Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Азова
от 26.07.2011 г. N 1282
Концепция
информатизации муниципального образования "Город Азов" ("Электронный Азов" ) на 2011 - 2020 годы
Введение
Концепция информатизации органов местного самоуправления города Азова (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", Указом Президента Российской Федерации от 31.12.93 N 2334 "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию", Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Президента Российской Федерации от 07.02 2008 N Пр-212, Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 N Пр-1895; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 N 1815-р "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", долгосрочной целевой программой "Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010 - 2013 годы", утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 02.12.2009 N 640, Концепцией формирования в Ростовской области электронного правительства до 2013 года, утвержденной решением коллегии Администрации Ростовской области от 22.11.2010 N 124, Уставом муниципального образования "Город Азов", нормативными актами, регламентирующими создание информационных баз и систем информационного взаимодействия.
Концепция информатизации органов местного самоуправления города Азова - это система представлений о стратегических целях и приоритетах информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, органов государственной власти, всех хозяйствующих субъектов и граждан по переходу к устойчивому социально-экономическому развитию города на основе единого информационного пространства.
Концепция ориентирована на формирование общей стратегии информатизации города, на координацию со стратегией создания единого информационного пространства Российской Федерации, в соответствии с программой "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", на применение единого методологического подхода при проектировании прикладных информационных технологий.
В Концепции определяются:
- сущность Концепции;
- основные цели и направления информатизации органов местного самоуправления;
- стратегия и тактика проведения работ по информатизации органов местного самоуправления, имеющихся в России наработок в этом направлении, с привлечением
- для решения проблемы различных научных и производственных коллективов;
- основные направления по развитию инфраструктуры единого информационного пространства города Азова с учетом современного состояния средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
- основные этапы реализации Концепции.
1. Основные понятия, используемые в концепции
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные ресурсы - отдельные данные и массивы данных в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информационное пространство - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.
Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
База данных - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях.
Банк данных - совокупность баз данных, а также программные, языковые и другие средства, предназначенные для централизованного накопления данных и их использования с помощью электронных вычислительных машин.
Геоинформационная система - автоматизированная информационная система, предназначенная для обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация.
Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Облачные вычисления - предоставление информационных ресурсов как услуги посредством удаленного доступа.
2. Предпосылки создания концепции
Во второй половине XX века человечество начало переход от индустриального общества к информационному обществу. Этот переход в различных странах и разных регионах начался в разное время и происходит с разными темпами. Необходимость перехода к информационному обществу обусловлена тем, что в настоящее время известен и практически осуществляется один способ кардинального повышения человеческого интеллекта до уровня, достаточного для решения стратегической задачи выживания и развития цивилизации на гуманистической основе. Таким способом является информатизация.
Информатизация - это глобальный процесс, связанный с кардинальным изменением структуры и характера мирового экономического и социального развития, с переходом к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена.
Глобальной целью информатизации, фактически сущностью концепции, является обеспечение требуемого уровня информированности населения. Этот уровень определяется полнотой, точностью, достоверностью и своевременностью предоставления информации, необходимой каждому человеку в процессе выполнения им всех общественно значимых видов деятельности. Требования к уровню информированности вытекают из целей социально-экономического развития.
Особую роль в процессе информатизации играет информатизация сферы управления, так как она не только повышает эффективность управления на всех его уровнях, но и позволяет увеличить эффективность целенаправленной деятельности человека в других сферах.
Информатизация процессов управления на любом уровне территориальных, отраслевых и межотраслевых структур позволяет более полно учитывать как интересы региона, области, города, территорий, отдельных предприятий и отраслей, так и интересы страны в целом как единого народно-хозяйственного и социально-политического образования.
Основной целью информатизации управления является повышение его эффективности и оперативности за счет обеспечения возможности использования более полной, достоверной, точной и своевременной информации при выработке и принятии решений по управлению и осуществлению оперативного и всеохватывающего контроля за ходом выполнения решений и результатами управления.
Это достигается автоматизацией информационных процессов в сфере управления.
Внедрение в работу законодательных (представительных) и исполнительных органов власти новых информационных технологий и средств приведет к качественному изменению процессов управления. Это позволит, в частности, депутатам быстрее и объективнее реагировать на проблемы их избирателей, достаточно компетентно и обоснованно выступать с новыми инициативами, лучше контролировать деятельность подотчетных органов, создать условия для независимой экспертизы, более оперативно анализировать, обобщать и учитывать общественные настроения, действовать быстрее в чрезвычайных ситуациях, использовать в своей работе прогностические модели и т.д.
Информатизация управления будет способствовать реализации принципов экономической самостоятельности, укреплению авторитета и действительной передачи власти органам местного самоуправления, обеспечению сбалансированности планов и пропорций социально-экономического развития, учету региональных и местных особенностей этого развития.
В городе Азове, одним из ключевых объектов информатизации является городское хозяйство, которое включает как экономические, так и социальные отрасли.
Информатизация городского хозяйства представляет собой специальную и достаточно сложную задачу. Это связано с тем, что городское хозяйство характеризуют большие масштабы, разнообразие и многочисленность входящих в него объектов, а также отсутствие прямой зависимости между оценкой работы городского хозяйства в целом и его отраслей и степенью удовлетворения потребностей населения.
К основным проблемам городского хозяйства для большинства городов России относятся:
- увеличивающийся разрыв между потребностями населения города в услугах и удовлетворением их отраслями городского хозяйства;
- несовершенство механизма экономического, организационного и правового регулирования деятельности отраслей городского хозяйства;
- низкая эффективность управления городским хозяйством из-за принятия недостаточно обоснованных управленческих решений вследствие неполного и несвоевременного информирования руководителей, обусловленного несовершенством существующего информационного обеспечения процесса принятия решений;
- постоянно растущие трудозатраты на информационное обеспечение функционирования городского хозяйства из-за непрерывного роста документооборота и как следствие высокие темпы роста численности административно-управленческого аппарата.
Информатизация городского хозяйства является необходимым условием успешного решения городских проблем и перехода к устойчивому социально-экономическому развитию.
Многообразие объектов городского хозяйства и сфер деятельности органов местного самоуправления требует, чтобы в информатизации были задействованы разнообразные по своей природе данные и процессы их обработки. Оптимальное решение всех задач невозможно, если не учитывать данные в динамике за предшествующие периоды. Вместе с тем есть опасность, что эти объективные предпосылки приведут к появлению информационного хаоса, усиленного мощью современных информационных технологий.
Необходима единая концептуальная основа информатизации и орган, координирующий деятельность по информатизации органов местного самоуправления города Азова и удерживающий ее в рамках единой концепции. Мощным толчком для создания концептуальной основы является принятая в 2002 году федеральная целевая программа "Электронная Россия", определившая для Российской Федерации в целом и ее регионам единую концепцию информатизации.
3. Основные цели и задачи информатизации муниципального образования "Город Азов"
Информатизация муниципального образования "Город Азов" должна осуществляться с учетом государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" и долгосрочной целевой программой "Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010 - 2013 годы".
Основными целями информатизации муниципального образования "Город Азов" являются:
- повышение эффективности управления всеми звеньями городского хозяйства;
- привлечение дополнительных доходов в бюджет города;
- совершенствование системы информирования и предоставления услуг населению органами местного самоуправления;
- оптимизация расходования средств, выделяемых на развитие и модернизацию информационных технологий в муниципальном образовании.
Достижение основных целей должен обеспечить своевременный анализ обстановки и прогнозирование развития города, принятие эффективных решений и контроль их выполнения, повышение информационной открытости органов местного самоуправления, анализ эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества предоставляемых ими услуг.
Главными задачами, решение которых необходимо для достижения основных целей, являются:
- создание единого информационного пространства (далее - ЕИП) города;
- создание городского центра обработки данных (далее - ЦОД);
- создание единой городской информационно-телекоммуникационной сети (далее - сети) для функционирования ЕИП;
- создание программных комплексов приложений (расчетных, аналитических и т.д.) по соответствующим направлениям деятельности, функционирующих в среде ЕИП;
- обеспечение защиты, управления и развития ЕИП.
Для целенаправленного развития и координации процессов информатизации муниципалитета при решении главных, задач необходимо обеспечить:
- формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом направлений и мероприятий, определенных государственной программой "Информационное общество" и современного уровня развития информационных технологий;
- организацию инфраструктуры управления процессами информатизации;
- разработку нормативных правовых актов по вопросам информатизации органов местного самоуправления;
- разработку и внедрение механизмов реализации кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в том числе долевого финансирования информационных проектов;
- создание условий информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и предметно-проблемных информационных сред в единое информационное пространство;
- поэтапный переход к использованию платформы облачных вычислений в городском хозяйстве;
- разработку технических заданий по созданию информационных систем и сетей телекоммуникаций;
- реорганизацию системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающей функционирование и развитие информационных технологий на основе современных тенденций развития средств телекоммуникаций и методов обучения.
4. Основные направления информатизации муниципального образования "Город Азов"
Основными направлениями информатизации муниципального образования "Город Азов" являются:
4.1. Информатизация организационно-правовой деятельности:
- информационные технологии поддержки нормативного и правового обеспечения муниципального образования "Город Азов";
- информационные технологии, обеспечивающие процесс подготовки, ведения базы данных нормативных и правовых актов муниципального образования "Город Азов" и контроля их исполнения;
- информационные технологии, обеспечивающие электронный документооборот муниципального образования "Город Азов", контроль исполнения обращений граждан города;
- информационные технологии, обеспечивающие эффективность принятия управленческих решений должностными лицами администрации г. Азова;
информационные технологии ведения базы данных "Структура органов власти и управления" муниципального образования "Город Азов".
4.2. Информатизация финансово-кредитной деятельности муниципального образования "Город Азов":
- информационные технологии формирования, распределения и контроля использования бюджетных и внебюджетных средств;
- разработка информационных технологий для обеспечения эффективного налогообложения юридических и физических лиц;
- разработка информационных технологий эффективного использования финансовых ресурсов;
- информационные технологии подготовки и ведения планов социально-экономического развития г. Азова;
- информационные технологии формирования и ведения балансов использования финансовых, трудовых, земельных ресурсов, денежных доходов населения.
4.3. Информационная поддержка управления муниципальным имуществом:
- информационные технологии ведения реестра предприятий и учреждений;
- информационные технологии ведения договоров аренды муниципального имущества;
- информационные технологии разработки, контроля и анализа выполнения программы приватизации.
4.4. Информационная поддержка управления потребительским рынком города:
- информационные технологии расчета минимального потребительского бюджета населения;
- информационные технологии формирования муниципального заказа по обеспечению населения города товарами и услугами и организации контроля его исполнения;
- информационные технологии формирования региональных нормативов на использование городских ресурсов и социально-экономического паспорта города;
- информационные технологии ведения баз данных по ценам на товары и услуги;
- информационные технологии учета, контроля и анализа наличия товарных ресурсов;
- информационные технологии оперативного выявления спроса на товары и услуги.
4.5. Информатизация процессов социального развития территории города:
- информационные технологии ведения базы данных о малообеспеченных слоях населения;
- информационные технологий учета, контроля и анализа оказания помощи малообеспеченным слоям населения;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам системы образования;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам системы здравоохранения;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам культуры;
- информационные технологии ведения базы данных по объектам физической культуры и спорта.
4.6. Информатизация процессов градостроительства и землепользования:
- геоинформационные технологии поддержки системы ведения городских кадастров;
- геоинформационные технологии ведения Генерального плана (схемы развития) города;
- геоинформационные технологии планирования капитального строительства и контроля исполнения;
- геоинформационные технологии предоставления земельных участков;
- геоинформационные технологии ведения земельных кадастров;
- геоинформационные технологии ведения базы данных по использованию земельных ресурсов города;
- геоинформационные технологии разработки планов оптимального использования земельных ресурсов.
4.7. Информационная поддержка управления городским жилищным и коммунальным хозяйством:
- информационные технологии управления системой жилищно-коммунального хозяйства города, включая систему обеспечения межведомственных расчетов за коммунальные услуги;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров жилого и нежилого фонда;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров тепловых сетей;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров водопроводных и канализационных сетей;
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров электрических сетей;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги и организации контроля его исполнения;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на строительство и реконструкцию инженерных сетей и организации контроля его исполнения;
- информационные технологии поддержки принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций на объектах коммунального хозяйства города.
4.8. Информационная поддержка управления городским транспортом и благоустройством:
- геоинформационные технологии ведения городских кадастров улично-дорожной сети;
- информационные технологии формирования муниципального заказа на перевозку пассажиров и организации контроля его исполнения;
- геоинформационные технологии формирования и организации контроля исполнения комплексной экологической программы территории города;
- геоинформационные технологии ведения картографической базы данных природоохранных и экологически вредных объектов.
4.9. Информационная поддержка мероприятий по комплексной безопасности города.
4.10. Основные направления информатизации в части создания автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП):
4.10.1. Диспетчеризация жилищно-коммунального хозяйства города:
- регистрация аварийных ситуаций;
- отработка системы защиты при авариях;
- контроль и учет потребления тепла, воды, электроэнергии;
- контроль функционирования лифтового хозяйства;
- контроль затопляемости подвалов;
- контроль блокировки чердаков и подвалов;
- соблюдение графиков нагрузок.
4.10.2. Контроль и управление дорожным движением.
4.10.3. Контроль и управление графиком движения общественного транспорта.
4.10.4. Контроль и управление водоснабжением города (магистрали).
4.10.5. Контроль и управление канализацией и очистными сооружениями города.
4.10.6. Контроль и управление работой котельных.
4.10.7. Система телевизионного наблюдения жилищного фонда, транспортных магистралей, мест массового скопления людей.
4.10.8. Система обеспечения безопасности и контроля доступа на объекты городского хозяйства и в места массового скопления людей.
4.10.9. Контроль обработки и регистрации сообщений.
4.10.10. Системы взаимодействия с базами данных и ситуационными центрами других структур.
4.10.11. Экологический мониторинг.
5. Основные принципы информатизации
5.1. Координация с государственной программой "Информационное общество".
5.2. Концентрация усилий на основных направлениях информатизации муниципального образования "Город Азов", позволяющих создать основу единого информационного пространства города.
5.3. Централизация финансирования закупок, разработок и внедрения программно-технических средств всех муниципальных структур на основе муниципального фонда программ и баз данных.
5.4. Проведение единой политики информатизации муниципального образования "Город Азов". Координация может быть обеспечена при условии:
- создания специализированной муниципальной организации, целенаправленно занимающейся информатизацией муниципального образования "Город Азов";
- создания иерархии управления с возложением оперативного руководства в сфере информатизации структурных подразделений администрации города, муниципальных предприятий и учреждений по вопросам телекоммуникаций и информатизации на специализированную муниципальную организацию;
- соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаимодействия информационных систем при их разработке.
5.5. В целях обеспечения условий, гарантирующих реализацию конституционных прав граждан на информацию, удовлетворения информационных потребностей органов власти и хозяйствующих субъектов необходимо создавать и развивать системы общедоступных информационных ресурсов (WWW - серверов и т.п.) на базе как уже действующих, так и внедряемых информационных систем.
6. Основные этапы реализации концепции
Первый этап (2011 - 2012 гг.) - подготовка к интеграции, определение структуры единого информационного пространства муниципалитета и отладка телекоммуникационной среды:
- создание местной нормативной правовой базы информатизации;
- инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся информационных ресурсов и систем;
- определение локально обусловленных правил реализации информационных процессов и рекомендаций по взаимодействию участвующих субъектов;
- формирование инфраструктуры управления процессом информатизации муниципальное образование "Город Азов";
- разработка Технического задания на строительство информационно-телекоммуникационной сети и центра обработки данных (как компонент Единой Государственной системы управления и передачи данных).
Результатом работы на первом этапе должны стать:
Комплект документов (нормативных, аналитических), а также техническое задание на разработку и внедрение системы информатизации органов местного самоуправления муниципальное образование "Город Азов", определяющее детальные объемы, сроки выполнения работ и затраты на последующих этапах.
Инфраструктура управления процессом информатизации органов местного самоуправления (далее - ОМСУ).
Технологическая платформа единого информационного пространства г. Азова, как компонент Единой Государственной системы управления и передачи данных (ЕГС УПД).
Второй этап (2013 - 2014 гг.) - создание в г. Азове интегрированной информационной среды города на базе единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим оптимальное информационное взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей.
Третий этап (2015 - 2020 гг.) - построение развитой информационной инфраструктуры.
7. Информационная безопасность и защита информации
Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство города индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, входящего в это пространство. Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве города; наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:
- предотвращение утечки, утраты и подделки информации;
- предотвращение угрозы информационной безопасности государства, города, общества, личности;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию доступа к информации;
- предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима информации и документации как объекта собственности;
- защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- сохранение секретности, конфиденциальности документированной информации;
- обеспечение прав хозяйствующих субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- подготовку кадров и их обучение для создания служб информационной безопасности информационных систем.
Правила организационного взаимодействия субъектов единого информационного пространства должны обеспечивать исполнение законодательства, сохранение государственной и коммерческой тайны. Для этого необходимо разработать и утвердить на уровне муниципального образования пакет документов, регламентирующих взаимодействие субъектов информационного обмена в вопросах информационной безопасности и защиты информации. Данный пакет документов должен содержать как перечень и регламент организационных мероприятий, так и конкретный набор типовых технических решений для эффективной реализации перечисленных выше организационных и технических мер защиты информации.
Аппаратно-программные средства в едином информационном пространстве должны обеспечивать защиту информации на любом из этапов ее электронной обработки, хранения и приема-передачи и соответствовать требованиям, установленным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, другими компетентными органами государственной власти.
8. Нормативная правовая база
Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности единого информационного пространства города является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в информатизации. Формирование электронных информационных массивов данных требует разработки решений, обеспечивающих правовую совместимость взаимодействия как разработчиков, так и различных категорий пользователей. В первую очередь, это принятие правовых актов, определяющих правовой статус баз данных, электронных документов, получаемых непосредственно с компьютера по каналам связи (придание им юридического статуса подлинника), а также правовых актов, регламентирующих взаимоотношения локальных сетей между собой.
Важнейшим элементом правовых отношений в области взаимодействия отдельных субъектов единого информационного пространства города должны быть соглашения о регламенте права собственности на обмениваемую информацию, информационные услуги, программную продукцию.
Нормативное правовое обеспечение работ по информатизации требует разработки и принятия пакета дополнительных нормативных правовых актов о правах субъектов и регулировании отношений, возникающих при формировании, передаче и использовании информационных ресурсов, защите информации. Наибольшую актуальность имеет разработка следующих нормативных правовых актов:
- о владении, распоряжении и пользовании муниципальными информационными ресурсами;
- о муниципальном фонде алгоритмов и программ;
- о едином информационном обеспечении Азовской городской Думы и структурных подразделений администрации города;
- о правилах формирования и ведения баз и банков данных, информационных ресурсов;
- об аттестации прикладного программного обеспечения, информационных систем и баз данных;
- о регламенте функционирования и доступности информационных ресурсов;
- о стандартах геоинформационной системы города;
- о статусе, порядке разработки, утверждения и регистрации общегородских классификаторов;
- о ведении и актуализации городских кадастров;
- о регламенте информационного обмена;
- об информационной безопасности и защите информации;
- об аттестации специалистов информационных служб.
Для организации единого информационного пространства большое значение имеет разработка пакета нормативных документов, регламентирующих функционирование городской системы классификаторов экономической и статистической информации, включающих порядок использования общероссийских, межотраслевых и отраслевых классификаторов, их увязку и перекодирование, а также порядок создания и ведения городских классификаторов, регистров и справочников.
Нормативное правовое обеспечение работ по информатизации должно стать основой, регламентирующей все отношения субъектов, действующих в области информатизации муниципального образования "Город Азов".
9. Кадровая поддержка
Эффективность применения новых информационных технологий в муниципальном управлении существенно зависит от интеллектуального потенциала персонала, обеспечивающего внедрение, сопровождение и развитие информационных систем, а также от навыков работников администрации города Азова, Азовской городской Думы, муниципальных предприятий и учреждений, использующих новые информационные технологии в практической деятельности.
Целенаправленная и плановая подготовка и переподготовка кадров должна проводиться по следующим группам специалистов:
- специалисты по программно-аппаратным средствам новых информационных технологий;
- специалисты по новым информационным технологиям, способные сопровождать и развивать конкретные приложения;
- муниципальные служащие муниципального образования "Город Азов";
- специалисты муниципальных предприятий и учреждений.
Наиболее существенным фактором кадровой поддержки процесса информатизации ОМСУ является переподготовка и повышение квалификации сотрудников аппарата управления. Подготовка сотрудников аппарата управления должна осуществляться специализированной муниципальной организацией по информатизации с использованием различных методик обучения, включая индивидуальные занятия на рабочих местах, обучение в специально оборудованном классе, дистанционное обучение.
Основными целями таких занятий являются:
- получение теоретических и практических знаний по основным направлениям использования средств вычислительной техники (далее - СВТ) в деятельности органов местного самоуправления и городского хозяйства;
- снятие психологической боязни и приобретение практических навыков работы на СВТ;
- ориентация пользователей по вопросам практического использования СВТ на своем рабочем месте.
Для обеспечения процесса подготовки сотрудников аппарата управления необходима разработка методических и дидактических материалов, проведение тестирования специалистов структурных подразделений администрации города и городской Думы на владение технологией работы на персональном компьютере.
Очевидно, что перечисленные виды кадровой поддержки должны быть реализованы в программе подготовки и повышения квалификации специалистов структурных подразделений органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) органов администрации по этому направлению деятельности.
10. Социально-экономическая эффективность
При анализе вопросов эффективности использования новых информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления необходимо выделить следующие факторы:
- внедрение и развитие информатизации, как отдельной отрасли городского хозяйства;
- формирование отдельного вида муниципальной собственности - муниципальных информационных ресурсов (далее - МИР), привлечение дополнительных доходов в бюджет города за счет продажи или предоставления в аренду МИР;
- повышение производительности и качества труда в сфере управления за счет использования средств вычислительной техники, банков данных и банков знаний;
- повышение эффективности производственной деятельности субъектов хозяйствования за счет подготовки и принятия оптимальных решений.
Количественные параметры экономической эффективности можно выразить через повышение производительности труда в сфере управления, снижение себестоимости производства (за счет сокращения накладных расходов), повышение доходов, ускорение оборачиваемости денежных средств.
Социальный эффект проявляется в изменении функций человека в процессе управления, сокращении времени на предварительную обработку информации, повышении творческого компонента управленческого труда, комфортности условий труда. Основные качественные параметры оценки социального эффекта от внедрения информационных технологий - доступность ресурсов информационной системы ОМСУ для внутренних пользователей, повышенное качество представления и отображения информации, улучшение коммуникаций.
Основной экономический эффект от создания отдельной предметной базы данных достигается за счет совершенствования технологии работы с информацией при замене ручных процедур (например, ведение картотек, формирование деловых документов) на автоматизированную обработку информации. Источниками получения экономии при подготовке первичных документов на персональном компьютере являются:
- устранение повторного заполнения одной и той же информации;
- ликвидация набора постоянной (неизменяющейся) информации;
- автоматическая подготовка любого количества документов при однократном наборе информации;
- корректировка текста документа без полного повторного набора.
Создание баз данных обеспечивает возможность сокращения затрат в результате автоматизации процессов получения агрегированных данных и формирования статистической отчетности, а также процессов подготовки различных списков. Создание автоматизированных систем на основе предметных баз данных экономически более эффективно по сравнению с проектированием таких систем на основе функционального подхода, когда разрабатываются отдельные задачи и подсистемы с независимыми файлами.
Объединение автономно функционирующих предметных баз данных в систему баз данных общего пользования позволит получить дополнительный экономический эффект за счет следующих факторов:
- исключение излишнего дублирования хранимой в различных базах данных информации дает возможность сократить затраты на актуализацию и хранение избыточных копий данных;
- реализация однократного ручного ввода новых данных в одной из баз данных тематической сети с последующей их передачей по каналам связи или на машинных носителях дает возможность сократить затраты на актуализацию информации;
- сокращение затрат на создание новых баз данных за счет получения части данных об объектах по каналам связи из имеющихся баз данных, где отображены эти объекты.
Создание единого информационного пространства муниципального образования "Город Азов" обеспечит применение эффективных информационных технологий, способствующих экономии труда в сфере управления, повышению эффективности принимаемых решений за счет доступа к достоверной и полной информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных лиц, организации выработки согласованных решений в режиме реального времени территориально удаленными участниками переговоров, доступа широкого круга пользователей к удаленным источникам информации в сфере их профессиональной деятельности, образования, науки, культуры, права.
Процесс информатизации муниципального образования "Город Азов" является наукоемким, требует вовлечения большого количества физических и юридических лиц, денежных средств, поэтому вопросы соотношения "затраты - окупаемость" должны ставиться и анализироваться постоянно.
Управляющий делами |
В.А. Пшеничный |
И.о. начальника общего отдела |
М.А. Попова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Азова Ростовской области от 26 июля 2011 г. N 1282 "Об утверждении Концепции информатизации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.