Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минобразования
Ростовской области
от 24.03.2015 г. N 163
Базовый компонент
деятельности педагога-психолога общеобразовательной организации
Психологическое сопровождение основной образовательной программы образовательной организации предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Работа педагога-психолога является необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
Цель работы педагога-психолога образовательной организации - создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Новые профессиональные задачи педагога-психолога образовательной организации:
- создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
- обеспечение формирования и развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования;
- разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций;
- повышение квалификации педагогов и просвещение родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;
- взаимодействие с участниками образовательных отношений для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательной организации;
- подготовка пакета методических материалов по психологическому сопровождению обучающихся.
Новые профессиональные задачи педагога-психолога образовательной организации регламентируется следующими основными нормативно-правовыми документами:
- Приказ Министерства образования и науки РФ N 373 от 06.11.2009 г. "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)", а так же разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО и рекомендованная Решением Координационного Совета по вопросам организации введения ФГОС при Минобрнауки Примерная основная образовательная программа НОО;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Минобразования и науки Российской Федерации N 373 следует читать как "от 6 октября 2009 г."
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 761н от 26.08.2010 г. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 1897 от 17 декабря 2010 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2012";
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
- Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии" (по состоянию на 11.09.2013) (подготовлен Минтрудом России)
1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности социальной адаптации (1)
1.1. Выявление обучающихся групп риска возникновения школьной дезадаптации:
- диагностика особенностей деятельности, поведения и психического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в процессе сопровождения обучающихся при поступлении в первый класс; переходе на следующую ступень образования; смене образовательной организации; обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; проживающих в принимающей семье (Приложение 2);
- разработка рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (участие в работе методических объединений специалистов, методического совета образовательной организации, педагогических советах, родительских собраниях, педагогических всеобучах, подготовка материалов для информационных стендов, сайтов и т. д.);
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих проблемы в обучении, поведении и личностном развитии (разработка и реализация совместно с педагогами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ).
1.2. Оказание помощи участникам образовательного процесса в создании условий комфортной, развивающей среды, способствующей профилактике возникновения школьной дезадаптации:
- индивидуальное и групповое консультирование педагогов;
- методическая помощь педагогам по разработке внеклассных мероприятий, классных часов, созданию комфортных психологических условий в коллективе обучающихся;
- экспертиза программ, проектов, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации.
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска развития кризисных состояний и группы суицидального риска.
1.3.1. Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса.
1.3.2. Выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида у обучающихся. (Приложение 1).
1.3.3. Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся группы риска развития кризисных состояний и суицидального риска.
1.3.4. Обучение родителей способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний детей, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки.
1.4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
1.4.1. Психолого-педагогическое обследование обучающихся (диагностика индивидуальная, групповая) по запросу ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) образовательной организации, администрации, родителей с целью выявления проблем в обучении, поведении, воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4.2. Консультирование участников образовательного процесса по вопросам создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию обучающегося в образовательной организации.
1.4.3. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии).
1.4.4. Динамический контроль эффективности разработанных и реализованных коррекционно-реабилитационных программ.
1.4.5. Информационно-просветительская работа с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по особенностям образовательного процесса для данной категории обучающихся.
2. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса по развитию универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с ФГОС
2.1. Консультирование педагогов по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом требований ФГОС.
2.2. Оценка результатов освоения основной образовательной программы (2):
- личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностные установки, социальные компетенции, личностные качества);
- метапредметных (освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
2.3. Просвещение родителей по вопросам формирования УУД.
2.4. Экспертная оценка программ, проектов, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации.
2.5. Методическая помощь педагогам по развитию и коррекции УУД обучающихся с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей:
- коммуникативных: навыков сотрудничества, эффективного разрешения конфликтных ситуаций (на уроках, внеклассных мероприятиях, проектной деятельности, классных часах);
- регулятивных: навыков саморегуляции, управления своей деятельностью;
- личностных: самоопределение (в том числе профессиональное), смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация;
- познавательных: способы усвоения информации, выполнение логических операций.
2.6. Обучение педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, обучение способам формирования адекватной Я-концепции школьников, эмпатии, разрешения проблем.
(1) В том числе несовершеннолетних обучающихся, признанными в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемых, обвиняемых или подсудимых по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления (ст. 42 "Закона об образовании РФ".
(2) Предметные результаты проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.