Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжениюСовета министров
Республики Крым
от 20 октября 2016 г. N 1254-р
Основные направления
бюджетной политики Республики Крым на 2017 год
1. Общие положения
Основные направления бюджетной политики Республики Крым на 2017 год (далее - бюджетная политика) подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Крым от 17 июля 2014 года N 35-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике Крым", в целях составления проекта бюджета Республики Крым на 2017 год, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки определения основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета Республики Крым, а также обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
2. Основные итоги региональной бюджетной политики в 2016 году
Бюджет Республики Крым на 2016 год был сформирован с учетом особенностей, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 года N 783 "Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджета Республики Крым, бюджета г. Севастополя и местных бюджетов на 2015 и 2016 годы и формирования бюджетной отчетности" и от 10 сентября 2014 года N 922 "Об особенностях исполнения бюджета Республики Крым, бюджета г. Севастополя и местных бюджетов на 2015 и 2016 годы", в том числе:
при формировании бюджета не применялись нормы долгосрочного бюджетного планирования;
формирование бюджета на 2016 год осуществлялось сроком на один год;
при формировании государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями (далее - государственное (муниципальное) задание) не применялись положения абзаца первого пункта 3.1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части формирования ведомственного перечня государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, на основании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ;
при осуществлении расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания не применялись положения абзаца второго пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований, установленных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. Формирование государственных заданий государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Крым осуществлялось на основании постановлений Совета министров Республики Крым от 29 мая 2015 года N 294 "Об утверждении порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания" и от 29 мая 2015 года N 295 "Об утверждении порядка формирования государственного задания";
не осуществлялось формирование дорожного фонда Республики Крым;
софинансирование расходных обязательств Республики Крым за счет средств, поступающих из федерального бюджета, предусмотрено в размере 100%.
В соответствии с Соглашением, заключенным между Советом министров Республики Крым и Министерством финансов Российской Федерации "О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Крым" от 31 декабря 2014 года N 01-01-06/06-710 (далее - Соглашение о повышении эффективности использования бюджетных средств), значение показателя доли расходов бюджета Республики Крым, формируемых в рамках государственных программ Республики Крым (далее - государственные программы), в общем объеме расходов регионального бюджета должно быть не менее 50% в 2016 году.
В 2016 году бюджет Республики Крым был сформирован в рамках государственных (муниципальных) программ - 84%.
Формирование бюджета Республики Крым осуществлялось с учетом принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в разрезе государственных программ, а также раздельного планирования бюджета по действующим и принимаемым обязательствам.
Государственные программы Республики Крым направлены на обеспечение:
внедрения новых стандартов качества жизни в сферах здравоохранения, образования, социальной поддержки и занятости населения, пенсионного обеспечения, культуры, туризма, физкультуры и спорта и др.;
реализации мероприятий инновационного развития и модернизации отраслей реального сектора экономики (сельского хозяйства, промышленности, оборонно-промышленного комплекса, судостроения, транспортной инфраструктуры, энергетики, лесного хозяйства, рыбохозяйственного комплекса, малого и среднего предпринимательства);
национальной безопасности;
сбалансированного регионального развития.
Государственные программы разработаны в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона и с учетом положений соответствующих государственных программ Российской Федерации.
Расходная часть бюджета Республики Крым по состоянию на 01 июля 2016 года исполнена на 40 719,5 млн. рублей, что составило 39,1% от годовых назначений и 94,1% к плану на 1 полугодие 2016 года.
За январь - июнь 2016 года на финансирование отраслей социальной сферы направлено 60% всех расходов, что составило 24 446,4 млн. рублей от общей суммы исполнения за 1 полугодие 2016 года, в том числе:
на образование - 10 316,6 млн. рублей (25,3% от общей суммы исполнения);
на социальную политику - 6 392,7 млн. рублей (15,7% от общей суммы исполнения);
на здравоохранение - 6 674,6 млн. рублей (16,4% от общей суммы исполнения);
на физическую культуру - 182,0 млн. рублей (0,4% от общей суммы исполнения);
на культуру и кинематографию - 602,4 млн. рублей (1,5% от общей суммы исполнения);
на средства массовой информации - 278,1 млн. рублей (0,7% от общей суммы исполнения).
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 марта 2015 года N 244-р утвержден План мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств Республики Крым на 2016 - 2018 годы.
По каждому из мероприятий закреплены ответственные исполнители, осуществляется системный мониторинг исполнения планов с ежеквартальным представлением отчетности в Министерство финансов Российской Федерации.
С целью обеспечения стабильного функционирования отраслей экономики, оптимизации расходов и доходов, оперативного решения вопросов экономической безопасности Республики Крым, прогнозирования негативных ситуаций и принятия неотложных скоординированных мер по их недопущению распоряжением Совета министров Республики Крым от 05 мая 2016 года N 454-р утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Крым в 2016 году.
В целях оптимизации расходов в бюджетной сфере принято распоряжение Совета министров Республики Крым от 21 июня 2016 года N 632-р "Об оптимизации в бюджетной сфере". В соответствии с указанным распоряжением исполнительными органами государственной власти Республики Крым проводятся мероприятия по оптимизации сети государственных учреждений Республики Крым, а также сокращению расходов на их содержание.
В целях реализации принципов прозрачности и открытости бюджета проведена работа по повышению доступности и качества государственных услуг при размещении информации о государственных и муниципальных учреждениях на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru), а также посредством внесения данных об участниках и неучастниках бюджетного процесса для формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - Сводный реестр).
За первое полугодие 2016 года в Сводный реестр было включено 100% участников и неучастников бюджетного процесса Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 31 марта 2015 года N 161 утвержден Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Республики Крым.
По состоянию на 01 июля 2016 года более 80% главных распорядителей бюджетных средств Республики Крым, выполняющих функции и полномочия учредителей в отношении государственных бюджетных и автономных учреждений, утвердили ведомственные перечни государственных услуг (работ). Аналогичная ситуация сложилась в муниципальных образованиях Республики Крым.
В настоящее время исполнительными органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым продолжается работа по формированию ведомственных перечней и внесению изменений в базовые перечни государственных (муниципальных) услуг (работ).
Межбюджетные отношения в 2016 году строились с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 16-ЗРК/2014 "О межбюджетных отношениях в Республике Крым".
Предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных образований Республики Крым, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей местных бюджетов, позволяет, помимо прочего, обеспечить граждан равными возможностями доступа к муниципальным услугам, а также обеспечить местные бюджеты финансовыми ресурсами в объемах, гарантирующих минимальную потребность муниципальных образований в средствах на оплату социально значимых и приоритетных расходов.
Предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым осуществляется исключительно при соблюдении органами местного самоуправления условий, определенных бюджетным законодательством, с применением к его нарушителям мер принуждения, предусмотренных действующим законодательством.
3. Основные задачи бюджетной политики на 2017 год
Бюджетная политика как составная часть экономической политики региона нацелена на повышение уровня и качества жизни населения через повышение уровня экономического развития.
Усиление социальной нагрузки на региональный бюджет в сложных экономических условиях требует, в целях обеспечения финансирования всех социальных выплат, повышения эффективности расходов на действующие обязательства, минимизации бюджетных рисков, оптимизации и сдерживания расходов на основе повышения их адресности.
Основными задачами по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;
повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения за нарушения в финансово-бюджетной сфере;
совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
Только системный подход позволит повысить эффективность использования бюджетных средств.
Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей региональной политики, должны стать государственные программы.
Развитие методологии разработки государственных программ, повышение эффективности их реализации будет продолжено по следующим направлениям:
обязательное отражение в государственных программах показателей стратегических документов регионального и федерального уровней и их целевых значений, что должно обеспечить полное соответствие государственных программ приоритетам государственной и региональной политики;
обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов государственной политики (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями);
проведение комплексной оценки эффективности государственных программ, включающей оценку эффективности их реализации и оценку качества планирования каждой государственной программы. Результаты такой оценки должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения государственных программ на дальнейшую перспективу.
4. Основные направления бюджетной политики на 2017 год
Целью основных направлений бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета Республики Крым, установление основных принципов и подходов к формированию проекта бюджета Республики Крым на 2017 год, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования. Основные направления бюджетной политики сохраняют преемственность целей и задач, определенных в 2016 году.
Проект бюджета Республики Крым на 2017 год формируется сроком на один год.
При планировании бюджетных расходов учитывается, что их уровень необходимо привести в соответствие с новыми реалиями, оптимизировать структуру бюджетных расходов в целях мобилизации ресурсов на приоритетные направления.
Одной из приоритетных задач при формировании регионального бюджета остается реализация "майских" Указов Президента Российской Федерации 2012 года.
Решение задач, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, будет осуществляться не в условиях увеличения налоговой нагрузки, а за счет повышения эффективности бюджетных расходов и реорганизации неэффективных учреждений. Бюджетные средства, высвобождаемые в результате реализации мер по повышению эффективности и качества услуг в социальных отраслях, в первоочередном порядке будут использоваться на финансовое обеспечение задач, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, в том числе и на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы.
Формирование бюджетных ассигнований на поддержку отраслей экономики планируется осуществлять с учетом повышения качества программно-целевого планирования с целью роста эффективности использования бюджетных ассигнований.
Бюджет Республики Крым на 2017 год будет сформирован в программном формате, благодаря чему будут реализованы принципы прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств, что позволит обеспечить взаимосвязь направлений бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг с приоритетами социально-экономического развития региона.
При формировании бюджета на 2017 год, с учетом Соглашения о повышении эффективности использования бюджетных средств, доля расходов бюджета Республики Крым на 2017 год, формируемых в рамках государственных программ, в общем объеме расходов регионального бюджета составит не менее 60%.
Сумма бюджетных ассигнований на 2017 год планируется исходя из суммы бюджетных ассигнований 2016 года, уменьшенных на 10% (за исключением расходов по оплате труда, уплате соответствующих налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оплате жилищно-коммунальных услуг и энергоносителей, социальных выплат, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, расходов на реализацию федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790) (далее - базовый показатель объема бюджетных ассигнований на 2017 год).
Базовые показатели объема бюджетных ассигнований на 2017 год будут рассчитаны с учетом:
оптимизации сети государственных учреждений Республики Крым;
результатов инвентаризации расходов, направляемых на субсидирование государственных бюджетных (автономных) учреждений, унитарных предприятий Республики Крым на основании анализа эффективности их финансово-хозяйственной деятельности.
Предложения по вновь принимаемым расходным обязательствам могут быть включены в бюджет при наличии правового основания и дополнительных доходов при формировании проекта бюджета Республики Крым на 2017 год.
Финансирование государственных капитальных вложений в 2017 году будет осуществляться в соответствии с Республиканской адресной инвестиционной программой.
Планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности будет осуществляться при наличии утвержденной проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы. Бюджетные инвестиции будут в первую очередь направлены на завершение объектов ранее начатого строительства. При этом удорожание первоначальной сметной стоимости строительства объектов республиканской и муниципальной собственности не допускается.
В соответствии с Соглашением о повышении эффективности использования бюджетных средств в 2017 году будет продолжена работа по ограничению расходов на аппарат управления органов государственной власти и государственных учреждений:
расходы на содержание органов государственной власти Республики Крым не должны превышать расходы, рассчитанные в соответствии с нормативами формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленными Правительством Российской Федерации;
не допускается увеличение численности работников государственных учреждений и органов государственной власти Республики Крым;
не допускается принятие решений о повышении оплаты труда работников органов государственной власти Республики Крым сверх темпов и сроков, предусмотренных для работников органов власти на федеральном уровне.
В рамках решения задачи по созданию условий для улучшения качества и повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
Основными мероприятиями по решению этой задачи станут:
вывод непрофильных функций государственных учреждений на аутсорсинг;
сокращение численности персонала государственных учреждений на основе перераспределения функциональных обязанностей и нагрузки сотрудников;
повышение эффективности управления государственным имуществом (в том числе от передачи части площадей в аренду, консервации свободных площадей).
Необходимо усилить значение принципа нуждаемости и повышения адресности предоставления мер социальной поддержки, что предполагает изменение:
условий назначения отдельных мер социальной поддержки в части введения критериев нуждаемости;
порядка назначения отдельных мер социальной поддержки в части введения дополнительных требований для отнесения к категории получателей;
вида, формы предоставления или назначения отдельных мер социальной поддержки.
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений будет осуществляться по следующим направлениям:
обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Республики Крым планируется в том числе за счет проведения мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и увеличения налоговых и неналоговых доходов;
сокращение муниципального долга местных бюджетов;
укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований Республики Крым, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым бюджетного законодательства;
создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В целях стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым к повышению качества управления муниципальными финансами и достижения наилучших показателей оценки качества управления региональными финансами, предусмотренных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03 декабря 2010 года N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами", начиная с 2017 года планируется осуществление мониторинга и оценки качества управления финансами в муниципальных образованиях Республики Крым.
В 2017 году не допускается привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сверх сумм бюджетных кредитов, решение о предоставлении которых принято Министерством финансов Российской Федерации (за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета Республики Крым).
Устойчивость бюджета Республики Крым во многом будет зависеть от реализации мер по стабилизации и постепенному сокращению долговой нагрузки на бюджет.
Долговая политика Республики Крым на 2017 год является частью бюджетной политики и реализуется посредством управления государственным долгом Республики Крым.
Долговая политика Республики Крым на 2017 год определена с учетом текущих особенностей развития экономики Республики Крым и Российской Федерации в целом, способствует решению наиболее значимых для Республики Крым задач и заключается в реализации комплекса мер по управлению государственным долгом Республики Крым.
Долговая политика Республики Крым в 2017 году ориентирована на:
недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении бюджета Республики Крым;
обеспечение сбалансированного исполнения бюджета Республики Крым;
поддержание государственного долга Республики Крым в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств;
безусловное исполнение обязательств Республики Крым по погашению и обслуживанию долга в установленные сроки и в полном объеме;
оптимизацию условий заимствований и обслуживания государственного долга;
сохранение финансовой устойчивости бюджета Республики Крым.
Задача по повышению прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества является одним из направлений бюджетной политики.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен практиками его реализации, в числе которых:
внедрение официального портала Министерства финансов Республики Крым "Открытый бюджет Республики Крым";
комплексная работа по повышению доступности и качества государственных услуг при размещении информации о государственных и муниципальных учреждениях на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru);
внесение (изменение и дополнение) данных об участниках и неучастниках бюджетного процесса в Сводный реестр;
формирование ведомственных перечней государственных услуг (работ), уточнение их содержания в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями услуг (работ) в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Совета министров Республики Крым от 20 октября 2016 г. N 1254-р "Об основных направлениях бюджетной политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.