Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждено приказом
Министерства финансов
Республики Крым
от 20.12.2016 г. N 222
Порядок
осуществления внутреннего финансового контроля в Министерстве финансов Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регулирует организацию, планирование и проведение внутреннего финансового контроля, оформление и рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля, составления и представления отчётности о результатах внутреннего финансового контроля.
1.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с требованиями Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Республики Крым, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита Республики Крым внутреннего финансового контроля, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 550, с учётом положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утверждённых приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2016 N 356, а также настоящим Порядком.
1.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно Министром финансов Республики Крым (далее - Министерство), заместителями министра, иными должностными лицами структурных подразделений Министерства, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета Республики Крым, ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях Министерства (далее - Подразделения), исполняющих бюджетные полномочия.
1.5. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
- соблюдение установленным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативно правовыми актами, регулирующими бюджетное правоотношение, внутренних стандартов и процедур, составление и исполнение бюджета, составление бюджетной отчётности и ведение бюджетного учёта;
подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использовании бюджетных средств;
- управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур;
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов
Республики Крым, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путём принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
1.6. Должностные лица Подразделений, в рамках проведения внутреннего финансового контроля несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения бюджетных процедур и составляющие их операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры).
2. Предмет и формы внутреннего финансового контроля
2.1. Внутренний финансовый контроль предполагает осуществление следующих контрольных действий:
- проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения (визирование документа вышестоящим должностным лицом);
- сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учёта с данными первичных документов по расчётам с поставщиками и подрядчиками);
- сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
- иные контрольные действия.
2.2. Контрольные действия подразделяются на:
- визуальные контрольные действия, которые осуществляются путём изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур;
- автоматические контрольные действия, которые осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введённых сумм, автоматическая сверка данных).
- смешанные контрольные действия, которые выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.3. Контрольные действия осуществляются должностными лицами Подразделений в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих бюджетных процедур:
- подготовка документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета Республики Крым;
- составление и ведение кассового плана по доходам бюджета Республики Крым, расходам бюджета Республики Крым и источникам финансирования дефицита бюджета Республики Крым;
- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства, сводной бюджетной росписи бюджета Республики Крым;
- доведение показателей сводной бюджетной росписи бюджета Республики Крым до главных распорядителей средств бюджета Республики Крым;
- утверждение лимитов бюджетных обязательств главных распорядителей средств бюджета Республики Крым;
- составление, утверждение и ведение (исполнение) бюджетной сметы Министерства;
- принятие и исполнение бюджетных обязательств;
- осуществление начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет Республики Крым, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Республики Крым, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
- принятие решений о зачёте (об уточнении) платежей в бюджет Республики Крым (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации); *
- процедура ведения бюджетного учёта, в том числе принятия к учёту первичных учётных документов (составления сводных учётных документов), отражения информации, указанной в первичных учётных документах и регистрах бюджетного учёта, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
- составление и представление бюджетной отчётности Республики Крым в Совет министров Республики Крым;
- представление бюджетной отчётности об исполнении консолидированного бюджета Республики Крым;
- осуществление исполнения судебных актов по искам к Республике Крым о возмещении вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) государственных органов Республики Крым или их должностными лицами, в том числе в результате издания государственными органами Республики Крым актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счёт средств казны Республики Крым (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидированной ответственности главных распорядителей средств бюджета Республики Крым, судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счёт средств бюджета Республики Крым).
2.4. Способами проведения контрольных действий являются:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции;
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной операции (группы операций).
2.5. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля:
- самоконтроль, осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путём проведения проверки каждой выполняемой им операции па соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также путём оценки причин, негативно влияющих на совершение операции;
- контроль по уровню подчинённости, осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путём подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчинёнными должностными лицами, сплошным способом или путём проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом;
- смежный контроль, осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- контроль по уровню подведомственности, осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств сплошным и (или) выборочным способом этим главным администратором (администратором) бюджетных средств в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путём проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам, и путём сбора (запроса), анализа и оценки главным администратором (администратором) бюджетных средств информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
3. Организация внутреннего финансового контроля
3.1. Организация внутреннего финансового контроля предполагает формирование и утверждение порядка осуществления внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие:
- формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля;
- ведение, учёт и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
- составление и представление отчётности о результатах внутреннего финансового контроля.
3.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в Подразделениях путём проведения контрольных действий ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур в соответствии с утверждённой картой внутреннего финансового контроля.
3.3. Карты внутреннего финансового контроля составляются в Подразделениях, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
3.4. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным документом к проведению внутреннего финансового контроля, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, сроках и (или) периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля, смежного контроля и контроля по уровню подчинённости (подведомственности), периодичности, способа проведения контрольных действий, а также иных необходимых данных. Карта внутреннего финансового контроля должна охватывать все внутренние бюджетные процедуры, за результаты которых отвечает соответствующее Подразделение.
3.5. Перед составлением карты внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год каждым Подразделением, формируется перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее - Перечень), осуществляемых Подразделением, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях её включения в карту внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.
3.6. Оценка бюджетных рисков производится в соответствии с Методикой оценки бюджетных рисков согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции.
Операции с уровнем риска "средний", "высокий" и "очень высокий" включаются в план внутреннего финансового контроля.
Подразделение (должностные лица), ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, представляют в отдел финансового мониторинга и внутреннего контроля (далее - Отдел) информацию об оценке бюджетных рисков одновременно с Перечнем операций.
3.7. Перечень утверждается и подписывается руководителем Подразделения и направляется в Отдел, одновременно с картой внутреннего финансового контроля.
На основании представленных Перечней, Подразделения в срок до 15 декабря текущего финансового года формируют карты внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год по всем бюджетным процедурам.
3.8. Карта внутреннего финансового контроля заполняется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и утверждается руководителем Подразделения.
3.9 Карта внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год формируется и утверждается до 20 декабря текущего финансового года и предоставляется в Отдел.
Уточнение карт внутреннего финансового контроля проводится:
- при принятии решения руководителем (заместителем руководи геля) главного администратора (администратора) и получателя бюджетных средств о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
- в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур.
3.10. Руководители Подразделений осуществляют контроль за выполнением должностными лицами карты внутреннего финансового контроля.
4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля
4.1. Информация о результатах внутреннего финансового контроля отражается в Журнале учёта результатов внутреннего финансового контроля но форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчётности о результатах внутреннего финансового контроля.
4.3. Заполнение Журнала учёта результатов внутреннего финансового контроля осуществляется по мере совершения контрольных действий в хронологическом порядке, в соответствии с периодичностью, определённой Планом внутреннего финансового контроля.
4.4. Ведение Журнала учёта результатов внутреннего финансового контроля осуществляется Подразделениями, ответственными за результаты выполнения бюджетных процедур, в электронном виде.
4.5. Ежеквартально Журнал учёта результатов внутреннего финансового контроля распечатывается, подписывается руководителем Подразделения, подшивается в дело, сформированное в соответствии с инструкцией по делопроизводству Министерства, и хранится в течение срока установленного номенклатурой дел.
4.6. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля, Подразделения ежеквартально составляют отчёт о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчёт).
Отчёт о результатах внутреннего финансового контроля, включает информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению, составляется руководителем каждого структурного Подразделения.
4.7. Отчёт составляется на основе данных журналов внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку и представляется в Отдел до 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
4.8. Аналитическая информация о результатах внутреннего финансового контроля оформляется Отделом в виде служебной записки на имя министра, подписываемой руководителем Отдела и курирующим заместителем министра, не реже одного раза в квартал.
4.9. Министром в целях оценки эффективности осуществления внутреннего финансового контроля, по итогам рассмотрения аналитической информации принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
- обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- изменение карт внутреннего финансового контроля в целях снижения бюджетных рисков;
- актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
- изменение правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в части установления (уточнения) нормативов (критериев) в сфере регулирования процедур обоснования бюджетных ассигнований, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и управления активами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также актов, устанавливающих учетную политику;
- уточнение прав по формированию финансовых и первичных учётных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учёта;
- устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
- применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств, выражающейся в совершенствовании процедуры аттестации и использовании ее результатов при принятии кадровых решений, формировании и поддержании кадрового резерва, продвижении наиболее опытных и квалифицированных сотрудников, обеспечении соответствия распределения стимулирующих выплат результатам деятельности сотрудников, создании системы взаимозаменяемости сотрудников, а также введение механизмов кураторства и наставничества, закрепление (уточнение) распределения полномочий и ответственности за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, актуализацию должностных регламентов и инструкций, установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый контроль;
- установление требований к доведению до сотрудников главного администратора (администратора) бюджетных средств информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и выполнения мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.