Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Ростовской области
от 03.07.2019 г. N 383
Описание
создаваемых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Ростовской области
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию и функционированию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Ростовской области с указанием проблематики и предполагаемых результатов
В 2019 году в Ростовской области функционируют 1 579 образовательных организаций, из них:
1 163 общеобразовательных организации;
115 профессиональных образовательных организаций;
301 организация дополнительного образования.
В образовательных организациях области работают 76 336 работников, из них педагогических работников - 44 882 человека, учителей - 28 259 человек.
За последние два года наблюдается положительная динамика доли педагогических и руководящих работников, прошедших обучение по программам повышения квалификации (в 2017 - 2018 учебном году - 31,5 процента, в 2018 - 2019 учебном году - 32,3 процента).
Новая система учительского роста, складывающаяся в Российской Федерации, требует обновления профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров Ростовской области.
На данный период обновление профессиональных компетенций педагогических работников обеспечивается сложившейся в Ростовской области системой повышения квалификации. Ее главное звено - ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. Учреждение является сертифицированным центром Юга России, на базе которого ежегодно свыше 12 тыс. педагогических работников проходят повышение квалификации. В рамках повышения квалификации педагогические работники участвуют в стажировках, деятельности сетевых сообществ, имеют возможность получать дальнейшее сопровождение своей профессиональной деятельности через функционирующие системы наставничества и тьюторства. Финансирование реализации программ дополнительного профессионального образования осуществляется из областного бюджета в рамках государственного задания.
ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО обеспечивает условия непрерывности развития профессионального педагогического мастерства, используя современные электронные платформы и сетевые сообщества. В работу активно включены:
инновационные общеобразовательные организации, распространяющие лучшие модели и педагогические практики применения современных технологий и методик обучения, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей. На базе инновационных учреждений, которых в Ростовской области почти 300, происходит постоянное обновление содержания образования, форм и методов его реализации в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и концепциями учебных предметов, обеспечивающее опережающее внедрение продуктивных педагогических технологий в соответствии с современными тенденциями развития образования;
созданный в Ростовской области детский технопарк "Кванториум" для обучения одаренных детей;
организации, обеспечивающие постоянный мониторинг качества образования в Ростовской области и регулярно предоставляющие результаты аналитической деятельности для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников (ГАУ РО РИАЦРО, ГАУ СО РЦОКО);
центры методического сопровождения педагогических работников (города: Ростов-на-Дону, Белая Калитва, Миллерово, Батайск, Волгодонск).
Региональная система дополнительного профессионального образования характеризуется активностью участия молодых педагогов (до 35 лет) в различных формах профессионального общения с целью развития профессиональных компетенций. Доля молодых педагогов, вовлеченных в различные формы развития профессиональных компетенций, выросла за последние 2 года на 30 процентов.
Анализ качества и эффективности образовательной деятельности по развитию профессионального мастерства педагогов обнаруживает наличие в Ростовской области сформированного за период участия в мероприятиях Федеральной целевой программы развития образования, федеральной целевой программы "Русский язык", государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" инновационного ресурса развития образования:
создана современная региональная образовательная инфраструктура, обеспечиваемая разнообразием образовательных организаций и образовательных программ, открытостью и вариативностью моделей образовательного процесса, высоким уровнем взаимодействия с социокультурной средой;
сложилась система продуктивного опыта сотрудничества органов управления образованием, педагогов, ученых Ростовской области в ходе междисциплинарных семинаров, совещаний по вопросам качества школьного образования, предметных научно-методических и практических семинаров, "круглых столов", мастер-классов, научно-практических конференций различного уровня, вебинаров, интернет-конференций, образовательных форумов и другое;
развивается основанная на персонифицированном подходе целостная инновационная система повышения квалификации педагогов на базе ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования;
действует сеть областных инновационных площадок в количестве 274 единиц, в том числе по вопросам развития содержания, форм и методов обучения, 47 базовых общеобразовательных учреждений, 34 муниципальных методических ресурсных центра - общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, 55 инновационных центров на базе дошкольных организаций.
На конкурсно-договорной основе сформирован высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО в количестве 57 человек.
Штатных сотрудников профессорско-преподавательского состава в институте 45 человек, из них 31 кандидат наук, в том числе 16 доцентов; 4 доктора наук, в том числе 2 профессора. Из 12 внешних совместителей 1 доктор наук и 8 кандидатов наук, в том числе 1 профессор и 4 доцента. В целом, доля лиц с учеными степенями ППС составляет 79 процентов; из них докторов наук - 9 процентов; кандидатов наук - 70 процентов. Количество научно-педагогических кадров без степени - 12 человек, что составляет 5,4 процента от общей численности профессорско-преподавательского состава.
В то же время в обеспечении квалифицированными кадрами системы образования Ростовской области, в обновлении профессиональных компетенций педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов имеется ряд проблем, которые актуализируют потребность в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР и ЦОПМКП:
недостаточный уровень соответствия профессиональных компетенций педагогов требованиям профессиональных стандартов и обновляющимся образовательным стандартам дошкольного и общего образования; отсутствие достаточных условий для опережающей подготовки педагогов к реализации современных образовательных задач;
недостаточный уровень профессиональных компетенций современных управленческих кадров в экономической, юридической, психологической и коммуникативной сферах;
необходимость содержательного и организационного обновления процедуры аттестации руководящих кадров;
недостаточная степень персонификации и финансового стимулирования непрерывного профессионального мастерства педагогов при создании "точек роста", особенно для молодых педагогов;
несформированность подходов к созданию эффективных условий для развития профессионального педагогического мастерства, которые наряду с реализацией организованных форм повышения квалификации создавали бы формат непрерывного образования средствами освоения лучших педагогических практик, применения сетевого взаимодействия и дистанционных образовательных технологий;
недостаточная оснащенность региональной и муниципальных систем повышения квалификации педагогических работников эффективными инструментами диагностики и самоуправления профессиональным развитием;
недостаточность структур общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга качества образования для обеспечения непрерывности роста профессионального мастерства педагогов, его результативности и открытости;
недостаточность практики привлечения педагогов с высокими результатами качества педагогической деятельности в процессы проектирования и соучастия в различных формах повышения квалификации педагогов;
необходимость создания инфраструктуры непрерывного профессионального образования, ориентированной на совместное социальное и профессиональное проектирование, организацию центров развития педагогического мастерства и диагностических центров оценки профессионального мастерства, на сетевое профессиональное общение и поддержку экспертных сообществ.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года и государственной программой Ростовской области "Развитие образования" в качестве первоочередной следует обозначить следующую задачу: создание условий и механизмов обеспечения образовательной системы региона квалифицированными педагогическими кадрами через модернизацию модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров на основе профессиональных стандартов, концепций обновления содержания образования, обеспечивающих основу для создания инновационных организационных структур ЦНППМПР и ЦОПМКП.
В контексте этих задач стратегическими направлениями инновационного обновления образовательных систем становятся мероприятия по созданию регионального пространства непрерывного профессионального образования педагогов и управленческих команд, совершенствованию педагогического мастерства. В этом ключе создание новых организационно-методических структур - ЦНППМПР и ЦОПМКП, обеспечивающих организацию и управление непрерывным процессом развития профессионального мастерства, является эффективным средством реализации современных масштабных задач в системе образования.
Деятельность ЦНППМПР и ЦОПМКП необходимо ориентировать в соответствии с результатами диагностики профессиональных компетенций педагогов и анализом их запросов на овладение новыми профессиональными компетенциями, необходимыми для выполнения трудовых действий, предусмотренных современным профессиональным стандартом педагога.
Создание ЦНППМПР позволит повысить уровень профессионального развития педагогов в формате непрерывного образования и создать постоянно действующую систему их профессиональной поддержки через внедрение активных форм методической работы (семинары, вебинары, мастер-классы, обмен опытом и лучшими педагогическими практиками, педагогические конкурсы, выполнение заданий всероссийских и международных исследований качества образования, оптимизация ресурсов инновационных образовательных учреждений, при максимальном использовании дистанционных образовательных технологий, создание точек профессионального и карьерного роста молодых педагогов (до 35 лет) через систему наставников.
ЦНППМПР будут способствовать:
персонализации системы непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и повышению результативности их деятельности, диагностируемой как устойчивый рост уровней профессиональных компетенций педагогов - предметных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных;
преодолению дискретности процессов повышения квалификации и созданию необходимых условий для непрерывности роста профессионального мастерства и успешной ликвидации профессиональных дефицитов (будут созданы дополнительные развивающие индивидуальное мастерство педагогов программы для онлайн-обучения, электронные учебные микромодули для самостоятельного конструирования программ развития профессионального мастерства, библиотеки электронных образовательных ресурсов для непрерывного профессионального образования, инструменты для самотестирования педагогами уровней профессиональных компетенций);
росту удовлетворенности педагогических и управленческих кадров профессиональными программами, развивающими личностный творческий потенциал;
росту цифровой компетенции педагогических работников и их способности повышать уровень профессионального мастерства в новых электронных средах;
активизации участия педагогических работников в создании и реализации программ непрерывного профессионального мастерства в условиях новой инфраструктуры непрерывного образования и повышения квалификации в Ростовской области;
созданию новой отраслевой инфраструктуры, обуславливающей непрерывность роста профессионального мастерства (активизация инновационных зон регионального образовательного кластера, появление сети дополнительных центров непрерывного роста профессионального мастерства на базе института повышения квалификации, педагогических колледжей, усиление роли профессионально-общественной экспертизы результатов деятельности педагогов, возрастание разнообразия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.