Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Восточный экономический микрорегион
1. Общая характеристика
Восточный микрорегион занимает территорию Керченского полуострова, располагается в пределах Керченской холмисто-грядовой степи, занимая площадь 3026,2 км (11,6% от площади всей Республики Крым). Климатические условия осложняют ведение сельского хозяйства на территории Восточного микрорегиона: климат здесь очень засушливый, среди почв широко распространены черноземы солонцеватые, солонцы каштановые и солончаки.
Восточный микрорегион обладает выгодным экономико-географическим положение. Город Керчь в современных условиях является "Воротами" Республики Крым на материковую часть России. На данный момент сообщение через Керченский пролив, разделяющий Крымский полуостров от остальной части России, осуществляется с помощью Керченской паромной переправы. С 2018 года транспортно-географическое положение Восточного микрорегиона и города Керчь улучшится благодаря вводу в строй Керченской мостового перехода. Важнейшей составляющей транспортно-логистического комплекса города Керчь является крупнейший в Республике Крым портовый комплекс.
Ресурсно-сырьевой потенциал представлен запасами горючих полезных ископаемых (газовых месторождений - Северо- и Восточно-Казантипского, Северо-Керченского и Северо-Булганакского, Алексеевского, Придорожного, Поворотного, нефтяных - Акташского, Семеновского, Владиславовского, Приозерного, Субботинского, структур Лычагина и Абиха), сырья для металлургического производства - флюсовых известняков (Краснопартизанского, Восточно- и Южно-Багеровского месторождений) и железных руд (Керченского железорудного бассейна), фосфористых железных руд (запасы которых концентрируются на трех месторождениях Керченского железорудного бассейна), гипса (Элькеджи-Элинского), керамзитовых глин и кирпично-черепичного сырья. Запасы лечебных грязей концентрируются в пределах прибрежных озер - Чокракского, Тобечикского, Узунларского, Кояшского. Разведано несколько участков минеральных вод в северо-восточной части Керченского полуострова. Восточный микрорегион обладает значительным потенциалом для развития ветряной электроэнергетики, так как здесь наблюдаются ветры с наиболее сильными скоростями и длительные периоды с сохраняющейся ветряной погодой.
В Восточном микрорегионе проживает 209,1 тысячи человек (11,0% от общего населения Республики Крым; плотность населения - 69,1 чел./км), из которых 71,1% микрорегиона проживает в городском округе Керчь. Уровень урбанизации Восточного микрорегиона среди микрорегионов Республики Крым наибольший - 76,2%. В Восточном микрорегионе в 2015 году наблюдалась наибольшая естественная убыль населения минус 6,0% (среднереспубликанский показатель минус 2,7%), миграционный прирост в 2015 году составил 9,0%.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Регионообразующим центром Восточного микрорегиона выступает г. Керчь (с численностью населения 148,9 тысячи человек). Опорный каркас расселения состоит из г. Керчь, г. Щелкино (10,6 тысячи человек), поселков городского типа - Ленино (7,7 тысячи человек) и Багерово (4,3 тысячи человек), полимагистрали (состоящей из автомобильной и железнодорожной трасс) Керчь-Феодосия.
3. Восточный микрорегион специализируется на судостроении и производстве металлических изделий, агропромышленном (в том числе рыбохозяйственном), транспортно-логистическом, санаторно-курортном и туристическом, топливно-энергетическом комплексах.
Судостроительный комплекс сконцентрирован в городе Керчь и представлен ООО "Судостроительный завод "Залив" (строительство танкеров, пассажирских и рыболовецких судов, военных кораблей, судоремонт; в советские годы предприятие производило танкеры, нефтяные платформы, контейнеровозы, на предприятии на воду было спущено первое в мире ледокольно-транспортное судно с атомной энергетической установкой - лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть"), ООО "КМВ "Фрегат" (сооружение буксиров, судоремонт), ООО "Краншип" (строительство буксиров, барж, плавкранов и плавперегружателей, судоремонт), ООО "Фирма "Трал" (судоремонт), ООО "Судоремонтные инновации и технологии" (в прошлом Керченский судоремонтный завод). Кадры для судостроительной отрасли в городе Керчь готовит ФГБОУВО "Керченский государственный морской технологический университет", ГБПОУ РК "Керченский политехнический колледж" и ГБПОУ РК "Керченский технологический техникум".
4. Наличие в микрорегионе запасов железных руд (табачных и коричневых) и флюсовых известняков определило функционирование в течение всего XX века в г. Керчь комплекса по выплавке чугуна (до 1940 года на территории г. Керчь действовал металлургический комбинат; в конце 1930-х годов выплавлялось до 500 тысяч тонн) и металлообработке. Особенностью железных руд Керченского бассейна является их комплексность - в рудах содержится фосфор. В начале 1990-х годов добыча железной руды была прекращена из-за нерентабельности выделения фосфора из железной руды. На данный момент на территории Керченского металлургического комбината действуют филиал ООО "Керченский стрелочный завод" и филиал ООО "Керченский металлургический комплекс" (производящий эмальпосуду, декалькоманию).
Создание эффективных технологий выделения фосфора из железной руды позволит восстановить добычу фосфоритных железных руд.
5. Топливно-энергетический комплекс Восточного микрорегиона представлен добычей газа и нефти, производством электроэнергии. Перспективным месторождением для газодобычи является Поворотное газоконденсатное месторождение (запасы оцениваются от 2 до 3,5 млрд м газа), расположенное в 36 км восточнее пгт Ленино; перспективным для нефтедобычи - Прикерченский участок, шельф Черного моря (выявлено около 10 объектов с ресурсами более 100 млн т. у. т.). Электроэнергия в Восточном микрорегионе вырабатывается на Камыш-Бурунской ТЭЦ (мощностью 30 МВт) и ветряных электростанциях - Восточно-Крымской, Пресноводненской и Останинской (мощностью 25 МВт, является крупнейшей ветряной электростанцией в России).
6. В агропромышленном комплексе Восточного микрорегиона выделяется два направления: рыбохозяйственный комплекс и производство и переработка сельскохозяйственного сырья. Выловом рыбы занимаются рыбоколхоз "им. 1 Мая", рыбодобывающие предприятия ООО "Путина", ООО "ПКРП "Белая Русь" и АО "Керченский рыбокомбинат", на переработке и консервировании специализируются НПП "Во СТО КРАТ", ООО "Пролив", ООО "Консервный комбинат "Арктика" (расположенные в Ленинском районе). Научное и опытно-конструкторское обеспечение рыбохозяйственной деятельности в Восточном микрорегионе и Республике Крым осуществляет ФГБУН "Южный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии".
Важными отраслями сельского хозяйства в Восточном микрорегионе являются выращивание зерновых и зернобобовых и подсолнечника (около 10% от общереспубликанского сбора), эфиромасличных культур, разведение крупного рогатого скота, свиноводство и овцеводство. Микрорегион является крупным производителем молока (около 15%). Среди крупнейших предприятий пищевой промышленности необходимо выделить филиал "Керченский хлебокомбинат" ГУП РК "Крымхлеб", ООО "Алеф-Виналь-Крым" (производство коньяка).
7. В городе Керчь также представлено предприятие легкой промышленности - ООО "Керченская швейная фабрика".
8. Санаторно-курортный и туристский комплекс представлен несколькими направлениями:
1) культурно-познавательным и археологическим туризмом; основанием для развития данного направления является значительное количество объектов культурного наследия археологического и исторического характера - здесь располагается 1501 курган скифского периода и 19 античных городищ (в том числе объектов культурного наследия федерального значения - археологические комплексы древних городов Нимфей, Пантикапей, Тиритака, Мирмекий и Парфений в г. Керчь, Илурат и Киммерик в Ленинском районе), церковь Иоанна Предтечи VIII века, древнерусское городище Корчев, средневековая крепость Арабат, крепость Ени-Кале и комплекс сооружений Керченской крепости;
2) военно-патриотическим направлением - в годы Великой Отечественной войны в микрорегионе г. Керчи (получивший звание "город-герой") происходили ожесточенные бои между советскими и германскими войсками (оборона Аджимушкайских каменоломен в 1942 году и Керченско-Эльтигенская десантная операция в 1943 год), в память о которых установлены мемориальные комплексы "Героям Аджимушкая" и "Героям Эльтигенского десанта";
3) пляжным туризмом;
4) санаторно-курортным лечением и лечебно-оздоровительным туризмом (климатотерапией и грязелечением), ориентированным на использование лечебных грязей озера Чокракское и морского побережья Азовского и Черного морей; крупнейшими санаторно-курортными организациями являются пансионат с лечением "Крымское Приазовье", санаторий "Москва-Крым";
5) этнографическим туризмом (Новониколаевский народный этнографический музей в с. Новониколаевка, этнографический музей "Быт Керчи");
6) спортивным и экстремальным туризмом (дайвинг у побережья Казантипа, пешеходные маршруты, в том числе по полуострову Казантип);
7) экологическим туризмом (Казантипский и Опукский заповедники, Караларский природный парк, памятники природы - прибрежные аквальные комплексы у мыса Чауда, Карангат, Хрони, у Арабатской стрелки, ландшафтно-рекреационный парк "Такиль");
8) сельским зеленым туризмом.
В Восточном микрорегионе расположено 67 коллективных мест размещения (от всего количества по Республике Крым) на 7923 койко-места (10% и 6,6% соответственно от общереспубликанских показателей). На санаторно-курортные организации приходится 12,9% всех койко-мест, большая часть которых располагается в г. Керчи. В 2015 году Восточный микрорегион посетило около 780 тысяч туристов (17% от общереспубликанского турпотока - столько же, сколько Западный микрорегион).
9. Восточный микрорегион, после вхождения Крымского полуострова в состав Российской Федерации, приобрел статус "сухопутных" ворот, так как посредством Керченской паромной переправы осуществляется основная связь полуострова с материковой частью России.
В Восточном микрорегионе действует один из крупнейших транспортно-логистических узлов Республики Крым, значение которого в будущем усилится в результате ввода в действие Керченского мостового перехода. В г. Керчи функционируют торговый и рыбный порты, Керченская паромная переправа. В 2015 году грузооборот Керченского портового комплекса составил 7,8 млн тонн. Главными маршрутами перевозок являются Кавказ-Крым (легковые автомобили, вагоны), Кавказ-Керчь (грузовые автомобили), Новороссийск-Керчь (грузовые автомобили), Темрюк-Керчь (грузовые автомобили). Оператор Керченской паромной переправы ООО "Морская дирекция" за 2015 год перевез 4,6 млн человек. С советского времени и до 2008 года под г. Керчь (с. Войково) действовал аэропорт, на данный момент аэропорт не функционирует.
10. Современные внутрирегиональные различия в специализации следующие:
1) городской округ Керчь специализируется на судостроении и производстве металлических изделий, производстве электроэнергии, рыбохозяйственном комплексе и переработке сельскохозяйственного сырья, транспортно-логистическом, санаторно-курортном и туристическом комплексах;
2) Ленинский район специализируется на топливно-энергетическом комплексе, рыбохозяйственном комплексе и переработке сельскохозяйственного сырья, транспортно-логистическом, санаторно-курортном и туристическом комплексах.
11. Конкурентные преимущества.
Конкурентными преимуществами микрорегиона являются:
1) один из трех судостроительных центров России на Черном море;
2) выгодное транспортно-географическое положение - "Сухопутные ворота" Крымского полуострова;
3) наличие развитого портового комплекса - функционирование ФГУП РК "КМП" "Керченский торговый порт", ФГУП РК "КМП" "Керченский рыбный порт", ФГУП РК "КМП" "Керченская паромная переправа";
4) наличие запасов нефтегазовых ресурсов, ресурсов для металлургического производства, фосфористых железных руд;
5) значительное количество объектов культурного наследия археологического и исторического характера, значительные запасы лечебных грязей, наличие запасов минеральных вод;
6) благоприятные природные условия для развития ветряной энергетики.
12. Проблемы.
Основными проблемами развития микрорегиона являются:
1) острый дефицит водных ресурсов для питьевых, хозяйственно-бытовых, производственных и сельскохозяйственных нужд, орошения;
2) сезонный характер туристической деятельности;
3) недостаток дошкольных образовательных учреждений;
4) высокий износ жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры (в том числе портовой);
5) негазифицированность некоторых населенных пунктов;
6) недостаток свободных мощностей на существующих полигонах ТБО;
7) низкий уровень переработки сельскохозяйственного сырья;
8) недостаточный уровень реализации санаторно-курортного и туристического потенциала Восточного микрорегиона; низкий уровень использования лечебных грязей в санаторно-курортных целях.
13. Перспективные направления экономического развития. Перспективными направлениями экономического развития Восточного микрорегиона являются:
1) развитие существующих отраслей санаторно-курортного и туристического комплекса, развитие яхтенного туризма; усиление санаторно-курортной составляющей в результате разработки месторождений лечебных грязей (Тобечикское, Узунларское, Кояшское, Булганакское) и минеральных вод (Керченское месторождение, Горностаевский, Тарханский участки, Чистопольское, Марьинское, Баксинское проявления и прочие), повышения качества оказания медицинских и санаторно-курортных услуг;
2) развитие сельскохозяйственного и транспортного машиностроения (создание сборочных производств, производство новых видов судов);
3) развитие высокотехнологического производства (производство электроники, приборов, медицинской техники, биотехнологической продукции, композиционных материалов и прочих);
4) интенсификация сельскохозяйственных работ в существующих отраслях сельского хозяйства (в т. ч. развитие систем мелиорации, капельного орошения);
5) развитие производств, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию - зерно, виноград, плодоягодную и овощную продукцию, масличные и эфиромасличные культуры, молоко, мясо;
6) развитие рыбохозяйственного комплекса (в т. ч. выращивание марикультуры);
7) развитие транспортно-логистического комплекса (создание транспортно-логистических центров, развитие морского транспорта, улучшение качества и увеличение пропускной способности автомагистралей);
8) развитие добывающей промышленности (увеличение добычи углеводородов на шельфе, строительных материалов; организация добычи железной руды и фосфоросодержащей железной руды);
9) развитие химической промышленности (газохимии, производства неорганических удобрений);
10) развитие традиционной и возобновляемой (ветряной, солнечной, геотермальной, био-) энергетики;
11) развитие производства строительных материалов (цемента, бетона, стальных конструкций, искусственных обжиговых материалов (кирпича и черепицы), строительного стекла, кровельных и отделочных материалов);
12) развитие легкой промышленности (кожевенно-обувного, швейного производства);
13) развитие подотраслей креативной индустрии;
14) развитие оптовой торговли;
15) развитие отраслей, производящих потребительские товары (мебель, бытовые товары);
экологизация промышленного производства.
14. Приоритетные реализующиеся и перспективные ключевые проекты. Наиболее важными приоритетными и перспективными проектами являются проекты, направленные:
1) на развитие человеческого потенциала - строительство Центра молодежного инновационного творчества;
2) на кластеризацию и диверсификацию местной экономики - создание собственных и вхождение предприятий Восточного микрорегиона в медико-биологический, агропромышленный пищевой, туристско-рекреационный (создание кластера "Чокракский"), кластер креативной индустрии; организация производства танкеров, сухогрузов, судов для нефтегазового сектора; обустройство Поворотного газоконденсатного месторождения;
3) на создание инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса - создание индустриальных и агропромышленных парков и бизнес-инкубаторов;
4) на развитие санаторно-курортного и туристического комплекса - строительство новых туристических и санаторно-курортных центров; развитие яхтенного туризма на базе яхтенного порта (марины); создание туристической инфраструктуры для развития экологического туризма (создание сети автокемпингов);
5) на развитие агропромышленного комплекса - расширение мощностей по виноделию, увеличение выращивания марикультуры, развитие рыбопереработки, создание рыбоприемного пункта в г. Керчь и строительство завода по производству рыбопосадочного материала; строительство животноводческих комплексов; увеличение площадей, занятых масличными и зерновыми культурами, виноградом, овощей в закрытом грунте; строительство складкой инфраструктуры для хранения зерна, овощей и молока;
6) на решение инфраструктурных ограничений - модернизация портовой инфраструктуры, развитие авиации общего назначения в туристических целях, строительство автомагистрали "Таврида" и Керченского мостового перехода, создание транспортно-логистического центра, реконструкция ТЭЦ, развитие ветряной энергетики, строительство мусороперерабатывающего завода; строительство яхтенного порта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.