Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. Юго-Восточный экономический микрорегион.
1. Общая характеристика
Юго-Восточный микрорегион расположен в юго-восточной части Крымского полуострова - между Черным морем на юге и Южным Сивашем на севере. Площадь микрорегиона составляет 2098,5 км2 (8,0% от общей площади Республики Крым). Горные ландшафты занимают всю территорию городского округа Судак, юго-западную часть городского округа Феодосия и южную часть Кировского района, равнинные степные ландшафты распространены на большей части Кировского района и севере городского округа Феодосия. Климатические условия Юго-Восточного микрорегиона являются очень засушливыми для ведения сельского хозяйства, требуется орошение и полив. Среди почвенных ресурсов коричневые щебневатые почвы распространены в южной предгорной части микрорегиона, черноземы южные - в Кировском районе, темно-каштановые и черноземные солонцеватые - вдоль Сиваша и Феодосийского залива.
Юго-Восточный микрорегион обладает выгодным транспортно-географическим положением по причине того, что в пределах данного микрорегиона сходятся важнейшие транспортные магистрали со всей Республики Крым в направлении к Керченской переправе. В г. Феодосии располагается второй по значимости морской порт Республики Крым.
Ресурсно-сырьевая база микрорегиона бедна запасами полезных ископаемых. В Юго-Восточном микрорегионе располагаются крупные месторождения пильного известняка (месторождения Восточно-Агармышское и Агармышское в Кировском районе), запасы минеральных вод (месторождение Грушевка в Кировском районе и Феодосийское в г. Феодосии), небольшие месторождения подземных пресных вод (в городском округе Судак и Кировском районе), лечебных грязей (месторождение Аджиголь в городском округе Феодосия).
Юго-Восточный микрорегион обладает благоприятными условиями для развития ветряной энергетики, так как среднегодовая скорость ветра вдоль побережья от мыса Меганом до границы с Восточным микрорегионом достигает 6 м/с и более. На данный момент этот потенциал практически не используется, действует только Судакская ВЭС.
В Юго-Восточном микрорегионе проживает 184,6 тысячи человек (9,7% от всего населения Республики Крым в 2015 году; плотность населения - 88,0 чел./км). Уровень урбанизации составляет 51,2%. Естественная убыль населения в 2015 году составила минус 3,7%о (при среднереспубликанском уровне минус 2,7%о), миграционный прирост достиг 4,3%о.
Регионообразующим центром Юго-Восточного микрорегиона является г. Феодосия (68,6 тысячи человек). Опорный каркас расселения, кроме Феодосии, состоит из небольших городов - Судак (16,6 тысячи человек) и Старый Крым (9,4 тысячи человек), поселков городского типа - Приморский (12,6 тысячи человек), Кировское (7,0 тысяч человек), Щебетовка (3,4 тысячи человек), Коктебель (2,8 тысячи человек), Орджоникидзе (2,6 тысячи человек), сел - Владиславовка (3,4 тысячи человек), Морское (2,4 тысячи человек) и Грушевка (2,3 тысячи человек). Феодосия и пгт Кировское соединены полимагистралью (состоящей из автомобильной и железнодорожной трасс) Феодосия-Джанкой, также Феодосия соединена региональными автодорогами с г. Судак и г. Старый Крым, г. Судак и пгт Кировское соединены с будущей автомагистралью Керчь-Симферополь ("Таврида"). Таким образом, Юго-Восточный микрорегион имеет собственную "кольцевую" дорогу Феодосия-Владиславовка-Кировское-Первомайское-Старый Крым-Грушевка-Судак-Коктебель-Феодосия.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Юго-Восточный микрорегион специализируется на санаторно-курортном и туристическом комплексе, машиностроении, агропромышленном и транспортно-логистическом комплексах, производстве строительных материалов.
Санаторно-курортный и туристский комплекс представлен санаторно-курортным лечением и лечебно-оздоровительным туризмом (климатотерапией; второстепенное значение имеют грязелечение и бальнеотерапия), историко-познавательным, пляжным, спортивным (пешеходным, спортивным скалолазанием, альпинизмом, дайвингом и парапланеризмом, дельтапланеризмом и парашютным спортом), экстремальным, этнографическим, религиозным, винным, сельским зеленым видами туризма.
Благоприятные природные условия, разработка месторождений с минеральными водами и лечебными грязями обусловили развитие санаторно-курортного лечения и лечебно-оздоровительного туризма (климатотерапии). Феодосия специализируется на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, нервной системы, органов кровообращения, эндокринных заболеваний, г. Судак - лечении органов дыхания нетуберкулезного характера, сердечно-сосудистой и нервной систем, г. Старый Крым - лечении заболеваний верхних дыхательных путей. Крупнейшими санаторно-курортными организациями являются
АО "Туристическо-оздоровительный комплекс "Судак", Центр физкультурно-оздоровительной и специальной подготовки
ОП ФАУ МО РФ "ЦСКА", АО "Пансионат "Звездный", ГУП РК "Крымская весна", ООО "Пансионат "Зенит", ФКУЗ Санаторий "Сокол", Феодосийский военный санаторий Министерства обороны РФ, ГП "Детский специальный (специализированный) санаторий "Волна", санаторий "Старый Крым".
Базой для развития историко-познавательного и религиозного видов туризма является значительное количество объектов культурного наследия и природных достопримечательностей:
комплексы сооружений Судакской крепости, Кафской цитадели и внешних линий средневековых укреплений;
комплекс культовых сооружений и кварталы исторических зданий в восточном и южном районах г. Феодосии - Генуэзский мост (XIV века), церкви XIV века (Сергия, Георгия, Гавриила и Михаила), мечеть XVII века, археологический комплекс "Караул-Оба", дачи Стамболи и Милос;
комплекс культовых сооружений в г. Старый Крым - мечеть XIV века, руины средневековой церкви (X-XII ст.), монастырь Сурб Хач (XI век), руины мечети Куршун-Джами (Свинцовая мечеть) XII века, руины мечети Бейбарса XIII века, руины караван-сарая (заезжего двора) второй половины XIV века, руины армянского монастыря Сурб-Стефанос XIV века;
комплекс культовых сооружений в городском округе Судак - Ильинская церковь (X-XI века), Церковь X века, башня Чабан-Куле (XIV-XV века);
разнообразные музеи - историко-культурный заповедник в г. Феодосии - "Киммерия М.А. Волошина" (включающий Дом-музей М. Волошина, литературно-мемориальный музей А. Грина, музей сестер Цветаевых), Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского в г. Феодосии, Реставрационно-выставочный центр подводной археологии КРП "Черноморский центр подводных исследований", музей воздухоплавания;
многообразные природные достопримечательности: горновулканический массив Кара-Даг (в пределах которого действует ФГБУН "Карадагская научная станция им. Т. И. Вяземского - природный заповедник РАН"), государственный природный заказник "Тепе-Оба", "Папая-Кая" и "Новый Свет", ландшафтно-рекреационный парк "Тихая бухта" и "Лисья бухта Эчки-Даг", памятники природы "Агармышский лес" и "мыс Меганом" и прочие.
Развитие этнографического туризма связано с функционированием этнографического центра болгар в пгт Коктебеле и армянского центра "Сурб Хач" в г. Старый Крым.
В Юго-Восточном микрорегионе активно развивается спортивный и экстремальный туризм:
занятия дайвингом осуществляются около побережья г. Судак, пгт Коктебель, пгт Новый Свет;
популярной территорией для пешеходного туризма является территория городского округа Судак (особенно территория, прилегающая к пгт Новый Свет);
окрестности пгт Коктебели (гора Клементьева) и г. Феодосии являются центрами воздухоплавания (парапланеризма, дельтапланеризма, парашютного спорта), ежегодно здесь проводятся международные фестивали воздухоплавания ("Крымские авиационные игры" и "Воздушное братство");
для развития виндсерфинга популярны акватории около мысов Меганом и Киик-Атлама;
пещеры яйлы Караби и Долгоруковской яйлы используются спелеотуристами;
известными местами для скалолазания являются гора Сокол и скала Сююрю-Кая.
Широкое распространение виноградников и наличие нескольких крупных винодельческих предприятий способствуют развитию "винных туров".
Туристическая инфраструктура Юго-Восточного микрорегиона в 2015 году была представлена 117 коллективными местами размещения на 19,3 тысячи койко-мест (17,7% и 16,1% соответственно от общереспубликанских показателей). На санаторно-курортные организации пришлось 19,8% койко-мест. В течение 2015 года микрорегион посетило около 900 тысяч туристов (около 20% от всего количества отдохнувших в Республике Крым за 2015 год).
3. Агропромышленный комплекс специализируется на виноградарстве и виноделии, плодоводстве, выращивании зерновых и зернобобовых, орехов и эфиромасличных культур. На Юго-Восточный микрорегион приходится 4,5% всех посевных площадей Республики Крым, при этом здесь собирается более 30% всего винограда Республики Крым. Крупными винодельческими компаниями Юго-Востока являются ООО "Крымский Винный Дом" (г. Феодосия), ООО "Коньячный дом "Коктебель" (пгт Щебетовка), ГУП РК "ЗШВ "Новый Свет" (пгт Новый Свет). Парфюмерные и косметические средства производятся в г. Судак (ООО НПФ "Царство Ароматов"), рыбопереработка представлена в г. Феодосия (ООО АНВ "Морепродукты", ООО "Крымские раки"). Производством хлеба и кондитерской продукции заняты ООО "Алвас", филиал "Феодосийский ХК" ГУП РК "Крымхлеб", муки - АО "Феодосийское хлебоприемное предприятие".
4. Машиностроительный комплекс Юго-Восточного микрорегиона состоит из судостроения, приборостроения и предприятий, связанных с авиационной промышленностью, сконцентрированных в городском округе Феодосия, и представлен следующими предприятиями:
1) судостроения - ФГУП РК "Судостроительный завод "Море" (производство судов на подводных крыльях и на воздушной подушке различного назначения), ГУП РК "Феодосийский судомеханический завод" (осуществляющий ремонт и проведение стендовых испытаний судовых дизельных двигателей), ГУП РК "Стеклопластик" (производство судов (шлюпок и катеров) и оснастки из стекловолоконных материалов) и научной организацией ГУП РК "КТБ "Судокомпозит" (разработка и производство композиционных материалов для различного назначения);
2) приборостроения - ГУП РК "Феодосийский оптический завод";
3) авиационной промышленности - ГУП РК ЛИП "Взлет" и ГУП РК НИЦ "Вертолет" (специализирующихся на проведении летных испытаний опытных образцов бортового радиоэлектронного оборудования и вертолетной техники), ГУП РК "Научно-исследовательский институт аэроупругих систем" (разработка и создание парашютно-десантной техники).
Подготовка кадров среднего профессионального уровня для машиностроительного комплекса осуществляется в г. Феодосии и пгт Приморском - ГБПОУ "Феодосийский политехнический техникум" и ГБПОУ "Приморский промышленный техникум".
5. Производство строительных материалов представлено производством бетона, железобетонных изделий, строительных изделий из обожженной глины (АО "Стройдеталь" и АО "Феодосийский завод стройматериалов+").
6. Транспортно-логистический комплекс представлен крупным транспортным узлом в г. Феодосия, в котором пересекаются основные автомобильные магистрали Республики Крым - Керчь-Феодосия-Симферополь, Ялта-Алушта-Судак-Феодосия, Керчь-Феодосия-Джанкой, до которого существует ответвление от железнодорожной магистрали Керчь-Джанкой. В состав комплекса входит один из четырех портов Республики Крым - Феодосийский торговый порт (филиал ГУП "Крымские морские порты"). Феодосийский порт специализируется на нефтеналивных грузах и переработке контейнеров. Мощность порта составляет около 11,5 млн тонн, но пока данные мощности используются частично. В будущем с открытием Керченского мостового перехода и расширением внешнеэкономических отношений со странами ШОС, с другими странами Азии, Латинской Америки и Африки значение порта должно возрасти (по переработке зерновых, нефтеналивных грузов и контейнеров).
7. Внутрирегиональные различия в специализации следующие:
1) городской округ Феодосия специализируется на машиностроении, транспортно-логистическом, санаторно-курортном и туристическом и агропромышленном комплексах, производстве строительных материалов;
2) городской округ Судак - санаторно-курортном и туристическом и агропромышленном комплексах;
3) Кировский район - агропромышленном, транспортно-логистическом и санаторно-курортном и туристическом комплексах.
8. Конкурентные преимущества.
Конкурентными преимуществами микрорегиона являются:
1) выгодное транспортно-географическое положение: наличие морского порта в г. Феодосия и пересечение в г. Феодосия основных транспортных магистралей;
2) наличие благоприятных природных условий и значительного количества объектов культурного значения, стимулирующих развитие санаторно-курортного и туристического комплекса;
3) наличие благоприятных природных условий для развития агропромышленного комплекса (в том числе для возделывания винограда и виноделия);
4) наличие производственных мощностей в судостроении, приборостроении и авиационной промышленности.
9. Основные проблемы.
Основными проблемами микрорегиона являются:
1) острый дефицит водных ресурсов для питьевых, хозяйственно-бытовых, производственных и сельскохозяйственных нужд, орошения;
2) дефицит свободных мощностей на электрических подстанциях 35-110 кВ;
3) сезонный характер туристической деятельности;
4) недостаток дошкольных образовательных учреждений;
5) высокий износ жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры (в том числе портовой);
6) высокий износ канализационно-очистных сооружений в прибрежных поселениях;
7) аварийное состояние некоторых объектов культурного наследия (в том числе главного выставочного зала картинной галереи им. И.К. Айвазовского);
8) недостаточный уровень благоустройства территорий компактного проживания депортированных граждан;
9) негазифицированность некоторых населенных пунктов;
10) недостаток свободных мощностей на существующих полигонах ТБО.
10. Перспективные направления экономического развития. Перспективными направлениями экономического развития Юго-
Восточного микрорегиона являются:
1) развитие существующих отраслей санаторно-курортного и туристического комплекса, развитие яхтенного туризма; усиление санаторно-курортной составляющей в результате повышения качества оказания медицинских и санаторно-курортных услуг;
2) интенсификация сельскохозяйственных работ в существующих отраслях сельского хозяйства;
3) развитие производства, перерабатывающего сельскохозяйственную продукцию - виноград, плодоягодную и овощную продукцию, зерно, эфиромасличные культуры, молоко, мясо;
4) развитие рыбохозяйственного комплекса (в т. ч. выращивание марикультуры);
5) развитие сельскохозяйственного и транспортного машиностроения (создание сборочных производств, производств новых видов судов);
6) развитие высокотехнологического производства (производство электроники, приборов, медицинской техники, биотехнологической продукции, композиционных материалов и прочих);
7) развитие транспортно-логистического комплекса (создание транспортно-логистических центров, развитие морского транспорта, улучшение качества и увеличение пропускной способности автомагистралей);
8) развитие возобновляемой (ветряной, солнечной, био-) энергетики;
9) развитие производства строительных материалов (бетона, стальных конструкций, кровельных и отделочных материалов);
10) развитие подотраслей креативной индустрии;
11) развитие добывающей промышленности (строительных материалов);
12) развитие легкой промышленности (кожевенно-обувного, швейного производств);
13) развитие оптовой торговли;
14) развитие отраслей, производящих потребительские товары (мебель, бытовые товары);
15) экологизация промышленного производства.
11. Приоритетные реализующиеся и перспективные ключевые проекты. Наиболее важными приоритетными и перспективными проектами являются проекты, направленные:
1) на развитие человеческого потенциала - строительство Центра молодежного инновационного творчества;
2) на кластеризацию и диверсификацию местной экономики - создание собственных вхождение предприятий Юго-Восточного микрорегиона в медико-биологический, агропромышленный пищевой, туристско-рекреационный (создание кластера в пгт Коктебель), судостроительный, кластер креативной индустрии;
3) на развитие санаторно-курортного и туристического комплекса - создание туристической инфраструктуры для развития экологического туризма, спортивного туризма, альпинизма и скалолазания, дайвинга, воздушных видов туризма (парапланеризма, дельтапланеризма, парашютного спорта), в том числе создание нескольких автокемпингов; развитие парусного туризма; развитие парусного туризма на базе яхтенного порта;
4) на создание инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса - создание индустриальных и агропромышленных парков и бизнес-инкубаторов;
5) на развитие агропромышленного комплекса - увеличение площадей виноградников и увеличение производства вина; разведение марикультуры; закладка садов грецкого ореха, переработка грецкого ореха на промышленной основе; строительство складской инфраструктуры для хранения плодовых культур, зерна, молока;
6) на решение инфраструктурных ограничений - строительство транспортно-логистического центра, строительство автомобильного обхода г. Феодосия, строительство трассы "Таврида" и реконструкция трассы Феодосия-Судак-Алушта-Ялта-Севастополь; строительство новых ветроустановок, создание яхтенного порта (марины); строительство подстанции 220 кВ "Владиславовка" с заходами воздушных линий электропередач 220 кВ для подключения в сеть солнечной электростанции "Владиславовка" (с. Владиславовка); строительство мусороперерабатывающего завода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.