Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждено приказом
Министерства финансов
Республики Крым
от 20.12.2016 г. N 222
Порядок
осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет особенности осуществления внутреннего финансового аудита за исполнением подразделениями Министерства финансов Республики Крым (далее - Министерство) функций главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета Республики Крым, главного администратора (администратора) доходов бюджета Республики Крым, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета Республики Крым.
1.2. Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с требованиями Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Республики Крым, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита Республики Крым внутреннего финансового аудита, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 550, Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2016 N 822. '.
1.3. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется отделом финансового мониторинга и внутреннего контроля (далее - Отдел).
1.4. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Министерством, являются структурные подразделения Министерства.
1.5. Целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надёжности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчётности и соответствия порядка ведения бюджетного учёта методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Республики Крым.
1.6. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных Министерством в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
1.7. Должностные лица Отдела при проведении, аудиторской проверки имеют право:
- запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной и письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и результатах проведения внутреннего финансового контроля;
- посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
1.8. Должностные лица Отдела обязаны:
- соблюдать требования бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов регулирующих бюджетные правоотношения;
- проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
- знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо, объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами, отчётами и заключениями).
1.9. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки проводятся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита.
Внеплановые аудиторские проверки проводятся на следующих основаниях:
- поступления обращений граждан и организаций;
- получения должностными лицами Отдела в ходе исполнения должностных обязанностей информации о признаках нарушений бюджетного законодательства, недостатках в сфере бюджетных правоотношений;
- поручения Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым;
- информации от органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым, регулирующих бюджетные правоотношения.
1.10. Аудиторские проверки подразделяются на:
- камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения Отдела на основании представленных по его запросу информации и материалов;
- выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
- комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения Отдела, так и по месту нахождения объекта аудита.
Запросы в письменной форме вручаются руководителю объекта аудита либо лицу, его замещающего, под роспись. Срок представления документов, материалов и информации указывается в запросе и исчисляется от даты получения такого запроса.
Запросы в устной форме адресуются должностным лицам объекта аудита в отношении предоставления документов, материалов и информации, сбор и предоставлении, которых не требует значительных временных затрат.
1.11. Проведение аудиторской проверки может осуществляться как одним должностным лицом (далее - аудитор), так и несколькими должностными лицами Отдела (далее - аудиторская группа). При проведении проверки аудиторской группой обязанности распределяются между её участникам руководителем аудиторской группы.
2. Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок
2.1. Основанием для проведения внутреннего финансового аудита является План внутреннего финансового аудита (далее - План).
2.2. План предоставляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.2. Периодичность составления Плана - годовая.
2.3. План на следующий финансовый год составляется Отделом в срок до 30 декабря текущего финансового года по форме согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку, рассматривается и визируется руководителем Отдела, рассматривается и визируется курирующим заместителем министра и утверждается министром.
2.4. Тема аудиторских проверок формируется исходя из следующих направлений аудита:
- аудит надёжности системы внутреннего финансового контроля;
- аудит достоверности бюджетной отчётности главного администратора (администратора) бюджетных средств и получателя бюджетных средств;
- аудит экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.5. Проверяемый период определяется руководителем Отдела и включает:
- период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчётного финансового года;
- период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;
- периоды отчётного финансового года.
2.6. Перед включением в План проверок, формируется перечень тем аудиторских проверок с целью надёжности системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств, а именно:
- объем бюджетных ассигнований, предусмотренный по направлению расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, либо объем поступлений в бюджет по доходному источнику, закреплённому за главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов Республики Крым, главным администратором источников, финансирования дефицита бюджета Республики Крым.
существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;
- период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки (в случае, если указанный период превышает 3 года, аудиторская проверка в отношении соответствующего направления включается в план в обязательном порядке);
- полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
- наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, принятых в течение проверяемого периода;
- опыт и квалификация сотрудников подразделений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета Республики Крым, главного администраторами (администратора) источников финансирования дефицита Республики Крым, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
2.7. Руководитель Отдела определяет значимость (вес) каждого критерия отбора, указанного в пункте 2.6. настоящего Порядка, и шкалу (форму) его оценки для определения значения приоритетности направления аудита, объекта аудита приведён в Приложении N 1.1 к Приложению N 1 к настоящему Порядку.
2.8. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, по форме приведенной в Приложении N 2 к настоящему Порядку.
2.9. В целях составления программы аудиторской проверки Отдел проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
- проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита;
2.10. Программа аудиторской проверки может содержать вопросы, вне зависимости от направления аудиторской проверки.
2.11. Внесение изменений в План аудита осуществляется посредством принятия приказа Министерства о внесении в него изменений.
Внесение изменений в План аудита осуществляется на основании мотивированного письменного обращения руководителя Отдела, направляемый министру с приложением проекта приказа Министерства о внесении изменений в план аудита.
3. Проведение аудиторских проверок
3.1. Аудиторская проверка назначается на основании приказа Министра, в котором указывается наименование объекта (объектов) аудиторской проверки, проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, персональный состав аудиторской группы (аудитор), срок проведения проверки, к приказу прилагается проект программы аудиторской проверки.
3.2. Срок проведения аудиторской проверки не может превышать 30 рабочих дней.
Аудиторская проверка может быть приостановлена, возобновлена, продлена на основании мотивированного обращения (служебной записки) руководителя Отдела министру о приостановлении, возобновлении или продлении проверки. На время приостановления проверки течение её срока прерывается.
3.3. Аудиторские проверки проводятся в соответствии с программой аудиторской проверки, которая утверждается министром.
3.4. В ходе аудиторской проверки исследуются следующие вопросы:
- надёжность внутреннего финансового контроля;
- эффективность внутреннего финансового контроля (качество выполнения внутренних бюджетных процедур);
- подтверждение достоверности бюджетной отчётности и составления порядка ведения бюджетного учёта и составления бюджетной отчётности методологии и стандартам бюджетного учёта и бюджетной отчётности, установленным
Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовки предложений объекту аудита по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
- другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учёта и составления бюджетной, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем Отдела.
3.5. Аудиторская проверка проводится путём выполнения:
- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников Министерства, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
- запроса, представляющего собой обращение к осведомлённым лицам в пределах или за пределами Министерства в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учёта;
- пересчёта, представляющего собой проверку точности арифметических расчётов, произведённых объектом аудита, либо субъектом внутреннего аудита;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от неё и (или) неправильно отражённых в бюджетном учёте операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
3.6. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация (документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки) должна содержать:
- документы, отражающие результаты подготовки аудиторской проверки, включая её программу;
- сведения о характере, сроках, объёме аудиторской проверки и о результатах её выполнения;
- сведения о выполнении планов внутреннего контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учётной документации, документов бюджетного учёта и бюджетной отчётности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам, и полученные от них сведения;
- копии финансово - хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
4. Оформление, реализация результатов аудиторских проверок и составление её отчётности
4.1. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы (аудитором) и направляется (вручается) им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
Акт составляется в двух экземплярах по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку, один экземпляр для объекта аудита, второй - для приобщения к материалам аудиторской проверки.
4.2. Акт состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Вводная часть акта аудиторской проверки должна содержать следующие
сведения:
- тему аудиторской проверки;
- место проведения, дату составления акта;
- должность и фамилии имена и отчества участников аудиторской группы, принимавших участие в проверке;
- проверяемый период;
- даты начала и окончания аудиторской проверки;
- сведения об объекте аудита:
- полное и краткое наименование;
- фамилия имя и отчество руководителя объекта аудита, период его работы в проверяемом периоде;
- сведения об устранении нарушений по результатам предыдущих проверок. Описательная часть акта должна содержать описание проведённой работы и выявленных нарушений по каждому вопросу аудиторской проверки.
Заключительная часть акта должна содержать обобщённую информацию о результатах аудиторской проверки.
4.3. Копии документов, являющиеся приложением к акту и подтверждающие выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения, должны быть заверены подписью руководителя объекта аудита, либо лица, его замещающего.
4.4. Акт в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается руководителю объекта аудита, либо лицу, его замещающего.
4.5. Объект аудита вправе представить письменные возражения на акт, в течение 5 рабочих дней со дня получения акта. Данные возражения являются неотъемлемой частью акта.
Возражения, представленные позднее установленного срока, Отделом не принимаются и не рассматриваются.
4.6. На основании акта аудиторской проверки составляется отчёт о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Порядку, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объекта аудита;
- выводы о степени надёжности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектом аудита бюджетной отчётности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учёта объектом аудита методологии и стандартам бюджетного учёта, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в план внутреннего контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Республики Крым.
4.7. Отчёт о результатах аудиторской проверки с приложением акта направляется министру. По результатам рассмотрения министр принимает решение о:
необходимости внесения изменений в существующие процессы осуществления внутренних бюджетных процедур, разработки плана устранения выявленных недостатков и нарушений в соответствии с рекомендациями аудиторов, и его реализации;
- недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным в допущении нарушений (недостатков) должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в соответствующий орган государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупции, нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность.
4.8. Данные из Отчёта о результатах аудиторской проверки, Акта аудиторской проверки и решения министра отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового аудита по форме согласно Приложение N 5 к настоящему Порядку.
4.9. На основе данных регистров (журналов) внутреннего финансового аудита Отдел, осуществляющий проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивает составление годового отчёта (далее - отчётность) о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита.
4.10. Отчётность отражает данные о результатах аудиторских проверок, которые группируются по проверенным объектам аудита, бюджетным процедурам, выявленным нарушениям и принятым мерам по устранению выявленных нарушений.
4.11. Отчётность представляется министру в срок до 20 февраля года, следующего за отчётным, по форме Приложения N 6 к настоящему Порядку.
4.12. Руководитель Отдела, осуществляющего проведение внутреннего финансового аудита, обеспечивает учёт и хранение данных отчётов о результатах внутреннего финансового аудита, регистров (журналов) внутреннего финансового аудита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.