Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу МЗ РК
от 6 февраля 2017 г. N 209
Требования
к составлению и оформлению программы Школы здоровья пациентов
Программа включает следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- введение;
- требования к уровню подготовки пациентов;
- план работы Школы и содержание рабочей программы;
- раздаточно-информационный материал;
- средства контроля.
Титульный лист содержит:
- наименование медицинского учреждения;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа главного врача медицинского учреждения);
- название Школы здоровья;
- Ф.И.О. сотрудника, разработавшего и реализующего данную программу;
- год составления программы.
В тексте введения к программе указывается:
- цели и задачи программы конкретной Школы здоровья;
- особенности, предпочтительные формы организации занятий. Подробным образом расписывается содержание каждого занятия. Каждое
занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков пациента. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.
Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10-15 минут, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами.
Активная часть занятий содержит активную работу с пациентами, которая может проводится в разных формах:
- вопросы-ответы;
- заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов;
- проведение расчетов и оценок, (например; расчет индекса массы тела, суточной калорийности и др.);
- обучение практическим навыкам (измерение артериального давления, подсчета пульса и т.д.);
- знакомство со справочными таблицами и иными информационными материалами.
Требования к уровню подготовки пациентов представляют собой описание;
- требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести пациенты в процессе занятий по программе;
- систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений.
"План работы Школы" составляется на один календарный год, оформляется в виде таблицы.
N учебного занятия |
Дата |
Тема учебного занятия |
ФИО сотрудника, который проводит занятие |
Содержание деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздаточно-информационный материал включает в себя наглядные пособия: брошюры, листовки, буклеты, памятки и пр.
Структурный элемент рабочей программы "Средства контроля" включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, опросников и т.д.) для оценки освоения пациентами планируемого содержания.
Примерный вариант опросника
Уважаемый слушатель!
Просим Вас ответить на следующие вопросы, чтобы определить,
насколько полезным и интересным было для Вас обучение в Школе
здоровья, получить Ваши советы и пожелания для совершенствования
дальнейшего обучения. Дайте оценку по пятибалльной шкале: от 1
(низшая оценка) до 5 (высшая оценка)
Утверждения |
С |
Оценка в баллах |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Организация обучения в Школе здоровья в целом |
|
|
|
|
|
Сколько занятий Вы посетили |
|
|
|
|
|
Продолжительность занятий оптимальная |
|
|
|
|
|
Удовлетворенность временем занятий |
|
|
|
|
|
Материал занятий интересный, доступный |
|
|
|
|
|
Получено много новой информации |
|
|
|
|
|
Понравилась форма подачи материала |
|
|
|
|
|
Советы, полученные в Школе, буду выполнять |
|
|
|
|
|
Выполнение рекомендаций потребует много времени |
|
|
|
|
|
Выполнение рекомендаций потребует много материальных затрат |
|
|
|
|
|
Дайте оценку занятиям: |
|
|
|
|
|
Занятие 1 (Тема...) |
|
|
|
|
|
Занятие 2 (Тема...) |
|
|
|
|
|
Занятие 3 (Тема...) |
|
|
|
|
|
Занятие 4 (Тема...) |
|
|
|
|
|
Занятие 5 (Тема...) |
|
|
|
|
|
Занятие 6 (Тема...) |
|
|
|
|
|
Что было лишним на занятиях (Дайте, пожалуйста, полный развернутый ответ) |
|
||||
Что еще Вы хотели бы узнать (Дайте, пожалуйста, полный развернутый ответ) |
|
Спасибо!
Организация обучения в Школе здоровья:
До 30 баллов - неудовлетворительная организация;
31-60 баллов - хорошая организация;
61 балл и более - отличная организация
Вопросник
по оценке обучения в Школе здоровья
Дата "__" _____________20__г.
Уважаемый(ая) слушатель Школы, просим Вас заполнить эту анкету.
Ваши ответы помогут определить, насколько полезным и интересным
было для Вас посещение Школы, а Ваши советы и пожелания помогут
нам улучшить качество дальнейшего обучения. В соответствии с Вашим
личным мнением дайте оценку по пятибалльной системе: от 1 (низшая
оценка) до 5 (высшая оценка), напротив каждого утверждения. На
последний вопрос дайте, пожалуйста, развернутый ответ.
N |
Утверждения |
Баллы (оценка) |
1. |
Организация обучения в Школе в целом |
|
2. |
Численность группы |
|
3. |
Время проведения занятий |
|
4. |
Продолжительность занятий |
|
5. |
Частота занятий |
|
6. |
Было много новой информации |
|
7. |
Обучение в Школе было для Вас полезным |
|
8. |
Вы удовлетворены обучением в целом |
|
9. |
Заниматься было интересно |
|
10. |
Советы, полученные в Школе, выполнимы для Вас |
|
11. |
Ваши пожелания по обучению в Школе |
|
|
|
|
|
|
Благодарим за участие! Желаем доброго здоровья!
Критерии оценки организации и качества обучения в Школе по мнению
пациента: менее 30 баллов - неудовлетворительная оценка 30-40 -
удовлетворительная оценка более 40 баллов - хорошая оценка
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Оценка уровня знаний в Школах здоровья.
Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает
возможность получить информацию о достижении поставленной цели
обучения. Для такой оценки применим метод опроса. В качестве
примера могут быть использованы приведенные ниже вопросники,
содержащие ключевые позиции обучающих программ по артериальной
гипертонии, бронхиальной астме, сахарному диабету 2 типа,
психологической подготовке семьи к рождению ребенка. Желательно
предложить слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия
перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего
занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество
правильных ответов до и после обучения.
Вопросник
по оценке знаний слушателей Школы здоровья по
артериальной гипертензии
Дата "__" ______________ 20__г.
Уважаемый(ая) слушатель Школы здоровья, пожалуйста, прочтите
внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с
ним, поставив галочку V в соответствующем квадрате: "согласен"
("Да", "не согласен" ("Нет"), "затрудняюсь ответить" ("не знаю")
N |
Утверждение |
Ответ |
||
Да |
Нет |
Не знаю |
||
1 |
Повышенным считается уровень АД 140/90 мм рт.ст. и выше |
|
|
|
2 |
АД нужно измерять только при ухудшении самочувствия |
|
|
|
3 |
При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку (каптоприл, фенигидин или др. ранее назначенный препарат) и вызвать врача |
|
|
|
4 |
Если гипертония хорошо переносится, то она не требует лечения |
|
|
|
5 |
Избыточная масса тела не влияет на уровень АД |
|
|
|
6 |
Повышению АД способствует курение |
|
|
|
7 |
Низкая физическая активность способствует понижению АД |
|
|
|
8 |
Наследственность повышает риск повышения АД |
|
|
|
9 |
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при гипертонии |
|
|
|
10 |
При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г в сутки (1 чайная ложка без верха) |
|
|
|
11 |
Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 минут в день |
|
|
|
12 |
Для снижения риска осложнений гипертонии достаточно контролировать только уровень АД |
|
|
|
Утверждения 1, 3, 6, 7, 8, 10, 11 - правильные, 2, 4, 5, 9, 12 -
неправильные.
Вопросник
по оценке знаний слушателей Школы здоровья по бронхиальной астме
Дата "__" ______________ 20__г.
Уважаемый(ая) слушатель Школы, пожалуйста, прочтите внимательно
нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними,
поставив галочку соответствующем квадрате: "согласен" ("Да"),
"не согласен" ("Нет"), "затрудняюсь ответить" ("Не знаю").
N |
Утверждение |
Ответ |
||
Да |
Нет |
Не знаю |
||
1 |
Бронхиальную астму нельзя вылечить, но ее можно контролировать |
|
|
|
2 |
Никфлоуметрию желательно проводить ежедневно для того, чтобы определить, насколько хорошо контролируется астма |
|
|
|
3 |
Пикфлоуметр необходимо использовать только при ухудшении самочувствия |
|
|
|
4 |
Во время приступа бронхиальной астмы необходимо сделать 3 ингаляции бронхорасширяющего препарата короткого действия (сальбутамол, вентолин, беротек, беродуал) в течение 1 часа ( по 2 каждые 20 мин.) и при отсутствии эффекта вызвать врача |
|
|
|
5 |
Если астма хорошо переносится, то она не требует лечения |
|
|
|
6 |
Физическая нагрузка может вызвать приступ астмы |
|
|
|
7 |
Простуда может вызвать обострение бронхиальной астмы |
|
|
|
8 |
Присутствие животных в доме может ухудшать течение бронхиальной астмы |
|
|
|
9 |
При бронхиальной астме каждый день нужно принимать профилактическое лекарство для защиты легких и предотвращения приступов астмы |
|
|
|
10 |
Ежедневное использование профилактического лекарства от астмы небезопасно для здоровья |
|
|
|
11 |
Ингаляторы для лечения астмы эффективнее и безопаснее таблеток |
|
|
|
12 |
Частое (больше четырех раз) ежедневное использование бронхорасширяющего лекарства - обычное явление при бронхиальной астме и не является поводом для обращения к врачу |
|
|
|
Вопросник
по оценке знаний слушателей Школы здоровья
по сахарному диабету 2 типа
Дата "__" ______________ 20__г.
Уважаемый(ая) слушатель Школы, пожалуйста, прочтите внимательно
нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив
галочку V соответствующем квадрате: "согласен" ("Да"), "не согласен"
("Нет"), "затрудняюсь ответить" ("Не знаю")
N |
Утверждение |
Ответ |
||
Да |
Нет |
Не знаю |
||
1 |
Повышенным считается уровень сахара выше 5,5 - 6.1 ммоль/л |
|
|
|
2 |
Повышение сахара крови всегда сопровождается ухудшением самочувствия |
|
|
|
3 |
При резком снижении сахара крови необходимо выпить или съесть сладкие продукты (напитки) |
|
|
|
4 |
Если организму не хватает инсулина, то уровень сахара крови понижается |
|
|
|
5 |
Самоконтроль уровня сахара желательно проводить перед едой и через 2 часа после еды |
|
|
|
6 |
Повышенный вес часто сочетается с повышением сахара крови |
|
|
|
7 |
Физические нагрузки способствуют снижению сахара крови при его умеренном повышении |
|
|
|
8 |
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при сахарном диабете, так как способствует снижению сахара крови |
|
|
|
9 |
При сахарном диабете пища должна содержать большой объем клетчатки (растительных волокон) в основном в виде овощей |
|
|
|
10 |
Для улучшения здоровья при сахарном диабете необходимо ходить пешком в умеренном темпе не менее 30 минут в день |
|
|
|
11 |
Нормальные показатели сахара крови можно поддерживать только с помощью сахароснижающих таблеток |
|
|
|
12 |
Для снижения риска осложнений сахарного диабета достаточно контролировать только уровень сахара крови |
|
|
|
Утверждения 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10 - правильные, 2, 4, 8, 11, 12 -
неправильные.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.