Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу МЗ РК
от 6 февраля 2017 г. N 209
Положение
о Школе здоровья
Хронические неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, хронические бронхолегочные заболевания, сахарный диабет) в России являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. Эти заболевания тесно связаны с образом жизни и факторами риска (курение, неправильное питание, низкая физическая активность, артериальная гипертония, стресс и др.) В этих условиях возрастает роль профилактики заболеваний и их осложнений, что может существенно продлить жизнь пациента и повысить ее качество.
Решению указанных задач способствует создание в системе первичного звена здравоохранения Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного) Это лечебно-оздоровительный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов.
Терапевтическое обучение сориентировано на пациента, создано с целью оказания помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с младшим персоналом, что в конечном счете ведет к улучшению качества жизни пациента.
Основная цель Школы здоровья - оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению. Результатом обучения в Школе является прогрессивное изменение представлений пациента о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.
Школа здоровья - это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.
Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания - по МКБ-10 в классе XXI, 270-76).
Школа здоровья включена в отраслевой классификатор "Сложные и комплексные медицинские услуги" (приказ Министерства здравоохранения РФ N 268 от 16.07.2001 г. "О введении в действие отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги").
1 Общие положения
1.1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория.
1.2. Школа здоровья организуется приказом главного врача медицинской организации для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.
1.3. Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность "Управление сестринской деятельностью" и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
1.4. Обязанности руководителя Школы здоровья:
- обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;
- контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;
- оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;
- координация деятельности со специалистами других подразделений;
- ежеквартальное и ежегодное представление отчета о работе Школы здоровья.
1.5. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение N 1).
1.6. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.
1.7. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение N 2).
1.8. Наполняемость группы пациентов максимально 8-10 человек.
1.9. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации.
1.10. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.
1.11. При выборе формы проведения занятия (популярная лекция, лекция-диалог, деловая игра, тренинг) учитывается возраст и уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу "от простого к сложному". Предпочтительно обучение пациентов совместно с членами их семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
1.12. Организационные модели Школы здоровья включают две схемы: схема N 1 - обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; схема N 2 - обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.
В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.
2. Основные цели задачи школ здоровья
2.1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний. Ознакомление населения с различными факторами (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
2.2 Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья
2.3. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению приверженности к лечению выполнению рекомендаций врача.
2.4. Формирование у пациентов населения умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризисов.
2.5 Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).
2.6. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.
2.7. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
2.8. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
3. Организация занятий в Школе здоровья
3.1. Контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний.
3.2. Не привлекаются к занятиям в Школе пациенты с нарушением когнитивных функций, наличием острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения или декомпенсации.
3.3. Занятия в школе носят циклический характер и проводятся в интерактивной форме.
3.4. Численность пациентов в группе - 8-10 человек, в процессе обучения не рекомендуется присоединение новых пациентов.
3.5. Продолжительность обучения пациентов - 1-2 месяца, рекомендуемое число занятий 6-8, продолжительность занятий - 45-90 мин.
3.6. Структура занятий:
20-30% - лекционный материал;
30-50% - практические занятия:
20-30% - ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
10% - индивидуальное консультирование.
3.7. Организация самоконтроля - во время занятий обучаемые ведут записи в Дневнике самоконтроля в соответствии с направлением Школы здоровья.
4. Оборудование помещения для проведения занятий
Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально-оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4 м2 на 1 место, общая площадь не менее 24 м2.
Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).
1.1. Обязательное оборудование Школы здоровья:
- стол и стулья в достаточном количестве;
- проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;
- Доска (большой блокнот - флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши.
- Информационные материалы для пациентов (муляжи, дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).
1.2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:
- принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
- аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;
- тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.
1.3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:
- Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.
- Школа здоровья для больных с бронхиальной астмой: пикфлоуметры (не менее 5 штук), мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов - дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
- Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом II типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры - не менее 5 штук, желательно автоматические, фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препараты, содержащие глюкагон.
- Школа психологической подготовки к рождению ребенка: кукла, набор пеленок, мультимедийные устройства, брошюры, плакаты, листовки для раздачи будущим родителям.
- Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Основные "Школы здоровья":
- "Школа для беременных";
- "Школа для больных сердечной недостаточностью";
- "Школа для больных на хроническом диализе";
- "Школа для больных артериальной гипертензией";
- "Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника";
- "Школа для больных бронхиальной астмой";
- "Школа для больных сахарным диабетом".
Также могут функционировать школы по альтернативным направлениям:
- "Школа материнства";
- "Школа молодой матери";
- "Подготовленные роды";
- "Школа для родителей при поступлении детей в ДДУ";
- "Школа гигиенического ухода";
- "Школа активного долголетия";
- "Школа для больных ХОБЛ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.