Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции.
В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.10.2013 N 526 на осуществление контроля в сфере закупок уполномочено управление экономического контроля Администрации города Ростова-на-Дону (далее - Управление), которое осуществляло свою деятельность по трем основным направлениям: методологическое сопровождение деятельности заказчиков органов местного самоуправления; мониторинг; контроль в сфере закупок.
В рамках методологической помощи заказчикам Управлением проводился мониторинг законодательной базы в сфере закупок на официальном интернет-портале правовой информации в сети "Интернет" (по адресу: www.pravo.gov.ru), по итогам которого подготовлены и направлены в адрес главных распорядителей бюджетных средств города Ростова-на-Дону инструктивные письма, разъясняющие положения новелл законодательства о закупках.
На постоянной основе актуализировались перечни типовых несоответствий законодательству о контрактной системе, установленных при проведении предварительного контроля документаций для осуществления закупок, разработанных заказчиками, а также несоответствий, выявляемых при осуществлении контрольных мероприятий.
Ежеквартально проводились обучающие семинары-совещания по проблемным вопросам законодательства в сфере закупок. В 2017 году было проведено 4 семинара совещания, а в 1 полугодии 2018 года - 3.
В период с 2016 года по первое полугодие 2018 года Администрацией города был реализован целый ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности и совершенствование механизмов закупок.
Внедрена полная централизация закупок в отрасли строительства на базе МКУ "Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону", позволяющая осуществлять необходимые для строительства, реконструкции и капитального ремонта закупки с минимальным количеством нарушений законодательства о контрактной системе.
Внедрена частичная централизация закупок (определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в дорожно-транспортной отрасли для отраслевого заказчика) на базе МКУ "Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры города Ростова-на-Дону", обеспечивающая взаимодействие уполномоченного учреждения с заказчиками данной отрасли.
Введено в практику осуществление масштабных совместных закупок на базе наиболее квалифицированных учреждений-организаторов в отраслях "Здравоохранение", "Образование" и "ЖКХ". По итогам данной работы жалобы на положения документации в Ростовский УФАС России не поступали.
Запущен пилотный проект, который позволит усилить качество контроля за исполнением контрактов, повысить эффективность и прозрачность закупок, по тестированию электронного сервиса "Модуль исполнения контракта". Данный сервис позволяет осуществлять электронное взаимодействие между всеми субъектами закупки.
Для оценки и анализа состояния сферы закупок в городе Ростове-на-Дону Управление осуществляет мониторинг:
- размещения планов-графиков закупок заказчиками города на 2018 год. По итогам мониторинга установлено, что планы-графики на 2018 год размещены в ЕИС всеми заказчиками города Ростова-на-Дону, за исключением учреждений, которые в 2018 году не осуществляют деятельность в связи с реорганизаций, ликвидацией, закрытием на реконструкцию;
- соблюдения минимального уровня объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Данный показатель, по состоянию на 01.07.2018 года составил 13,4% от совокупного годового объема закупок для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, при установленной норме - не менее 15%;
- претензионно-исковой работы заказчиков (в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту). По результатам работы заказчиками было выставлено неустоек на сумму 3,7 млн. руб., взыскано - 1,2 млн. руб.;
- жалоб, поданных в Ростовское УФАС России, на действия (бездействие) в отношении заказчиков. В первом полугодии 2018 года подано 106 жалоб, при этом, необоснованных - 55 (52%), обоснованных и частично обоснованных - 51. По результатам рассмотрения 4 закупки были аннулированы, что составляет 0,001% от общего количества опубликованных извещений о закупках;
- результатов осуществления закупок. За 1 полугодие 2018 года заключено 18897 контрактов на общую сумму 8,7 млрд. руб. Из них конкурентными способами заключено 3945 контрактов (20,9% от общего количества заключенных контрактов) на общую сумму - 6,4 млрд. руб. (73,8% от общей суммы заключенных контрактов).
Сумма экономии бюджетных средств, по результатам проведенных конкурентных процедур за 1 полугодие 2018 года, составила 317,5 млн. руб. (4,7% от общей суммы начальных (максимальных) цен контрактов).
Наибольший удельный вес в общей стоимости заключенных контрактов составляют контракты, заключенные по итогам электронных аукционов (55,4%), среднее значение количества заявок, приходящихся на одно опубликованное извещение - 3,75 ед. (что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 2,05 ед.).
В рамках осуществления контрольных полномочий за 1 полугодие 2018 года Управлением проведено 2 проверки: МКУ "Управление благоустройства Кировского района" и МКУ "Управление многофункциональных центров по городу Ростову-на-Дону".
Проверено 8 процедур определения поставщика с общей суммой начальных цен контрактов 6,78 млн. руб. Установлено 28 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
По предварительной оценке Управления выявлены административные нарушения на общую сумму 31 тыс. руб. министерством экономического развития Ростовской области возбуждены дела об административных нарушениях.
Управлением осуществлен предварительный контроль в виде проверки 116 пакетов документаций на проведение закупок, на общую сумму 3,41 млрд. руб., из них в 22 выявлены нарушения законодательства о контрактной системе. Заказчикам направлены рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Вместе с тем существует целый ряд негативных факторов, снижающих эффективность закупок.
Низкий профессиональный уровень специалистов, занимающихся закупками (более 30% членов комиссий не обучены требованиям Федерального закона), а также совмещение данными специалистами своей деятельности с работой, не связанной с закупками (около 70% специалистов совмещают организацию закупок с иной деятельностью).
Отсутствие утвержденных главными распорядителями бюджетных средств примерных форм документаций, типовых форм контрактов, низкий уровень стандартизации закупок, сложность координации процесса закупок, действующих механизмов предварительного контроля начальных цен закупок.
Несоблюдение требований Федерального закона в части осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 39 и 41 Устава города Ростова-на-Дону, городская Дума
решила:
1. Информацию о работе Администрации города Ростова-на-Дону по реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" принять к сведению.
2. Администрации города Ростова-на-Дону, ее отраслевым (функциональным) и территориальным органам:
1) осуществлять повышение квалификации в сфере закупок специалистов, ответственных за осуществление закупок;
2) усилить ведомственный контроль в отношении подведомственных заказчиков за соблюдением требований Федерального закона;
3) обеспечить применение средств самоконтроля - контрольных карт (чек-листов) на этапах подготовки документации и извещения о закупке, а также при проведении мероприятий ведомственного контроля в отношении подведомственных учреждений;
4) осуществлять закупки малого объема (до 100 и 400 тыс. руб.) преимущественно на Региональном портале закупок малого объема в соответствии с поручением Губернатора РО и постановлением Правительства Ростовской области от 30.05.2018 N 355 "О некоторых вопросах, связанных с организацией осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету города, местным налогам и сборам, муниципальной собственности (И. В. Климов).
Председатель городской Думы - |
З. В. Неярохина |
2 октября 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 2 октября 2018 г. N 574 "О работе Администрации города Ростова-на-Дону по реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Настоящее решение вступает в силу с 10 октября 2018 г.
Текст решения опубликован в информационном бюллетене "Ростов официальный" от 10 октября 2018 г. N 42