Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу Минобразования
Ростовской области
от 24 марта 2015 г. N 163
Обязательный компонент
деятельности педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида
Целью психологического сопровождения образовательной организации является создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинской организации, учреждении собеса и т.п.).
Сопровождение в образовательной организации - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
- систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
- создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).
К основным направлениям деятельности педагога-психолога образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, адаптированной для умственно отсталых детей, относятся: диагностическая деятельность; консультативная деятельность; коррекционно-развивающая работа; экспертная работа; организационно-методическая деятельность; просветительская работа.
Психопрофилактическое направление деятельности психолога специального образования (как одно из направлений деятельности службы практической психологии) реализуется через все направления. Развивающая, экспертная, диагностическая (оценочная), консультативная деятельность реализуют прогностически-профилактическую работу по предупреждению или предотвращению негативных влияний.
Педагог-психолог образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, адаптированной для умственно отсталых детей, проводит оценку состояния ребёнка, отслеживает динамику его развития и образования; организовывает специализированную помощь в виде коррекционно-развивающей и немедицинской психотерапевтической работы; консультирует родителей, законных представителей и педагогов; организует экспертную, просветительско-профилактическую и методическую работу; планирует и ведёт свою документацию.
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка специальным психологом состоят в следующем:
- определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребёнком;
- прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;
- реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса
Психологическое сопровождение детей на приёме и адаптации
- создание системы психолого-педагогической поддержки всех обучающихся в период их школьной адаптации,
- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога,
- диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей,
- определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития,
- разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка в интернате, образовательной среде, коллективе сверстников,
- создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими различные адаптационные трудности.
- адаптация специальных педагогических и социально-психологических специальных образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Направления работы педагога-психолога в подготовительном классе и начальной школе
- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога,
- выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме,
- реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др. (индивидуальная, подгрупповая и групповая формы),
- реализация специальных педагогических и социально-психологических специальных образовательных условий с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
- контроль динамики психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи, планирование работы дальнейшего сопровождения,
- проведение дифференциальной диагностики обучающихся с рекомендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, адаптированной для умственно отсталых детей,
- участие в ПМПк по сопровождению обучающихся с личностными и поведенческими проблемами,
- составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк,
- взаимодействие с учителями, воспитателями, логопедами, дефектологами, социальными педагогами по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.)
- знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного обучающегося,
- диагностика обучающихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи и определении своего места в ней,
- работа с родителями, законными представителями по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей,
- консультативная работа с родителями по их запросам;
- просветительская работа по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения,
- диагностика готовности к обучению в среднем звене школы,
- прогноз социальной дезадаптации.
Психологическое сопровождение младших школьников в канун перехода в среднее звено
Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:
1. Выявление уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы.
2. Создание психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.
Психологическое сопровождение в средней и старшей школе
- Выявление детей группы риска, нуждающихся в специализированной помощи, по показателям школьной или социальной дезадаптации, девиантного или криминального поведения, суицидального поведения и т.п;
- определение на основе динамики психического развития ребёнка его дальнейшего образовательного маршрута, решение вопроса о необходимости (целесообразности) дальнейшего пребывания в данной образовательной организации (экспертная деятельность);
- диагностика особенностей психосексуального развития, развития половой идентичности и полоролевого поведения;
- участие в ПМПк по продолжению разработки и реализации комплексных психолого-медико-педагогических программ сопровождения обучающихся с личностными и поведенческими проблемами;
- составление психологических индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ обучающихся;
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа с подростками по проблемам, выявленным в результате диагностики (например, по коррекции нарушений поведения, принятия и освоения своей половой роли, коррекции тревожности, страхов и др.);
- коррекционная групповая работа по формированию социально-компетентного поведения подростков, по освоению социальных ролей в семье и других проблем, выявленных в классе;
- контроль динамики психического развития и эффективности используемых методов в коррекционной программе, планирование направлений дальнейшего сопровождения;
- консультирование педагогов, воспитателей и др. специалистов по вопросам использования в своей деятельности индивидуальных психологических особенностей обучающихся; по взаимодействию в реализации индивидуальных программ психолого-медико-педагогического сопровождения;
- просветительская деятельность по проблематике, связанной с психофизиологическими особенностями обучающихся с нарушением интеллекта.
Организация деятельности педагога-психолога в составе психолого-медико-педагогического консилиума
К задачам консилиума образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, адаптированной для умственно отсталых детей, относят:
- экспертные задачи по выявлению детей, более остальных нуждающихся в дополнительной специализированной помощи со стороны специалистов, то есть индивидуализация образовательного маршрута коррекционного обучения, (данная задача включает и мониторинговое сопровождение всех детей образовательной организации);
- экспертные задачи по определению дальнейшего образовательного маршрута (например, при переводе в 10 класс по итогам успешности трудового обучения);
- контроль эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов разного профиля.
Деятельность психолога, связанная с консилиумом проходит в двух режимах:
а) в рамках экспертной деятельности ПМПк образовательной организации;
б) в рамках специализированного сопровождения тех детей (групп), которые выделены по каким-либо параметрам и нуждаются в специализированной помощи.
Задача психолога - объединить свои усилия с усилиями логопеда, педагогов-дефектологов, врача, социального педагога, организовать единую слаженную команду - требует от него особых психотерапевтических навыков, умения создать психотерапевтическую атмосферу в деятельности консилиума.
Следующим (третьим) этапом деятельности психолога является реализация решений консилиума в плане развивающе-коррекционных мероприятий внешкольного компонента или включения специальной психологической помощи непосредственно в процесс обучения ребёнка.
Развивающе-коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является разработка и реализация индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи с учётом индивидуально-типологических особенностей ребёнка или группы детей. С этим связана важная задача подбора детей для групповой работы. Кроме того, должна быть определена ориентировочная продолжительность отдельного занятия и цикла занятий в целом.
Завершением этого этапа работы психолога является динамическое обследование (оценка состояния после окончания цикла развивающее - коррекционной работы) или итоговое обследование, пишется заключение (см. Приложение).
Формы и методы работы
В диагностической и коррекционно-развивающей деятельности педагогом - психологом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, адаптированной для умственно отсталых детей, используются групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.
Выбор индивидуальной или групповой формы коррекционной работы определяется психологическим диагнозом, структурой психического развития ребёнка, выраженностью имеющихся особенностей развития, возрастом, выраженностью аффективных проблем, замедленным темпом усвоения материала.
Педагог-психолог в процессе реализации коррекционно-развивающих программ применяет методы, соответствующие уровню его квалификации: элементы психогимнастики, психологические игры и упражнения, ролевые игры, беседы, продуктивную деятельность (рисование, лепка и т.п.) элементы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии и др.
Психологические коррекционно-развивающие программы представляют собой лишь психологическую составляющую комплексной работы с детьми всех специалистов, включённых в процесс сопровождения.
Диагностический инструментарий
Знание особенностей умственно отсталых детей, запрос для диагностики, учёт диагностической гипотезы, опора на имеющиеся данные о ребёнке определяют выбор психологом необходимого диагностического инструментария. С изменением гипотезы (в зависимости от результатов выполнения диагностических процедур) меняется дальнейший выбор методик и тестов. Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых диагностических методик.
Возможности тестирования в специальном образовании весьма ограничены. Отсутствуют специально организованные тесты, количественные критерии (нормативы) для данной категории детей.
Ведущим для задач группового обследования является метод наблюдения. Он позволяет психологу увидеть выделяющихся, в том числе и по отдельным показателям, детей, сформулировать диагностическую гипотезу для последующей углубленной оценки особенностей их развития.
Для углубленной диагностики применимы следующие методики:
Направления и параметры диагностического исследования |
Диагностический инструментарий |
Оценка сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно-действенном уровне |
Методика Кооса, куб Линка; |
Оценка параметров интеллектуальной деятельности, а также оценка особенностей мнестических функций, в частности различия в объёме непосредственного и опосредованного запоминаемого материала |
Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву (для детей 7-9 летнего возраста) и методика Пиктограмма (для детей с достаточно сформированной графической деятельностью после 8-9 лет); |
Оценки уровня понятийного мышления |
Предметная классификация, Исключение предметов, Исключение понятий, Сравнение понятий, Ассоциативный (словесный) эксперимент, Выделение существенных признаков |
Выявление уровня интеллектуального развития |
Прогрессивные матрицы Дж. Равена, Интеллектуальный тест Кеттелла, Корректурные пробы, методика В.М. Когана; |
Личностно-ориентированные методики |
Цветовой Тест отношений, Тест Руки. |
Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.