Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 10 октября 2017 г. - Постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 10 октября 2017 г. N 3547
Приложение
к постановлению
Администрации города
Симферополя Республики Крым
от 16.10.2015 года N 1115
Муниципальная программа
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым на 2015 - 2020 годы"
31 марта, 23 сентября, 29 ноября 2016 г., 14 апреля, 17 июля, 10 октября 2017 г.
Паспорт
муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым на 2015 - 2020 годы"
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы и прогноз развития на перспективу
Малый и средний бизнес - это один из важнейших элементов социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Малое и среднее предпринимательство создает новые рабочие места, наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, неконкурентоспособных для крупного бизнеса.
Симферополь имеет статус современного, промышленного, торгового, транспортного, культурного, научного и образовательного центра Крыма. Главными отраслями города являются машиностроение, пищевая и легкая промышленности, а также строительная индустрия.
Крупнейшие предприятия города - завод по выпуску электроинструмента, микромашин и систем корабельной автоматики АО "Фиолент", завод по производству пива и безалкогольной продукции АО ПБК "Крым", завод по производству электроустановочных изделий, пакетов и пленок полиэтиленовых, товаров народного потребления ООО "Симферопольское Производственное Объединение Крымпласт", завод по производству вина ООО "Винодельческое предприятие "Дионис" и др.
На рынке строительных услуг ведущими компаниями являются ООО "Консоль ЛТД", ООО ГК "Владоград" и ООО "Монолит".
Территория города Симферополя составляет 107,4 квадратного километра, что составляет менее 1 процента от территории Республики (26000 квадратных километров), при этом население столицы в 2017 году составило около 362 тыс. человек, что составляет более 18,91% от общего населения Республики.
Город Симферополь по показателю объема реализованной промышленной продукции занимает лидирующие позиции среди городов и районов Республики. За январь - декабрь 2016 г. предприятиями города отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на 27,7 млрд рублей, что составляет 30,49% от объема реализованной промышленной продукции Крыма.
За январь - июнь 2017 года отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на 18,03 млрд рублей, что более чем на 11,7% выше показателя за аналогичный период 2016 года.
Симферополь в 2016 году занял первое место по объему выполненных строительных работ, включая работы, выполненные хозяйственным способом. Работ выполнено на сумму более 5,5 млрд рублей, что составляет 73,7% от объема по Республике. За январь - май 2017 года объем выполненных строительных работ, включая работы, выполненные хозяйственным способом, составили 2,13 млрд рублей, что в 4 раза больше чем в аналогичном периоде 2016 года.
Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году составил 20,36 млрд рублей (50,7% в доле Республики), что позволило столице в 2016 году по данному показателю занять первое место среди других городов и районов Республики.
Согласно базе данных Автоматизированной информационной системы ФНС России в Едином государственном реестре регистрации и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей количество зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и сферы деятельности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, по состоянию на 01.08.2017 составило 26431 субъект, что составляет 29,67% от общего числа субъектов предпринимательства Республики Крым, из которых: 10791 организация по месту нахождения юридического лица и 15640 индивидуальных предпринимателей.
Общая оценка социально-экономической ситуации в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым неразрывно связана с общей экономической ситуацией в Республике Крым в 2014 - 2016 годах, на которую наиболее сильное влияние оказывали факторы, вызванные переходным периодом, что стало причиной формирования ряда проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства и требующих оказания комплексной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса:
- формирование законодательной базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым;
- адаптация системы налогообложения, банковской системы и казначейского учета Российской Федерации, разрешительной системы;
- изменение логистики (значительно увеличились затраты времени на транспортировку грузов, фактически отсутствует ж/д сообщение);
- потеря традиционных рынков сбыта;
- перезаключение договоров (контрактов) и выработка новых хозяйственных взаимоотношений предприятиями, расположенными в Республике Крым;
- отсутствие стартового капитала и ограниченный доступ к финансовым ресурсам для пополнения оборотного капитала из-за высокой стоимости кредитных ресурсов и, как правило, отсутствия достаточного залогового обеспечения;
- нехватка квалифицированных кадров, как инженерных, так и рабочих специальностей, для инновационных предприятий, а также кадров для предприятий сферы потребительского рынка (официантов, поваров, барменов, кондитеров);
- недостаточный уровень знаний в сфере ведения бизнеса и опыта управления у руководителей малых предприятий;
- слаборазвитая инфраструктура в области защиты прав предпринимателей;
- износ имеющегося оборудования и отсутствие средств на техническую модернизацию и закупку нового оборудования. Что приводит к снижению качества продукции, увеличению стоимости и, как следствие, снижению конкурентоспособности.
Учитывая новые возможности экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым за счет интеграции в экономику Российской Федерации, можно выделить ряд приоритетных инструментов развития, которые направлены на снижение негативных влияний переходного периода и на плавный переход к сценарному развитию:
1. Интеграция бизнеса муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в правовую систему Российской Федерации:
систематизация межведомственных административных регламентов оказания муниципальных услуг для субъектов предпринимательской деятельности (технических, санитарных, архитектурно-строительных, рекламных, торговых) в связи с перераспределением полномочий среди органов власти;
увеличение уровня правовой грамотности предпринимателей в части действующего российского законодательства.
2. Интеграция бизнеса муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в экономическую систему Российской Федерации:
содействие в получении доступных финансовых ресурсов, необходимость в нормализации работы банковской системы (сложности в получении доступных и долгосрочных кредитных ресурсов);
уменьшение энергетической, товарно-сырьевой зависимости, ограниченности водных ресурсов;
выстраивание новых экономических связей с субъектами предпринимательства Российской Федерацией с учетом более сильной конкурентной среды и построение новой транспортно-логистической системы.
3. Интеграция бизнеса муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в общественно-информационное поле Российской Федерации:
развитие сети общественных организаций, выражающих интересы предпринимателей;
развитие информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства, для помощи в принятии правильных управленческих и коммерческих решений.
В сценарном периоде развития, а именно в 2017 - 2020 годах, остается несколько проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства и требующих оказания комплексной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса:
- изменение логистики (значительно увеличились затраты времени на транспортировку грузов и увеличились издержки, связанные с поставкой товаров);
- ограниченный доступ к финансовым ресурсам для пополнения оборотного капитала из-за высокой стоимости кредитных ресурсов и, как правило, отсутствия достаточного залогового обеспечения;
- нехватка квалифицированных кадров, как инженерных, так и рабочих специальностей, для инновационных предприятий, а также кадров для предприятий сферы потребительского рынка (официантов, поваров, барменов, кондитеров);
- износ имеющегося оборудования и отсутствие средств на техническую модернизацию и закупку нового оборудования. Что приводит к снижению качества продукции, увеличению стоимости и, как следствие, снижению конкурентоспособности.
Программный метод и системный подход к решению проблем поддержки предпринимательства позволят осуществлять последовательную и планомерную работу, направленную на создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.
2. Приоритеты, цели и задачи в сфере деятельности
Развитие малого и среднего предпринимательства основывается на объективной и своевременной информации о состоянии бизнеса, собираемой и систематизируемой государственными регистрирующими, статистическими и налоговыми органами, а также получаемой в ходе специальных исследований.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих, которые условно могут быть определены как стратегия переходного периода и стратегия сценарного развития.
Стратегия переходного периода предусматривала, что в течение 2015 года главной задачей развития малого и среднего предпринимательства являлась оптимизация использования ресурсов для решения ключевых проблем субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения его эффективного перехода к стратегии сценарного развития.
Переход к стратегии сценарного развития основывается на правовых актах концептуального и программного характера, определяющих социально-экономическое развитие в целом на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В 2015 - 2016 годах сформированы необходимые условия для перехода к сценарному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для реализации государственной политики по содействию развития малого и среднего предпринимательства органы муниципальной власти посредством реализации Программы должны обеспечить равные и благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Целью Программы является:
Обеспечение условий развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основные задачи Программы:
популяризация ведения предпринимательской деятельности;
содействие участию предпринимателей города в республиканских программах финансовой поддержки предпринимательства;
совершенствование ресурсного, организационного и информационного обеспечения деятельности субъектов предпринимательства города и создание условий для повышения квалификации кадров малого и среднего бизнеса;
усиление рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном рынках;
повышение объема реализации товаров, работ и услуг, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
3. Целевые показатели (индикаторы)
Целевыми показателями реализации Программы являются:
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших муниципальную финансовую поддержку, субъект:
2015 г. - 0 субъектов;
2016 г. - 2 субъекта;
2017 г. - 28 субъектов;
2018 г. - 17 субъектов;
2019 г. - 17 субъектов;
2020 г. - 15 субъектов.
Постепенное снижение количества субъектов, получивших муниципальную финансовую поддержку, обусловлено стабилизацией ситуации на рынке заемных средств, а также в связи с массовой поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, оказанной в 2017 году, направленной на возмещение фактически понесенной части затрат субъектами малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по микрозаймам, полученным от микрокредитной компании "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым".
2. Количество лиц, получивших информационно-образовательную и правовую поддержку в сфере предпринимательства, лиц:
2015 г. - 0 лиц;
2016 г. - 14000 лиц;
2017 г. - 3150 лиц;
2018 г. - 200 лиц;
2019 г. - 1650 лиц;
2020 г. - 200 лиц.
Снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших информационно-образовательную и правовую поддержку в сфере предпринимательства путем распространения информационных брошюр начиная с 2017 года, связано с переходом от стратегии переходного периода к стратегии сценарного развития. На протяжении стратегии переходного периода, а именно в 2014 - 2016 годах, ощущалась жесткая необходимость информирования субъектов малого и среднего предпринимательства об особенностях ведения предпринимательской деятельности в новом нормативно-правовом поле. В связи с переходом на цифровую экономику, начиная с 2017 года, запускается информационный портал "Сделано в Симферополе", который позволит информировать субъектов малого и среднего предпринимательства в онлайн-режиме, что позволит значительно снизить количество брошюр и повысить актуальность и эффективность информирования.
3. Количество зарегистрированных пользователей на портале "Сделано в Симферополе", субъект:
2015 г. - 0 субъектов;
2016 г. - 0 субъектов;
2017 г. - 50 субъектов;
2018 г. - 300 субъектов;
2019 г. - 500 субъектов;
2020 г. - 700 субъектов.
4. Количество потенциальных инвесторов, принявших участие в инвестиционном форуме:
2015 г. - 0 инвесторов;
2016 г. - 0 инвесторов;
2017 г. - 5 инвесторов;
2018 г. - 7 инвесторов;
2019 г. - 10 инвесторов;
2020 г. - 10 инвесторов.
5. Количество мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности:
2015 г. - 0;
2016 г. - 2;
2017 г. - 2;
2018 г. - 2;
2019 г. - 2;
2020 г. - 2.
6. Количество проведенных заседаний Совета по вопросам поддержки и развития предпринимательства при главе администрации города:
2015 г. - 0;
2016 г. - 0;
2017 г. - 4;
2018 г. - 4;
2019 г. - 4;
2020 г. - 4.
7. Число субъектов малого и среднего предпринимательства, всего на конец года в расчете на 10 тыс. человек населения, ед.:
2013 г. - 192 ед.;
2015 г. - 195 ед.;
2016 г. - 196 ед.;
2017 - 2020 гг. - оценка данного индикатора во втором этапе реализации Программы не предусмотрена.
8. Численность занятых работников (включая штатных, внештатных и неоплачиваемых (собственников, учредителей и членов их семей) работников) у субъектов малого и среднего предпринимательства, человек:
2013 г. - 76364 чел.;
2015 г. - 80182 чел.;
2016 г. - 84191 чел.;
2017 - 2020 гг. - оценка данного индикатора во втором этапе реализации Программы не предусмотрена.
9. Доля среднесписочной численности наемных работников (включая штатных и внештатных работников) малых и средних предприятий в среднесписочной численности наемных работников всех предприятий и организаций, %:
2013 г. - 83,2%;
2015 г. - 85,7%;
2016 г. - 87,2%;
2017 - 2020 гг. - оценка данного индикатора во втором этапе реализации Программы не предусмотрена.
10. Объем реализации товаров, работ и услуг, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в % к общему объему реализации региона:
2013 г. - 86,9%;
2015 г. - 87,2%;
2016 г. - 88,0%;
2017 - 2020 гг. - оценка данного индикатора во втором этапе реализации Программы не предусмотрена.
11. Количество организованных и проведенных ярмарок местных товаропроизводителей:
2015 г. - 0;
2016 г. - 0;
2017 г. - 2;
2018 г. - 0;
2019 г. - 0;
2020 г. - 0.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях приводятся в приложении 2 к Программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в приложении 1"
4. Сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия Программы будут реализовываться в течение 2015 - 2020 годов в два этапа:
первый этап: стратегия переходного периода - 2015 - 2016 годы;
второй этап: стратегия сценарного развития - 2017 - 2020 годы.
5. Основные мероприятия
В рамках Программы будут реализованы мероприятия по трем основным направлениям работы, нацеленным на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, учитывающие интересы и потребности всех представителей бизнеса, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым:
5.1. Информационно-образовательная и правовая поддержка предпринимательства:
5.1.1. Проведение заседаний по вопросам развития предпринимательства с привлечением представителей бизнеса и объединений предпринимателей, в рамках работы Совета по вопросам поддержки и развития предпринимательства при главе администрации города.
5.1.2. Проведение семинаров о разъяснении новых требований законодательства, направленных на повышение уровня квалификации и правовой грамотности руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства.
5.1.3. Проведение конкурса "Лучший предприниматель города".
5.1.4. Подготовка, издание и распространение информационно-справочных брошюр, сборников, буклетов по вопросам предпринимательской деятельности и правового регулирования данной сферы.
5.1.5. Проведение ежегодного торжественного мероприятия, посвященного Дню российского предпринимательства (26 мая ежегодно).
5.1.6. Создание и обслуживание информационного портала "Сделано в Симферополе".
5.1.7. Создание, дизайн, верстка и печать полиграфической продукции "Инвестиционный паспорт муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым".
5.1.8. Организация и проведение инвестиционного форума.
5.1.9. Разработка, верстка и печать каталога продукции местных товаропроизводителей.
5.1.10. Организация и проведение ярмарки местных товаропроизводителей.
5.2. Финансовая поддержка предпринимательства:
5.2.1. Оказание финансовой поддержки в части предоставления субсидий (грантов) субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат по участию в выставках или ярмарках за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
5.2.2. Оказание финансовой поддержки в части предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат на обновление основных средств за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
5.2.3. Предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в виде финансовой поддержки за счет средств муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на возмещение фактически понесенной части затрат на уплату процентов по микрозаймам, полученным от микрокредитной компании "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым".
5.2.4. Компенсация части затрат на развитие товаропроводящей сети по реализации ремесленных изделий и продукции, затрат на сырье, расходные материалы и инструменты, используемые в ремеслах.
Перечень основных мероприятий Программы приводится в приложении 1 к Программе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в приложении 2."
6. Меры муниципального регулирования
Программа разработана в целях реализации Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". При разработке Программы руководствовались положениями Закона Республики Крым от 9 июля 2014 года N 30-ЗРК "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым", Подпрограммой 3 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым" Государственной программы Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2017 - 2020 годы, Программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Республики Крым следует читать как "17 июля 2014 г."
7. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий
В рамках реализации Программы формирование муниципальных заданий не предусмотрено.
8. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами
С целью обеспечения комплексного подхода в реализации Программы, предоставления финансовой, информационной и иных форм поддержки на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым инфраструктура поддержки предпринимательства представлена следующими организациями:
- Совет по вопросам поддержки и развития предпринимательства при главе администрации города Симферополя;
- Некоммерческая организация "Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства";
- Микрокредитная компания "Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым";
- Государственное унитарное предприятие "Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства";
- Торгово-промышленная палата Крыма;
- Ассоциация предпринимателей Республики Крым и города Севастополя;
- Местные общественные организации предпринимателей;
- Союз промышленников и предпринимателей Крыма;
- Сою
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.