Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону
Муниципальные финансы выступают важным инструментом и источником финансового обеспечения ускоренного развития приоритетных отраслей городского хозяйства.
Основными результатами реализации проводимой в городе Ростове-на-Дону бюджетной политики стали:
внедрение в бюджетный процесс среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования, формирование бюджетного прогноза города Ростова-на-Дону на период 2019 - 2035 годов;
организация бюджетного процесса на основе принятия и исполнения расходных обязательств города Ростова-на-Дону;
использование единого программного продукта для обеспечения бюджетного процесса;
формирование бюджета города Ростова-на-Дону на основе муниципальных программ города Ростова-на-Дону. Доля программных расходов бюджета города Ростова-на-Дону по итогам 2017 года составила 97,9 процента в общих расходах бюджета города Ростова-на-Дону (согласно методике расчета, установленной приказом минфина Ростовской области от 14.03.2013 N 35 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Ростовской области"). В 2018 году программные расходы запланированы в размере 34,7 млрд рублей или 96,6 процента к общему объему расходов бюджета города Ростова-на-Дону;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности бюджета города Ростова-на-Дону;
поддержание на высоком уровне качества управления бюджетным процессом;
развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств города Ростова-на-Дону. Мониторинг финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города Ростова-на-Дону за 2017 год проводился на основе показателей, утвержденных постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 19.01.2018 N 42 "О Порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города Ростова-на-Дону".
В целях совершенствования системы мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города Ростова-на-Дону постановлением Администрации города от 24.08.2018 N 811 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 19.01.2018 N 42 "О порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств города Ростова-на-Дону" действующий порядок проведения мониторинга дополнен показателями, характеризующими отлаженность бюджетных процедур, механизмов внутреннего финансового контроля и состояние бюджетной дисциплины:
количество изменений, внесенных в кассовый план исполнения бюджета города Ростова-на-Дону;
наличие нарушений бюджетного законодательства, допущенных главными распорядителями бюджетных средств города Ростова-на-Дону и (или) подведомственными учреждениями при осуществлении мероприятий внутреннего муниципального финансового контроля, требующих возврата предоставленных средств и возмещение причиненного ущерба.
Оценка качества финансового менеджмента осуществлена по всем 18 главным распорядителям бюджетных средств города Ростова-на-Дону, фактически осуществлявших свою деятельность в 2017 году, на основании представленных ими данных. Средняя оценка за 2017 год увеличилась по сравнению с 2016 годом и составила 82,4% (за 2016 год - 75,8%);
обеспечена организация и осуществление внутреннего муниципального финансового контроля. В решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.11.2007 N 321 "О принятии Положения "О бюджетном процессе в городе Ростове-на-Дону" внесены изменения в части разграничения и закрепления полномочий Муниципального казначейства города Ростова-на-Дону по внутреннему муниципальному финансовому контролю как финансового органа и как органа внутреннего муниципального финансового контроля, а также непосредственное осуществление Муниципальным казначейством города Ростова-на-Дону возложенных на него контрольных функций.
В целях установления основных принципов и единых требований к осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.01.2018 N 85 "Об утверждении стандартов осуществления внутреннего муниципального финансового контроля" утверждены стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Ростова-на-Дону.
Проведена работа по формированию целостной системы управления муниципальными финансами города Ростова-на-Дону, характеризующейся следующими показателями, согласно таблице N 1 к программе
Таблица N 1
к программе
Основные показатели бюджета города Ростова-на-Дону
Показатель |
По годам, миллиардов рублей |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
факт |
факт |
факт |
факт |
план |
|
Доходы |
29,1 |
32,9 |
32,0 |
33,4 |
33,0 |
Расходы |
30,0 |
32,6 |
31,1 |
33,7 |
36,0 |
Профицит (+), дефицит (-) |
-0,9 |
0,3 |
0,9 |
-0,3 |
-3,0 |
Среднедушевой доход (тыс. рублей) |
26,3 |
29,5 |
28,6 |
29,7 |
29,2 |
Исполнение бюджета города Ростова-на-Дону за 2017 год составило: по доходам - 33,4 млрд рублей и по расходам - 33,7 млрд рублей, что на 8,4 процента или на 1,4 млрд рублей выше показателей 2016 года по доходам и на 4,1 процента или на 0,7 млрд рублей - по расходам.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя города Ростова-на-Дону составил 29,7 тыс. рублей.
Основные доходные источники бюджета города Ростова-на-Дону - собственные налоговые и неналоговые доходы, их объем составил 13,6 млр. рублей или 40,6 процентов всех поступлений в бюджет города Ростова-на-Дону. Прирост по сравнению с 2016 годом составил 0,1 млрд рублей.
Безвозмездные перечисления из федерального бюджета и бюджета Ростовской области в 2017 году составили 19,9 млрд рублей или 59,4 процента в общем объеме доходов бюджета города Ростова-на-Дону.
Проведение взвешенной долговой политики, направленной на минимизацию муниципального долга города Ростова-на-Дону и расходов на его обслуживание, позволило обеспечить низкий уровень долговых обязательств города Ростова-на-Дону.
Муниципальный долг города Ростова-на-Дону составил 12,3 процентов от предельной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
В сфере расходов бюджета города Ростова-на-Дону приоритетом является улучшение условий жизни населения города Ростова-на-Дону, предоставление качественных муниципальных услуг (выполнение работ) отраслей социальной сферы.
На отрасли социальной сферы расходы бюджета города Ростова-на-Дону за 2017 год составили 18,4 млрд рублей. Расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику и спорт составили 54,4 процента в итоговом объеме расходов бюджета города Ростова-на-Дону.
В 2018 году уточненный плановый объем всех доходов составляет 33,0 млрд рублей, в том числе собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) - 13,6 млрд рублей.
Объем расходов на 2018 год запланирован в сумме 36,0 млрд рублей и обеспечен доходными источниками с учетом изменения остатков средств на счете местного бюджета.
Дальнейшее развитие бюджетных правоотношений и работа по повышению эффективности управления муниципальными финансами невозможны без принятия следующих мер:
обеспечение взаимосвязи Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону и муниципальных программ города Ростова-на-Дону для концентрации бюджетных средств на уже определенных приоритетах;
развитие института обоснования бюджетных ассигнований для определения возможности включения тех или иных расходов в состав муниципальных программ города Ростова-на-Дону и в бюджет города Ростова-на-Дону;
внедрение в бюджетный процесс систем обоснования и нормирования в сфере закупок, которые должны стать основой формирования проекта бюджетных расходов, позволяющие обеспечить муниципальные нужды, и не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства;
переход к планированию расходов бюджета города Ростова-на-Дону согласно муниципальным программам города Ростова-на-Дону с учетом результативности работы муниципальных учреждений города Ростова-на-Дону в базовом периоде путем сопоставления сложившихся критериев качества услуг, закрепленных в муниципальном задании, во взаимосвязи с критериями качества работы главных распорядителей бюджетных средств города Ростова-на-Дону;
соблюдения установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
планирования бюджетных ассигнований, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
принятия новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения объемов бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и с учетом сроков и механизмов их реализации;
развитие механизма реализации закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей.
Достижение измеримых, общественно значимых результатов, выявление и эффективное использование внутренних резервов, проведение социально-экономических реформ может быть реализовано только при сохранении долгосрочной сбалансированности бюджета города Ростова-на-Дону.
Это будет осуществлено за счет формирования бюджетного прогноза города Ростова-на-Дону на долгосрочный период и концентрации вопросов ресурсного обеспечения стратегических целей в муниципальных программах города Ростова-на-Дону, которые станут основным механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Основным риском реализации программы является возможное снижение темпов экономического роста, что может повлечь увеличение дефицита бюджета города Ростова-на-Дону и, соответственно, муниципального долга и стоимости его обслуживания. Кроме того, существуют риски использования при формировании документов стратегического планирования (бюджетного прогноза города Ростова-на-Дону на долгосрочны период, муниципальных программ города Ростова-на-Дону) прогноза расходов, не соответствующего прогнозу доходов.
Минимизации рисков будет способствовать совершенствование правовой базы, регламентирующей бюджетный процесс в городе Ростове-на-Дону, своевременное принятие решений о бюджете города Ростова-на-Дону на очередной финансовый год и плановый период и об отчете исполнения бюджета города Ростова-на-Дону.
Программа ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов их реализации, обеспечивая значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей социально-экономического развития города Ростова-на-Дону.
Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходов бюджета города Ростова-на-Дону, зависит не только от Муниципального казначейства города Ростова-на-Дону, осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета города Ростова-на-Дону, но и от действий всех участников бюджетного процесса.
Таким образом, указанные выше параметры: сплошной охват участников бюджетного процесса, многофакторность решаемых задач предопределяют применение программно-целевого метода при осуществлении управления муниципальными финансами в городе Ростове-на-Дону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.