Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к Стратегии
социально-экономического развития
Республики Крым до 2030 года
Особый режим
в случае реализации консервативного (стрессового) сценария социально-экономического развития Республики Крым
1. Республика Крым имеет особый статус, поскольку ее территориальная принадлежность Российской Федерации не признается рядом государств. Под предлогом нелегитимности принятия республики в состав Российской Федерации в марте 2014 года США, ЕС и Украина ввели санкции против Республики Крым (см. раздел 4 Стратегии "Сценарии социально-экономического развития Республики Крым, выбор приоритетного сценария"). Следствием ввода санкций стало ограничение внешних инвестиций и экономических связей региона.
В условиях нарастания геополитической напряженности и рисков усиления санкционного давления на Российскую Федерацию необходимо рассмотреть "стрессовый" сценарий социально-экономического развития Республики Крым, подразумевающий закрепление за регионом статуса территории ограниченного признания на период реализации Стратегии.
В мировой практике накоплен опыт существования непризнанных и частично признанных государств, спорных территорий, однако, во-первых, Республика Крым является одной из наибольших по площади и населению среди подобных территорий, во-вторых, введенный против нее санкционный режим беспрецедентен, что затрудняет социально-экономическое развитие. Большинство территорий ограниченного признания не относятся к зонам ускоренного экономического роста, многие из них существуют благодаря явным и неявным дотациям со стороны государств, признающих их статус.
В Таблице А1 приведены ограничения социально-экономического развития Республики Крым в условиях стрессового сценария и возможности их преодоления.
Таблица А1
Ограничения социально-экономического развития Республики Крым в условиях стрессового сценария
Ограничения |
Последствия ограничений |
Возможности преодоления |
1 |
2 |
3 |
Запрет на ввоз в ЕС и США товаров, произведенных в Республике Крым |
Затруднение сбыта промышленных товаров и продукции сельского хозяйства на рынки ЕС, США, большинства стран мира |
Тесная кооперация с российскими компаниями, корпорациями и организациями. Ориентация на рынки России, стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Содружества независимых государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), других стран Азии, Латинской Америки и Африки. Фокусировка на следующих отраслях: на сфере услуг; на отраслях агропромышленного и промышленного комплексов, в которых Республика Крым обладает необходимыми компетенциями, производственными мощностями и продукция которых пользуется спросом на территориях России, стран ЕАЭС, ШОС, СНГ, других стран Азии, Латинской Америки и Африки; на отраслях пятого и последующих технологических укладов, развитие которых будет зависеть от объемов государственной поддержки; на отраслях промышленности, ориентированных на потребительский спрос |
Запрет для хозяйственных субъектов на любую экономическую деятельность США и стран ЕС в Республике Крым |
Практически полное прекращение иностранного инвестирования в экономику Республики Крым |
Привлечение инвестиций из других регионов Российской Федерации, из стран ЕАЭС, СНГ, ШОС, других стран Азии, Латинской Америки, Африки. Повышение инвестиционной привлекательности. Реализация проектов, не требующих масштабных инвестиций |
Запрет полетов из ЕС в Республику Крым |
Снижение транспортной доступности для туристов и деловых людей из ЕС |
Ориентация на туристов из стран, не входящих в ЕС. Развитие мультимодальных перевозок (через Краснодарский край) |
Закрытие портов Республики Крым |
Затруднение международной торговли |
Развитие каботажных перевозок. Развитие перевозок с перегрузкой продукции в портах Краснодарского края. Развитие видов экономической деятельности, не требующих морских перевозок |
Прекращение регулярного транспортного сообщения с территории Украины |
Снижение транспортной доступности для туристов из России |
Дотирование воздушного транспорта. Развитие мультимодальных перевозок (через Краснодарский край). Развитие видов туризма, предусматривающих длительное пребывание на территории Республики Крым. Создание крымской авиакомпании, обеспечивающей связь Республики Крым со всеми странами, входящими в ЕАЭС и ШОС |
Перекрытие Северо-Крымского канала |
Дефицит водоснабжения |
Развитие видов экономической деятельности, не требующих значительного водопотребления. Создание опреснительных мощностей. Проработка возможности частичного водоснабжения с материковой части России. |
В случае сохранения санкций опережающее социально-экономическое развитие Республики Крым маловероятно.
2. Основная цель, реализация которой возможна в данных условиях, - смягчение различий в инфраструктурном и социальном развитии Республики Крым и других регионов Российской Федерации, ускоренное развитие отраслей, в меньшей мере подверженных эффекту от действующих санкций, и повышение собственных доходов региона.
Немаловажно с внешнеполитической точки зрения обеспечить уровень жизни в Республике Крым, не уступающий как минимум среднему уровню по Южному федеральному округу, а желательно - среднероссийскому уровню жизни (среднероссийскому уровню по развитию системы образования, здравоохранения, транспортной и коммунальной инфраструктур, соотношению среднедушевых доходов населения и стоимости потребительской корзины).
Вышеуказанная цель отличается от целей социально-экономического развития других регионов Российской Федерации, а учитывая особые условия, в которых она должна быть достигнута, требуются также корректировка полномочий Главы Республики Крым и Государственного Совета Республики Крым и расширение финансового обеспечения их полномочий.
Вместе с тем должна быть продолжена работа по снятию или смягчению санкционных ограничений, в том числе "внутренних" санкций (со стороны российских банков и компаний, опасающихся возможных мер против них в случае локализации в Республике Крым).
3. К отраслям экономики Республики Крым, потенциально перспективным в условиях санкций и способным принести в региональный бюджет собственные доходы, можно отнести:
1) туризм - за счет уникальной комбинации природных ландшафтов, климатических условий, памятников истории и культуры, объектов туристской инфраструктуры;
2) лечение и реабилитацию - за счет наличия благоприятных природных факторов, развитого санаторно-курортного комплекса, возможности формирования конкурентоспособного предложения по цене и качеству для лечения болезней, требующих длительного пребывания в медицинском/ реабилитационном учреждении;
3) образование - за счет активного развития крупного научно-образовательного учреждения ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского", готовящего кадры для разнообразных отраслей и сфер деятельности;
4) агропромышленный комплекс (включая сельское хозяйство, пищевую промышленность, виноградарство и виноделие, рыбохозяйственный комплекс, биотехнологии) - в подотраслях, не требующих дефицитных ресурсов (главным образом воды);
5) промышленность:
в традиционных для Республики Крым направлениях (судостроении, химической промышленности, приборостроении), не требующих дефицитных ресурсов, не подразумевающих высокую долю транспортных затрат в себестоимости и предполагающих кооперацию с предприятиями России и стран, не наложивших санкции на Республику Крым;
отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей населения региона (производство строительных материалов, легкая промышленность, производство мебели);
наукоемкие отрасли пятого и последующих технологических укладов, которые могут стать новыми драйверами развития Республики Крым.
4. Регион можно также рассматривать как территорию для проживания людей, имеющих сторонние источники дохода (фрилансеры, пенсионеры, рантье (лиц, живущих за счет ренты, нетрудового дохода), однако, учитывая высокую заселенность полуострова, необходимость содержания расширенной социальной инфраструктуры в случае увеличения численности постоянного населения, а также сравнительно более высокую доходность от развития туризма (в расчете на 1 день пребывания туриста/постоянного жителя на территории региона), данный путь развития не может быть выбран в качестве основного.
5. Для стимулирования развития приоритетных отраслей необходима разработка и реализация соответствующих инструментов, опирающихся главным образом на бюджетные инвестиции, государственно-частное партнерство, государственный заказ. Стимулирование развития приоритетных отраслей может также быть направлено на развитие инфраструктуры, повышающей их инвестиционную привлекательность. Учитывая уникальность задачи, разработка и управление набором инструментов должны проводиться на уровне Республики Крым (с привлечением сторонних экспертов). Это обусловливает необходимость расширения полномочий Главы Республики Крым и органов государственной власти Республики Крым, передачи в их ведение большего числа вопросов, влияющих на развитие приоритетных для региона отраслей.
6. Выполнение поставленных задач требует активного продвижения Республики Крым, ее инвестиционных возможностей, товаров и услуг, привлечения новых участников в свободную экономическую зону на территории Республики Крым, в том числе иностранных инвесторов, расширения кооперации между предприятиями региона и других субъектов Российской Федерации, а также стран ЕАЭС, ШОС, СНГ.
7. Стратегические задачи:
1) обеспечение снятия или смягчения санкционных ограничений, в том числе "внутренних" санкций за счет:
одномоментного вхождения в регион государственных организаций, корпораций, банков и федеральных институтов развития (Фонда развития промышленности, Фонда реформирования ЖКХ и других);
введение трастовых форм ведения бизнеса, обеспечивающих защиту бенефициаров от неправомочных преследований со стороны западных институтов и структур;
институциональное и финансовое обеспечение реализации стимулирования развития приоритетных отраслей экономики за счет:
расширения полномочий Главы Республики Крым и органов государственной власти Республики Крым;
увеличения бюджетного финансирования мероприятий, направленных на расширение собственной доходной базы региона;
2) содействие докапитализации банков, осуществляющих свою деятельность в Республике Крым;
3) создание региональной/федеральной системы предоставления инвесторам (отечественным и иностранным), инвестирующим в экономику Республики Крым, гарантий от некоммерческих рисков. Создание агентства по инвестиционным гарантиям, обеспечивающего снижение некоммерческих инвестиционных рисков;
4) совершенствование законодательства о свободной экономической зоне (в т. ч. продление сроков, в течение которых инвестор имеет право воспользоваться пониженным тарифом страховых взносов; изменение срока начала отсчёта льготы по налогу на прибыль (перенести срок с "момента включения в реестр" на "момент получения прибыли) и прочее);
5) разработка и реализация комплекса инструментов стимулирования развития приоритетных отраслей экономики (в том числе высокотехнологических) - приборостроения, производства композиционных материалов, химии (в том числе фармацевтической промышленности, газохимии), отраслей биотехнологий и информационно-телекоммуникационных технологий, производства лечебного питания. Разработка специальных мер стимулирования создания совместных с зарубежными партнерами высокотехнологичных предприятий;
6) снижение водоемкости и энергоемкости экономики Республики Крым. Поиск и введение в оборот традиционных (поверхностных и подземных) и новых источников воды (активное использование опресненной воды, вторичное использование сточных вод, использование дождевых вод) для организации гарантированного и бесперебойного обеспечения потребителей пресной водой. Научно обоснованная замена влаголюбивых сельскохозяйственных культур на засухоустойчивые культуры;
7) расширение торгово-экономического, научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами (в том числе со странами ЕАЭС, СНГ, ШОС, странами Азии, Латинской Америки и Африки) и регионами России (посредством участия в межправительственных комиссиях межрегионального сотрудничества при Министерстве экономического развития Российской Федерации, международных форумах, выставках, ярмарках, конференциях). Использование крымских некоммерческих организаций для развития неформальных международных связей в области культуры, науки и образования. Создание крымской авиакомпании, обеспечивающей связь Республики Крым со всеми странами, входящих в ЕАС и ШОС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.