Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Коммунально-инженерная инфраструктура
1. Коммунально-инженерная инфраструктура Республики Крым представлена водопроводно-канализационным и тепловым хозяйствами, системой обращения с коммунальными и производственными отходами.
Республика Крым по водным ресурсам является одним из наименее обеспеченных регионов России. Практически все доступные для использования водные ресурсы местного стока Крыма вовлечены в систему водообеспечения. Запасы местных водных источников в средний по водности год могут обеспечить потребности населения и отраслей экономики всего на 15-20%. Водоснабжение Западного и часть Центрального Крыма осуществляется из подземных источников, дебит которых постоянен и не зависит от времени года. Южный, Юго-Восточный и часть Центрального экономических микрорегионов обеспечивается в основном за счет поверхностного стока и частично подземных источников.
Крымский инфраструктурный комплекс до 2014 года был теснейшим образом связан с инфраструктурной системой Украины. В 2013 году вода из р. Днепр удовлетворяла 86,6% потребностей региона в воде. Прекращение украинской стороной подачи днепровской воды по системе Северо-Крымского канала на территорию Республики Крым наиболее остро отразилось на северном индустриальном регионе Крыма (городских округах Армянск и Красноперекопск), сельскохозяйственной отрасли в целом, а также на возможности водообеспечения населения и отраслей экономики Восточного Крыма. В городских округах Армянск, Красноперекопск водопотребление в 2015 году снизилось относительно 2013 года на 58,4 млн. м3, что отразилось на ухудшении социально-экономической ситуации в данных муниципальных образованиях (рисунок 7). Для решения проблем отрасли химической промышленности в районе Красноперекопска или Армянска планируется строительство опреснительной станции.
Рисунок 7. Разница между использованием воды на питьевые и производственные нужды в 2015 и 2013 года.
Примечание. Объединена информация по следующим городским округам и муниципальным районам - городские округа Армянск, Красноперекопск, Красноперекопский район; городские округа Евпатория и Саки, Сакский район; городской округ Симферополь и Симферопольский район, Джанкойский район и городской округ Джанкой.
Покрытие вододефицита на водоснабжение Восточного Крыма (г. Керчь, Феодосийско-Судакский регион, населенные пункты Ленинского района) в настоящее время обеспечивается путем переброски объемов воды из Белогорского и Тайганского водохранилищ по реке Биюк-Карасу через построенный комплекс гидротехнических сооружений, а также из Нежинского и Просторненского водозаборов по временным трубопроводам в Северо-Крымский канал с дальнейшей перекачкой в наливные водохранилища (Рисунок 8). Гарантированное водообеспечение Восточного Крыма будет выполнено после введения на полную мощность тракта водоподачи с Нежинского и Просторненского (Джанкойский район), Новогригорьевского (Нижнегорский район) водозаборов до г. Феодосии и г. Керчи.
Рисунок 8. Потенциальный водохозяйственный баланс в 2015 году.
Примечание: потенциальный водохозяйственный баланс 2015 года рассчитывался, как разница между запасами подземных и поверхностных вод (запасами подземных вод в 2015 году, эксплуатационными запасами воды в водохранилищах и прудах (среднее значение за 1993 - 2013 годы), фактической добычей подземных вод без разведки в 2013 году) и водопотреблением в 2013 году (без учета забора воды для полива риса, с учетом воды, требуемой для сохранения уровня воды в Северо-Крымском канале и для весеннего смачивания канала), после переброски воды в 2015 году (с учетом Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов, введенных в конце декабря 2015 года); по Белогорскому району отсутствуют данные по запасам воды в реках.
2. Особенно сложная ситуация сложилась с водообеспечением потребностей сельского хозяйства в городском округе Феодосия, а также Раздольненском, Красноперекопском, Сакском, Первомайском, Джанкойском, Нижегорском, Советском, Кировском, Ленинском, Симферопольском и Красногвардейском районах. В новых реалиях существует несколько вариантов возобновления орошения при условии перехода на ресурсосберегающие системы орошения (например, капельное орошение) и замены влаголюбивых сельскохозяйственных культур на засухоустойчивые культуры:
1) использование хозяйственно-бытовых сточных вод - в пригородных зонах около крупных и средних городов;
2) подземных вод - в районах с высокими запасами подземных вод (Джанкойском, Нижегорском и Сакском районах);
3) опреснение воды - на севере Республики Крым;
4) использование инновационных методов - например, конденсатосборников для улучшения водоснабжения фруктовых садов.
Жилищный фонд Республики Крым обеспечен централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения на уровне или выше среднероссийских значений (Таблица 34). Уровень обеспечения жилищного фонда централизованным отоплением ниже среднего значения по России.
Таблица 34
Благоустройство жилищного фонда (2014 г.)
Показатели, % |
Республика Крым |
Место |
РФ |
ЮФО |
СКФО |
Краснодарский край |
Отопление |
74,5 |
63 |
81,7 |
82,1 |
83,2 |
76,6 |
Горячим водоснабжение |
63,9 |
36 |
63,9 |
64,7 |
61,1 |
64,4 |
Водопровод |
83,4 |
25 |
77,2 |
78,9 |
79,3 |
80,3 |
Водоотведение (канализацией) |
77,4 |
23 |
72,5 |
74,2 |
70 |
76,4 |
Сети водопроводно-канализационного хозяйства в Республике Крым характеризуются высоким уровнем износа: по удельной доле протяженности водопроводных сетей, нуждающихся в замене в общей протяженности всех сетей, в 2014 году Республика Крым занимала 12 место (с показателем 54,3%, при среднероссийском показателе 42,9%), по удельной доле протяженности канализационных сетей, нуждающихся в замене в общей протяженности всех сетей - 33 место (32,1% против среднероссийского показателя в 27,6%).
Основными источниками теплоснабжения являются три ТЭЦ и 1237 котельных. На ТЭЦ приходится 20% общей установленной мощности источников теплоснабжения, на котельные - 80%. В общем количестве котельных 87,6% приходится на малоэффективные котельные мощностью до 3 Гкал/час, вырабатывающие лишь 19,4% теплоэнергии от всего произведенного объема тепла. Общий объем потерь тепловой энергии в 2015 году составил 30,7%. Большая часть котельных (69,6%) работает на газообразном топливе, на твердом и жидком топливе - 26%.
В Республике Крым сложилась сложная ситуация по обезвреживанию, переработке, утилизации твердых коммунальных и производственных отходов, сельскохозяйственных отходов биологического происхождения. Отсутствует инфраструктура по утилизации опасных медицинских и биологических, ртутьсодержащих отходов, отходов строительной отрасли. В Республике Крым в 2015 году было образовано 546,6 тыс. тонн отходов производства и потребления. Только 3 полигона из 28 обустроены в соответствии с действующим природоохранным законодательством. В Республике Крым насчитывается порядка 269 несанкционированных сельских свалок твердых коммунальных отходов.
3. Основными проблемами коммунально-инженерного комплекса Республики Крым являются:
1) дефицит водных ресурсов для удовлетворения потребностей на питьевые, коммунально-бытовые и производственные нужды в г. Армянске и г. Красноперекопске, Ленинском и Кировском районах, городских округах Керчь, Феодосия, Судак. Дефицит водных ресурсов для удовлетворения потребностей сельского хозяйства;
2) высокий уровень потерь воды и тепла вследствие значительного износа водопроводно-канализационного и теплового хозяйств. Низкое качество очистки сточных вод;
3) низкая инвестиционная привлекательность водопроводно-канализационного и теплового хозяйств, системы обращения с твердыми отходами;
4) отсутствие крупных комплексов по обезвреживанию, утилизации и переработки медицинских отходов, биологических отходов животного происхождения, твердых коммунальных и производственных отходов;
5) недостаточный уровень подготовки кадров.
4. Основной целью развития коммунально-инженерной инфраструктуры является создание надежной, эффективной и ресурсосберегающей коммунально-инженерной инфраструктуры Республики Крым, обеспечивающей гарантированное обеспечение потребителей коммунальными услугами нормативного качества.
Стратегические задачи:
1) поиск и введение в оборот традиционных (поверхностных и подземных) и новых источников воды (активное использование опресненной воды, вторичное использование сточных вод, использование дождевых вод) для организации гарантированного и бесперебойного обеспечения потребителей пресной водой;
2) разработка долгосрочных планов развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения - единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым и г. Севастополя, схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований, схем теплоснабжения муниципальных образований (в рамках которых рассмотреть вопрос о децентрализации системы теплоснабжения);
3) модернизация сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Применение новых материалов и инновационного оборудования, в том числе по очистке стоков;
4) широкое внедрение ресурсосберегающих технологий в коммунально-инженерном комплексе: индивидуальных и коллективных приборов учета потребления тепла и воды, внедрение систем дистанционно-интеллектуального учета и контроля потребления воды и тепла. Стимулирование перехода населения и бизнеса на ресурсосберегающую деятельность;
5) повышение уровня обеспеченности населения услугами централизованного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения при условии экономической эффективности и социальной значимости;
6) улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации в Республике Крым путем создания эффективной системы обращения с отходами. Сокращение объемов захоронения промышленных и твердых коммунальных отходов. Обезвреживание, утилизация и переработка промышленных и твердых коммунальных отходов, медицинских и опасных биологических отходов животного происхождения;
7) создание привлекательных условий для инвестирования в коммунально-инфраструктурный комплекс. Поэтапное внедрение экономически обоснованных тарифов.
Ожидаемые результаты:
I этап "Снятие инфраструктурных ограничений" (2017 - 2020 годы) - сняты наиболее острые коммунально-инженерные ограничения, разработаны долгосрочные планы развития водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения, утилизация медицинских отходов и опасных биологических отходов животного происхождения.
II этап "Широкое внедрение инноваций" (2021 - 2026 годы) - массовое внедрение коллективных и индивидуальных приборов учета потребления воды и тепла, высокая инвестиционная привлекательность систем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, переработка основной части вновь образующихся коммунальных и производственных отходов.
III этап "Наращивание конкурентных преимуществ" (2027 - 2030 годы) - Республика Крым входит в десятку регионов-лидеров в России с наиболее модернизированной коммунально-инженерной инфраструктурой (с минимальной долей коммунально-инженерной инфраструктуры, нуждающейся в замене).
Прогнозные значения целевых показателей по стратегическому направлению "Коммунально-инженерная инфраструктура" представлены в Таблице 35.
Таблица 35
Прогнозные значения целевых показателей по стратегическому направлению "Коммунально-инженерная инфраструктура"
Наименование целевого показателя |
2015 г. (факт) |
I этап "Снятие инфраструктурных ограничений" 2020 г. |
II этап "Широкое внедрение инноваций" 2026 г. |
III этап "Наращивание конкурентных преимуществ" 2030 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Уровень износа коммунальной инфраструктуры, % |
79 |
76 |
66 |
58 |
Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, % |
52 |
44 |
29 |
20 |
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, % |
8,5 |
5,3 |
1,1 |
0 |
Доля объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод, % |
80 |
88 |
98 |
100 |
Доля использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления, % |
0,1 |
5 |
30 |
50 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.