Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Транспортно-логистический комплекс
1. Фундаментальные геополитические изменения, произошедшие на полуострове Крым в 2014 году, привели к существенным диспропорциям структуры транспортного рынка, одновременно вызвав и дефицит, и избыток транспортных мощностей. Транспортные потоки переориентировались с направления Север-Юг на Восток-Запад, с железнодорожного на автомобильный и воздушный транспорт.
До 2014 года загруженность железнодорожных магистралей составляла 95%, а в 2014 году перевозка грузов снизилась на 41,5% по отношению к 2013 году - с 6,8 до 3,9 млн тонн. Также вследствие уменьшения расстояния перевозки груза сократился и грузооборот: на 59,9% с 4,9 млн ткм до 1,9 млн ткм. Объем перевозок пассажиров снизился на 48% (с 21 до 11,1 млн человек).
Если в 2013 году на воздушный транспорт приходилось только 10% турпотока, а на другие виды транспорта - 90%, то в 2015 году авиатранспортом прибыло уже 44% отдыхающих, которые составили 80,9% от общего числа пассажиров, прилетевших в Республику Крым.
Доля автомобильного транспорта в 2014 году составляла более 50% перевезенных пассажиров на расстояние до 20 км и более 21% перевезенных грузов на расстояние до 300 км. В 2015 году грузовые перевозки автотранспортом выросли почти в 5 раз по сравнению с 2014 года, и по прогнозам на 2016 год рост составит 30% с дальнейшим снижением показателей роста к 2018 году до 15-16%. Проблему создает отсутствие дополнительных мощностей у автомобильных и железнодорожных магистралей по направлению Восток-Запад. Наиболее развитые перевозочные мощности недоиспользуются. В 2015 году порты Республики Крым были загружены на 35%; при общей пропускной способности в 25 млн тонн в портах было обработано 8,7 млн тонн, из которых 7,8 млн тонн (90%) приходилось на Керченский морской порт.
Основной грузопоток поступает через Керченский пролив с участием в перевозке паромной переправы, повышая логистические издержки и розничные цены на отдельные товары. Активное использование логистических схем, включающих автомобильные перевозки через паромную переправу (без перегрузки), связано с отсутствием в Республике Крым логистической инфраструктуры, способной обеспечить консолидацию грузопотоков для доставки крупными партиями, в том числе морским транспортом.
Вместе с этим накоплен значительный моральный и физический износ существующей транспортной инфраструктуры и подвижного состава, характерен недостаточный объем инвестиций в технико-технологическую модернизацию и развитие отрасли, стал ощущаться дефицит квалифицированных профессиональных кадров, проблемой является сезонное увеличение нагрузки на транспортные коммуникации.
Пропускные способности транспортной инфраструктуры Республики Крым в направлении других регионов России могут стать сдерживающим фактором привлечения туристического потока (по прогнозам более 8 млн туристов к 2030 году), с учетом развития сопряженных с туризмом отраслей экономики, в том числе агропромышленного комплекса.
При этом транспорт является одной из базовых отраслей Республики Крым, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность полуострова. Республика Крым характеризуется относительно высоким уровнем обеспеченности автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (451 км/1000 км) и высокой плотностью железнодорожных путей (496,4 км/10000 км2), разветвленной автобусной маршрутной сетью, развитым электротранспортом, наличием пяти морских портов с круглогодичной навигацией (в Феодосийском порту, также как в порту г. Евпатории, возможна переработка контейнерных грузов) и аэропорта международного значения в городском округе Симферополь.
2. Основной целью развития транспортного комплекса является формирование устойчивой транспортной системы Республики Крым, способной удовлетворять потребности населения, бизнеса и туристов в транспортных услугах с надежным и предсказуемым качеством.
Стратегические задачи:
1) создание интегрированной в общую сеть России транспортно-логистической инфраструктуры и реализация инновационных концепций ее развития, включая:
а) завершение строительства мостового перехода через Керченский пролив;
б) разработку транспортной схемы, ориентированной на новые направления формирования грузовых и пассажирских потоков;
в) создание комплексных инструментов управления транспортно-дорожным комплексом и центра организации дорожного движения Республики Крым;
г) комплексное развитие транспортных узлов, включая создание сети крупных транспортно-логистических комплексов, выполняющих функцию распределительных и консолидирующих центров, а также строительство обходов г. Симферополя и г. Керчи с целью оптимизации движения грузовых потоков;
д) формирование интермодального взаимодействия между воздушным транспортом и пригородным транспортом на основе создания экспрессного сообщения с аэропортом Симферополя (с помощью одного из видов транспорта - автобусного, пригородного железнодорожного или троллейбусного, либо их комбинации) и развития пригородных автобусных перевозок по наиболее востребованным направлениям;
е) внедрение лучших практик логистического управления, современных способов перевозки грузов, информационных технологий в процесс перевозок, развитие информационно-аналитического обеспечения транспортно-дорожного комплекса;
2) развитие сети автомобильных дорог Республики Крым и повышение их конкурентоспособности, в том числе:
а) сохранение существующей сети автомобильных дорог, улучшение ее транспортно-эксплуатационных показателей, приведение в соответствие с нормативными требованиями;
б) реконструкция автомобильных дорог Республики Крым для увеличения пропускной способности с учетом перспективного потока автомашин и формирования новых автотранспортных коридоров, обеспечивающих реализацию межрегиональных транспортных связей;
в) строительство высокоскоростных автомобильных дорог с эксплуатацией на платной основе для движения легкового автотранспорта с разрешенной скоростью до 130 км/ч;
г) увеличение сроков эксплуатации автомобильных дорог с помощью внедрения инновационных технологий при их строительстве и организации контроля и пресечения несанкционированных перевозок тяжеловесных грузов на территории Республики Крым;
3) развитие эффективно функционирующего железнодорожного транспорта, включая:
а) доведение основных фондов до нормативного состояния с целью повышения доли данного вида транспорта во внутрирегиональных перевозках и в связях Республики Крым с сопредельными субъектами Российской Федерации;
б) повышение пропускной способности железных дорог с учетом изменения направления основных транспортных потоков с Север-Юг на Восток-Запад на основе расшивки узких мест; создания инфраструктуры, обеспечивающей текущее содержание и ремонт путей;
в) развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения;
г) переориентация логистики контейнеров, нефтепродуктов и навалочно-строительных грузов на железнодорожный транспорт;
д) развитие современных технологий автоматизации перевозочного процесса с созданием единой информационной платформы;
е) приобретение инновационного и высокотехнологичного подвижного состава и модернизация инфраструктуры с целью обеспечения обслуживания и ремонта пассажирских вагонов нового типа;
ж) формирование линейки транспортно-логистических продуктов при перевозке грузов железнодорожным транспортом на территории Республики Крым;
4) развитие объектов инфраструктуры регулярного пассажирского авиасообщения, в том числе:
а) развитие аэропорта Симферополя;
б) оценка потенциала развития местных авиалиний;
в) развитие экскурсионных авиационных маршрутов между городами Южного берега Крыма;
5) формирование дополнительного туристического потока за счет развития авиации общего назначения (АОН).
6) определение приоритетов развития морских портов Республики Крым и реализация решений о специализации портов и направлениях их модернизации, ориентируясь на перевалку и транспортировку грузов для внутреннего потребления региона в портах Керчи и Феодосии;
7) создание условий для развития пассажирских морских перевозок и морского туризма, в том числе:
а) развитие экскурсионно-прогулочных перевозок;
б) организация морских пассажирских перевозок вдоль побережья Республики Крым;
в) восстановление каботажных морских пассажирских перевозок между портами Крыма и другими портами Азово-Черноморского бассейна, в перспективе международных морских круизных перевозок;
г) развитие яхтенного туризма, а также соответствующей институциональной и инфраструктурной среды на территории Республики Крым;
8) повышение качества и эффективности предоставления услуг на межмуниципальных и муниципальных перевозках, включая:
а) обеспечение приоритета общественного городского транспорта (выделенные полосы);
б) реформирование регламентов взаимодействия с перевозчиками всех форм собственности;
в) разработку информационного обеспечения муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных перевозок (современные электронные билетные системы, электронная диспетчеризация, системы информирования граждан, интегрированные расписания движения, подразумевающие совершение пересадок и др.);
9) повышение безопасности участников дорожного движения;
10) обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам транспортной инфраструктуры и доступности транспортных услуг;
11) снижение негативного влияния транспортного сектора на состояние окружающей среды, включая расширение использования электромобилей (строительство и ввод в эксплуатацию сети электрозаправок; снижение транспортного налога для владельцев электромобилей), пассажирского электротранспорта и газомоторного транспорта, формирование газозаправочной инфраструктуры (строительство и ввод в эксплуатацию автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, с учетом перевода на него общественного транспорта), формирование механизмов для переключения грузопотоков с автомобильного транспорта на морской и железнодорожный.
Ожидаемые результаты:
I этап "Снятие инфраструктурных ограничений" (2017 - 2020 годы) - ориентация транспортного комплекса на обеспечение широтных межрегиональных связей, настройка функционирования основных элементов системы управления и финансирования комплекса; активное развитие воздушного транспорта, в том числе авиации общего назначения; подготовка плана мероприятий по развитию портового хозяйства в зависимости от складывающейся конъюнктуры, перспективное планирование развития логистического комплекса с учетом запуска мостового перехода через Керченский пролив.
II этап "Широкое внедрение инноваций" (2021 - 2026 годы) -планомерное сокращение социальных и транспортных рисков, обновление парков подвижного состава, дальнейшее улучшение состояния дорожного хозяйства, развитие информационных технологий на транспорте, оптимизация грузопотока в пределах Республики Крым.
III этап "Наращивание конкурентных преимуществ" (2027 - 2030 годы) - соответствие качества дорожной и логистической инфраструктуры потребностям населения и бизнеса Республики Крым, использование систем оптимального распределения грузовых и пассажирских потоков, высокий уровень технологических решений, применяемых в отрасли.
Прогнозные значения целевых показателей по стратегическому направлению "Транспортно-логистический комплекс" представлены в Таблице 36.
Таблица 36
Прогнозные значения целевых показателей по стратегическому направлению "Транспортно-логистический комплекс"
Наименование целевого показателя |
2015 г. (факт) |
I этап "Снятие инфраструктурных ограничений" 2020 г. |
II этап "Широкое внедрение инноваций" 2026 г. |
III этап "Наращивание конкурентных преимуществ" 2030 г. |
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, % |
19,7 |
42,3 |
45 |
47 |
Удовлетворенность предпринимателей качеством дорожной сети на территории Республики Крым, средний балл |
|
3,85 |
4,1 |
4,2 |
Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем сообщении, тыс. пассажиров |
64,9 |
157,6 |
210,0 |
252,0 |
Перевозки грузов железнодорожным транспортом, млн тонн |
3,5 |
13,9 |
14,5 |
19,8 |
Количество обслуженных пассажиров в аэропорту Симферополя, млн пассажиров |
5,0 |
7,1 |
10,0 |
10,0 |
Количество полетов авиации общего назначения в Крым, ед. в год |
|
2000,0 |
2500,0 |
3000,0 |
Объем перевалки грузов в морских грузах, млн тонн |
8,7 |
2,3 |
2,5 |
2,9 |
Удовлетворенность пассажиров качеством транспортного обслуживания на маршрутах перевозок морским транспортом, % |
|
65 |
70 |
75 |
Средний возраст автобусов, троллейбусов и трамваев на муниципальных и межмуниципальных маршрутах, лет |
|
Не более 7 |
Не более 6 |
Не более 6 |
Доля рейсов на муниципальных и межмуниципальных маршрутах, выполненных с соблюдением расписания, % |
|
Не менее 90 |
Не менее 90 |
Не менее 90 |
Численность погибших в дорожно-транспортных происшествиях, погибшие на 100 тыс. человек |
18,1 |
14,4 |
12,0 |
9,0 |
Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, % |
12,5 |
17 |
20 |
23 |
Доля маломобильных групп населения, положительно оценивающих качество транспортных услуг, % |
|
65 |
70 |
75 |
Доля автобусов, работающих на газомоторном топливе в городах свыше 300 тыс. человек, % |
15,6 |
30 |
35 |
40 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.