Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации города Ялты
от 10 февраля 2017 г. N 611-п
Методика
проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации города Ялты Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Основной целью настоящей методики является обеспечение единого подхода администрации города Ялты Республики Крым (далее администрация) к организации работы по следующим направлениям:
- оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации (включая исполнение муниципальных функций и предоставление муниципальных услуг);
- внесение уточнений в перечни должностей муниципальной службы администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальных служащих администрации, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
1.2. Результатами применения настоящей методики будут являться:
- определение перечней функций администрации, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
- формирование перечней должностей муниципальной службы администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.
1.3. Реализация настоящей методики осуществляется управлением гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики терроризма администрации, юридическим управлением администрации, отделом муниципальной службы и кадровой политики администрации, отраслевыми (функциональными) органами администрации в рамках исполнения возложенных на них функций и задач по противодействию коррупции в администрации, во взаимодействии с иными структурными подразделениями администрации, муниципальными учреждениями и предприятиями.
1.4. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, корректировкой (уточнением) перечней должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных обязанностей должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ялты и урегулированию конфликта интересов (комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов отраслевых (функциональных) органов администрации), не реже одного раза в год.
2. Определение перечня функций администрации, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции
2.1. Определение перечня функций администрации, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее коррупционно-опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
2.2. К коррупционно-опасным функциям может быть отнесено осуществление функций по контролю и надзору, управлению и распоряжению муниципальным имуществом, оказанию государственных и муниципальных услуг, а также разрешительных и регистрационных функций.
2.3. При определении перечня коррупционно-опасных функций обращается внимание на муниципальные функции, предусматривающие:
- размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
- осуществление муниципального контроля;
- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);
- организацию передачи имущества муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в собственность, пользование;
- предоставление права на заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
- подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм пеней и штрафов;
- проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;
- представление в судебных органах прав и законных интересов администрации;
- обеспечение государственной регистрации муниципального имущества и ведение реестра муниципального имущества;
- предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям;
- хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно-опасных функций администрации.
2.4. Информация о том, что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е. функция является коррупционноопасной), может быть выявлена:
1) в ходе заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ялты Республики Крым и урегулированию конфликта интересов;
2) в статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;
3) по результатам рассмотрения:
- обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях;
- уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации к совершению коррупционных правонарушений;
- сообщений в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения муниципальными служащими администрации требований к служебному поведению;
- материалов, представленных правоохранительными органами и органами, прокуратуры, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Республики Крым.
Перечень источников, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.
2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий, администрацией формируется и утверждается перечень коррупционно-опасных функций.
Перечень коррупционно-опасных функций утверждается распоряжением главы администрации после предварительного согласования данного перечня Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ялты Республики Крым и урегулированию конфликта интересов, о чем составляется соответствующий протокол Комиссии.
Перечни коррупцонноопасных функций отраслевых (функциональных) органов администрации формируются отраслевыми (функциональными) органами администрации самостоятельно, согласовываются соответствующими комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов отраслевых (функциональных) органов администрации и направляются секретарю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ялты Республики Крым и урегулированию конфликта интересов для формирования и утверждения обобщенного перечня коррупционно-опасных функций администрации.
Основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ялты Республики Крым (комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов отраслевых (функциональных) органов администрации) является представление главы администрации или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации, мер по предупреждению коррупции.
2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень, коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации и Республики Крым, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими администрации и т.д.
3. Формирование перечня должностей муниципальной службы администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками
3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства (как для муниципальных служащих, так и для третьих лиц).
3.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
При этом анализируется:
- что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
- какие коррупционные схемы используются.
3.3. Должности муниципальной службы администрации, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой служебной деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
3.4. Признаками, характеризующими коррупционное поведение муниципального служащего при осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить:
1) необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
2) использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей муниципального служащего либо его родственников;
3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на муниципальную службу администрации;
4) оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
5) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
6) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Республики Крым; а также сведения о:
- нарушении муниципальными служащими администрации требований нормативных правовых, ведомственных, локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
- искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной "деятельности;
- попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам, действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;
- бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями;
- получении муниципальным служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
- получении муниципальным служащим, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;
- совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники муниципальных служащих;
- совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства Российской Федерации.
3.5 Утверждение данного перечня, внесение в него изменений и дополнений осуществляется посредством издания нормативного правового акта после рассмотрения соответствующего вопроса Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ялты Республики Крым и урегулированию конфликта интересов.
Перечни должностей муниципальной службы отраслевых (функциональных) органов администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками, формируются отраслевыми (функциональными) органами администрации самостоятельно и рассматриваются на заседаниях соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов отраслевых (функциональных) органов администрации и направляются секретарю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ялты Республики Крым и урегулированию конфликта интересов для формирования и утверждения обобщенного перечня должностей муниципальной службы администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Основанием для проведения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Ялты Республики Крым и урегулированию конфликта интересов (комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов отраслевых (функциональных) органов администрации) является представление главы администрации или любого члена комиссии, касающееся осуществления в администрации мер по предупреждению коррупции.
Уточнение (корректировку) перечня должностей муниципальной службы администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками, осуществляется по результатам оценки коррупционных рисков и не реже одного раза в год.
4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций
4.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционноопасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
4.2. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции путем:
- значительного уменьшения риска отклонения муниципального служащего при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;
- снижения степени самостоятельности муниципальных служащих при принятии управленческих решений;
- создания условий для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволит корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
- обеспечения единообразного осуществления функций муниципальными служащими администрации;
- создания гласной, открытой модели, препятствующей возникновению коррупционных факторов.
При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга муниципальными служащими позволит обеспечить взаимный контроль.
4.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:
- перераспределение функций между структурными подразделениями внутри администрации;
- введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("единое окно", система электронного обмена информацией);
- исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих с гражданами и организациями;
- совершенствование механизма отбора муниципальных служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
- сокращение количества муниципальных служащих, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
- оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права; сокращение сроков принятия управленческих решений; установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий муниципальными служащими при осуществлении коррупционно-опасной функции;
- установление дополнительных форм отчетности муниципальных служащих о результатах принятых решений.
4.4. В целях недопущения совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящей методике, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:
- организации внутреннего контроля за исполнением муниципальными служащими своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования. При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, контроля за соответствием расходов доходам, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих в средствах массовой информации;
- использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан ад представителей организаций;
- проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.
Таким образом, осуществление на системной основе мероприятий, указанных в настоящем разделе, позволит устранить коррупционные риски в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций либо минимизировать их.
5. Мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками
5.1. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:
- своевременная фиксация отклонения действий муниципальных служащих от установленных норм, правил служебного поведения;
- выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
- подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих;
- корректировка перечня коррупционно-опасных функций и перечня должностей муниципальной службы администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих.
Сбор указанной информации может осуществляться, в том числе, путем проведения опросов на официальных сайтах администрации, органов местного самоуправления в сети "Интернет", а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с муниципальными служащими.
При проведении мониторинга:
- формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение муниципальных служащих, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
- обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями администрации, органами местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, иными государственными органами и организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей Методики.
Результатами проведения мониторинга являются:
- подготовка материалов о несоблюдении муниципальными служащими при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
- подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих, а также по внесению изменений в перечни коррупционно-опасных функций и перечни должностей муниципальной службы администрации, замещение которых связано с коррупционными рисками;
- ежегодные доклады главе администрации о результатах проведения мониторинга.
Начальник управления гражданской обороны, |
А.Б. Немцов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 10 февраля 2017 г. N 611-п "Об утверждении Методики проведения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.