Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 9
к приказу минобразования
Ростовской области
от 09.06.2016 г. N 429
Пояснительная записка
к примерному учебному плану образования для общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (вариант 9.4., срок обучения 10 -12 лет).
Пояснительная записка
к учебному плану общеобразовательных учреждений Ростовской области, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в рамках Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), с 9-летним сроком обучения.
I. Основные положения регионального примерного учебного плана
Региональный учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Региональный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) разработан на основе требований следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N 4/15);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2011 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации следует читать как "от 30 августа 2013 г."
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253 (в редакции от 26.01.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования";
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. N 19-255 "О направлении рекомендации" (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);
- Письма Минобразования России от 31.10.2003 N 13-51-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой";
- Приказа министерства общего и профессионального образования РО от 20.07.2012 N 668 "Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области";
- Устава ОУ.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15, Уставом образовательного учреждения и Правилами внутреннего распорядка.
Примерный региональный учебный план является основой для разработки учебного плана образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели примерного учебного плана: перечень учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.
Учебный план в рамках ФГОС является только одним из основных организационных (помимо целевых и содержательных) механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), наряду с которым разрабатывается система условий реализации АОПП и план внеурочной деятельности.
Учебный план образовательной организации - нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по классам (годам) обучения.
Учебный план отражает цели и задачи АООП (2 вариант) образовательной организации, ориентированной на достижение учащимися личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Примерный региональный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает две части:
I - обязательная часть, включает:
- шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
- коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или учителем-дефектологом;
II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
- коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
- внеурочные мероприятия.
Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями развития составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений не более 40% от общего объема АООП.
В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными образовательными возможностями обучающегося.
Своеобразный характер развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР (нарушения опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями), определяет наличие особых образовательных потребностей, реализация которых осуществляется не только в ходе общеобразовательной подготовки, но и в процессе коррекционной работы. В соответствии с ч. 2 ст. 79 и ч. 3 ст. 79 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
В примерном региональном учебном плане часы коррекционно-развивающей области представлены следующими коррекционными курсами: "Сенсорное развитие", "Предметно-практические действия", "Двигательное развитие", "Альтернативная коммуникация", "Коррекционно-развивающие занятия".
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:
1 класс - 33 учебные недели;
2 - 9 класс - 34 учебные недели.
Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней в учебном году, летом - 8 календарных недель, дополнительные каникулы в третьей четверти - 7 календарных дней.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Комплектование детей в классах (группах) проводится на основании заключения ПМПК. Количество детей в классах (группах) определяется в зависимости от категории обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.3286-15.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15.
Различия в психофизическом развитии детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов.
Вариант 2 предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.
II. Особенности учебного плана для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР
Учебный план предполагает, что обучающийся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям определяется его индивидуальными возможностями. На основе АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося.
При реализации варианта 2 в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.
Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других). СИПР предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.
Примерный региональный учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих вариант 2 АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: язык и речевая практика, математика, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура.
При этом выделяются основные задачи реализации содержания каждой предметной области.
Предметная область: Язык и речевая практика
- Речь и альтернативная коммуникация.
Основные задачи реализации содержания:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Предметная область: Математика
Основные задачи реализации содержания:
Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Предметная область: Окружающий мир (Окружающий природный мир. Человек. Домоводство. Окружающий социальный мир.)
Основные задачи реализации содержания:
Окружающий природный мир. Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Человек. Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание/раздевание. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
Домоводство. Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, участие в покупке продуктов, в процессе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.
Окружающий социальный мир. Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
Предметная область: Искусство (музыка и движение, изобразительная деятельность)
Основные задачи реализации содержания:
Музыка и движение. Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий. Развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности.
Предметная область: Технология
Основные задачи реализации содержания:
Профильный труд.
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах. Овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия. Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Предметная область: Физическая культура;
Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Основные задачи реализации содержания:
Адаптивная физкультура.
Развитие восприятия собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных способов передвижения (в том числе с использованием технических средств). Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений, физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и др.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Внеурочная деятельность
Программа внеурочной деятельности, направлена на социально-эмоциональное, спортивно-оздоровительное, творческое, нравственное, познавательное, общекультурное развитие личности средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Внеурочная деятельность также направлена на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с разными людьми.
Программа внеурочной деятельности должна предусматривать организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся, конкурсы, выставки, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали и, соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
Внеурочная деятельность, должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и обучающихся, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.
Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в СИПР.
Коррекционно-развивающей область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП. Содержание определяется для каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.