Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к Стратегии
социально-экономического развития
Республики Крым до 2030 года
Тренды, влияющие на санаторно-курортный и туристский комплекс
По данным международных и российских исследований, портрет туриста, его предпочтения и поведение меняются. Для Республики Крым изменения особенно заметны по причине резкой переориентации полуострова на прием преимущественно российских туристов, которые более обеспеченны и в большей мере включены в глобальный контекст, чем туристы с Украины, преобладавшие на полуострове до 2014 года. Четыре глобальных тренда оказывают значительное влияние на туристско-рекреационный сектор Крыма и должны учитываться в стратегическом планировании.
1. Сокращение длительности отпусков.
Повсеместной тенденцией является сокращение продолжительности путешествий. Так, в советский период стандартными были санаторные путевки на 21 и более дней. Это было обусловлено тем, что эффект от трехнедельного лечения продолжался два года. Однако сейчас непрерывные отпуска дольше 2 недель являются редкостью.
По данным Visa Global Travel Intentions Study, в 2015 году средняя (по миру) длительность зарубежного путешествия с целью отдыха составила 9 ночевок (в 2013 году - 10). Аналогичный тренд отмечают эксперты консалтинговой фирмы Kohl&Partner. Россияне отдыхают чуть дольше, чем в среднем в мире, но спрос на туры дольше 14 дней сокращается, особенно в условиях экономического спада.
Другой гранью, связанной с повышением динамичности образа жизни, является повышение доли спонтанных бронирований. Графики отпусков все чаще становятся формальностью, растет доля фрилансеров, и в результате путешествие может быть запланировано за несколько дней. По данным Visa Global Travel Intentions Study, доля путешественников, запланировавших поездку за месяц и позже, выросла с 41% в 2013 году до 53% в 2015 году. Однако среди россиян спонтанных туристов пока не так много: 65% опрошенных определились с выбором места назначения не позднее чем за 3 месяца до начала поездки. И примерно в эти же сроки забронировали билеты и проживание
2. Повышение роли оздоровительного туризма и изменение требований к нему.
Происходит несколько процессов, меняющих требования к существующим объектам санаторно-курортного комплекса и к другим средствам размещения. С одной стороны, забота о здоровье стала востребованной у поколения 30-50-летних, чья юность и молодость пришлись на постсоветский период. Они привыкли к достойному сервису, не готовы к строгому режиму санаториев, а также, приезжая с детьми, рассчитывают на то, что в здравнице позаботятся и о досуге детей, и о других специфических потребностях.
С другой стороны, заботятся о здоровье и те туристы, которые едут не в специализированное учреждение. По мнению Kohl&Partner, это приводит к тому, что "нездоровые" дестинации избегаются, угасает спрос на пляжный отдых, но повышается потребность в оздоровлении разных видов в ходе пребывания на отдыхе: от фитнеса до специальных процедур. Туристы, привыкшие к регулярным пробежкам, упражнениям на свежем воздухе, к здоровому питанию, стремятся сохранить свой образ жизни и на отдыхе. Это создает новые требования к туристским дестинациям.
3. Повышение роли активного туризма и рост спроса на впечатления. Характерной тенденцией является предпочтение путешественниками, в первую очередь молодыми, видов отдыха, подразумевающих систематическую физическую активность. Модными стали горные лыжи, серфинг, велотуризм, скалолазание, различные виды авиатуризма. Все это не отменяет пляжного отдыха, но требует его обогащения. Спрос на такие виды отдыха в большой мере связан с ростом спроса на впечатления: путешественники требуют яркого, незабываемого опыта.
Иной гранью спроса на впечатления и опыт является рост "искушенности" туристов. Многие туристы минимизируют число повторных поездок, чтобы увидеть что-то новое, и как результат лояльность сформировать непросто, единственный способ обеспечить повторный визит - обеспечить новые возможности для проведения времени.
Искушенность туристов означает повышение спроса к качеству услуг и к соотношению цена-качество, к пользовательскому опыту и обслуживанию на всех стадиях (начиная с заказа путевки и завершая обеспечением обратной связи). Кроме того, поскольку туристы путешествуют много и становятся "экспертами", то у них формируется критическое отношение к "искусственному" в пользу аутентичного и растут требования к эмоциональному удовлетворению и персонализации. Как следствие, от всех участников туристической отрасли требуются креативность и формирование уникальных предложений.
Вместе с тем российская демографическая ситуация способствует большему консерватизму, чем в среднем по миру. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в сезоне 2015 года, 40% "предпочитают привычное и проверенное" (в 1990 году - 34%), 40% "любят как новое, так и известное" (в 1990 году - 37%). Попробовать что-нибудь новенькое, как и прежде, хотели бы немногие (15% и 12%, соответственно). Однако для молодого поколения крупных городов мировой тренд актуален.
4. Развитие информационных технологий.
Влияние информационных технологий на туристский сектор проявляется в нескольких направлениях.
Во-первых, туристы активно используют интернет-источники информации. По данным World Travel Monitor, 75% международных путешественников используют интернет при планировании поездок (информацию турагентств используют 1/3 путешественников, информацию от друзей - 1/4 путешественников). При этом в интернете используются следующие источники:
сайты страны/посещаемой местности/города (туристский офис) - 34% туристов;
сайт гостиницы/места проживания - 34%; социальные медиа (блоги, социальные сети) - 30%; сайты, касающиеся информации о перелетах, поездах и др. средствах передвижения - 26%;
сайты бронирования - 20%; сайты туроператоров - 15%; сайты сравнения цен - 10%.
Особо следует выделить высокий интерес к социальным медиа. Среди них преобладают тематические сайты отзывов типа TripAdvisor, блоги и форумы путешественников, и лишь затем - социальные сети. Что касается влияния интернет-источников на принятие решений, то около 70% международных путешественников признают наличие такого влияния, прежде всего на выбор дестинации и места проживания.
Российские исследования подтверждают аналогичные тенденции на отечественном рынке. В исследовании проекта Momondo 41% россиян при ответе на вопрос, где они ищут вдохновение на путешествия, указали сайты о путешествиях. Примечательно, что все больше российских туристов обращаются за вдохновением к социальным сетям: если в прошлом году красивые посты в сообществах и личных аккаунтах давали идеи для следующих поездок 31% россиян, то в этом - уже 38%. Больше их влиянию подвержены женщины (41%), чем мужчины (34%). Только 24% россиян сообщили, что социальные сети не вдохновляют их на новые поездки.
При этом, по данным Некоммерческого партнерства "Санкуртур", на форумах и в социальных сетях положительный отзыв достигает в среднем 5 знакомых, а отрицательный - 16.
Во-вторых, развитие технологий способствует росту числа самостоятельных, неорганизованных путешественников. По данным Visa, если в среднем по миру 60% путешественников предпочитают организовывать свой отдых самостоятельно, 45% российских туристов пользуются услугами турагентств, при этом каждый четвертый покупает групповой пакетный тур. Но это может быть отчасти связано с языковым барьером: самостоятельная организация большинства международных путешествий требует знания английского языка. При организации внутрироссийских путешествий знание языка не требуется, а развитие интернет-сервисов позволяет рассчитывать на рост доли самостоятельных бронирований. Это касается как гостиниц и здравниц, так и мест в частном секторе.
В-третьих, расширяется использование информационных технологий, прежде всего интернет-сервисов, непосредственно в ходе путешествий. По данным Visa Global Travel Intentions Study 2015, доля путешественников, пользовавшихся электронной почтой, выросла с 42% в 2013 году до 57% в 2015 году. Все чаще путешественники рассматривают доступ к Wi-Fi в средстве размещения как дополнительное преимущество. Рост доли смартфонов приводит к расширению использования мобильных сервисов, что особенно актуально при выборе экскурсии, места для проведения досуга, планировании перемещений на общественном транспорте, выборе направления движения в автотуризме, а также при обмене впечатлениями с друзьями.
Популярным способом применения информационных технологий в туризме является создание карт туриста. Обладателю карты туриста предоставляются льготы на поездки в общественном транспорте, на посещение экскурсий, музеев и других достопримечательностей, скидки в кафе и ресторанах, прочие дополнительные возможности. В некоторых странах и городах карта используется как платежное средство. Срок действия карты ограничен. Карты туриста получили распространение в городах - туристических центрах, но есть примеры их использования в региональном масштабе. Для Республики Крым актуальным является создание региональной (или кросс-региональной совместно с Севастополем) карты гостя с длительным сроком действия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.