Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2.
Психолого-педагогическое сопровождение
развития обучающихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.
Дезадаптация может проявляться в традиционных нарушениях - в неуспеваемости и плохом поведении, однако ими не ограничивается. Собственно дезадаптированными можно назвать только тех обучающихся, которые:
а) отказываются идти в школу из-за переживания своих неудач,
б) становятся замкнутыми и плохо контактируют с классом,
в) равнодушно относятся к учебе и одноклассникам,
г) теряют интерес к внешкольным увлечениям.
Именно эти особенности поведения ребенка должны быть выявлены в ходе консультативной работы с ребенком и родителями, учитываться при подборе диагностического материала и разработке программы выявления и сопровождения дезадаптированных обучающихся на любом этапе адаптации - как в начальной школе, так и в средней.
Задачи, реализуемые в ходе тренингов, должны быть следующими:
1. познакомить детей с ролью школьника (различия понятий "школьник - не школьник", правила работы в команде),
2. познакомить первоклассников с понятием оценки (ее отличия от отметки, критерии отрицательной оценки, требования),
3. научить ребенка задавать вопросы.
Работая над проблемой адаптации, педагог-психолог реализует две цели:
1. Содействие адаптации - работа в русле этой цели строится со всеми детьми и носит "развивающий" характер. Задача - выявить индивидуальные особенности развития ребенка, максимально разнообразить параметры школьной жизни, научить каждого ребенка использовать школьную среду для своего развития - сформировать у ребенка способность развиваться в условиях школы, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Результатом такой работы является то, что школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу. Эта работа начинается на этапе знакомства с ребенком в процессе собеседовании при приеме в школу. Работа строится в двух направлениях:
- внесение изменений в параметры школьной среды для адаптации ее к возможностям конкретного учащегося (например, обучение ребенка с хорошими интеллектуальными данными, но очень медлительного);
- построение развивающей, консультативной, методической работы педагогов-психологов и учителей таким образом, чтобы у детей формировались навыки, умения, психические процессы, обеспечивающие им успешное функционирование в школе сегодня, создающие базу для дальнейшего развития.
2. Профилактика дезадаптации - работа в русле этой цели строится индивидуально. Педагог-психолог анализирует причины дезадаптации конкретного обучающегося, связанные с особенностями как психики ребенка, так и с условиями окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин, т.е. работа носит коррекционный характер, направлена она на формирование приспособительных умений у обучающихся - выработка индивидуального стиля обучения и общения, освобождение от страхов, обучение навыкам принятия решений. Результатом этой работы будет и адаптация школьной среды к обучающемуся - определения ребенку программы и формы обучения на ПМПк (если причины дезадаптации - нарушения развития ребенка органического характера) и открытие классов компенсирующего или специального коррекционного обучения.
Содержанием деятельности педагога-психолога с обучающимися на этапе адаптации является:
- развивающая работа - развитие навыков общения и взаимодействия (со взрослыми и сверстниками),
- коррекционная работа - в зависимости от конкретных трудностей каждого обучающегося, адаптация которого нарушена.
Формируя адекватную социальную среду для обучающихся с трудностями в адаптации, педагог-психолог осуществляет работу с учителем (ориентация на трудности детей и понимание их, на использование различных методов, приемов и технологий учебной деятельности; налаживание положительных эмоциональных контактов с конкретными учениками) и родителями (просвещение, психологическая поддержка, консультирование по причинам возникающих у ребенка трудностей).
Содержание деятельности педагога-психолога по сопровождению детей из принимающих семей и семей социального риска
Диагностическая работа с обучающимися состоит из двух этапов и включает проведение нестандартизированного интервью и диагностических мероприятий с обучающимися в индивидуальной форме.
1-й этап - сбор информации
Нестандартизированное интервью проводится с целью определения взглядов ребенка на его взаимоотношения с членами семьи. Нестандартизированное интервью охватывает жизненно важные для ребенка темы: еда, жилищные условия, защита, надзор, забота о здоровье, научение (учит различать хорошее от плохого), привязанность, переживание радости, дисциплина, послушание, восхищение.
2-ой этап - проведение диагностики эмоционального состояния ребенка тестом "Дом, дерево, человек".
По результатам диагностики педагог-психолог выявляет детей с признаками эмоционального неблагополучия.
В первую очередь проведение диагностики особенностей взаимоотношений в семье проводится с обучающимися из семей групп риска с явно выраженными признаками эмоционального неблагополучия при помощи теста "Рисунок семьи" (для учащихся 1 - 7 классов) и анкетой "Показатель семейных отношений" (для учащихся 8 - 11 классов).
Анализ результатов диагностики обучающихся групп риска выявляет проблемы семьи, явно выраженные признаки эмоционального неблагополучия ребенка, неадекватную позицию ребенка в семье. Такая семья нуждается в квалифицированной психокоррекционной помощи вне образовательной организации.
По результатам диагностической работы определяется стратегия психолого-социально-педагогической помощи семье, как в образовательной, так и в специализированных организациях. Кроме этого, вся информация о семье, информация о результатах психологической работы с обучающимся и его семьей до 1 декабря подается педагогом-психологом через внештатного инспектора по охране прав детства в районный отдел образования.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся групп социального риска
Дети с нарушением нормы психического развития (астеничные, гиперактивные, соматически ослабленные и т.п.) составляют группу риска "реактивного" поведения - эффективного или ситуативного. Трудновоспитуемые или соц педзапущенные - это дети группы риска формирования устойчивого девиантного поведения (аддиктивное поведение, ранняя половая жизнь, хулиганство, воровство).
С точки зрения психологов, отклонения в поведении провоцируются следующими факторами:
1. Акцентуациями характера обучающихся.
2. Неспособностью обучающихся к децентрации.
3. Негативным отношением к другим людям.
4. Эмоциональной "отсталостью".
5. Нереальными притязаниями.
6. Отсутствием норм нравственности в семье, а, следовательно, "рамок", границ поведения.
7. Проблемами в учебе.
8. Психическими заболеваниями.
При работе с детьми группы риска возникновения отклонений в поведении каждый из участников образовательной организации решает свои задачи:
- учитель - передает систему общественных ценностей, определяет содержание личностного развития средствами программного материала,
- педагог-психолог - обеспечивает формирование соответствующих психологических механизмов (опосредовано или непосредственно).
Отклонения в поведении есть следствия, симптомы ненормативного развития. Они связаны с очень глубинными факторами. Педагог-психолог может помочь школьнику:
1. Улучшить его психическое состояние.
2. Затормозить нежелательные реакции.
3. Выработать новые способы поведения.
Таким образом, система профилактики правонарушений на уровне образовательной организации должна включать в себя следующее:
- ликвидация прогулов с учетом причин их возникновения (прогул как симптом школьной фобии или прогул как форма отклоняющегося поведения),
- определение адекватной программы обучения для профилактики труднообучаемости, раннее выявление психоневрологических отклонений органического характера (работа ПМПк),
- развитие познавательных интересов педагогическими и психолого-педагогическими средствами,
- консультации для родителей и педагогов по вопросам конструктивного взаимодействия с обучающимися,
- сплочение классного коллектива, принятие отверженных, разрешение конфликтов в классных коллективах,
- выявление детей, находящихся в кризисной ситуации и работа с ними,
- проведение профориентационной работы,
- консультирование подростков по проблемам, возникающим в их жизни,
- проведение тренингов для подростков (профилактики аддиктивного поведения, развития навыков взаимодействия, навыков разрешения конфликтных ситуаций, навыков саморегуляции).
Это содержание деятельности педагога-психолога реализуется при работе с детьми группы социального риска (согласно закону РФ N 120-ФЗ) - опекаемыми, малообеспеченными, воспитывающимися в неполных семьях, в асоциальных семьях и т.п.
Обязательна работа и с детьми, стоящими на внутришкольном учете (подготовка и участие в работе Совета профилактики), и на внешкольном (координация деятельности с районной КДН, ОППН).
Психолого-педагогическая помощь семье
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей и лиц их заменяющих) за воспитание детей. В связи с этим возрастает актуальность работы педагога-психолога ОО с семьей в едином воспитательном пространстве школы.
Структура деятельности:
- психологическая поддержка опекунских (принимающих) семей;
- психологическое консультирование родителей из кровных семей группы риска социального сиротства детей (семей, не занимающихся воспитанием детей; родителей и замещающих родителей обучающихся, воспитывающихся родственниками при живых родителях);
- участие в работе конфликтной (административной) комиссии школы по предупреждению и разрешению конфликта между семьей и школой по вопросам воспитания и обучения ребенка, защите прав ребенка;
- сбор информации, анализ и оформление психологических данных (характеристики) на каждого опекаемого обучающегося из школьного списка для консультирования администрации ОО, для предоставления в различные организации при запросе.
Цели:
1. Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации и профилактика конфликтного поведения обучающихся, находящихся под опекой; обучающихся из семей группы риска социального сиротства.
2. Психолого-педагогическая поддержка опекунских семей.
Задачи:
1. Ознакомление со списком обучающихся ОО, находящимися под опекой, проживающих отдельно от родителей (неофициально проживающих в принимающих семьях - с родственниками или третьими лицами), в неблагополучных семьях, получение кратких сведений об обучающихся и семье от классного руководителя, внештатного инспектора по охране прав детей и зам. директора по воспитательной работе.
Анализ особенностей обучающегося из неблагополучной семьи на этапе младшей школы (карта для младшего школьника).
2. Диагностика особенностей взаимоотношения обучающегося с членами семьи (любой категории).
3. Выявление проблемных обучающихся младшей школы (по поведению и обучению), включение обучающихся из неблагополучных семей в психолого-педагогическое сопровождения по соответствующему разделу обязательного компонента.
4. Консультирование внештатного инспектора по охране прав детей, классного руководителя, опекуна (родителя) по проблемам воспитания и обучения; всех проблемных и опекунских семей (родителей) - по создании условий для реализации потребностей детей.
5. Осуществление диспетчерской функции с целью оказания специализированной психологической помощи и социальной помощи в районе и городе (районное звено психологической службы обязано подготовить материал вместе с районным инспектором по охране прав детства).
6. Консультирование администрации ОО по вопросам семейной ситуации в опекунских семьях, обучающихся из неблагополучных семей.
7. Оформление данных и психологической характеристики на каждого обучающегося из первичных списков, ведение индивидуальных карт на них.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.