Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Методические рекомендации
по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска для образовательных организаций
Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление детей группы суицидального риска.
Анализ случаев суицидов и информации по организации профилактики суицидов, предоставленной областными образовательными организациями, отделами образования районов и городов РО показывает, что работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных организациях области, в ряде учреждений проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.
Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.
В выявлении детей и подростков группы суицидального риска задействованы следующие специалисты:
- администрация образовательной организации (ОО);
- педагоги ОО (классные руководители, учителя, воспитатели, мастера);
- психологи (педагоги-психологи ОО и/или других организаций).
Этапы и направления деятельности ОО по выявлению и диагностике детей группы суицидального риска:
- организация порядка выявления;
- обучение педагогов;
- выявление обучающихся группы суицидального риска (варианты А и В);
- диагностика обучающихся.
Организационный этап
Администрация образовательной организации определяет порядок выявления обучающихся группы суицидального риска, готовит приказ. Порядок выявления детей группы суицидального риска предусматривает поэтапно осуществляемую деятельность в четко определенные сроки и закрепление ответственных.
Этап обучения
Для проведения качественного выявления детей группы суицидального риска необходимо организовать обучение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также ознакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки обучающимся в кризисном состоянии. Для обучения педагогов могут быть использованы информационные материалы об особенностях суицидального поведения несовершеннолетних (Приложение 1).
Обучение проводится педагогом-психологом образовательной организации учреждения. При отсутствии в организации педагога-психолога, желательно привлечение специалиста-психолога для проведения обучения из других организаций (образовательных организаций, ППМС-центров, социально-реабилитационных центров и других организаций).
Этап выявления
В качестве методов для первичного выявления детей группы суицидального риска рекомендуется использовать "Таблицу факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся" (3) или метод наблюдения.
Для первичного выявления детей группы суицидального риска использование психологических тестов не является целесообразным, так как это исключает из процесса выявления педагогов, требует больших временных затрат педагога-психолога для проведения массового тестирования учащихся и обработки полученных результатов.
В зависимости от использования в качестве основного метода "Таблицы факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся" или наблюдения предлагаются два варианта выявления детей группы суицидального риска. Вариант выявления детей группы суицидального риска выбирается образовательной организаций и определяется особенностями образовательной организации (количеством учащихся, наличием, подготовленностью и загруженностью специалистов).
Вариант А.
Выявление детей и подростков группы суицидального риска с использованием "Таблицы факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков" осуществляется в соответствии с установленным порядком. Рекомендуется для образовательных организаций, имеющих в штате педагога-психолога. Может использоваться в образовательных организациях, не имеющих педагога-психолога, при обязательном привлечении на договорных началах психолога (психологов) других организаций на этапе диагностики.
Этап выявления. Классными руководителями заполняется два раза в год "Таблицы факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков". Данные анализируются педагогом-психологом или другим специалистом, ответственным за анализ заполненных таблиц. В результате анализа таблиц формируется список обучающихся, входящих в первичную группу риска развития суицидоопасных кризисов. Критерием включения обучающегося в данную группу является наличие в его жизненной ситуации трех и более факторов, указанных в таблице. При включении обучающегося в группу первичного риска следует иметь в виду и качественную характеристику данных факторов. Так, например, такой фактор как смерть близких родственников от суицида по своему значению может перевешивать действие нескольких других факторов.
С обучающимися группы первичного риска, педагог-психолог проводит беседу и психологическое тестирование, на основании оценки результатов которых принимает решение о включении детей и подростков в список группы риска развития кризисного состояния, для которых разрабатывает рекомендации по психологическому сопровождению.
В итоге педагог-психолог составляет общий список обучающихся группы риска по всей образовательной организации и передает данную информацию директору с целью принятия решения о дальнейшем психолого-педагогическом сопровождении обучающихся.
В случае изменений, произошедших с обучающимися в течение года, классный руководитель заполняет таблицу еще раз и предоставляет психологу.
Этап диагностики. Со всеми обучающимися, попавшими в первичный список, педагогом-психологом проводится психологическая диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, на основе которой определяется группа суицидального риска. С обучающимися выделенной группы суицидального риска педагогом-психологом проводится диагностика, направленная на определение стратегий психологической помощи в рамках программы комплексного сопровождения.
Вариант Б.
Выявление детей и подростков группы суицидального риска с использованием метода наблюдения осуществляется в соответствии с установленным порядком. Рекомендуется для образовательных организаций, не имеющих педагога-психолога.
Этап выявления. Педагоги (классные руководители, учителя, воспитатели, мастера) наблюдают за изменением поведения обучающихся, ориентируясь на признаки суицидального риска.
Администрация регулярно (ежеквартально, ежемесячно) собирает информацию о наличии обучающихся, имеющих признаки суицидального риска. При необходимости администрация образовательной организации организует на договорных началах психологическое обследование обучающихся, имеющих признаки суицидального риска.
При проявлении у обучающихся признаков суицидального риска педагоги оказывают им поддержку, информируют администрацию образовательной организации и при содействии администрации направляют на психологическое обследование к специалисту-психологу.
Этап диагностики. Специалистом-психологом (приглашенным или к которому был направлен обучающийся) проводится диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, необходимости его комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи. По результатам диагностики психолог выдает рекомендации образовательной организации по осуществлению комплексного сопровождения обучающегося.
Методическое обеспечение диагностического этапа работы.
Психологическая диагностика об
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.