Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу минобразования
Ростовской области
от 24.03.2015 г. N 163
Общие положения
деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных организаций
Психологическая служба образовательной организации в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. N 636), приказом МО РФ от 09.07.1998 N 1880 "О целевой комплексной программе "Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики"; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 N 6/1 "О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования"), Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.11.2009 N 373), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 N 1897); Положением о службе практической психологии в системе образования Ростовской области (приложение к приказу Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 04.02.11 N 57), Уставом образовательной организации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Минобразования и науки Российской Федерации N 373 следует читать как "от 6 октября 2009 г."
Деятельность психологической службы образовательной организации направлена на психолого-педагогическое сопровождение модернизации образовательного процесса, оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам; сохранение и укрепление психологического здоровья, оказание поддержки талантливым и одаренным детям и уязвимым категориям детей (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации, в том числе правонарушители).
Введение новых образовательных стандартов существенно отражается на содержании профессиональной деятельности педагога-психолога. Достижение современных образовательных результатов требует участия психолога в проектировании и реализации мероприятий по внедрению ФГОС. В связи с этим необходим переход на системную работу в составе команды специалистов образовательной организации.
Основной целью работы педагога-психолога становится содействие созданию психолого-педагогических условий, способствующих освоению основной образовательной программы. К ним относятся:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному и общему образованию;
- учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся;
- содействие формированию и развитию психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- поддержка и психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
Значительная роль принадлежит педагогу-психологу в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов.
Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательной организации является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретной организации, так и между организациями образования, специалистами здравоохранения, социальной защиты, комиссий по делам несовершеннолетних. Это является основой для создания в рамках области систем комплексной помощи ребенку и семье.
Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с администрацией, педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
Формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса выступают: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей), экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций), социально-диспетчерская деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом, уровнях класса, организации.
Задачи и структура базового компонента деятельности педагога-психолога на уровне общего и профессионального образования
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования различны:
1. Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.
2. Начальное образование - определение готовности к обучению в школе, помощь в адаптации к школе; выбор образовательного маршрута; психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; профилактика отклонений в личностном развитии; содействие формированию коммуникативных навыков; участие в предупреждении и разрешении конфликтов между семьей и школой.
3. Среднее образование - сопровождение перехода в основную школу; содействие адаптации к новым условиям обучения; формированию социально-психологических компетенций; помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками; профилактика девиантного поведения, наркозависимости; сохранение психологического здоровья; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся; помощь в профессиональной ориентации.
4. Среднее профессиональное образование - обеспечение психологической поддержки и сопровождения процесса адаптации к новой образовательной организации; содействие профессиональному становлению, формирование учебной мотивации, профессионально-значимых качеств личности, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Общим в деятельности педагога-психолога для всех уровней образования выступает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.
Рекомендации по организации рабочего времени.
Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации с учетом:
- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательной организации, так и за ее пределами. (Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 24.12.11 г. N 2075, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Министерства и науки Российской Федерации N 2075 следует читать как "от 24 декабря 2010 г."
Рабочее время педагога-психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых.
Ниже приведено ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога для определения количественных показателей его деятельности по некоторым видам работ (расширенный перечень видов работ см. приложение к письму Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216 "О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам").
|
Время, затраченное на один прием/ мероприятие |
Время, затраченное на подготовку/ разработку/ анализ одного приема/мероприятия |
Индивидуальное психологическое обследование |
1 -1,5 часа |
4,5 - 6 часов |
Групповое психологическое обследование |
1 - 1,5 часа |
18,5 - 19 часов |
Индивидуальная консультация |
1- 1,5 часа |
0,3 - 1 часа |
Групповая консультация |
2 часа |
1,25 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие |
0,5 - 1,5 часа |
0,5 - 1,5 часа/ до 12 часов на 1 программу с разработкой и анализом |
Групповое развивающее и коррекционное занятие |
1 - 1,5 час |
2 - 3 часа/ 40 часов на разработку 1 программы/ 12 часов на комплектование и организацию/ 1-2 часа на анализ и корректировку 1 занятия |
Просветительская работа |
В зависимости от формы и длительности мероприятия 1 - 4 часов |
До 40 часов (в случае необходимости разработки мероприятия) |
Экспертная работа (Экспертиза уроков, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды |
6 часов на 1 учебную программу |
|
25 часов на учебный план ОО |
Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательной организации, то время, отведенное на их выполнение, распределяется по усмотрению педагога-психолога и согласованию администрации на другие, более необходимые виды работ.
В условиях модернизации образовательного процесса значительно увеличивается организационно-методическая и экспертная составляющая содержания работы педагога-психолога. Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются содержанием основной образовательной программы с учетом ее типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Деятельность педагога-психолога осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и воспитывающихся в соответствующей образовательной организации.
Проведение любых видов работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается. Необходимо заручиться согласием родителей на проведение психологической работы с несовершеннолетними. Администрация при участии педагога-психолога включает необходимый пункт в Устав ОО, в бланк договора, заполняемый родителями при приеме ребенка в ОО, ДОО.
В образовательной организации родители могут заполнить бланк заявления о согласии на проведение психологической работы с ребенком в текущем учебном году.
Для работы педагога-психолога в образовательной организации выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
Оформление и содержание кабинета оплачивается педагогу-психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
Педагог-психолог, работающий в образовательной организации, ведет учет проводимой работы и представляет отчетность по административной и профессиональной линиям.
Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов.
1. План работы (на учебный год).
2. График работы.
3. Циклограмма работы.
4. Журнал учета видов работы.
5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).
Рекомендуемые формы по перспективному (годовому) плану работы
Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями, задачами, видом и запросами данной образовательной организации.
Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательной организации. В нем необходимо отразить как ежегодно планируемые мероприятия по сопровождению развития и обучения ребёнка согласно возрасту (базовый блок), так и мероприятия, связанные со спецификой образовательной организацией, ее имиджем, инновационными проектами и программами развития, отражающие решение актуальных проблем конкретной образовательной среды и ее участников (вариативный блок).
Структура оформления годового плана с учетом изменений содержания работы педагога-психолога в связи с внедрением ФГОС может быть представлена следующим образом:
Таблица 1
Базовый блок | ||||||||
Содержание/мероприятие/проект/программа |
Категория |
|
||||||
Сопровождение адаптации |
|
Диагностика Д |
Коррекция и развитие КР |
Консультирование К |
Просвещение П |
Профилактика ПФ |
Экспертиза Э |
Организационно-методическая работа ОМ |
|
Обучающиеся/воспитанники |
Цель - Сроки - Ответственный - |
|
|
|
|
|
|
|
Родители |
Цель - Сроки - Ответственный - |
|
|
|
|
|
|
|
Педагоги |
Цель - Сроки - Ответственный - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариативный блок | ||||||||
Содержание/мероприятие/проект/программа |
Категория |
|
||||||
Проект "Медиа безопасность" |
|
Диагностика |
Коррекция и развитие |
Консультирование |
Просвещение |
Профилактика |
Экспертиза |
Организационно-методическая работа |
|
Обучающиеся/воспитанники |
Цель - Сроки - Ответственный - |
|
|
|
|
|
|
|
Родители |
Цель - |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сроки - Ответственный - |
|
|
|
|
|
|
|
Педагоги |
Цель - Сроки - Ответственный - |
|
|
|
|
|
|
|
Администрация |
Цель - Сроки - Ответственный - |
|
|
|
|
|
|
График работы
педагога-психолога (примерный образец)
(без учета перерыва)
Понедельник: с 8.00 до 16.00
Вторник: с 9.00 до 16.00
Среда: с 13.00 до 19.00
Четверг: с 9.00 до 16.00
Пятница: с 8 до 15.00
Циклограмма (расписание)
Таблица 2
Дни недели |
Планируемый вид деятельности с указанием времени и места |
Примечание |
Понедельник |
|
|
Вторник |
|
|
Среда |
|
|
Четверг |
|
|
Пятница |
|
|
Суббота |
|
|
Циклограмма составляется с учетом годового планирования. Время действия циклограммы (неделя, месяц, год) зависит от особенностей образовательной организации и запроса администрации.
Рекомендации по оформлению журналов учета работы
Журнал учета работы позволяет отслеживать ежедневные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года.
В качестве регистрационной документации рекомендуется 3 вида журналов:
- Учет индивидуальной формы работы
- Учет групповой формы работы
- Экспертная и организационно-методическая работа
Журнал учета индивидуальной работы
Субъектом регистрации может быть обучающийся, его родитель, педагог, специалист.
Таблица 3
N |
Дата |
ФИО |
Возраст |
Причина обращения |
Проблема |
Вид работы |
Примечание |
|
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды работ:
Д - диагностика, КР - коррекционно-развивающая работа, К - консультация, П - просвещение
В примечании делаются необходимые пометки, в т.ч. может быть направление к более узкому специалисту. При проведении индивидуальной развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым она проводятся, с указанием цели, методов, предполагаемого результата.
Журнал учета групповой работы
Групповая форма работы реализуется в различных видах деятельности педагога-психолога, что необходимо отразить в соответствующей графе. Субъектами регистрации могут являться класс, группа обучающихся, родительская группа или же группа педагогов и других специалистов образовательной организации.
Таблица 4
N |
ФИО/класс/группа |
Дата |
Количество участников |
Вид работы |
Содержание/ тема |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
Виды работ:
Д - диагностика, КР - коррекционно-развивающая работа, К - консультация, П - просвещение, ПФ - профилактика.
Развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.
Таблица 5
Фамилия, Имя, класс/группа |
Даты занятий с отметками о посещении |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Организационно-методическая, экспертная работа
Таблица 6
Дата |
Вид работы |
Содержание работы |
Примечание |
1 |
2 |
|
3 |
Виды работ:
Э - экспертиза, ОМ - организационно-методическая.
К экспертной деятельности относятся экспертизы программ, проектов и образовательной среды.
К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
- анализ и планирование деятельности;
- подготовка к различным видам работ;
- разработка методических рекомендаций;
- курсы повышения квалификации;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, профилактических и просветительских мероприятий;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях;
- супервизорство;
- посещение совещаний и методических объединений;
- оформление кабинета.
Рекомендации по оформлению аналитического отчета.
В аналитическом годовом отчете отражаются все виды работ и направления деятельности в соответствии с планом и журналами учета. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности, анализ результативности с учетом показателей прошлого года.
Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.