3.3.5. Контрольное мероприятие может проводиться путем осуществления участниками проверочной (ревизионной) группы:
изучения, анализа и оценки учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и иных документов объекта контроля;
проверки полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета, эффективности и рациональности использования денежных средств и материальных ценностей;
проверка процедур правомерности формирования и исполнения муниципального задания, планов финансово-хозяйственной деятельности, бюджетной сметы казенных учреждений;
проверки соблюдения получателями целевых субсидий условий, целей и порядка их предоставления;
проверки за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
проверки фактического наличия, сохранности и эффективного использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, денежных средств, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
проверки процедур планирования и обоснования закупок, в том числе формирования начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), процедур размещения заказов и заключения контрактов, в части экономности и эффективности использования бюджетных средств, применения заказчиками мер ответственности к контрагентам, при нарушении ими условий заключенных контрактов (договоров), своевременности полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги, а также соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям заключенного контракта и целям осуществления закупки;
проверки реализации мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущих контрольных мероприятий.
3.3.6. В ходе контрольных мероприятий проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности объекта контроля.
Контрольные действия по документальному изучению деятельности объекта контроля проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, а также осуществляются путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом письменных объяснений, справок и сведений должностных и материально ответственных лиц объекта контроля.
Контрольные действия по фактическому изучению деятельности объекта контроля проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров.
В случае воспрепятствования к доступу на объект уполномоченными работниками Муниципального казначейства города составляется соответствующий акт и в течение одного рабочего дня направляется начальнику контрольно-ревизионного отдела Муниципального казначейства города.
3.4. На заключительном этапе контрольного мероприятия начальником контрольно-ревизионного отдела Муниципального казначейства города принимаются решения:
1) по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии):
о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (или) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
о проведении внеплановой выездной проверки (ревизии);
2) по результатам рассмотрения заключения по результатам обследования:
о назначении (отсутствии оснований для назначения) выездной проверки (ревизии).
3.4.1. Результаты встречной проверки рассматриваются в составе материала проверки (ревизии). По результатам встречной проверки представления и предписания объекту встречной проверки не направляются.
4. Оформление результатов контрольных мероприятий
4.1. Результаты контрольного мероприятия оформляются актом проверки (ревизии) и заключением по результатам обследования в соответствии с Порядком организации и проведения внутреннего муниципального финансового контроля в городе Ростове-на-Дону, утвержденным постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 28.04.2014 N 475.
4.2. При составлении акта проверки (ревизии), заключения по результатам обследования должны соблюдаться следующие требования:
объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия;
конкретность формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
изложение фактических данных только на основании материалов документов, проверенных уполномоченными работниками, при наличии ссылок на них.
Не допускается включение в акт, различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документами, а также информации из материалов правоохранительных (следственных) органов.
В акте (заключении) не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц объекта контроля, а также их характеристика с использованием юридических терминов, установление которых возлагается на правоохранительные органы.
4.3. Акт ревизии или проверки состоит из вводной и описательной части.
Вводная часть акта ревизии или проверки должна содержать общую информацию об объекте контроля и проводимом контрольном мероприятии.
Описательная часть акта ревизии или проверки должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии или проверки.
В акте проверки (ревизии), заключении по результатам обследования мероприятия при описании каждого нарушения, выявленного при проведении контрольного мероприятия, должны быть указаны: положения нормативных правовых актов, которые были нарушены; к какому периоду относится выявленное нарушение; в чем выразилось нарушение; документально подтвержденная сумма нарушения.
В акте проверки (ревизии), заключении по результатам обследования допускается ссылка на материалы официальных сайтов в сети "Интернет".
4.4. Материалы контрольного мероприятия состоят из акта и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
В случае отказа от представления запрошенных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте делается запись.
При подтверждении финансового нарушения, полученного в результате суммирования данных нескольких идентичных документов, составляется реестр данных, который прилагается к документам (копиям).
Копии документов не требуются в случае размещения таких документов на официальных интернет ресурсах.
4.5. В течение пяти рабочих дней после подписания акта проверки (ревизии), заключении по результатам обследования должностным лицом объекта контроля, а в случае отказа от подписания после направления подписанного в одностороннем порядке акта (заключения) почтой, из материалов контрольного мероприятия формируется отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
Нумерация страниц материалов дела проставляется по центру вверху, начиная с последней страницы. Материалы контрольного мероприятия сшиваются в дело в следующем порядке:
1) приложения к акту проверки (ревизии), заключению по результатам обследования;
2) акт проверки (ревизии), заключение по результатам обследования;
3) программа проверки (ревизии);
4) удостоверение на проведение проверки (ревизии), обследования, выданное руководителем Муниципального казначейства города;
5) предписание (представление), направленное объектам контроля (при их наличии);
6) информационное письмо главному распорядителю бюджетных средств о нарушениях, выявленных в ходе проверки (ревизии), обследования;
7) письмо объекта контроля об исполнении выданного предписания (представления).
5. Реализация результатов проведения контрольных мероприятий
5.1. Под реализацией результатов проведенных контрольных мероприятий понимаются направление объектам контроля представлений и (или) предписаний, применение бюджетных мер принуждения.
5.2. Под представлением понимается документ Муниципального казначейства города, содержащий информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, муниципальных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Представление Муниципального казначейства города должно содержать:
1) исходные данные о контрольном мероприятии (основание для его проведения, наименование контрольного мероприятия, наименование объекта контроля, а также сроки проведения контрольного мероприятия);
2) нарушения, выявленные в ходе проведения контрольного мероприятия;
3) сумму нарушения (при наличии таковой), дату (период) совершения нарушения;
4) нарушенные положения правовых актов РФ (со ссылками на пункты, части, статьи);
5) требование о принятии мер по устранению выявленных нарушений и (или) требования об устранении причин и условий, способствующих их совершению, сроки принятия мер;
6) срок информирования Муниципального казначейства города об исполнении представления.
5.3. Под предписанием понимается документ Муниципального казначейства города, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, муниципальных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба муниципальному образованию.
Предписание Муниципального казначейства города должно содержать:
1) исходные данные о контрольном мероприятии (основание для его проведения, наименование контрольного мероприятия, наименование объекта контроля, а также сроки проведения контрольного мероприятия);
2) требование об устранении выявленных нарушений и (или) возмещении причиненного указанными нарушениями ущерба и сроки его устранения и (или) возмещения;
3) срок информирования Муниципального казначейства города об исполнении предписания.
5.4. Представления и предписания подписываются начальником контрольно-ревизионного отдела Муниципального казначейства города.
5.5. Направленные по результатам контрольного мероприятия предписания и (или) представления являются обязательными для исполнения должностными лицами объекта контроля в срок, установленный в предписании и (или) представлении.
5.6. Объект контроля по результатам рассмотрения представления и (или) предписания в установленный представлением и (или) предписанием срок направляет в Муниципальное казначейство города информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.
5.7. Отмена и обжалование представлений и предписаний Муниципального казначейства города осуществляются в судебном порядке.
5.8. Неисполнение выданного представления и (или) предписания влечет применение к лицу, не исполнившему такое представление и (или) предписание, мер ответственности.
Неисполнение предписаний Муниципального казначейства города о возмещении причиненного муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного муниципальным правовым актом местной администрации муниципального органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию.
5.9. При выявлении в ходе проведения контрольных мероприятий достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, производство по делу о котором относится к компетенции Муниципального казначейства города, должностными лицами Муниципального казначейства города, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждается дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствие с регламентом, утвержденным приказом Муниципального казначейства города.
6. Контроль за реализацией результатов проведенных контрольных мероприятий
6.1. Целью контроля за реализацией результатов проведенных контрольных мероприятий является полное, качественное и своевременное выполнение требований, изложенных в документах, направляемых Муниципальным казначейством города объекту контроля.
6.2. Контроль за выполнением представлений и (или) предписаний Муниципального казначейства города включает в себя:
1) анализ и оценку полноты выполнения требований, содержащихся в представлениях и (или) предписаниях, выполнения запланированных мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также причин и условий таких нарушений;
2) проверка соблюдения установленных представлениями и (или) предписаниями сроков их выполнения;
3) принятие мер в случаях невыполнения представлений и (или) предписаний, несоблюдения сроков их выполнения.
6.3. В ходе осуществления анализа выполнения представлений и (или) предписаний у объекта контроля могут быть дополнительно запрошены необходимая информация, документы и материалы о ходе и результатах выполнения содержащихся в них требований.
6.4. При выполнении всех требований представление и (или) предписание снимаются с контроля.
Начальник управления |
П.П. Волошин |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 30 января 2018 г. N 85 "Об утверждении стандартов осуществления внутреннего... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.