Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Стратегии
социально-экономического развития
Республики Крым до 2030 года
Основные риски развития
Республики Крым и механизмы противодействия
Риски |
Описание рисков |
Механизмы противодействия |
Экономические риски | ||
1 |
2 |
3 |
Геоэкономические |
Основная опасность, исходящая от внешнеполитических процессов - сохранение и усиление международной геополитической и геоэкономической изоляции Республики Крым, что в первую очередь затрудняет экономическое развитие региона. Набор санкций, введенных США, Европейским союзом, Украиной, факт непризнания Республики Крым субъектом Российской Федерации большинством стран мира приводят к ограничению сбыта промышленных товаров, ограничению объема иностранных инвестиций, снижению транспортной доступности Республики Крым. При сохранении санкций необходимо широкое государственное участие в социально-экономическом развитии региона и создание особых условий для бизнеса. |
1. Полноценная экономическая интеграция Республики Крым в состав Российской Федерации за счет вхождения в регион крупных субъектов российской экономики. 2. Разработка и реализация комплекса инструментов стимулирования развития приоритетных отраслей экономики. 3. Сохранение и совершенствование особых условий для реализации инвестиционных проектов, в том числе режима свободной экономической зоны. 4. Углубление сотрудничества Республики Крым с другими субъектами Российской Федерации, а также странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества независимых государств (СНГ). 5. Разработка специальных мер стимулирования создания совместных с зарубежными партнерами высокотехнологичных предприятий. 6. Выработка и активное продвижение тренда политики "Открытый Крым". |
Макроэкономические |
Макроэкономические угрозы обусловлены снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, уровня доходов и покупательной способности населения России. Макроэкономическая динамика в России существенно влияет на развитие Республики Крым ввиду высокой экономической зависимости отраслей экономики региона от внутрироссийского спроса, а также размещения ключевых центров принятия решений, определяющих экономическое развитие Республики Крым, в других регионах (что обусловлено низким текущим уровнем развития экономики и ограниченностью внешних связей). |
1. Освоение рынков товаров и услуг, спрос на которые сохраняется в условиях экономического спада и снижения доходов населения, в том числе развитие бюджетных предложений в сфере туризма и рекреации. 2. Повышение эффективности действующих предприятий и организаций. 3. Развитие высокомаржинальных отраслей на основе существующей специализации (в том числе в сфере добычи и переработки газа, химии, фармацевтики, композитной отрасли). 4. Расширение спроса государственных и муниципальных заказчиков на товары и услуги, производимые в Республике Крым. |
Бюджетного недофинансирования |
Риски бюджетного недофинансирования реализации Стратегии повышаются в условиях экономического кризиса и усугубляются несбалансированностью регионального бюджета и финансов предприятий. Бюджет Республики Крым является высокодотационным (доля безвозмездных поступлений превышает 50%), и снижение зависимости региона от разнообразных перечислений из федерального центра в ближайшей перспективе маловероятно. В условиях неустойчивого роста экономики России и при ограниченных ресурсах федерального бюджета объем безвозмездных поступлений в республиканский бюджет может сократиться. |
1. Повышение числа налогоплательщиков и объемов налоговых сборов путем легализации сферы услуг, легализации "теневой" заработной платы. 2. Выявление собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке. 3. Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества. 4. Повышение эффективности мер государственной поддержки, предоставляемой субъектам малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям в других отраслях деятельности. 5. Повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий. |
Технологического отставания |
Долгосрочная экономическая конкурентоспособность территории определяется, в том числе, уровнем технологий, применяемых в процессе производства товаров и услуг. Учитывая санкционные ограничения и значительную зависимость развития экономики региона от макроэкономической динамики в России, существует высокий риск увеличения технологического отставания Республики Крым от передовых регионов России и мира. |
1. Стимулирование спроса на инновации путем разработки качественно новых индустриальных стандартов, требований к продукции, закупаемой государственными и муниципальными заказчиками. 2. Приоритетная поддержка высокотехнологичных проектов путем предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат, направленных на ведение инновационной деятельности. 3. Содействие распространению и применению инновационных технологий предприятиями и организациями Республики Крым. 4. Расширение связей с научно-исследовательскими организациями, наукоградами, организациями инновационной инфраструктуры в других регионах Российской Федерации и странах мира. 5. Создание системы фондов по поддержке малого и среднего бизнеса как фактора инфраструктуры поддержки государством предпринимательства, включая фонд содействия развитию венчурных инвестиций в научно-технической сфере Республики Крым. |
Сокращения туристического потока |
Несмотря на продолжающийся рост туристического потока по сравнению с уровнем 2014 года, число туристов не достигло уровня 2013 года, а структура спроса со стороны гостей из других регионов России не соответствует сложившейся структуре предложения санаторно-курортных и туристических услуг. При этом существует риск, что рост спроса является кратковременным, поскольку часть туристов посетила регион из-за вынужденных ограничений в перемещении, а часть туристов -из-за сниженных цен на авиаперелеты и интереса к региону как к новому субъекту Российской Федерации. За период пребывания Республики Крым в составе Украины санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского и Ставропольского краев прошли модернизацию, что позволяет им опережать рекреационный комплекс Республики Крым по ряду параметров. Конкуренция с предложениями Турции, Болгарии, Египта возможна только в некоторых сегментах. |
1. Выявление перспективных сегментов на российском и международном рынках санаторно-курортных услуг и туризма, выбор приоритетных направлений развития санаторно-курортного и туристического комплекса с учетом лучших мировых практик. 2. Снижение числа объектов туристской индустрии Республики Крым, действующих вне легального поля. 3. Реализация PR-стратегии и брендинга Республики Крым на российском и международном рынках. 4. Обеспечение гарантированного качества обслуживания и оправданных ожиданий за счет кадрового обеспечения отрасли и внедрения передовых стандартов туризма и сервиса. 5. Создание действенной системы государственной и региональной поддержки формирования транспортной инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам, технологической и экологической безопасности, а также трендам инновационности. |
Социальные риски | ||
Социально-демографические |
Социально-демографические риски подразумевают сохранение или усугубление процессов депопуляции населения, снижение ожидаемой продолжительности жизни, увеличение заболеваемости населения, сокращение количества трудовых ресурсов. Данные риски усугубляются сравнительно низким уровнем доходов в Республике Крым относительно среднероссийского, что приводит к оттоку кадров. |
1. Реализация программы демографической стабилизации, направленной на увеличение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения. 2. Совершенствование сети учреждений здравоохранения и трехуровневой системы оказания медицинской помощи, развития материально-технической базы медицинских учреждений. 3. Развитие системы независимой оценки качества работы медицинских учреждений. 4. Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи. 5. Привлечение квалифицированных специалистов и руководящих кадров из других регионов России. |
Межнациональной и межконфессиональной напряженности |
Полиэтничность и многоконфессиональность населения Республики Крым, а также имевшие место депортация и политические репрессии по национальному и иным признакам создают риски повышения социальной напряженности. Данная угроза усиливается за счет политической и пиар-активности отдельных крымско-татарских объединений за пределами Республики Крым. Особую опасность представляет активность ИГИЛ и других экстремистских организаций, эксплуатирующих межнациональные и межконфессиональные различия. |
1. Создание системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации. 2. Разработка системы информационной поддержки, направленной на укрепление единства российской нации, включая создание социальной рекламы ценностей добрососедских межэтнических отношений. 3. Развитие общекрымской идентичности, опирающейся на многообразие национальных культур и традиций и современную общность народов Республики Крым. |
Риски государственного управления | ||
Отсутствия согласованности интересов федеральных, региональных и местных политических элит |
В условиях особого статуса Республики Крым, требующего принятия консолидированных решений органов власти всех уровней и органов местного самоуправления, возникает опасность несогласованности мер, принимаемых на разных уровнях системы управления, и дивергенции целей. Как следствие, мероприятия по развитию Республики Крым могут иметь несистемный, фрагментарный характер и зависеть от ситуативных факторов, что приведет к их низкой эффективности. |
1. Усиление межведомственной координации, обеспечение коллегиальности обсуждения ключевых решений, влияющих на социально-экономическое развитие Республики Крым. 2. Обеспечение преемственности и согласованности целей и задач документов стратегического планирования Российской Федерации, Республики Крым, муниципальных образований. |
Недостатка компетенций в сфере государственного и муниципального управления |
Достижение высоких темпов социально-экономического развития в особых условиях, в которых находится Республика Крым, требует эффективной системы государственного и муниципального управления и квалифицированных кадров. Недостаток знаний и компетенций среди государственных и муниципальных служащих, в том числе в жизненно важных направлениях, является угрозой для развития республики. |
1. Создание центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере государственного и муниципального управления при Главе Республики Крым. 2. Реализация единой кадровой политики Республики Крым. 3. Внедрение системы оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих Республики Крым. 4. Создание системы обучения и мотивации в области проектного управления в органах государственной власти Республики Крым. 5. Создание единого республиканского реестра и резерва кадров в сфере государственного и муниципального управления, привлечение квалифицированных государственных и муниципальных служащих из других регионов России. |
Риски в области безопасности | ||
Снижения уровня обеспеченности питьевой водой гарантированного качества жилищно-коммунального сектора и предприятий, водой для использования в сельскохозяйственном и промышленном производстве |
С учетом перекрытия Северо-Крымского канала и имеющихся данных о недостатке подземных вод Республики Крым для нужд населения, промышленности и сельского хозяйства уже наблюдается нехватка пресной воды, а в перспективе существует опасность исчерпания водных ресурсов за счет их неэффективной эксплуатации. |
1. Замена изношенных насосов, водоводов, главных коллекторов, уличной водопроводной сети, внутриквартальных и внутридворовых сетей водоснабжения и водоотведения. 2. Поддержка развития водоочистки и опреснения морской воды, внедрение передовых технологий влагооборота растений, включая технологию капельного полива, развитие водотранспортной инфраструктуры. 3. Поиск и введение в оборот традиционных (поверхностных и подземных) и новых источников воды (активное использование опресненной воды, вторичное использование сточных вод, использование дождевых вод) для организации гарантированного и бесперебойного обеспечения потребителей пресной водой. 4. Приоритетное развитие сельскохозяйственного и промышленного производства с низким водопотреблением. |
Природных катаклизмов: засух, землетрясений, оползней, распространения пандемий |
Риски природных катаклизмов в Республике Крым выше, чем в ряде других регионов России. Значительная часть Республики Крым относится к зоне рискованного земледелия, засухи в регионе повторяются примерно 1 раз в 4 года. Сейсмичность территории в направлении с северо-запада на юго-восток изменяется от 6 до 9 баллов. Наибольшей сейсмической активностью характеризуется Южный берег Крыма (города Севастополь, Ялта, Алушта, Судак). Оползневые процессы развиты в Крымских горах. |
1. Регулярный экологический мониторинг. 2. Обеспечение сейсмобезопасности зданий и сооружений. 3. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения. |
Техногенных аварий, возникающих вследствие высокого износа оборудования или террористических актов |
Степень износа основных фондов обрабатывающих производств Республики Крым составляет более 50%. Это создает опасность возникновения внештатных ситуаций с высоким экологическим риском. Угроза террористических актов в регионе связана со сложной политической обстановкой вокруг полуострова. |
1. Государственный контроль и надзор в сфере промышленной безопасности. 2. Повышение эффективности межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных органов. 3. Содействие технологической модернизации промышленных предприятий. 4. Профилактика терроризма. |
Экологические |
Ключевые риски в сфере экологии связаны с возможным нарушением работы химических предприятий в г. Армянске и г. Красноперекопске, превышением количеством туристов уровня допустимой антропогенной нагрузки в отдельных природных комплексах, несоблюдением природоохранных норм при ведении сельского хозяйства, сохранением существующей ситуации в системе ЖКХ (высокого уровня износа, низкого качества очистки сбросов и незначительной переработки твердых коммунальных и производственных отходов). |
1. Создание и принятие отдельной Концепции региональной экологической политики Республики Крым с четкими приоритетами и императивами. 2. Внедрение современных очистных сооружений и ресурсосберегающих технологий. 3. Совершенствование системы государственного экологического мониторинга. 4. Модернизация системы водоотведения. 5. Создание эффективной системы обращения с отходами, сокращение объемов захоронения промышленных и твердых коммунальных отходов. 6. Обеспечение равномерного использования рекреационного потенциала Республики Крым в течение года. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.