Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Методические рекомендации
по наставничеству в органах государственной власти города Севастополя
(утв. Указом Губернатора города Севастополя от 25 мая 2016 г. N 38-УГ)
Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по наставничеству в органах государственной власти города Севастополя (далее - методические рекомендации) подготовлены в целях обеспечения единообразного применения Положения о наставничестве в органах государственной власти города Севастополя (далее - государственные органы).
2. Нормативную правовую базу, регламентирующую порядок организации наставничества, составления и утверждения индивидуальной программы адаптации государственных гражданских служащих города Севастополя, составляют:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
- Положение о наставничестве в органах государственной власти города Севастополя, утвержденное настоящим Указом.
3. Основой наставничества является процесс обучения на рабочем месте, оперативное вовлечение государственных гражданских служащих города Севастополя в служебную деятельность по выполнению задач и функций государственных органов.
4. Участники процесса наставничества:
1) государственный гражданский служащий города Севастополя, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - гражданский служащий);
2) государственный гражданский служащий города Севастополя, на которого возложены обязанности по осуществлению наставничества (далее - наставник);
3) руководитель органа государственной власти города Севастополя - лицо, управляющее процессом наставничества (далее - руководитель).
Гражданские служащие, в отношении которых применяется наставничество
5. Наставничество осуществляется в отношении гражданских служащих всех категорий из числа главной, ведущей и старшей групп должностей, впервые назначенных на должность государственной гражданской службы города Севастополя в государственных органах.
6. В период осуществления наставничества гражданский служащий:
1) выполняет индивидуальную программу адаптации;
2) овладевает практическими навыками по замещаемой должности;
3) следует рекомендациям наставника при выполнении заданий.
Организация работы наставника
7. Задача наставника - передать гражданскому служащему опыт и знания, необходимые для работы, помочь в организации рабочего места и процесса.
8. Требования к наставникам.
Наставник подбирается из наиболее подготовленных сотрудников государственного органа и должен соответствовать следующим требованиям:
1) иметь высшее профессиональное образование;
2) иметь опыт работы в должности не менее одного года;
3) иметь высокий результат профессиональной деятельности;
4) пользоваться авторитетом в коллективе.
Подтверждением высокого результата профессиональной деятельности может являться:
- заключение аттестационной комиссии по итогам последней аттестации;
- отсутствие дисциплинарных взысканий;
- наличие поощрений и (или) награждений за безупречную и эффективную гражданскую службу.
Наставник должен обладать:
1) коммуникативными навыками: уметь находить общий язык с коллегами по работе и гражданами, выстраивать вертикальные и горизонтальные связи, быть гибким в общении;
2) административными навыками: уметь формулировать и ставить задачи, организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать результаты и проводить их корректировку.
9. Назначение наставника.
Наставник назначается приказом руководителя государственного органа в срок не позднее пяти рабочих дней со дня назначения гражданского служащего на соответствующую должность.
Основанием для издания приказа является служебная записка непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого будет осуществляться наставничество, с указанием сроков осуществления наставничества, фамилии, имени, отчества и наименования замещаемой должности наставника.
Взаимодействие наставника и гражданского служащего
10. После издания приказа составляется и утверждается индивидуальная программа адаптации, примерное заполнение которой изложено в приложении к настоящим Методическим рекомендациям. Индивидуальная программа адаптации предназначена для введения единой формы наставничества во всех государственных органах.
11. Наставник и гражданский служащий в служебной деятельности взаимодействуют по вопросам:
- оказания помощи в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения задач;
- выявления ошибок, недостатков в работе и их устранения.
12. В случаях увольнения, продолжительной болезни, длительной командировки наставника, перевода наставника на иную должность государственной гражданской службы города Севастополя, его замена оформляется соответствующим правовым актом. При этом период осуществления наставничества не изменяется.
13. По окончании осуществления наставничества наставник готовит заключение об итогах выполнения гражданским служащим индивидуальной программы адаптации.
Эффективность работы гражданского служащего и степень его адаптации в коллективе по результатам наставнической работы оцениваются по двум взаимосвязанным показателям, которые указываются в разделе "Краткая характеристика":
результаты работы - оцениваются непосредственным руководителем и наставником по степени выполнения гражданским служащим своих обязанностей и индивидуальных поручений и заданий;
взаимодействие с коллегами - оценивается непосредственным руководителем и наставником по различным, характеризующим данный показатель, параметрам: готовность и способность воспринимать новые знания, скорость восприятия информации, качество выполняемой работы, взаимоотношения в коллективе и иные показатели.
В разделе "Вывод" указывается объем и качество выполнения индивидуальной программы адаптации гражданского служащего, его готовность к самостоятельному исполнению должностных обязанностей.
Своей подписью наставник удостоверяет факты выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой адаптации.
В разделе "Рекомендации сотруднику по результатам осуществления наставничества" отмечаются:
основные профессиональные трудности, возникающие у гражданского служащего и способы их устранения;
вопросы, которые необходимо дополнительно изучить гражданскому служащему в целях совершенствования уровня специальных знаний;
прохождение обучения с указанием направлений необходимой подготовки.
14. Заключение об итогах выполнения гражданским служащим индивидуальной программы адаптации может использоваться при определении результатов испытания гражданского служащего в случае, если такое испытание было установлено.
Руководство наставничеством
15. Функции руководителя государственного органа определены Положением о наставничестве.
Создание необходимых условий для совместной работы наставника и гражданского служащего предполагает наличие возможности активного межличностного взаимодействия для обмена информацией.
Осуществление контроля за наставничеством может быть текущим и заключительным. Текущий контроль проводится в период осуществления наставничества, а заключительный - не позднее пяти рабочих дней со дня завершения периода осуществления наставничества посредством ознакомления и утверждения заключения об итогах выполнения гражданским служащим индивидуальной программы адаптации.
Руководитель анализирует результаты работы наставников по достижению задач наставничества по следующим критериям:
- степень адаптации гражданского служащего к работе государственного органа;
- динамичность процесса профессионального становления гражданского служащего;
- степень выраженности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функции гражданским служащим;
- степень усвоения норм корпоративной культуры.
16. Кадровая служба государственного органа осуществляет организационную работу по наставничеству, в том числе оформление необходимой документации.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
- участии в подборе наставников;
- анализе, обобщении опыта работы наставников;
- поддержании контакта с наставником и гражданским служащим для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в следующем:
- подготовка проекта приказа "О назначении наставника";
- оказание консультационной помощи и контроль за разработкой индивидуальной программы адаптации;
- осуществление контроля за завершением периода наставничества;
- приобщение материалов о наставничестве в личные дела наставника и гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.