Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу минобразования
Ростовской области
от 24 марта 2015 г. N 163
Базовый компонент
деятельности педагога-психолога организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов
Целью психологической службы организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школ-интернатов (далее по тексту - интернат) является создание условий, компенсирующих трудности развития и обеспечивающих личностное становление, сохранение здоровья и успешную социальную адаптацию всех обучающихся.
Задачи:
1. Развитие личностного и интеллектуального потенциала обучающихся на каждом возрастном этапе.
2. Обеспечение индивидуального сопровождения обучающихся в процессе обучения.
3. Психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации (для образовательных школ-интернатов).
4. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (для образовательных школ-интернатов).
5. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом развитии обучающихся.
6. Формирование комплекса поведенческих навыков, позволяющих ребенку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
7. Подготовка к жизни в семье (для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
8. Содействие педагогическим работникам в формировании у обучающихся нравственных принципов, ответственности, уверенности в себе, активной жизненной позиции без ущемления прав и свобод другой личности.
9. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в интернате.
10. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.
К основным направлениям деятельности психологической службы интерната относятся: психологические диагностика; коррекция; профилактика; просвещение; экспертиза и консультативная деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях класса, организации.
Педагог-психолог интерната в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:
- программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (для образовательных школ-интернатов);
- программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета) (для образовательных школ-интернатов);
- программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- программы коррекционной работы.
Кроме того, педагог-психолог интерната принимает участие в оценке достижения результатов освоения общеобразовательной программы, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов.
Начальная школа
Диагностика уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка и особенностей межличностных отношений при поступлении в интернат; выявление учащихся группы риска дезадаптации.
Психологическая помощь учащимся с трудностями адаптации (индивидуальная и групповая формы).
Психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации (для образовательных школ-интернатов).
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся (для образовательных школ-интернатов).
Определение готовности первоклассников к школьному обучению и прогноз возможных трудностей обучения (для образовательных школ-интернатов).
Проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении.
Подготовка психологического заключения для психолого-медико-педагогического консилиума.
Участие в определении образовательного маршрута.
Психологическое сопровождение инклюзивного образования.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в обучении и развитии (совместно с воспитателем).
Проведение повторной психологической диагностики учащихся: анализ динамики развития.
Диагностика готовности к обучению в среднем звене школы. Прогноз вероятности дезадаптации.
Реализация программ подготовки воспитанников к жизни в семейных условиях (для организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Средняя и старшая школа
Индивидуальная психологическая поддержка подростков с осложненной адаптацией к условиям интерната, при переходе к средней ступени обучения.
Выявление подростков с эмоционально-волевыми проблемами и трудностями взаимоотношений со сверстниками.
Проведение групповых занятий по социально-компетентному поведению и развитию жизненных навыков для подростков.
Психологическое консультирование подростков по личностным и коммуникативным проблемам.
Психологическое консультирование педагогов и воспитателей по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в подростковых группах.
Проведение первичных групповых консультаций для подростков по профессиональному самоопределению (совместно с социальным педагогом, центром занятости)
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни:
- проведение работы по профилактике злоупотребления ПАВ (табак, алкоголь, наркотики), заболеваний, передающихся половым путем;
- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
- сопровождение подростков группы риска правонарушений;
- выявление и сопровождение подростков группы суицидального риска.
Психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся (поддержка проектной деятельности, деятельности детских объединений, ученического самоуправления).
Разработка и реализация совместно с воспитателями и социальными педагогами индивидуальных программ психологической и социально-педагогической поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги, воспитатели и другие специалисты, работающие с детьми.
- Проведение реабилитационных занятий для нормализации эмоционального состояния и повышения работоспособности.
- Развитие психологической компетентности педагогов в части формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
- Психологическое консультирование по профессиональным проблемам.
- Психологическая экспертиза педагогической деятельности.
- Психологическое просвещение педагогов по проблемам, связанным со спецификой контингента обучающихся в условиях интерната.
Родители (для общеобразовательной школы-интерната).
- Консультирование родителей по запросу.
- Помощь родителям и педагогам в построении контактов по проблемам обучения и воспитания детей и подростков.
Формы и методы работы.
Основной коллегиальной формой практической деятельности интерната является психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум имеет две главные цели:
во-первых, изучить личность воспитанника с целью определения реальных учебных возможностей, уровня развития, состояния соматического и нервно-психического здоровья;
во-вторых, выработать единую стратегию, комплексную коррекционно-развивающую программу по ликвидации пробелов в знаниях, по повышению уровня социальной адаптации, по профилактике побегов, суицидального поведения, по коррекции когнитивной и эмоционально-волевой сфер воспитанника, улучшению его соматического и нервно-психического здоровья.
Целью психологического обследования является дифференциальная диагностика психического развития ребенка, которое предполагает не только выявление особенностей психического развития и состояние высших психических процессов, выявление особенностей эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, но и выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка.
Педагог-психолог в процессе реализации коррекционно-развивающей программы использует групповые и индивидуальные формы работы с детьми и подростками, применяя методы, соответствующие уровню его квалификации: психогимнастика, релаксация, продуктивная деятельность (рисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.