Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации города
Симферополя Республики
Крым от 7 июля 2015 г. N 525
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - СНЛК ГО).
1.2. СНЛК ГО организационно объединяет в единую систему пункты (лаборатории) наблюдения и лабораторного контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
1.3. СНЛК ГО состоит из функциональных и территориальных подсетей и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
1.4. К силам и средствам территориальной СНЛК ГО относятся силы и средства федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, научно-технического и производственного профиля с учетом их компетенции, предназначенные для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
1.5. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти Республики Крым, органы местного самоуправления городских округов, организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие структурные подразделения, осуществляющие наблюдение и лабораторный контроль, выполняют свои функции в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.
1.6. Основной задачей СНЛК ГО является защита в мирное и военное время населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым от опасности, вызванной зараженностью (загрязненностью) территорий и объектов окружающей среды радиоактивными веществами (далее - РВ), отравляющими веществами (далее - ОВ), аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ) и биологическими средствами (далее - БС).
1.7. Выполнение стоящих перед СНЛК ГО задачи функций является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК ГО.
1.8. Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым оказывает организационно-методическую помощь и осуществляет контроль за деятельностью СНЛК ГО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
1.9. Координацию деятельности СНЛК ГО осуществляет главное управление по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям Республики Крым (далее - главное управление ГО, ПБ и ЧС Республики Крым) Органами повседневного (оперативного) управления СНЛК ГО являются:
1.10. СНЛК ГО формируется на основе учреждений, организаций, функционирующих на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. К ним относятся филиалы Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центра гигиены и эпидемиологии", ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии и другие учреждения.
1.11. Местный уровень составляет основу всей сети наблюдения и лабораторного контроля. На муниципальном уровне координацию деятельности СНЛК ГО осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и структурные подразделения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ГО и ЧС) администрации города Симферополя. Выполнение стоящих перед СНЛК ГО задач и функций является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК ГО.
2. Обязанности СНЛК ГО:
2.1. На учреждение СНЛК ГО возлагается:
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на подведомственной территории;
- установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения учреждения отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийных химических опасных веществ (далее - АХОВ) и проведение их индикации;
- установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными веществами (далее - РВ), ОВ, АХОВ воды открытых водоёмов, используемой для нужд рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление идентификации ОВ и АХОВ;
- установление наличия РВ, ОВ, АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
- установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);
- определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);
- установление вида биологических (бактериологических) средств (далее - БС) боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных болезней при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др. (только для центральных лабораторий);
- отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК ГО для проведения экспертизы по определению их загрязнения РВ, ОВ, АХОВ.
2.2. Объектовый уровень СНЛК ГО создается на базе организаций и включает в себя объектовые лаборатории, группы (звенья, посты) наблюдения и контроля радиационной, химической и биологической обстановки.
3. Функции СНЛК ГО:
3.1. Основными функциями СНЛК ГО являются:
- мониторинг и лабораторный контроль состояния радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановки на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым;
- своевременное обнаружение и индикация радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) (далее - РХБЗ) объектов окружающей среды (почва, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, флоры и фауны), питьевой воды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, промышленных выбросов и сбросов отходов производства и потребления;
- диагностика особо опасных и карантинных заболеваний человека, животных, птиц, рыбы и растений;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся РХБЗ и иному заражению (загрязнению);
- принятия экстренных мер по защите населения от воздействия РВ, ОВ, АХОВ, возбудителей инфекционных заболеваний;
- прогнозирование возникновения и развития чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
- проведение длительных систематических наблюдений за состоянием окружающей среды, флоры и фауны на стационарных контрольных участках;
- своевременное выявление процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды;
- формирование муниципальных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
- совершенствование методов наблюдения, диагностики и лабораторного контроля;
- подготовка (переподготовка) специалистов по ведению радиационного и химического наблюдения (лабораторного контроля) и диагностике БС.
3.2. В СНЛК ГО входят головные организации и учреждения, наиболее подготовленные к выполнению основной задачи, согласно приложению N 2.
3.3. Головные организации СНЛК ГО являются подразделениями повышенной готовности с приведением в готовность в течение 6 - 8 часов.
4. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями СНЛК ГО
Функционирование СНЛК ГО осуществляется в трех режимах:
4.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) учреждениями, входящими в СНЛК ГО, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми актами. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию.
4.2. В режиме повышенной готовности (прогнозирование чрезвычайной ситуации и угроза начала военных действий, ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки) учреждениями, входящими в СНЛК ГО, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми актами, а также проводятся следующие мероприятия:
- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
- участие в уточнении планов действий (взаимодействия) и иных документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
- приведение (при необходимости) сил и средств СНЛК ГО в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
- введение (при необходимости) круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил СНЛК ГО на стационарных пунктах управления;
- участие в проведении (при необходимости) эвакуационных мероприятий.
4.3. Критериями ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки являются регистрация обнаружения в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), а также ОВ и БС, регистрации случаев, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений, определяемых нормативными правовыми документами.
4.4. В режиме повышенной готовности информация об ухудшении обстановки, обнаружении в объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность, продовольствие, пищевое и фуражное сырье и другое) РВ, ОВ, АХОВ и БС в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК, о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений передается учреждениями СНЛК ГО в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций городского округа и Республики Крым, ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым".
4.5. Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее - с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
4.6. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК ГО вышестоящей организацией по согласованию с головной организацией и закрепляются соответствующей инструкцией.
4.7. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) учреждениями, входящими в СНЛК ГО, наблюдение и лабораторный контроль осуществляются в объеме задач, установленных ведомственными нормативными правовыми документами, а также проводятся следующие мероприятия:
- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера и их последствий;
- участие в проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера;
- участие в организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС;
- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
- участие в проведении мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического (бактериологического) характера.
4.8. Экстренная информация об обнаружении в промышленных выбросах, отходах производства и почвах, объектах окружающей среды (воздух, почва, вода), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, ПДК, а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК ГО в вышестоящую организацию и одновременно в постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций городских округов Республики Крым, ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Крым".
4.9. Передача экстренной информации (уведомление) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
4.10. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 2 часов (если иные сроки подобных сообщений не оговорены особо).
4.11. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным пунктом "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил СНЛК ГО устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным пунктом "б" вышеуказанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
4.12. В режиме чрезвычайного положения органы управления и учреждения СНЛК ГО функционируют с учетом особого правового режима деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти республики Крым, а также организаций, предприятий и учреждений научно-технического и производственного профиля независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение СНЛК ГО
5.1. Лабораториям, входящим в СНЛК ГО, рекомендуется иметь следующий комплект документации:
- положение (инструкция) о работе учреждения СНЛК ГО;
- штатное расписание и табель оснащения;
- план перевода учреждения СНЛК ГО с мирного на военное положение;
- план подготовки и развития учреждения СНЛК ГО на текущий год и перспективу;
- схема оповещения (сбора) личного состава учреждения СНЛК ГО в рабочее и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов учреждения СНЛК ГО;
- годовые программы и планы подготовки (переподготовки), повышения квалификации специалистов учреждения СНЛК ГО;
- перечень особо опасных инфекций и поражений людей, животных и растений;
- перечень АХОВ, нарабатываемых на химически опасных предприятиях и хранящихся на территории объекта;
- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
- инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
- инструкция о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
- методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ;
- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, природной воде, поверхностных и подземных водах, продовольствии, в пищевом и фуражном сырье в мирное и военное время;
- карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановок;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
- инструкция по соблюдению мер безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, БС, АХОВ.
5.2. Учреждения СНЛК ГО поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.
5.3. Оснащение учреждений СНЛК ГО лабораторным оборудованием, приборами, химическими реактивами, посудой, средствами индивидуальной и медицинской защиты, другими техническими средствами для выполнения задач в мирное (военное) время производится за счет средств, выделяемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, научно-технического и производственного профиля с учетом их компетенции, предназначенными для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической (бактериологической) и гидрометеорологической обстановкой.
5.4. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной и медицинской защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач в военное время и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК ГО, используются только по прямому назначению и заменяются (освежаются) на новые в установленном порядке.
5.5. Финансирование мероприятий с участием учреждений СНЛК ГО в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель аппарата |
Г.В. Александрова |
Начальник управления |
А.В. Доманицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.