Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Порядку отбора
Принципы и правила
профессиональной этики аккредитованного эксперта
Современный уровень развития педагогической и смежных с ней наук, возросшая степень их влияния на образовательную практику, социальные и другие процессы настоятельно требуют специальной регламентации действий экспертов в сфере образования как в процессе экспертизы, так и практической реализации их рекомендаций. Неправильные действия экспертов могут не улучшить, а ухудшить образовательную ситуацию, усугубить состояние и положение объекта экспертизы и связанных с ним людей, скомпрометировать, в конечном счете, представляемую экспертами область науки или практики.
Это означает, что уровень профессионализма эксперта определяется не только его теоретическими знаниями, методологической и методической подготовкой и практическим опытом, но и способностью строить свою деятельность с учетом определенных этических норм.
Этические принципы и правила работы эксперта формируют условия, при которых сохраняется и упрочивается его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его деятельности.
1. Принцип независимости
Принцип независимости означает, что эксперт не должен быть связан с организацией или другими участниками экспертизы отношениями подчиненности (подконтрольности) или иной зависимости.
1.1. Правило принятия ответственности. Эксперт соглашается на участие в экспертизе только после уяснения и сознательного принятия целей экспертизы, ее контекста и возможных последствий.
2. Принцип компетентности
Принцип компетентности требует от эксперта браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых он в достаточной степени владеет необходимыми методами теоретической и практической работы.
2.1. Правило открытого признания пределов своей компетентности. Эксперт обязан уведомить комитет о реальных возможностях современной науки и/или имеющемся практическом опыте в области поставленных перед экспертом задач, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
Эксперту следует честно и открыто воздерживаться от участия в решении задач, не соответствующих представляемой им области науки (практики) или недостаточно в ней проработанных, либо выходящих за пределы компетентности эксперта, его физических, интеллектуальных и иных возможностей.
2.2. Правило сотрудничества с компетентными коллегами. Эксперт должен стремиться, с согласия Министерства и других заинтересованных в экспертизе лиц, к возможно более полному сотрудничеству с компетентными коллегами: указывать на необходимость дополнительного привлечения к экспертизе тех или иных аккредитованных экспертов, компетентных по определенному направлению государственного контроля (надзора).
3. Принцип осведомленного согласия
Принцип осведомленного согласия требует, чтобы все участники экспертизы были извещены о целях, средствах, предполагаемых результатах и возможных последствиях экспертизы и принимали в ней добровольное участие.
3.1. Правило обозначения результатов и последствий экспертизы. Эксперт обязан обозначить для всех лиц, имеющих непосредственное отношение к объекту экспертизы, ее возможные результаты и последствия, а для заказчика экспертизы - пределы достоверности и применимости возможных выводов и рекомендаций экспертизы.
4. Принцип объективности
Принцип объективности не допускает предвзятого отношения к объекту экспертизы или другим субъектам экспертизы, формулирования выводов и осуществления действий вопреки установленным фактам или требованиям профессиональной этики.
4.1. Правило полноты экспертного исследования. Эксперт должен обеспечить полноту обследования объекта экспертизы в соответствии с поставленными задачами, поскольку умышленное опущение (игнорирование) тех или иных существенных аспектов объекта экспертизы неизбежно ведет к появлению необъективного экспертного заключения.
4.2. Правило адекватности экспертизы ее целям и объекту. Эксперт должен применять только адекватные целям экспертизы и особенностям ее объекта методики (техники) экспертного обследования.
4.3. Правило обоснованности действий эксперта. При решении любых экспертных задач эксперт должен провести предварительный анализ имеющихся данных по поставленному вопросу. Эксперт формулирует задачу, средства для ее решения, ход и результаты экспертизы в терминах и понятиях, принятых в представляемой им науке (практической области), подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов, а при необходимости и результатов их математико-статистической или иной аналитической обработки (интерпретации).
Эксперт принимает на себя бремя доказательства (демонстрации) обоснованности своих действий.
5. Принцип конструктивности
Принцип конструктивности требует от эксперта всемерно содействовать созданию в ходе экспертизы атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, способствующей личному развитию всех участников экспертизы.
5.1. Правило перспективы. Действия эксперта должны быть направлены не столько на выявление несоответствия, упущений, рассогласований и иных недостатков объекта экспертизы, сколько на продвижение (развитие, совершенствование) как самого объекта экспертизы, так и стоящих за ним людей. Это означает нацеленность эксперта на выявление потенциала объекта экспертизы, его возможных перспектив в случае ликвидации тех или иных выявленных в ходе экспертизы недостатков.
5.2. Правило эмоционального комфорта. Эксперт должен так выстраивать свою работу, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленные экспертные задачи, а с другой - поддерживать у остальных участников экспертизы чувство симпатии и доверия, удовлетворенности от общения с экспертом.
5.3. Правило доступности языка. Эксперт передает сведения о ходе и результатах экспертизы в терминах и понятиях, известных и понятных заказчику и другим участникам экспертизы, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению объекта экспертизы вне поставленных перед экспертизой задач.
6. Принцип не нанесения ущерба
Принцип не нанесения ущерба объекту или другим субъектам экспертизы требует от эксперта такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили окружающим какой-либо вред: их состоянию, здоровью или социальному положению.
6.1. Правило безопасности экспертных методик. Эксперт применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния лиц, участвующих в экспертизе, состояния объекта экспертизы, не представляют их в результатах экспертизы в ложном, искаженном свете, не дают сведений об их свойствах и особенностях, не имеющим отношения к поставленным перед экспертизой задачами.
6.2. Правило исключения возможности некорректного использования результатов экспертизы. Эксперт формулирует свои выводы и рекомендации таким образом, чтобы по возможности исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы с комитетом и которые могли бы ухудшить состояние объекта экспертизы и стоящих за ним людей.
6.3. Правило соблюдения авторских и смежных прав. Эксперт должен неукоснительно соблюдать авторские, а также иные имущественные и неимущественные права других лиц на объект экспертизы, а равно любые другие документы и материалы, ставшие доступными эксперту в ходе экспертизы.
7. Принцип сочетания открытости и конфиденциальности
Принцип сочетания открытости и конфиденциальности хода и результатов экспертизы означает, что эксперт обязан, с одной стороны, стремиться к максимальной открытости, гласности экспертизы, рассматривая ее как одно из средств развития не только прямых участников данной экспертизы, но и широкой научной и педагогической общественности, с другой - обеспечить соблюдение законных прав и интересов участников экспертизы, в том числе на сохранение в тайне информации, оглашение которой может нанести им психологический, материальный или иной ущерб.
7.1. Правило безусловной открытости процедуры, методов и средств экспертизы. Эксперт обязан информировать, а при необходимости подробно и доступно разъяснять всем участникам экспертизы и другим заинтересованным лицам свою принадлежность к той или иной научной школе, профессиональные предпочтения и другие личные особенности, могущие влиять на ход и результаты экспертизы, предполагаемые (используемые) методы и средства своей работы, их достоинства, ограничения и недостатки, а также установленный порядок проведения (процедуру) экспертизы.
7.2. Правило безусловной конфиденциальности информации, не имеющей отношения к целям и задачам экспертизы. Информация об объекте или других субъектах экспертизы, полученная экспертом и не имеющая прямого отношения к согласованным целям и задачам экспертизы, не подлежит разглашению ни при каких обстоятельствах.
7.3. Правило засекречивания в публикациях. В случае использования экспертом личного опыта экспертной деятельности при написании (подготовке) научных сообщений, докладов, монографий и т.д. с их последующим опубликованием он обязан исключить из текста (засекретить) имена и другие признаки (указания), позволяющие идентифицировать субъектов, упоминаемых или рассматриваемых в тексте экспертиз.
<< Приложение N 5. Экспертное заключение |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 5 мая 2015 г. N 350 "Об утверждении Порядка отбора аттестованных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.