Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозусоциально-экономического развития
муниципального образования
городской округ Симферополь
Республики Крым на 2017 год
и плановый период 2018 - 2019 годы
Пояснительная записка
к Прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годы
Экономика муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ Симферополь) является составной частью экономики Республики Крым.
Эффективное управление социально-экономическим развитием городского округа Симферополь в целом невозможно без прогнозирования основных тенденций его развития. Прогнозирование является важнейшим этапом в системе государственного управления развитием территорий.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годы (далее - прогноз) представляет собой комплекс вероятностных оценок возможных путей развития и охватывает важнейшие сферы экономики и социальной сферы, основывается на оценке состояния и перспективах развития социально-экономической ситуации городского округа.
Прогноз разработан в двух вариантах:
- Вариант 1 (базовый) - характеризует основные тенденции и параметры развития экономики городского округа Симферополь в условиях прогнозируемого изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.
- Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) - характеризует параметры социально-экономического развития городского округа Симферополь, достижение которых обеспечивается применением на муниципальном уровне системы управляющих воздействий для реализации целей и приоритетов долгосрочного социально-экономического развития городского округа Симферополь.
1. Показатель: Валовой региональный продукт, % к предыдущему году в сопоставимых ценах
На региональном уровне обобщающим показателем, характеризующим уровень развития экономики, является валовой региональный продукт.
Показателями, которые применяются при определении валового регионального продукта производственным методом, являются выпуск, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, оплата услуг финансовых посредников, налоги и субсидии на продукты.
Прогноз по муниципальному образованию городской округ Симферополь Республики Крым снижен относительно предельных показателей, запланированных по Республике Крым.
В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост валового регионального продукта в 2017 и 2018 годах (+2,3% и +2,4% по 1 варианту, +2,6% и +2,9% по 2 варианту соответственно), а в 2019 году +2,5% по 1 варианту, +4,5% по 2 варианту.
Рост будет обеспечен за счет дальнейшего развития традиционных секторов экономики города - промышленного комплекса, рекреационного сектора, развития импортозамещающих предприятий, реализации начатых инфраструктурных и инвестиционных проектов, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", повышения транспортного потенциала.
Однако темпы роста во многом будут определяться ситуацией на мировых рынках, стабилизацией конъюнктурных изменений, доступностью финансовых ресурсов, мерами государственной денежно-кредитной политики и будут сдерживаться, прежде всего, фактором неопределённости в среднесрочной перспективе макроэкономической ситуации рынка капиталов.
2. Показатель: Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах, % к предыдущему году
Положительная динамика промышленного производства в 2017 и 2018 годах (от 101,9% до 103,8% по 1 варианту; от 101,7% до 102,6% по 2 варианту), а в 2019 году 103,9% по 1 варианту и 103,2% по 2 варианту, будет обеспечена за счет восстановления хозяйственных связей субъектов промышленной деятельности городского округа Симферополь, загрузки заказами предприятий машиностроительной, приборостроительной и перерабатывающей отраслей, проведения постоянной работы по созданию благоприятных условий для повышения конкурентоспособности продукции, привлечения инвестиций в развитие производства.
Сохранение и рост промышленного производства, достигнутый в 2016 году, будет обеспечен за счет увеличения объемов производства на действующих предприятиях и модернизации существующих производств.
3. Показатель: Индекс производства по добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, в сопоставимых ценах, % к предыдущему году
Динамика роста производства в промышленности столицы Республики Крым после спада в 2014 году начала уверенно восстанавливаться в 2015 - 2016 годах. В январе-сентябре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года индекс промышленного производства на предприятиях городского округа Симферополь по добыче полезных ископаемых составил 114,0%, на обрабатывающих производствах - 109,0%.
В структуре промышленности городского округа Симферополь предприятия по добыче полезных ископаемых и обрабатывающие предприятия занимают 21,0% и 41,9% соответственно.
Приведённые выше данные позволяют ожидать сохранение тенденции опережающего роста производств по добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производств в 2017 и 2018 годах на 2,6% по 1 варианту и на 2,7% по 2 варианту; в 2019 году по 1 варианту на 2,7%, по 2 варианту на 2,8%.
4. Показатель: Индекс производства пищевых продуктов, % к предыдущему году в сопоставимых ценах
В 2016 году существенное давление на развитие агропромышленного и перерабатывающего комплекса, производство пищевых продуктов оказывала ситуация, сложившаяся с водоснабжением Республики Крым в 2014 году.
Однако на протяжении трех кварталов 2016 года в целом по республике наблюдалась положительная динамики развития отраслей, связанных с переработкой молока и производством сыра, производством продуктов мукомольно-крупяной промышленности, производством хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.
Учитывая чувствительность агропромышленного и перерабатывающего комплекса к кризисным явлениям в финансовой системе и уровню бюджетной поддержки, для облегчения адаптации отраслей к изменившимся макроэкономическим условиям приняты и реализуются меры государственной поддержки, направленные на ускорение процессов по импортозамещению и повышению финансовой устойчивости предприятий, осуществляющих производство пищевых продуктов.
Проводимая политика в отношении развития пищевого и перерабатывающего комплекса в среднесрочной перспективе будет способствовать росту интенсификации производства, применению инновационных, ресурсосберегающих и биотехнологий, способствующих количественному и качественному выпуску продовольственных товаров.
Уровень развития пищевой промышленности и производства продукции будет связан с возможностью более полного использования потенциала замещения выпадающих объемов импорта собственной продукцией. Ослабление курса рубля также дает дополнительные возможности для выхода российских производителей на зарубежные рынки.
Индекс производства пищевых продуктов в 2017 году по городскому округу Симферополь прогнозируется по 1 варианту на уровне 110,8%, по 2 варианту 111,7%, в 2018 году по 1 варианту - 111,8%, по 2 варианту - 111,9%, в 2019 году по 1 варианту - 111,8%, по 2 варианту - 111,9%.
5. Показатель: Оборот розничной торговли в ценах соответствующих лет
Сфера торговли оказалась наиболее подверженной влиянию внешнеэкономической конъюнктуры, санкционной ситуации и изменениям потребительского спроса. Вместе с тем, происходящая перестройка логистических цепочек, изменение состава поставщиков позволяет прогнозировать в среднесрочной перспективе нормализацию ситуации.
Вследствие проводимых мер по легализации розницы (устранение объектов неорганизованной стихийной торговли) в структуре оборота розничной торговли продолжится увеличение доли организованной торговли, и, как следствие, прогнозируется постепенный рост общего товарооборота по 1 варианту: в 2017 году - 49 358,8 млн. руб., в 2018 году - 52 172,3 млн. руб., в 2019 году - 54 833,1 млн. руб., по 2 варианту: в 2017 году - 48 427,5 млн. руб., в 2018 году - 50 364,6 млн. руб., в 2019 году - 52 379,2 млн. руб.
6. Показатель: Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, % к предыдущему году
Сокращение доходов населения в 2016 году и сжатие потребительского кредитования привели к существенному сокращению оборота розничной торговли при одновременном росте склонности населения к сбережению. В результате на конец года ожидается снижение оборота розничной торговли в сопоставимых ценах относительно прошлогоднего.
По мере роста доходов населения и восстановления потребительского кредитования в 2017 - 2019 годах динамика потребления населения будет восстанавливаться. По городскому округу Симферополь прогнозируется рост в 2017 - 2018 годах по 1 варианту на 0,3%, по 2 варианту: на 0,5% в 2017 году и на 2,5% в 2018 году. В 2019 году прогнозируется рост по 1 варианту на 0,4%, по 2 варианту на 5,5%. Восстановление потребительской уверенности населения будет сопровождаться постепенным снижением нормы сбережения денежных накоплений.
Росту потребительской способности и доходов будут способствовать темпы роста заработной платы и более высокая динамика поступлений средств от собственности и предпринимательской деятельности, ожидаемая вследствие более благоприятной экономической ситуации.
7. Показатель: Индекс потребительских цен за период с начала года, %
Наблюдение за данным показателем осуществляется в целом по Республике Крым. В сентябре 2016 года к предыдущему месяцу он составил 101,6%, к декабрю прошлого года - 122,6%.
Индекс потребительских цен в 2017 году по 1 варианту прогнозируется в размере 106,0%, по 2 варианту - 104,0%. Основанием и факторами, влияющими на данный прогноз, будут являться изменения тарифов и цен в столице Республики Крым. Введение ограничений на продовольственный импорт из ряда стран привело к сокращению предложения, ослаблению конкуренции и разбалансированности рынков. В 2018 году данный показатель прогнозируется к снижению по 1 варианту до 105,7%, по 2 варианту остается на уровне 104,0%, в связи с тем, что рост цен на продукты и товары замедлится.
В 2019 году, в условиях относительной стабилизации и укрепления номинального курса рубля, дальнейшему постепенному снижению темпов инфляции на потребительском рынке до 105,1% по 1 варианту и остается на уровне 104,0% по 2 варианту будет способствовать сохранение прогнозируемых ограничений повышения коммунальных тарифов, сдерживание роста цен путем развития конкуренции среди местных товаропроизводителей, стимулирование выпуска товаров регионального производства. В результате будут сформированы реальные рыночные цены на товары.
8. Показатель: Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по муниципальному образованию городской округ Симферополь Республики Крым городскому округу
По 1 варианту: 2017 год - 31,22 тыс. руб. 2018 год - 34,87 тыс. руб. 2019 год - 38,29 тыс. руб. |
По 2 варианту: 2017 год - 31,50 тыс. руб. 2018 год - 35,50 тыс. руб. 2019 год - 39,33 тыс. руб. |
Согласно прогнозу, к 2019 году среднемесячная зарплата в столице Республики Крым увеличится по 1 варианту: с 31,22 тыс. руб. в 2017 году до 38,29 тыс. руб. в 2019 году; по 2 варианту: с 31,50 тыс. руб. в 2017 году до 39,33 тыс. руб. в 2019 году. Рост будет связан, прежде всего, с поэтапным повышением заработной платы работников бюджетной сферы и проведением мероприятий по детенизации доходов наёмных работников.
9. Показатель: Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по муниципальному образованию городской округ Симферополь Республики Крым в % к предыдущему году
Темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по 1 варианту: в 2017 году - 110,7%, в 2018 году - 111,7%, а в 2019 году - 109,8%; по 2 варианту: в 2017 году - 111,7%, в 2018 году - 112,7%, а в 2019 году - 110,8% для работников бюджетной сферы прогнозируются с учетом целевых индикаторов, установленных в планах мероприятий по развитию отраслей социальной сферы, в соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации, а для работников внебюджетной сферы - в рамках возможностей предприятий по увеличению заработной платы, как основного рычага стимулирования квалифицированных работников в условиях их острой недостаточной численности при межотраслевой конкуренции на высококлассных специалистов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.