Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Администрации города Симферополя
Республики Крым
от 02.02.2017 N 74-р
Положение
о системе управления охраной труда в Администрации города Симферополя Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления охраной труда (далее - Положение) в Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация) устанавливает:
- общие требования к разработке, внедрению и функционированию системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в администрации;
- единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и прочих мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников администрации;
- основные направления работы по охране труда в администрации;
- порядок распределения обязанностей и ответственности в области охраны труда;
- порядок и способы оценки эффективности действия СУОТ администрации.
1.2. СУОТ администрации разрабатывается, внедряется и функционирует в соответствии с характером деятельности учреждения.
1.3. СУОТ является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в администрации и включает в себя следующие ключевые элементы:
- цели в области охраны труда, задачи и программы по достижению поставленных целей;
- планирование и организацию в администрации работ по охране труда;
- процедуры СУОТ;
- механизмы контроля функционирования СУОТ;
- проведения администрацией анализа эффективности действия ее СУОТ.
1.4. Целью разработки и внедрения СУОТ в администрации является обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, а также обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.
1.5. В настоящем положении используются следующие термины:
- Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
- Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
- Опасность - потенциальный источник возникновения ущерба.
- Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
- Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
- Риск - сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба.
- Умеренный риск - риск, который может быть уменьшен до практически обоснованного уровня путем реализации мероприятий по снижению и (или) исключению риска в установленные сроки.
- Высокий риск - риск, требующий немедленного устранения, вплоть до приостановки работ, либо снижения до уровня умеренного или планирование и выполнение мероприятий по снижению и (или) исключению рисков в установленные сроки.
- Корректирующее действие - мероприятие, разработанное по результатам выявления причины несоответствия, и направленное на устранение этой причины.
- Несоответствие - частичное или полное невыполнение требований.
- Предупреждающее действие - мероприятие, направленное на предотвращение возникновения несоответствия.
- Реестр опасностей - форма записи информации об идентифицированной опасности.
- Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
- Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
2. Политика в области охраны труда
2.1. Политика по охране труда обеспечивает:
- приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
- соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
- выполнение последовательных им непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;
- непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;
- личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда.
2.2. В Политике по охране труда отражаются:
- положения о соответствии условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
- обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшению здоровья работников;
- положения об учете специфики деятельности и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;
- порядок совершенствования функционирования СУОТ.
3. Цели в области охраны труда
3.1. Основные цели в области охраны труда (далее - цели) содержатся в Политике по охране труда (раздел 2) и достигаются путем реализации процедур, предусмотренных разделом 5 настоящего положения.
4. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами)
4.1. Глава администрации города Симферополя (далее - работодатель) самостоятельно:
- гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
- обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;
- обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев, профессиональных рисков;
- организует безопасную эксплуатацию административных зданий, оборудования, безопасность технологических процессов;
- принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
- обеспечивает создание и функционирование СУОТ;
- руководит разработкой организационно-распорядительных документов в сфере охраны труда;
- обеспечивает комплектование сектора по охране труда управления административных органов (далее - сектор по охране труда) квалифицированными специалистами;
- организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет собственных средств (средств администрации города Симферополя) обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течении трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников (при необходимости);
- обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
- допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих противопоказаний к указанной работе;
- обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств (средств администрации города Симферополя) специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;
- обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;
- организует проведение специальной оценки условий труда;
- организует управление профессиональными рисками;
- организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
- осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работникам в соответствии с требованиями охраны труда;
- принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
- своевременно информирует органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства о происшедших авариях, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- организует исполнение указаний и предписаний органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
- по представлению уполномоченных представителей органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда.
4.2. Работодатель через своих заместителей, руководителей отраслевых (функциональных) органов (структурных подразделений) администрации города Симферополя:
- приостанавливает работы в случаях, установленных требованиями охраны труда;
- обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда, действующие у работодателя, для ознакомления с ними работников и иных лиц.
4.3. Работники:
- обеспечивают соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка, а также соблюдение производственной, технологической и трудовой дисциплины, выполнение указанных работодателем работ;
- проходят медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, химико-токсикологические исследования по направлению работодателя;
- участвуют в контроле за состоянием условий и охраны труда;
- содержат в чистоте свое рабочее место;
- перед началом рабочей смены (рабочего дня) проводят осмотр своего рабочего места;
- о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатков докладывают своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
- правильно используют средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;
- извещают своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаком острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц.
4.4. Сектор по охране труда:
- обеспечивает функционирование СУОТ;
- осуществляет руководство организационной работой по охране труда, координирует работу отраслевых (функциональных) органов (структурных подразделений) администрации города Симферополя;
- осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
- контролирует соблюдение требований охраны труда, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
- осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
- организует разработку отраслевыми (функциональными) органами (структурными подразделениями) администрации города Симферополя мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
- осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственного надзора за соблюдением трудового законодательства по вопросам охраны труда;
- участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
- контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;
- участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
- участвует в управлении профессиональными рисками;
- организует и проводит проверки состояния охраны труда в отраслевых (функциональных) органах (структурных подразделениях) администрации города Симферополя;
- организует проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;
- дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
- участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение.
4.5. Заместители главы администрации города Симферополя через руководителей отраслевых (функциональных) органов администрации:
- обеспечивают функционирование СУОТ;
- распределяют обязанности в сфере охраны труда между своими подчиненными, в том числе делегирует им часть своих полномочий, определяет степень их ответственности;
- обеспечивают своевременное проведение за счет средств работодателя (средств администрации города Симферополя) периодических (в течении трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников структурного подразделения;
- организуют выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;
- организуют в отраслевых (функциональных) органах (структурных подразделениях) администрации города Симферополя безопасность эксплуатации административных зданий;
- участвуют в проведения специальной оценки условий труда;
- участвуют в организации и проведении контроля за состоянием условий и охраны труда в отраслевых (функциональных) органах (структурных подразделениях) администрации города Симферополя;
- принимают меры по предотвращению аварий в отраслевых (функциональных) органах (структурных подразделениях) администрации города Симферополя, сохранению жизни и здоровья работников отраслевых (функциональных) органах (структурных подразделениях) администрации города Симферополя и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим в результате аварии первой помощи;
- своевременно информируют работодателя об авариях, несчастных случаях, происшедших в отраслевых (функциональных) органах (структурных подразделениях) администрации города Симферополя, и профессиональных заболеваниях работников структурного подразделения;
- обеспечивают исполнение указаний и предписаний органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности, указаний (предписаний) сектора по охране труда;
- при авариях и несчастных случаях, происшедших в отраслевых (функциональных) органах (структурных подразделениях) администрации города Симферополя, принимают меры по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинское учреждение.
5. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда определить:
- работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в отраслевых (функциональных) органах (структурных подразделениях) администрации города Симферополя;
- вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
- состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
- регламент работы комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
- перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний;
- порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварии и несчастных случаев;
- порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.
5.2. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда определить:
- порядок создания и функционирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;
- организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
- порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда;
- порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;
- порядок использования результатов специальной оценки условий труда.
5.3. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками определить порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
- выявление опасностей;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- снижение уровня профессиональных рисков.
5.4. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляется работодателем с привлечением сектора по охране труда, работников администрации, а также в процессе проведения специальной оценки условий труда экспертами организации, проводящей специальную оценку условий труда.
5.5. Все профессиональные риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей анализируется, оценивается и упорядочивается по приоритетам риска (необходимости исключения или снижения риска).
5.6. При описании процедуры управления профессиональными рисками учитывается следующие:
- управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности;
- тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
- все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
- процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
- эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
5.7. Меры по исключению или снижению уровней профессиональных рисков:
- исключение опасной работы (процедуры);
- замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
- реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
- реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
- использование средств индивидуальной защиты;
- страхование профессиональных рисков.
5.8. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на рабочих местах осуществлять ознакомления работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочем месте.
5.9. Мероприятия по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников:
- обеспечение рационального использования рабочего времени;
- поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.
5.10. С целью организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами определить:
- порядок выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
- порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, включая организацию учета, хранение, дезактивацию, химической чистки, стирки и ремонта средств индивидуальной защиты.
- перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
5.11. Выдача работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств сверх установленных норм их выдачи или в случаях, не определенных типовыми нормами их выдачи, осуществляется в зависимости от результатов проведения процедур оценки условий труда и уровней профессиональных рисков.
6. Планирование мероприятий по реализации процедур
6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур установить порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее - План).
6.2. В Плане отражаются:
- результаты проведения анализа состояния условий и охраны труда;
- общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
- ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
- сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
- ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
- источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
7. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
7.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур определить порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
- оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда;
- получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
- получение данных, составляющих основу для принятия решения по совершенствованию СУОТ;
7.2. Основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:
- контроль состояния рабочего места;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
- учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда;
- контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
7.3. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта.
8. Планирование улучшений функционирования СУОТ
8.1. При планировании улучшения функционирования СУОТ проводить анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
- степень достижения целей в области охраны труда;
- эффективность действий, намеченных на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
- необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц в области охраны труда;
- необходимость обеспечения своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
9. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости определить порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
9.2. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний установить порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформление отчетных документов.
9.3. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
10. Управление документами СУОТ
10.1. Лица ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются работодателем. Также устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.
10.2. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
- акты и иные записи данных, вытекающих из осуществления СУОТ;
- журналы учета и акты записей, данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваний;
- результаты контроля функционирования СУОТ.
Заместитель главы администрации - |
Г.В. Александрова |
Начальник управления |
С.З. Роик |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации г. Симферополя Республики Крым от 2 февраля 2017 г. N 74-р "Об утверждении Положения о системе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.