Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к приказу минобразования
Ростовской области
от 24 марта 2015 г. N 163
Обязательный компонент
деятельности педагога-психолога организации дополнительного образования
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года N 1726-р утверждена "Концепция развития дополнительного образования детей".
В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Образовательные организации дополнительного образования детей решают следующие задачи:
- развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
- проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;
- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
- разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
- обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
- создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
- формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;
- создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.
В связи с этим развитие и функционирование практической психологической службы образовательных организаций дополнительного образования детей осуществляется в целях создания условий для полноценного развития обучающихся (от 5 до 18 лет), сохранения их здоровья, содействие в успешной социальной адаптации, разрешение проблем в поведении, общении.
Задачами деятельности педагога-психолога в условиях образовательной организации дополнительного образования детей являются:
1. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов в воспитательном процессе.
2. Содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательной организации дополнительного образования детей.
3. Оказание доступной и систематической психологической помощи обучающимся.
Выделяют следующие виды образовательных организаций дополнительного образования детей: дворец, дом, центр, школа, клуб, лагерь, станция, студия.
Деятельность образовательной организации дополнительного образования детей непосредственно связана со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами, администрацией и осуществляется в свободное время. Она включает в себя:
- организацию досуга,
- развитие творческого потенциала,
- социализацию,
- выявление способностей, художественных и интеллектуальных талантов,
- успешную социальную адаптацию,
- расширение общего кругозора,
- возможность раннего профессионального самоопределения.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:
- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
- неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
- вариативный характер оценки образовательных результатов;
- тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
- возможность на практике применить полученные знания и навыки;
- разновозрастный характер объединений;
- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Учитывая современную социально-экономическую ситуацию, а также необходимость сбалансированного осуществления различных видов деятельности педагогов-психологов, усиления профилактической и просветительской работы, педагоги-психологи образовательных организаций дополнительного образования детей осуществляют работу по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительское, коррекционное, развивающее, профилактическое.
Каждое направление включено в единый процесс сопровождения, имеет свою специфику.
Так же, как и в общеобразовательных организациях, в организациях дополнительного образования детей особое внимание уделяется психологическому просвещению и профилактике различных видов зависимостей, асоциального и девиантного поведения.
Социологические исследования занимают не более 30% содержания работы педагога-психолога.
Направления работы педагога-психолога образовательной организации дополнительного образования детей с детьми дошкольного возраста:
диагностика общих творческих способностей (дифференциация способностей, выделение доминирующих способностей);
диагностика стрессоустойчивости детей (при подготовке к конкурсам) - выявление уровня и источника стресса;
повышение стрессоустойчивости (при подготовке к конкурсам и соревнованиям);
профилактика эмоционально-волевого истощения (при подготовке к соревнованиям, конкурсам);
диагностика удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в образовательной организации дополнительного образования детей;
консультирование родителей по результатам диагностики и коррекции;
консультирование родителей по актуальным проблемам развития;
тренинг для родителей по оптимизации детско-родительских отношений;
обучающие семинары по актуальным проблемам возраста;
обучающие семинары, родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми;
изучение психологического климата в коллективе;
консультирование педагогов по результатам диагностики и коррекции;
тренинг по оптимизации психологического климата в коллективе;
психологическое консультирование по профессиональным вопросам;
обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами;
просветительская работа для педагогов по вопросам:
- специфика работы с детьми разных возрастов,
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, развитие толерантности,
- профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, спорту.
Направления работы педагога-психолога образовательной организации дополнительного образования детей с детьми младшего школьного возраста:
- диагностика степени социальной адаптации детей в образовательной организации дополнительного образования детей (тревожность, агрессивность, коммуникативность),
- диагностика детей групп риска: инвалидов и находящихся на домашнем обучении, под опекой, детей-изгоев, детей с асоциальным поведением, детей из неблагополучных семей, детей группы риска развития кризисных состояний;
- коррекция социальной дезадаптации;
- реализация программ по профилактике вредных привычек;
- реализация программ по профилактике асоциального поведения;
- диагностика удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в образовательной организации дополнительного образования детей;
- консультирование родителей по результатам диагностики и коррекции;
- консультирование родителей по актуальным проблемам развития;
- обучающие семинары, деловые игры для родителей об особенностях возраста и стратегиях воспитания;
- тренинг для родителей по оптимизации детско-родительских отношений;
- обучающие семинары, родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми;
- изучение психологического климата в коллективе;
- консультирование педагогов по результатам диагностики и коррекции;
- деловые игры, семинары для педагогов по профилактике дезадаптации ребенка;
- тренинг для педагогов по оптимизации психологического климата в коллективе;
- психологическое консультирование педагогов по профессиональным вопросам;
- обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами;
- просветительская работа с педагогами по вопросам:
- специфика работы с детьми разных возрастов,
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций,
- профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, спорту.
Направления работы педагога-психолога образовательной организации дополнительного образования детей с детьми подросткового возраста:
- диагностика степени социальной адаптации подростков в образовательной организации дополнительного образования детей;
- диагностика подростков групп риска: инвалидов и находящихся на домашнем обучении, под опекой, детей-изгоев, детей с асоциальным поведением, детей из неблагополучных семей, детей группы риска развития кризисных состояний;
- диагностика профессиональной направленности подростков (выбор образовательного профиля);
- диагностика удовлетворенности качеством образовательного процесса в учреждении дополнительного образования (посещаемость, результаты достижений);
- консультирование подростков по результатам диагностики;
- консультирование подростков по коммуникативным проблемам;
- организация и проведение профориентационных мероприятий;
- коррекция социальной дезадаптации у подростков;
- оптимизирующая работа по актуальным проблемам возраста:
- профессиональное самоопределение,
- развитие социально-психологической компетентности;
- профилактика подростковой наркозависимости;
- диагностика удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса в образовательной организации дополнительного образования детей;
- консультирование родителей по результатам диагностики и коррекции;
- консультирование родителей по актуальным проблемам развития;
- семинары для родителей по профилактике кризисных состояний у детей;
- тренинг для родителей по оптимизации детско-родительских отношений;
- обучающие семинары, родительские собрания по проблемам профилактики развития кризисных состояний у детей, профилактике вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, по особенностям общения с детьми;
- изучение психологического климата в коллективе образовательной организации дополнительного образования детей;
- консультирование педагогов по результатам диагностики и коррекции;
- лекции, семинары для педагогов по вопросам современного воспитания;
- тренинг для педагогов по оптимизации психологического климата в коллективе учреждения дополнительного образования;
- психологическое консультирование по профессиональным вопросам;
- обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами;
- просветительская работа по вопросам:
- специфика работы с детьми разных возрастов,
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций,
- профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, спорту.
Направления работы педагога-психолога образовательной организации дополнительного образования детей с детьми раннего юношеского возраста:
- диагностика профессиональной направленности;
- диагностика степени социальной адаптации молодежи в образовательной организации дополнительного образования детей;
- диагностика группы риска развития кризисных состояний (стресс, истощение, агрессивные и аутоагрессивные тенденции);
- организация профориентационных мероприятий;
- оптимизирующая работа по актуальным проблемам возраста:
- профессиональное самоопределение,
- развитие социально-психологической компетентности;
- консультирование по результатам диагностики и коррекции;
- консультирование по актуальным проблемам развития;
- профилактика наркозависимости в молодежной среде;
- диагностика удовлетворенности качеством образовательного процесса в образовательной организации дополнительного образования детей;
- обучающие семинары для родителей по профилактике кризисных состояний у детей;
- тренинг для родителей по оптимизации отношений с подростком;
- изучение психологического климата в коллективе (стресс, истощение, текучесть кадров);
- тренинг для педагогов по оптимизации психологического климата в коллективе;
- психологическое консультирование педагогов по профессиональным вопросам;
- обучающие семинары для педагогов по работе с превентивными программами;
- просветительская работа по вопросам:
- специфика работы с детьми разных возрастов,
- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций,
- профилактика вредных привычек и формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, спорту.
Формы и методы работы педагога-психолога образовательной организации дополнительного образования детей
Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, подгрупповом, групповом, уровне организации.
Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется психологическим диагнозом, структурой психического развития ребёнка, выраженностью имеющихся особенностей развития, возрастом, выраженностью аффективных проблем.
Педагог-психолог в процессе реализации коррекционно-развивающих программ применяет методы, соответствующие уровню его квалификации: элементы психогимнастики, психологические игры и упражнения, ролевые игры, беседы, элементы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии и др.
Диагностический инструментарий педагога-психолога
Знание возрастных особенностей детей, запрос для диагностики, учёт диагностической гипотезы, опора на имеющиеся данные о ребёнке определяют выбор психологом необходимого диагностического инструментария. С изменением гипотезы (в зависимости от результатов выполнения диагностических процедур) меняется дальнейший выбор методик и тестов. Педагог-психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых диагностических методик.
Ведущим для задач группового обследования является метод наблюдения. Он позволяет педагогу-психологу увидеть выделяющихся, в том числе и по отдельным показателям, детей, сформулировать диагностическую гипотезу для последующей углубленной оценки особенностей их развития.
Для углубленной диагностики применимы следующие методики:
Направления и параметры диагностического исследования |
Диагностический инструментарий |
Личностно-ориентированные методики |
Цветовой тест Люшера, цветовой Тест отношений, Тест Руки, тест "Запомни и воспроизведи рисунок" Немова, тест "Выбери нужное лицо" (Тэммл, Дорки, Амен), проективные рисуночные тесты |
Определение степени социальной адаптации |
Тест групповой сплоченности Сишора, тест оценки коммуникативных умений, опросник Спилбергера, тест Филлипса, НПН Немчина |
Диагностика группы риска развития кризисных состояний |
Тест Люшера, ЦТО, тест Кучера, опросник Басса-Дарки, "Незаконченные предложения", ПДО Личко |
Диагностика профессиональной направленности |
Тест Холланда, Карта интересов, ДДО, КОС, анкета "Ориентация", психогеометрический тест |
Изучение психологического климата в коллективе |
"Изучение психологического климата в коллективе" Лутошкина, ЦТО, УСК, опросник Шмишека, MBI К. Маслях (уровень профессионального угасания). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.