Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Совета министров
Республики Крым
от 26 ноября 2015 г. N 1143-р
План
мероприятий ("дорожная карта") Республики Крым по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг на 2016 - 2020 годы
12 июля, 29 декабря 2016 г.
1. Общие положения
Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") Республики Крым по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг на 2016 - 2020 годы (далее "дорожная карта") позволит обеспечить доступность объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в установленных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
"Дорожная карта" представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического развития и является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения условий беспрепятственного доступа к объектам и услугам, установленным статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, законами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в установленных сферах деятельности.
"Дорожная карта" разработана в соответствии с:
Конвенцией ООН о правах инвалидов;
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности".
Генеральная Ассамблея ООН 13 декабря 2006 года приняла Конвенцию о правах инвалидов (далее - Конвенция), которая подписана Российской Федерацией в 2008 году и ратифицирована в 2012 году.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной проблемой.
Отсутствие условий доступности является главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество, и, следовательно, не позволяет людям, имеющим ограничения в здоровье, быть равноправными членами гражданского общества и в полном объеме реализовывать свои конституционные права.
Реализация "дорожной карты" позволит к 2020 году повысить количество социально значимых объектов социальной инфраструктуры, приспособленных для инвалидов и других маломобильных групп населения, создать условия для получения инвалидами и другими маломобильными группами населения информации, повысить эффективность социального обслуживания инвалидов, расширить спектр услуг по социальной реабилитации, реализовать мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятия "дорожной карты", направленные на формирование доступной среды для инвалидов в Республике Крым, будут реализовываться с учетом комплексного подхода во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Разработанная "дорожная карта" является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, правовыми актами Республики Крым, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в соответствующих сферах деятельности.
2. Текущее состояние и проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов
В Республике Крым отмечается тенденция к увеличению уровня инвалидизации населения. Так, по состоянию на 01 января 2014 года в Республике Крым проживает 117 тыс. инвалидов (6 процентов от обшей численности населения Республики Крым), на 01 января 2015 года - 121 446 инвалидов (6,4 процента). Среди них 4 458 инвалидов-колясочников, 8 010 человек имеют ограничения по зрению (слепые и слабовидящие), 2 198 человек - ограничения по слуху (глухие и слабослышащие), 12 725 человек - с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, 1938 инвалидов вследствие психического расстройства, 5 733 ребенка-инвалида.
Координирующим органом по вопросу формирования "доступной среды" жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения (далее - МГН) в Республике Крым является "Комитет доступности" (далее - Комитет), образованный в соответствии с постановлением Совета министров от 12 августа 2015 года N 465, в состав которого входят представители исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и общественных организаций инвалидов.
Основными задачами Комитета являются:
содействие в установленном порядке обеспечению и осуществлению общественного контроля за соблюдением требований действующих строительных норм по обеспечению доступа лиц с ограниченными физическими возможностями при реконструкции и строительстве зданий жилого и общественного назначения, дорожно-тротуарной сети, транспорта, средств связи и информации, территории населенных пунктов;
подготовка предложений исполнительным органам государственной власти Республики Крым, органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам создания для лиц с ограниченными физическими возможностями беспрепятственного доступа к жилью, общественным и производственным зданиям, а также другим строениям и сооружениям, в том числе спортивного назначения, мест отдыха, культурно-зрелищных и других учреждений, пользования дорожно-тротуарной сетью, транспортом, средствами связи и информации;
выработка предложений по развитию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, повышению доступности, эффективности и качества предоставляемых инвалидам реабилитационных и абилитационных услуг в Республике Крым;
предоставление аналитической, информационной и консультативной помощи по вопросам, отнесенным к его компетенции;
содействие развитию среды жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями;
разработка предложений по усовершенствованию нормативов и стандартов по беспрепятственному доступу лиц с ограниченными физическими возможностями;
содействие эффективной работе органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в сфере создания беспрепятственного доступа для лиц с ограниченными физическими возможностями;
рассмотрение и принятие решений по другим вопросам жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями.
В числе рассматриваемых на заседаниях Комитета вопросов - создание инвалидам равных возможностей, в том числе обеспечение доступности данной категории населения объектов социальной инфраструктуры, также на Комитете рассматривается перечень объектов социальной инфраструктуры, подлежащих адаптации.
Проблема социальной защиты инвалидов остаётся одной из самых сложных. Она требует участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур, деятельность которых направлена на формирование у инвалида максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.
В последние годы отмечается рост общего числа инвалидов в основном за счёт лиц пенсионного возраста (55,4 процента), при этом отмечается уменьшение количества детей-инвалидов и снижение численности инвалидов трудоспособного возраста.
С учётом категорий граждан, которые относятся к маломобильным группам населения, количество людей, нуждающихся в специально оборудованных объектах наиболее востребованных социальных отраслей, транспорте и маршрутах движения, возрастает до 19 процентов от общего количества населения, что ставит решение проблемы доступности социальной инфраструктуры в ряд актуальных задач для исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Интенсивный показатель первичной инвалидности взрослого населения - 47,1; населения трудоспособного возраста - 51,5. За первое полугодие 2015 года медико-социальными экспертными комиссиями признано инвалидами первично и повторно около 14 тыс. человек.
В настоящее время разработаны индивидуальные программы реабилитации, включающие мероприятия медицинской, психолого-педагогической, физической, профессиональной, трудовой, социальной и бытовой реабилитации.
Обеспечение гарантий прав инвалидов на беспрепятственный доступ к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры осуществляют исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
При разработке документов территориального планирования муниципальных образований и проектов планировки территорий под застройку учитываются интересы маломобильных групп населения, включая инвалидов, предусматриваются мероприятия по формированию архитектурно-планировочной структуры поселений как среды жизнедеятельности с максимальной интеграцией инвалидов во все сферы жизни общества.
В 2014 - 2015 годах организовано обучение сотрудников органов и учреждений социальной защиты населения на курсах повышения квалификации и тематических кустовых семинарах по проблеме обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной инфраструктуры. В целях удовлетворения потребности в услугах сурдопереводчиков в 2014 - 2015 годах организовано обучение навыкам русского жестового языка 20 специалистов органов и учреждений социальной защиты населения Республики Крым, участвующих в предоставлении государственных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Большое внимание в Республике Крым оказывается мероприятиям по реабилитации инвалидов.
Во исполнение распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 1507-р "О принятии в государственную собственность Республики Крым центров социальной реабилитации детей-инвалидов" в Республике Крым действует три государственных бюджетных учреждения реабилитации детей-инвалидов (далее - учреждение).
Основной целью деятельности учреждений является оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями, а также семьям, в которых они воспитываются, квалифицированной социально-, медико-, психолого-педагогической помощи, направленной на максимально полную и своевременную их социальную реабилитацию, и адаптацию.
В учреждениях социальные услуги получают дети в возрасте до 18 лет с физическими и (или) умственными отклонениями, которые имеют статус инвалида.
Для медицинской реабилитации инвалидов в Республике Крым уделяется большое внимание развитию сети учреждений, осуществляющих восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию.
3. Цель и задачи плана "дорожной карты"
Целью мероприятий "дорожной карты" является обеспечение к концу 2020 года на территории Республики Крым условий доступности объектов и услуг во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
Задача 1. Повышение уровня доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на территории Республики Крым.
Реализация данной задачи будет способствовать созданию условий для интеграции инвалидов в общество и повышению качества жизни инвалидов в современных условиях.
Задача 2. Повышение уровня доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма.
Реализация данной задачи будет способствовать повышению качества и доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, вести независимый образ жизни.
4. Сроки и этапы реализации мероприятий "дорожной карты"
Реализация мероприятий "дорожной карты" рассчитана на 5 лет, начиная с 2016 по 2020 годы и включает три этапа:
первый этап - 2016 год;
второй этап - 2017 - 2019 годы;
третий этап - 2020 год.
Первый этап - оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН, выявление и определение степени соответствия требованиям доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, жилищного фонда, услуг образования и культуры, здравоохранения, спорта и отдыха посредством паспортизации и мониторинга, разработка нормативных правовых, методических и информационных документов и материалов; проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Второй этап - реализация конкретных мероприятий в области обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, повышение качества социальной реабилитации, развитие информационного пространства и коммуникаций, трудоустройства, занятости.
Третий этап - проведение мониторинга результатов состояния доступности для инвалидов объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности в Республике Крым и разработка, в случае необходимости, плана мероприятий "дорожной карты" на следующий период.
5. Механизмы реализации "дорожной карты"
Ответственным за реализацию "дорожной карты" является Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, которое осуществляет организацию исполнения мероприятий, координацию работ соисполнителей "дорожной карты" и контроль за ходом реализации "дорожной карты", в том числе оценку достижения целевых показателей "дорожной карты".
Соисполнителями "дорожной карты" являются:
Министерство здравоохранения Республики Крым;
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым;
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым;
Министерство культуры Республики Крым;
Министерство транспорта Республики Крым;
Министерство спорта Республики Крым;
Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым;
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;
Министерство промышленной политики Республики Крым.
Механизм реализации "дорожной карты" включает в себя планирование и прогнозирование, реализацию мероприятий "дорожной карты", мониторинг и контроль хода выполнения "дорожной карты", уточнение и корректировку мероприятий "дорожной карты", целевых показателей.
6. Значения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг
Значения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг приведены в приложении 1 к настоящей "дорожной карте".
7. Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг
Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг приведен в приложении 2 к настоящей "дорожной карте".
8. Общие требования к реализации мероприятий в установленных сферах деятельности на территории Республики Крым
Организации, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие деятельность в установленных сферах, обеспечивают инвалидам:
условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам. При этом обеспечение таких условий должно соответствовать критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности.
По степени значимости эти критерии имеют следующий порядок приоритетов: доступность, безопасность, информативность, комфортность (удобство).
Критерий доступности требует создания условий в проектной документации объекта:
свободного доступа в здание;
беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям;
достижения места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями.
Критерий безопасности требует создания условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным или нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.
Основными требованиями критерия безопасности являются:
сохранение жизни и здоровья в случае чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение, землетрясение и т.п.) созданием зон безопасности и безопасных путей эвакуации;
возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);
сохранение жизни и здоровья людей при перемещениях внутри зданий и на подходах к ним;
предупреждение потребителей о потенциальных местах и зонах риска, в том числе плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения.
Критерий информативности требует обеспечения возможности своевременного получения и осознания потребителем разносторонней информации и соответствующего реагирования на нее.
Требования критерия информативности включают в себя:
использование средств информирования, соответствующих особенностям различных МГН;
своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;
возможность эффективной ориентации как в светлое, так и в темное время суток;
возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию или сооружению;
возможность получить заблаговременную информацию о доступности объекта и режиме его функционирования (по интернету, по телефону и др.).
Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:
расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;
углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;
ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность текста или изображения;
соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;
исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.).
Критерий комфортности архитектурной среды и обслуживания в проектной документации объекта оценивается как с физической, так и с психологической позиции; критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:
создание условий для минимизации затрат и усилий МГН на реализацию цели посещения и удовлетворение своих нужд;
обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;
сокращение времени и усилий на получение необходимой информации;
исключение конфликтных ситуаций ("конфликт интересов") между разными группами маломобильного населения с учетом специфики приспосабливаемых объектов.
Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать уровень условий, при которых получение или предоставление необходимой информации не может быть признано дискомфортным (неудобным).
Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.
Оценка соответствия уровня доступности для объектов и услуг в установленных сферах деятельности, с использованием указанных критериев, осуществляется организациями, независимо от организационно-правовых форм, путем формирования документа, удостоверяющего соответствие объекта и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Сводом правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", предусмотренных перечнем национальных стандартов и сводом правил, организациями независимо от организационно-правовых форм, осуществляющими работы и оказывающими услуги в установленных сферах деятельности, при участии представителей общественных объединений инвалидов, осуществляют меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, а также по обеспечению закупки транспортных средств для обслуживания инвалидов с соблюдением условий их доступности.
Организациями независимо от организационно-правовых форм, осуществляющими работы и оказывающими услуги в установленных сферах деятельности (далее - Организации), совместно с собственниками объектов, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с представителями общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
В целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и услуг проводится обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в установленных сферах деятельности (далее - обследование и паспортизация, Паспорт доступности соответственно).
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики" формируется Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг.
Исполнительные органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и организации, независимо от организационно-правовых форм, предоставляющих услуги в установленных сферах деятельности, в части оказания инвалидам необходимой помощи для преодоления барьеров в получении услуг, принимают меры по обучению правилам обеспечения безбарьерной среды руководителей и специалистов организаций, оказывающих услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и регулярной оценке их компетенций в независимых сертификационных центрах, осуществляющих деятельность по оценке соответствия экспертов, работ по формированию безбарьерной среды для инвалидов.
Перечень первоочередных документов, необходимых для повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг:
- Свод правил 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения";
- Свод правил 137.13330.2012 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования";
- Свод правил 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования";
- Свод правил 139.13330.2012 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования";
- Свод правил 140.13330.2012 "Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения";
- Свод правил 141.13330.2012 "Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения";
- Свод правил 142.13330.2012 "Здания центров ресоциализации. Правила проектирования. Актуализированная редакция СП 35.107.2003";
- Свод правил 143.13330.2012 "Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности маломобильных групп населения. Правила проектирования";
- Свод правил 144.13330.2012 "Центры и отделения гериатрического обслуживания. Правила проектирования";
- Свод правил 145.13330.2012 "Дома-интернаты. Правила проектирования";
- Свод правил 146.13330.2012 "Геронтологические центры, дома сестринского ухода, хосписы. Правила проектирования";
- Свод правил 147.13330.2012 "Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции";
- Свод правил 148.13330.2012 "Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования";
- Свод правил 149.13330.2012 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования";
- Свод правил 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования";
- Свод правил 158.13330.2014 "Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования".
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.