Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
SWOT-анализ города Новошахтинска
Конкурентные преимущества (сильные стороны) |
Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны) |
Реальный сектор экономики | |
переход от монопрофильной к диверсифицированной экономике; выгодное географическое расположение; снижение уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда; создание новых рабочих мест в рамках развития многоотраслевой структуры экономики; наличие территориальных ресурсов, позволяющих размещать новые предприятия; нацеленность руководства города на повышение инвестиционной привлекательности; значительный производственный потенциал, освоение новых эффективных видов производства, наличие производств конечной продукции; известность брендов, произведенных в городе товаров, за его пределами; деятельность таможенных постов (Международного автомобильного пункта пропуска "Новошахтинск", Несветайского таможенного поста Ростовской таможни и Южного акцизного таможенного поста); деятельность таможенно-логистического терминала "Новошахтинский" ГК "Российские транспортные линии"; наличие развитой торговой сети; |
сокращение доли трудоспособного населения; усиление дефицита квалифицированных кадров рабочих специальностей и несоответствие спроса и предложения рынка труда; рост неформальной занятости; миграция трудовых ресурсов в крупные города, особенно молодежи; высокая конкуренция за инвестиционные ресурсы со стороны соседних территорий (Гуково, Шахты, Красносулинский и Октябрьские районы); дотационность бюджета города, препятствующая расширению финансовой поддержки инвестиционной деятельности за счет средств бюджета города (отсутствие муниципальных гарантий, налоговых преференций и т.д.); отсутствие инфраструктурно подготовленных инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов; высокая кадастровая стоимость земель в городе; высокая стоимость энергетических и коммунальных услуг (потеря конкурентоспособности продукции в связи соотнесением повышенных стоимостей за ресурсы на себестоимость продукции); отсутствие предприятий, относящихся к сектору высоких технологий; ограниченный доступ к финансовым ресурсам; низкий уровень реальных доходов населения и низкая покупательская способность; неразвитая сервисная инфраструктура (гостиницы, предприятия общественного питания, досуговые зоны); |
Человеческий капитал и социальная сфера | |
снижение смертности населения; укрепление института семьи (увеличение зарегистрированных браков, уменьшение числа разводов); миграционный прирост населения за счет роста международной миграции; наличие объединенной клинико-диагностической лаборатории, на базе которой проводятся с 2016 года ПЦР-исследования (в области таких лабораторий всего 5); наличие специализированного медицинского учреждения ГБУ РО "Центр медицинской реабилитации N 2" в г. Новошахтинске, в котором обслуживают не только жителей города, но и всей области; наличие 20 готовых к реализации проектов по капитальному ремонту и реконструкции социальных объектах города в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по направлению: "Рекультивация использованных земель, ликвидация экологических и иных последствий ведения горных работ"; создание условий для привлечения врачей (единовременные выплаты в размере 500,0 тыс. рублей, предоставление служебного жилья); разнообразие, доступность и достаточно высокое качество образовательного процесса; широкий охват детей дошкольным образованием; высокий уровень охвата детей дополнительным образованием; возможность получения непрерывного профессионального образования в городе; широкая сеть учреждений культуры; насыщенная событийная повестка и широкий охват населения культурными мероприятиями; развитое театральное сообщество; проведение международного театрального фестиваля "Поговорим о любви..."; ежегодный рост доли горожан, ведущих здоровый образ жизни и регулярно занимающихся физкультурой и спортом; высокий уровень развития базовых видов спорта (легкая атлетика, футбол, вольная борьба, бокс, настольный теннис); наличие современной спортивной базы, в том числе для спортивного туризма; большое количество ежегодных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (среди различных категорий населения); |
высокий уровень естественной убыли населения города, старение населения; международная миграция неквалифицированных кадров; нехватка врачей и персонала, старение врачебных кадров; низкая эффективность профилактической работы первичного медицинского звена медицинской помощи амбулаторно-поликлинических организаций; высокая доля больных "социальными" заболеваниями (алкоголизм, курение, наркомания) в общей численности населения; высокий уровень износа зданий учреждений социальной сферы; недостаток мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; переуплотнённость образовательных организаций, невозможность обучения учащихся в одну смену; рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих специальных условий обучения и методик развития, недостаточно развитые условия для занятий спортом лиц с ограниченными возможностями; неотлаженная система взаимодействия с промышленными предприятиями города по прохождению практики учащимися техникумов и колледжа; сохранение масштабности и остроты распространения наркотиков в молодежной среде; узкий спектр услуг в области культурного досуга, низкая доля коммерческого сектора в культурно-досуговой и спортивной сферах; отсутствие площадок для экстремальных видов спорта, популярных у молодежи; низкий уровень общественных инициатив и проектов в области физической культуры и спорта; |
Пространственно-территориальное развитие | |
формирование нового общегородского центра вокруг "Квартала N 2"; комплексная застройка новых жилых кварталов; развитие малоэтажного строительства; наличие предложений на рынке недвижимости; реализация программ по переселению граждан из аварийных и ветхих жилых домов; реализация региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; размещение в открытом доступе (на официальном сайте Администрации города) расписания по маршрутам движения; оснащение общественного транспорта аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS; наличие проектов по реконструкции и капитальному ремонту дорог города; устойчивое обеспечение потребителей энергетическими и коммунальными ресурсами; строительство новых инженерных сетей в рамках, ведущегося на территории города, жилищного строительства; реализация концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы водоотведения; в подготовительной стадии заключение концессионного соглашения по водоснабжению; строительство распределительных газопроводов для газоснабжения улиц поселков города; реализация приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды"; |
разрозненная планировочная структура и большая площадь города; отсутствие сформированных полноценных рекреационных зон; отсутствие проектов планировки и проектов межевания территорий в городе; большое количество ветхих и аварийных жилых домов; отсутствие возможности включения новых семей в списки граждан, подлежащих переселению из ветхих жилых домов; недостаточное оборудование участков застройки необходимой инженерной инфраструктурой; медленные темпы сноса расселенного жилья; неудовлетворительное состояние дорог и недостаточная протяженность тротуаров; отсутствие финансовых ресурсов для развития дорожного хозяйства; дефицит парковок; скопление транспорта (такси) на проспекте Ленина и на Базарной площади; высокий уровень износа инженерных коммуникаций коммунальной инфраструктуры (сооружений и сетей); недостаточность финансовых средств для модернизации инженерной инфраструктуры; дефицит качественной воды, обусловленный недостаточной мощностью водопроводов и значительными потерями воды в изношенных системах транспортировки; низкий процент охвата жилого фонда централизованной канализацией; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных сооружений и сетей; неудовлетворенность качеством работы по приему сточных вод среди предприятий города; высокие тарифы на водоснабжение и водоотведение; функционирование угольных котельных; недозагруженность практически всех котельных и снижение их рентабельности; высокая стоимость и длительные сроки подключения к сетям энергетической инфраструктуры; низкий процент подключения населения к вновь построенным газопроводам; низкое качество освещения улиц города; неразвитость сферы досуга и общественных мест (отсутствие зон отдыха); плохо развитая инфраструктура для маломобильных групп населения; низкая самоорганизация населения в поросах благоустройства города, усиление вандализма со стороны некоторых групп населения; |
Охрана окружающей среды | |
наличие зеленых зон; реализация программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по направлению "Рекультивация использованных земель, ликвидация экологических и иных последствий ведения горных работ"; |
загрязнение атмосферного воздуха горящими породными отвалами, автотранспортом, выделение угольной пыли при переработке угольной массы; неудовлетворительная степень очистки сбрасываемых сточных вод; обмеление и загрязнение малых рек (Малый Несветай, Большой Несветай, Кундрючья); отсутствие развитой системы ливневой канализации; подтопление грунтовыми водами городских территорий, которое усиливается под воздействием растущей техногенной нагрузки; рост несанкционированных свалок; относительно низкий уровень экологической культуры населения; |
Информационно-коммуникационная инфраструктура | |
деятельность МБУ г. Новошахтинск "МФЦ"; |
низкая интернет-инфраструктура в удаленных от центра города районов; низкая доля граждан, использующих механизм получения муниципальных услуг в электронном виде; |
Безопасность жизнедеятельности | |
вовлеченность активных граждан в охрану общественного порядка (наличие казачьей дружины и дружинников); высокая степень защищенности социальных объектов в диверсионно-террористическом отношении (учреждения образования, здравоохранения, культуры), наличие паспортов безопасности на каждый объект; деятельность на территории города поисково-спасательной службы и аварийно-спасательных формирований; наличие правовых основ и организационной системы противодействия коррупции; |
низкая степень обеспеченности современными спецсредствами (камеры видеонаблюдения); сохранение масштабности и остроты распространения наркомании; значительное число дорожно-транспортных происшествий; |
Муниципальное управление | |
рост налоговых поступлений; активная позиция Администрации города по участию в различных государственных программах; новый формат работы информационных групп в виде выездов на вновь построенные и введенные после капитального ремонта объекты; |
несоответствие полномочий муниципального образования с его финансовыми возможностями в виду дотационности бюджета; низкие темпы снижения недоимки по налоговым платежам в бюджет города; низкий уровень вовлеченности населения и бизнеса в вопросы управления и развития города; |
Возможности внешней среды |
Угрозы внешней среды |
Реальный сектор экономики | |
нарастание мобильности трудовых ресурсов; рост рынка фриланс-услуг (ожидается, что к 2020 году онлайн-занятость в мире вырастит до 16 млрд. долларов США); возобновление устойчивого экономического роста и роста спроса на продукцию предприятий Новошахтинска; реализация политики импортозамещения; повышение доступности льготного кредитования для малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей; расширение масштабов интеграционных процессов со странами СНГ, развитие взаимовыгодного межмуниципального сотрудничества; реализация государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в рамках законодательства Ростовской области; привлечение федерального финансирования и частных инвестиций для развития инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов; наличие предпосылок для создания логистического кластера в связи с постройкой международного аэропорта "Платов" и развития федеральных и региональных сетей; развитие туристической отрасли (событийный туризм); строительство складских помещений для крупноформатных объектов торговли, в том числе для поставок товаров интернет-ритейлерами; |
рост безработицы в стране в целом, в том числе рост уровня безработицы среди молодежи; нестабильная внешнеэкономическая и внешнеполитическая ситуация (усиление международной напряженности, конфликт с Украиной); потеря инвестиционной привлекательности территории в сравнении с ТОСЭР Гуково, Зверево и Донецк, несмотря на имеющиеся позитивные условия по другим обеспечивающим критериям; изменения в налоговой системе на федеральном уровне (ужесточение общероссийской налоговой политики); удорожание энергоресурсов и услуг коммунального комплекса; |
Человеческий капитал и социальная сфера | |
рост рынка медицинских услуги развитие конкуренции со стороны частной системы здравоохранения; высокая престижность получения высшего образования за пределами города и региона среди молодежи; рост популярности практико-ориентированного (прикладного) образования; поддержка инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; установление более тесной связи между сферой профессионального образования и потребностями рынка труда; поляризация потребления продуктов культуры; формирование "креативного класса" (повышение значимости интеллектуального и творческого труда, формирование новых жизненных установок и ценностей: толерантность, инновационные технологии, талант и разнообразие социокультурных порядков); поддержка государством и частными инвесторами новых форм искусства; проведение ряда крупнейших всероссийских и региональных физкультурных и спортивных соревнований; поддержка занятий спортом на федеральном и региональном уровнях через соответствующие программы, популяризация спорта среди населения; рост интереса к спорту высших достижений; повышение социальной роли физической культуры и спорта (развитие спортивных общественных организаций); тренд на здоровый образ жизни; |
высокий процесс урбанизации (отток населения в крупные мегаполисы); откладывание рождения первого ребенка на более поздний период в мире и активное приобщение к данной тенденции в России; рост заболеваний, связанный с увеличением продолжительности жизни и старением населения; нарастание конкуренции за кадровые ресурсы в здравоохранении Ростовской области, в том числе отток специалистов в сектор частной медицины из-за разрыва в оплате труда; риск секвестирования бюджетов, выделяемых на реализацию проектов по развитию объектов социальной сферы; низкая престижность среднего профессионального образования; несоответствие спроса трудового рынка и предложения профессионального образования;
|
Пространственно-территориальное развитие | |
модернизация строительной отрасли и повышение качества жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве; применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, включая использование инфраструктурной ипотеки, контрактов жизненного цикла, наилучших технологий и материалов; автоматизация процесса сбора показаний общедомовых приборов; развитие энергоэффективности и энергосбережения на основе принципа единства; поддержка развития механизмов государственно-частного партнерства; совершенствование дезинфицирующих средств, применяемых для обеззараживания питьевой воды, и распространения новых биологических методов очистки сточных вод; технологическая модернизация энергетической отрасли; инновационное развитие технологий газоснабжения; строительство небольших модульных котельных; реализация национального проекта "Формирование комфортной городской среды"; создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды; |
риск секвестирования бюджетов, выделяемых на развитие жилого фонда; рост автомобилизации населения; движение транзитного большегрузного транспорта; риск секвестирования бюджетов, выделяемых на реализацию проектов по модернизации инженерной инфраструктуры; рост тарифов и задолженности перед ресурсоснабжающими организациями; отсутствие инвесторов в связи с длительными сроками окупаемости проектов по модернизации инфраструктуры; |
Охрана окружающей среды | |
усиление актуальности бережного отношения к природе (воссоединение человека и природы, бережливое отношение ко всему живому, вовлечение отходов и вторсырья в процесс творчества); внедрение современных технологий утилизации отходов; создание системы общественного контроля, направленного на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок; введение более жестких требований экологического законодательства; |
недостаточное финансирование мероприятий по охране окружающей среды; |
Информационно-коммуникационная инфраструктура | |
цифровизация пространства и рост его влияния на систему расселения; дальнейшее развитие высокоскоростных сетей электросвязи последующих поколений (NGN); увеличение присутствия населения, бизнеса, государственного сектора в сети Интернет, вовлеченных в коммуникационные процессы, в том числе за счет распространения многообразных форм электронного взаимодействия; |
несанкционированный доступ к информации в компьютерных сетях Интернет-пространства; |
Безопасность жизнедеятельности | |
ужесточение федерального законодательства в сфере безопасности жизнедеятельности (в том числе в отношении аварийности на объектах ЖКХ, транспорта, промышленности и иных объектов); внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения; |
близость к очагам нестабильности (напряженная обстановка на юго-востоке Украины, периодически обостряющаяся напряженность в регионах Кавказа); рост международного терроризма; возрастание угрозы военных конфликтов, расширение ареалов геополитической нестабильности, в том числе с применением ядерного оружия; |
Муниципальное управление | |
наделение муниципалитетов самостоятельным правом выбора полномочий; создание на федеральном уровне рычагов для увеличения доходов муниципалитетов. |
централизация государственной власти и дальнейшее реформирование местного самоуправления; дальнейшая централизация бюджетной системы; практика принуждения к обязательному исполнению отдельных (разовых) обязательств, предусмотренных федеральным законодательством, по требованию вышестоящих органов власти (федерации, субъекта) и контрольно-надзорных органов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.