Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к приказу минобразования
Ростовской области
от 24 марта 2015 г. N 163
Базовый компонент
деятельности профессиональной образовательной организаций педагога-психолога профессиональной образовательной организаций
Инновационное развитие психологической службы в профессиональной образовательной организации обусловлено изменениями, связанными со стратегией достижения иного качества профессионального образования России.
Предметом изменений становятся:
- образовательные стандарты нового поколения на компетентностной основе;
- требования к общим и профессиональным компетенциям выпускников со стороны работодателей;
- процессы интеграции организаций профессионального образования;
- внедрение информационно-коммуникационных и педагогических технологий в образовательном процессе;
- система оценки качества образования.
Целью психологической службы профессиональной образовательной организации является создание благоприятных условий для успешного личностного, социального и профессионального развития молодежи в процессе учебно-производственной деятельности, развитие способности к выстраиванию профессиональной карьеры, сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса.
Задачи деятельности педагога-психолога начального и среднего профессионального образования:
1. Способствовать адаптации обучающихся к новому образовательному учреждению.
2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение (далее - сопровождение) образовательной и профессиональной программы обучения (мониторинг, информационно-аналитическая деятельность, проектирование, экспертиза составляющих образования).
3. Создавать условия для повышения учебно-профессиональной мотивации.
4. Развивать социально-психологическую компетентность обучающихся для обеспечения полноценного личностного и профессионального самоопределения.
5. Профилактировать девиантное поведение обучающихся.
6. Способствовать формированию ценности здоровья и безопасного образа жизни.
7. Обеспечить сопровождение обучающихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска.
8. Способствовать развитию психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.
Сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи подростку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их реализацию, со организацию в этих целях участников образовательного процесса (обучающиеся, родители (законные представители), педагоги, администрация).
Предметом внимания должна стать не только способность к планированию учебной и профессиональной карьеры, но более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути. Необходимо шире реализовывать такую зарекомендовавшую себя технологию сопровождения, как "проектирование индивидуальной траектории (маршрута) профессионализации".
Основным приоритетом работы педагога-психолога становится создание условий, способствующих реализации основной образовательной программы. Одним из важных условий является использование разных уровней психолого-педагогического сопровождения:
- уровень индивидуальной работы;
- уровень групповой работы;
- уровень группы/отделения. На данном уровне ведущую роль играют преподаватели, мастера, кураторы групп, обеспечивающие необходимую поддержку обучающемуся в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций и их предотвращение;
- уровень образовательной организации. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, социальными педагогами и др. специалистами, объединенными в службу, консилиум и т. д.
Данные специалисты выявляют проблемы, возникающие в процессе реализации основной образовательной программы и оказывают первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с преподавателями, мастерами, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы обучающихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и специалистами образовательной организации.
Также условием психолого-педагогического сопровождения является учет особенностей этапов (курсов обучения).
Так, для 1-го курса актуальным является вопрос успешной адаптации в образовательной организации, помощь во вхождении в новую социальную среду с учетом требований и условий самой системы профессиональной образовательной организации. Социально-эмоциональное благополучие обучающегося в учебном коллективе будет способствовать его успешности в учебной деятельности; для 2-го курса - индивидуальное сопровождение образовательной и профессиональной программы обучения, формирование позитивного образа "Я" обучающегося, его жизненных ценностей; для 3-го курса - содействие профессиональному становлению, формированию профессионально-значимых качеств личности.
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Основными категориями сопровождения выступают:
1) проблемы профессионального и личностного развития субъектов деятельности в образовательном пространстве;
2) уровни взаимодействия участников сопровождения;
3) условия, обеспечивающие качество сопровождения
К специфическим особенностям реализации сопровождения в профессиональной образовательной организации можно отнести:
-профессиональную направленность образовательного процесса;
- характеристику контингента обучающихся (подростковый и юношеский возраст, повышенный риск социальной дезадаптации и т.д.);
- состав педагогических работников (педагоги, мастера, куратор и т. д.);
Сопровождение образовательного процесса в образовательной организации предполагает вариативность форм сопровождения участников образовательного процесса:
- Профилактика
- Диагностика
- Консультирование
- Коррекция и развитие
- Просвещение
- Экспертиза
Профилактика
Профилактическая деятельность направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательной организации. В рамках этой деятельности педагог-психолог:
- планирует и совместно с преподавателями и мастерами реализует превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации (в том числе культурно-массовые мероприятия, досуговые и другие);
- разрабатывает предложения по формированию здорового образа жизни, профилактики наркомании, ВИЧ/СПИДА, использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, а также рекомендации педагогическим работникам в вопросах обучения, развития и взаимодействия с обучающимися;
- проводит оценку результатов применения здоровьесберегающих образовательных технологий;
- инициирует проектную деятельность для создания психологически безопасной образовательной среды, предупреждения актуальных социальных проблем девиантного, аддиктивного, делинквентного поведения обучающихся, заболеваний, передающихся половым путем; конфликтов (в том числе связанных с этническими различиями, особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья обучающихся и т. д.); депрессий и суицидов.
Диагностика
- Определяет индивидуальные особенности личности обучающихся, потенциальные возможности в процессе обучения, в профессиональном самоопределении, резервные возможности, на которые можно опереться в ходе коррекционной работы;
- выявляет обучающихся "группы риска";
- выявляет причины нарушений в обучении, социальной адаптации;
- изучает мотивационную сферу обучающихся разных курсов, индивидуальный стиль познавательной деятельности;
- выявляет интересы, способности и склонности обучающихся для обеспечения полноценного личностного и профессионального самоопределения, а также для формирования состава студенческого самоуправления;
- составляет заключение и характеристики (социально-психологический портрет) личности обучающегося по результатам диагностики с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, развития и социальной адаптации;
- участвует в работе ПМПк, представляет результаты диагностики;
- отслеживает динамику процесса социально-психологической адаптации и профессиональной направленности обучающихся.
Консультирование
- Консультирует обучающихся, их родителей (законных представителей) по вопросам обучения, адаптации, развития положительной мотивации к учебно-профессиональной деятельности, личностного самоопределения;
- помогает обучающимся в анализе и решении психологических проблем, связанных с личностными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, группе сверстников, преподавателями, в группе друзей и т.д.;
- консультирует администрацию, педагогов, и других работников образовательной организации по вопросам взаимоотношений в коллективе, по вопросам разработки и реализации индивидуальных образовательных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Коррекция и развитие
Традиционно за коррекционной работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей обучающихся. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной деятельности. Данная форма работы предполагает:
- развитие социально-психологической компетентности участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем;
- индивидуальную помощь в самоопределении, адаптации и формировании положительной мотивации обучающихся;
- обеспечение соответствия личностного развития обучающихся требованиям профессиональной деятельности;
- систематическую работу с обучающимися, имеющими отклонения в психологическом и личностном развитии, относящиеся к категории "группа риска";
- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.
Просвещение
- Повышает психологическую компетентность преподавателей, обучающихся, их родителей (законных представителей);
- знакомит преподавателей, администрацию, родителей (законных представителей) в ходе педагогических советов, родительских собраний и консультаций с основными возрастными особенностями личностного развития обучающихся, условиями их психического развития;
- информирует о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи;
- способствует популяризации психологических знаний среди участников образовательного процесса, формированию у обучающихся потребности в самопознании, саморазвитии;
- оказывает помощь преподавателям, мастерам, кураторам групп в выборе методов и способов эффективного взаимодействия с различными категориями обучающихся, позволяющими решать актуальные задачи их обучения, развития и воспитания;
- дает информацию о том, где, в каких службах обучающиеся со сложными проблемами могут получить специализированную психологическую помощь, требующую наличия специалистов особой квалификации, особые условия работы и т.д.
Экспертиза
- Проводит оценку соответствия образовательной среды (обучающих программ, учебных пособий и т.д.) поставленным в образовательной организации задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
- участвует в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и других средств обучения;
- проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;
- участвует в поиске путей совершенствования образовательного процесса педагогическим коллективом;
- разрабатывает и реализует программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления;
- принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, позволяющей вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Диагностический инструментарий
Особенности юношеского возраста и специфика образовательных учреждений (начального профессионального образования) во многом определяют выбор диагностического инструментария. Для используемых диагностических методик желательными являются: адекватность возрасту и исследуемой проблеме; соблюдение требований надежности, стандартности и валидности.
Направления работы |
Диагностический инструментарий |
1. Психологическое сопровождение адаптации обучающихся к новой образовательной организации |
Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина), методика "Мотивация успеха и боязнь неудачи" А.А. Реана, опросник уровня субъективного контроля Дж.Роттера Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л. В. Янковского) Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; |
2. Психологическое сопровождение подростков с эмоционально-волевыми проблемами и трудностями взаимоотношений со сверстниками |
Личностная шкала проявлений тревоги; тест Дембо-Рубинштейна, ЦТО; характерологический опросник Р. Кеттелла, цветовой тест М. Люшера; неоконченные предложения, тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С.Р. Пантелеева |
3. Развитие социально-психологической компетентности обучающихся |
Направленность личности Б. Басса; "Творческий потенциал личности" В.И. Андреев; СЖО Д. Леонтьева, цветовой тест М. Люшера, метод незаконченных предложений Тренинг коммуникативной компетентности |
4. Психологическое консультирование подростков по личностным и коммуникативным проблемам |
Опросник "Кто Я" М. Кун, Т. Маркпартленд, "Психологическая автобиография" Л.Л. Бурлачук, Е. Ю. Коржова, методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности Г. Айзенка, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; Тест описания поведения К. Томаса |
5. Психологическое сопровождение работы по профилактике употребления психоактивных веществ, профилактике безнадзорности и правонарушений |
Характерологический опросник (К. Леонгарда); тест-опросник Шмишека; методика ценностных ориентаций М. Рокича; метод незаконченных предложений "Исследование склонности к риску" А.Г. Шмелева; |
6. Психологическое сопровождение подростков группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска. |
Цветовой тест Люшера, метод незаконченных предложений, тест выявления аутоагрессивных тенденций и факторов; Методика "Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества" Д. Рассела, М. Фергюссона, тест на самоэффективность А. В. Бояринцевой |
7. Психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения. |
ДДО Е.А. Климова; "Тип личности" Д. Голланда; Экспресс-анализ уровня притязаний; личностно-деловой потенциал Н. Пряжников "Будь готов!", Е. Пряжникова "Перекресток",Самоактуализационный тест (САТ) Программа "Я выбираю профессию" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.