Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от 6 декабря 2016 г. N 586
(с изменениями от 14 марта 2018 г.)
Паспорт изменен с 14 марта 2017 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 14 марта 2018 г. N 110
Паспорт
Государственной программы Республики Крым "Формирование рынка арендного жилищного фонда некоммерческого использования на территории Республики Крым"
Наименование Программы |
Государственная программа Республики Крым "Формирование рынка арендного жилищного фонда некоммерческого использования на территории Республики Крым" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
Соисполнители Программы |
- |
Участники Программы |
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, инвесторы-застройщики |
Подпрограммы Программы |
- |
Программно-целевые инструменты |
- |
Цель Программы |
Создание условий для формирования и развития сектора арендного жилищного фонда некоммерческого использования |
Задачи Программы |
Определение потребности в арендном жилищном фонде некоммерческого использования на территории Республики Крым; создание условий, в том числе законодательных, для развития сектора арендного жилищного фонда некоммерческого использования; формирование земельных участков для жилищного строительства для целей некоммерческого найма; формирование и ведение реестра земельных участков для жилищного строительства для целей некоммерческого найма коммунальной и дорожной инфраструктурой; создание благоприятных условий для кредитования инвесторов-застройщиков, осуществляющих реализацию проектов по созданию арендного жилищного фонда некоммерческого использования |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
годовой объем ввода арендного жилищного фонда некоммерческого использования; доля арендного жилищного фонда некоммерческого использования в общем объеме ввода жилья в многоквартирных домах; уровень обеспеченности населения арендным жилищным фондом некоммерческого использования; средняя стоимость найма арендного жилищного фонда некоммерческого использования; повышение доступности арендного жилищного фонда некоммерческого использования для населения. Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях представлены в приложении 2 к Программе |
Этапы и сроки реализации Программы |
Программа реализуется в два этапа, с 2017 года по 2020 год: - подготовительный этап (2017 - 2018 годы); - этап создания инфраструктуры и реализации проектов (2019 - 2020 годы) |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
общий объем финансирования Программы в 2017 - 2020 годах составляет 200,1 млн. руб., в том числе: на 2019 год - 100,05 млн. руб.; на 2020 год - 100,05 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
достижение объема арендного жилищного фонда некоммерческого использования к 2020 году - 203 000 м2; достижение к 2020 году доли ввода арендного жилищного фонда некоммерческого использования не менее 7% в общем объеме ввода жилья в многоквартирных домах; достижение уровня обеспеченности населения арендным жилищным фондом некоммерческого использования равного 0,13 м2/чел; достижение к 2020 году средней годовой стоимости найма 1 м2 арендного жилищного фонда некоммерческого использования 0,2 тыс. руб.; повышение к 2020 году доступности арендного жилищного фонда некоммерческого использования для населения до 35% семей, направляющих 10% от годового дохода домохозяйств на наём такого жилья. |
1. Характеристика проблемы формирования рынка доступного арендного жилья в Республике Крым
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма только нуждающихся в предоставлении жилых помещений граждан, относящихся к категории малоимущих. Вместе с тем, существенная часть граждан, в первую очередь работники бюджетной сферы, по формальным основаниям не могут быть отнесены к категории малоимущих, в то же время их доходы не позволяют им получить жилье посредством ипотечного жилищного кредитования, ни тем более посредством непосредственного приобретения жилья в собственность.
Необходимость формирования рынка арендного жилья в Республике Крым обусловлена следующими факторами:
1) значительная часть населения не имеет возможности приобрести жилье в собственность;
2) современная экономическая модель стимулирует высокую мобильность населения;
3) развитие экономики предполагает постоянный приток трудовой миграции в Республику Крым.
Сложившийся "серый рынок" арендного жилья в значительной степени не соответствует потребностям государства, бизнеса и населения. К основным факторам, сдерживающим развитие рынка арендного жилья, относятся:
1) длительный срок окупаемости инвестиций при реализации проектов строительства арендного жилья по причинам:
- высокой стоимости земельного участка под строительство;
- высокой стоимости строительства инженерной инфраструктуры;
- высокой стоимости объекта жилищного строительства при использовании традиционных технологий проектирования и строительства;
- высокой стоимости заемных средств;
2) низкая эффективность инвестиций, определяемая отношением высоких затрат, связанных со строительством, и низкой расчетной величины арендных платежей, обусловленных платежеспособностью населения;
3) отсутствие структурированной информации о реальных возможностях и потребностях населения в части улучшения жилищных условий.
Анализируя перспективы развития сферы арендного жилья в Республике Крым, следует отметить необходимость государственного регулирования рынка аренды, особенно на начальном этапе. Данное направление развития сектора арендного жилья актуально для предоставления в аренду жилья молодым специалистам, молодым семьям, работникам бюджетной сферы, военнослужащим, мигрантам и иммигрантам, лишенцам (лицам, потерявшим жилье в результате природных и техногенных катастроф, социальных конфликтов и войн, невыполненных долговых обязательств) и т.д.
Предоставление арендного жилья, поддерживаемое органами государственной власти, крупными работодателями, рассматривается как вполне реалистичный и перспективный способ решения жилищной проблемы.
Программа направлена на создание цивилизованного рынка арендного жилья в Республике Крым, что позволит улучшить жилищные условия значительного количества граждан, нуждающихся в их улучшении, а также граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем заключения договоров аренды жилых помещений во вновь построенных жилых домах.
В настоящее время на рынке найма жилья сложились достаточно высокие цены. Месячная цена найма однокомнатной квартиры составляет 12 - 15 тыс. руб., двухкомнатной - 15 - 25 тыс. руб., трехкомнатной - 25 - 35 тыс. руб. В результате наем жилья малодоступен для жителей не только с низким, но и средним уровнем дохода. Несмотря на высокие цены найма и спрос населения на наемное жилье, крупным инвесторам этот рынок пока мало интересен: гораздо выгодней продать построенное жилье, обеспечив тем самым увеличение скорости оборота вложенных средств (в течение 1 - 2 лет). Срок окупаемости вложений в строительство и эксплуатацию дома, используемого для получения прибыли от передачи жилых помещений внаем или в аренду, как правило, превышает 10 лет, что препятствует возрождению института доходных домов, находящихся в частной собственности.
Анализ рынка жилья в Республике Крым и имеющаяся потребность граждан в жилье позволяют предварительно определить необходимое количество и площади арендного жилья, которое необходимо создать для удовлетворения жилищных потребностей жителей и гостей. По результатам проведения анализа существующей очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также при проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете, администрациями города Симферополя и Черноморского района Республики Крым определено соответственно 5000 и 4690 человек - потенциальных арендаторов; администрацией города Евпатория Республики Крым определена ориентировочная потребность в строительстве 450 квартир. При проведении исследований, интерактивного (на сайте администраций) и анкетного опроса, в т.ч. среди работников бюджетных учреждений и производственной сферы определено, что из 9 892 человек желают решить свои жилищные проблемы с помощью доступного арендного жилья - 2 082 человека. Наивысший процент потенциальных арендаторов в соотношении с количеством опрошенных граждан - в городах Алушта, Красноперекопск, в Бахчисарайском, Кировском, Красноперекопском и Нижнегорском районах.
При этом анализ показывает, что основная часть арендного жилья должна находиться в сегменте жилья экономического класса, отвечающего требованиям экологичности и энергоэффективности.
Раздел 2 изменен с 14 марта 2017 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 14 марта 2018 г. N 110
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы является создание условий для развития сектора арендного жилищного фонда некоммерческого использования путем реализации механизмов поддержки и развития строительства такого жилья и стимулирования спроса на него.
Для достижения основной цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:
- определение потребности в арендном жилищном фонде некоммерческого использования со стороны граждан и крупных работодателей на территории Республики Крым;
- создание условий, в том числе законодательных, для развития сектора арендного жилищного фонда некоммерческого использования;
- определение условий и законодательного обоснования для выделения земельных участков под строительство арендного жилищного фонда некоммерческого использования;
- формирование земельных участков для строительства арендного жилья;
- предоставление земельных участков под строительство арендного жилищного фонда застройщикам в соответствии с земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации;
- обеспечение земельных участков, предназначенных для строительства доходных домов, инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой;
- создание благоприятных условий для кредитования инвесторов-застройщиков, осуществляющих жилищное строительство для целей некоммерческого найма.
В рамках реализации Программы будут использованы следующие формы создания жилищного фонда некоммерческого использования:
1. Создание арендного жилищного фонда путем строительства жилых домов застройщиком (победителем аукциона на право освоения территории для строительства арендного жилья).
2. Создание арендного жилищного фонда некоммерческого использования за счет оборотных средств коммерческих предприятий и организаций (инвесторов).
3. Создание арендного жилищного фонда некоммерческого использования путем реконструкции жилых и нежилых зданий.
Сроки и этапы реализации Программы.
Программа будет реализовываться в 2017 - 2020 годах в два этапа:
- подготовительный этап (2017 - 2018 год);
- этап создания инфраструктуры и реализации проектов (2019 - 2020 годы).
3. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы предусматривают формирование фондов арендного жилищного фонда некоммерческого использования на территории Республики Крым и направлены на увеличение объемов предложений арендного жилищного фонда некоммерческого использования.
Мероприятия Программы будут реализовываться в два этапа в соответствии с приложением 3 к Программе.
Название изменено с 14 марта 2017 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 14 марта 2018 г. N 110
Подготовительный этап (2017 - 2018 годы)
В рамках подготовительного этапа планируется проведение следующих мероприятий:
1.1. Определение потребности необходимого количества и площади жилых помещений некоммерческого использования, которые необходимо построить для удовлетворения жилищных потребностей граждан, в том числе привлекаемых для работы на предприятиях, в учреждениях и организациях Республики Крым в соответствии с приложением 1 к Программе.
Результаты исследования будут использоваться для разработки дальнейших действий в рамках Программы.
1.2. Подбор земельных участков для строительства арендного жилья и формирование адресных перечней на длительный период.
1.3. Определение потребности в инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре на территориях, определенных в целях строительства арендного жилья.
1.4. Разработка необходимых нормативных правовых актов и документов, регламентирующих правила и порядок передачи арендного жилья, условия проживания и содержания помещений, правила эксплуатации, порядок расторжения договора аренды и выселения арендаторов. Утверждение тарифной политики в зависимости от срока аренды, площади помещений и т.д.
Подраздел дополнен пунктом 1.5 с 14 марта 2017 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 14 марта 2018 г. N 110
1.5. Определение жилых и нежилых зданий, расположенных на территории муниципальных образований, которые после проведения реконструкции будет возможно использовать в качестве арендного жилищного фонда некоммерческого использования.
По результатам реализации подготовительного этапа Программы будет составлена аналитическая записка, отражающая наиболее острые проблемы в области спроса на арендный жилищный фонд некоммерческого использования. Также указанная записка будет содержать сводный перечень планируемых проектов арендного жилищного фонда некоммерческого использования, которые могут удовлетворить имеющийся и потенциальный спрос. Кроме того, по результатам выполнения мероприятий первого (подготовительного) этапа Программы, на основании сводного перечня планируемых проектов арендного жилищного фонда некоммерческого использования будет определен объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы.
Название изменено с 14 марта 2017 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 14 марта 2018 г. N 110
Этап создания инфраструктуры и реализации проектов (2019 - 2020 годы)
На этапе создания жилищного фонда некоммерческого использования будут проводиться следующие мероприятия:
2.1. Подготовка проектно-сметной и разрешительной документации на жилые дома и объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Пункт 2.2 изменен с 14 марта 2017 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 14 марта 2018 г. N 110
2.2. Разработка комплекса мер, направленных на привлечение инвесторов-застройщиков к строительству арендного жилья, а также порядка предоставления государственной (муниципальной) поддержки на реконструкцию жилых и нежилых зданий.
2.3. Обеспечение земельных участков, предназначенных для строительства арендного жилья инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
2.4. Предоставление земельных участков путем проведения аукционов под строительство арендного жилья инвесторам-застройщикам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.5. Строительство жилья.
Подраздел дополнен пунктом 2.6 с 14 марта 2017 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 14 марта 2018 г. N 110
2.6. Проведение реконструкции жилых и нежилых зданий.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Реализация мероприятий Программы потребует определения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации порядка и условий предоставления государственной, муниципальной поддержки для создания, эксплуатации наемного дома социального использования, заключения договора о предоставлении указанной государственной, муниципальной поддержки, а также ряда других подзаконных нормативных правовых актов.
Сведения о мерах государственного правового регулирования (перечень нормативных правовых актов, их основные положения и планируемые сроки принятия) в сфере реализации Программы будут определены по результатам выполнения мероприятий первого (подготовительного) этапа Программы.
5. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации Программы
Участие общественных, научных и иных организаций в реализации Программы не предусмотрено.
Раздел 6 изменен с 14 марта 2017 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 14 марта 2018 г. N 110
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Источниками финансирования Программы являются средства бюджета Республики Крым и внебюджетные средства.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, будет определен по результатам выполнения мероприятий первого (подготовительного) этапа Программы, на основании сводного перечня планируемых проектов арендного жилищного фонда некоммерческого использования. При определении необходимости предоставления субсидий местным бюджетам, направленных на достижение целей Программы, Программа будет дополнена разделом, определяющим условия предоставления и методику расчета соответствующих субсидий.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год.
С целью проведения прогнозной (справочной) оценки расходов на реализацию целей Программы за основу была взята потребность в арендном жилищном фонде некоммерческого использования, представленная администрациями городов Евпатории, Симферополя и Черноморского района, с применением в качестве меры по созданию благоприятных условий для инвесторов-застройщиков - проведения проектно-изыскательских работ за счет средств бюджета Республики Крым.
Общий объем финансирования Программы в 2017 - 2020 годах составляет 200,1 млн. руб.,
в том числе по источникам финансирования:
за счет средств бюджета Республики Крым - 200,1 млн. руб.;
за счет средств внебюджетных источников - 0 млн. руб.
в том числе по годам реализации:
в 2019 году - 100,05 млн. руб.;
в 2020 году - 100,05 млн. руб.
Прогнозная оценка расходов на реализацию Программы представлена в приложении 4 к Программе.
7. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками
При реализации Программы следует учитывать ряд возможных рисков, связанных с отсутствием финансирования мероприятий Программы, существенным изменением действующего законодательства, форс-мажорными обстоятельствами.
1. Негативное влияние на реализацию Программы может оказать отсутствие или неполное финансирование Программы из различных источников финансирования, не позволяющее при отсутствии финансирования реализовать, при неполном финансировании - эффективно и в полной мере реализовать запланированные мероприятия.
2. Риск изменения действующего законодательства связан с возможным возникновением необходимости внесения корректировки документов, разработанных для реализации мероприятий Программы, что повлечет за собой либо отставание от плана реализации мероприятий, либо сделает реализацию некоторых мероприятий экономически невыгодной или невозможной.
Негативный эффект от данного риска можно снизить путем: скорейшего приведения законодательства Республики Крым в соответствие с федеральным; анализа воздействия того или иного изменения федерального законодательства на реализацию мероприятий Программы и оперативного принятия управленческих решений и инициатив в каждом конкретном случае.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Для выявления степени достижения запланированных результатов государственной программы в отчетном году ответственный исполнитель осуществляет ежегодную оценку эффективности Программы, в т.ч.:
I. Степень реализации мероприятий оценивается как доля мероприятий Программы, выполненных в полном объеме, по следующей форме:
СРм=Мв/М;
СРм - степень реализации мероприятий Программы;
Мв - количество мероприятий Программы, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий Программы, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий Программы, запланированных к реализации в отчетном году.
II. Степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджетных и иных источников ресурсного обеспечения Программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования основных мероприятий Программы, по каждому источнику ресурсного обеспечения, рассчитывается по формуле:
где:
- общая степень соответствия запланированному уровню расходов;
- сумма фактических расходов по всем источникам ресурсного обеспечения;
- сумма плановых расходов по всем источникам ресурсного обеспечения.
III. Оценка эффективности использования средств бюджета рассчитывается для Программы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета по следующей формуле:
где:
Эис - эффективность использования средств бюджета;
СРм - степень реализации мероприятий по Программе;
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.
IV. Для оценки степени достижения целей и решения задач Программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели (задачи) Программы.
1. Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
где:
СДппз - степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Программы;
ЗПпф - значение показателя, характеризующего цели и задачи Программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗПпп - плановое значение показателя, характеризующего цели и задачи Программы.
2. Степень реализации Программы рассчитывается по формуле:
где:
СРп - степень реализации Программы;
СДппз - степень достижения планового значения показателя, характеризующего цели и задачи Программы;
N - число показателей, характеризующих цели и задачи Программы.
V. Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается в зависимости от значений оценки степени реализации мероприятий и оценки эффективности использования средств бюджета по следующей формуле:
ЭРп=СРп*Эис
где:
ЭРп - эффективность реализации Программы;
СРп - степень реализации Программы;
Эис - эффективность использования средств бюджета.
Эффективность реализации Программы признается:
- высокой, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,90;
- средней, в случае если значение Эргп составляет не менее 0,75;
- удовлетворительной, в случае если значение ЭРгп составляет не менее 0,60;
- в остальных случаях эффективность реализации Программы признается неудовлетворительной.
Заместитель Председателя |
Л. Опанасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.