Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Отчет
о состоянии здоровья населения города Севастополя, об итогах выполнения программ по улучшению здоровья населения, а также о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья населения
Деятельность здравоохранения города Севастополя в 2016 году была направлена на достижение цели повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению.
При поддержке Правительства и Законодательного Собрания города Севастополя в 2016 году была проделана серьезная работа по укреплению кадрового потенциала и совершенствованию материально-технической базы медицинских организаций, обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развитию первичной медико-санитарной помощи, службы родовспоможения и детства, повышению эффективности оказания специализированной, высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, организации лекарственного обеспечения льготных категорий населения, развитию информационных технологий в здравоохранении.
С начала 2016 года население города Севастополя выросло на 12436 человек и составило на 01 декабря 2016 года - 428 699 человек. Однако повышение численности населения было достигнуто в основном за счет процессов миграции, поскольку коэффициент рождаемости в городе Севастополе в 2016 году снизился на 5,26% по сравнению с 2015 годом и составил за 12 месяцев 2016 года -13,00 на 1000 населения (в 2015 году - 13,72). При этом коэффициент рождаемости в городе Севастополе сохраняется выше, чем в РФ - 12,9, в Южном Федеральном округе (ЮФО) - 12,4 республике Крым - 12,1.
Наряду с этим, в городе отмечается снижение показателя естественной убыли населения Севастополя на 28,5% (с минус 1,51 в 2015 году до минус 1,08 в 2016 году). По динамике снижения показателя естественной убыли населения Севастополь опережает темпы РФ, ЮФО. (Естественная убыль в ЮФО минус 1,0, Республике Крым - минус 3,).
Основным фактором снижения показателя естественной убыли населения стало снижение общей смертности в городе Севастополе.
Коэффициент общей смертности на 1000 населения за 12 месяцев составил 14,08 что на 7,54% меньше, чем в 2015 году - 15,23, но остается на 8,31% выше целевого показателя "Дорожной карты" на 2016 год (13,0). Аналогичный показатель в РФ за 12 месяцев составил 12,9, в Южном Федеральном округе (ЮФО) - 13,5, республике Крым - 15,2.
В трудоспособном возрасте за 12 месяцев 2016 года умерли 20,31% (1190 из 5859 умерших). Показатель смертности на 100 тыс. населения трудоспособного возраста в сравнении с 2015 годом снизился на 8,36% и составил - 503,02 (2015 г. - 548,88).
13,57% от всех умерших вошедших в статистику не являлись жителями города. При этом 43,90% умерших этой группы были в трудоспособном возрасте. Если бы при расчете учитывалось только население города Севастополя, то показатель смертности (без учета "не резидентов") составил бы - 12,1 на 1000 территориального населения.
Показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми в 2016 году составил 4,77, что ниже на 2,25% аналогичного показателя за 2015 год (4,88). И на 10,5% ниже целевого показателя "Дорожной карты" на 2016 год (5,33). Показатель младенческой смертности в РФ равен 6,0; ЮФО - 5,6, республике Крым - 5,1.
Среди причин младенческой смертности в 2016 году лидируют состояния перинатального периода, показатель составил 27,2 (на 10 000 родившихся живыми) и пороки развития - 12,7.
За 12 месяцев 2016 года вырос на 11,11% показатель детской смертности составил 0,30 на 10 000 детей (за 2015 г составлял 0,27). Анализ роста показателя детской смертности на 65% произошел за счет смертей детей от внешних причин: 1 случай - утопление; 2 случая отравление угарным газом при пожаре; 6 случаев смертей в результате ДТП; 3 случая смерти в результате непреднамеренного падения с высоты; 1 случай отравления неизвестным химическим веществом (ребенок гражданин и житель Украины). Имело место 3 случая детской смертности от злокачественных новообразований (в том числе один ребенок гражданин Украины не состоящий ранее на учете в МО Севастополя), и 2 случая от грубых врожденных пороков развития.
В 2016 году удалось не допустить ни одного случая материнской смертности. Целевой показатель "Дорожной карты" на 2016 год (20,8).
Анализ структуры смертности населения города Севастополя в 2016 году показал, что на первом месте среди причин смертности - болезни системы кровообращения (БСК) - 59,9% от всех умерших. Показатель смертности на 100 тыс. населения в сравнении с 2015 годом (2015 г. - 887,69) снизился на 4,90% и составил - 844,15, что на 16,9% выше целевого показателя "Дорожной карты" на 2016 год (721,7). Аналогичный показатель за 12 мес. в РФ был равен 614,1; ЮФО - 659,6; республике Крым - 945,1. Удалось на 7,7% снизить показатель смертности от болезней системы кровообращения среди лиц трудоспособного возраста (с 194,52 на 100 тыс. населения в 2015 году до 179,65 в 2016 году). Таким образом, высокий показатель смертности от БСК объясняется возрастной структурой умерших, среди которых основной процент составили лица пожилого возраста, старше 70 лет, с преобладанием осложненных нарушений и сопутствующей тяжелой патологией (в том числе имеющих в анамнезе ОИМ, ОНМК). 12,13% умерших от БСК были "не резидентами".
Второе место среди причин смертности заняли новообразования (НО) (17,07% от всех умерших). Показатель смертности от НО снизился на 13,83% и составил 240,36 на 100 тыс. населения (в 2015 году - 278,93). Что на 1,17% ниже целевого показателя "Дорожной карты" на 2016 год (243,2). В сравнении с 2015 годом показатель смертности от ЗНО снизился на 14,06% (с 277,17 до 238,20). Для сравнения: показатель смертности за 12 мес. от новообразований в РФ был равен 201,6 (от ЗНО - 198,9); ЮФО - 200,0 (от ЗНО - 197,6); республике Крым - 227,6 (от ЗНО - 225,4). Доля умерших в трудоспособном возрасте от всех умерших от НО составила - 16,20%, что ниже на 16,90%, чем в 2015 году.
Третье место в структуре общей смертности по Севастополю - в 2016 году занимают болезни органов пищеварения Показатель смертности от заболеваний органов пищеварения на 100 тысяч населения равен 92,06 что на 6,13% ниже, чем в 2015 году (98,08). Показатель смертности от болезней органов пищеварения за 12 мес. в РФ был равен 66,3; ЮФО - 66,4; республике Крым - 81,3.
Доля умерших в трудоспособном возрасте от заболеваний органов пищеварения составила 38,64%, что на 8,6% ниже чем в 2015 году. Основная доля среди смертей от заболеваний пищеварения принадлежит случаям смерти в результате терминальных стадий цирроза и фиброза печени 54,30%, практически все они алкогольной и/или вирусной этиологии. Из умерших 15,93% - "не резидентов" основная часть которых была в трудоспособном возрасте (65,57%).
В 2016 году на 9,63% снизился показатель смертности от болезней органов дыхания (с 30,85 в 2015 г до 27,88 на 100 тысяч населения в 2016 году). Аналогичный показатель за 12 мес. в РФ был равен 47,1; ЮФО - 35,2; республике Крым - 34,0.
На 23,62% снизился показатель смертности от пневмонии (с 17,31 в 2015 году до 13,22 на 100 тысяч населения в 2016 году).
На 7,92% снизился показатель смертности от инфекционных заболеваний (с 32,11 в 2015 году до 29,56 на 100 тысяч населения в 2016 году). Показатель смерти от инфекционных заболеваний за 12 мес. в РФ был равен 22,3; ЮФО - 21,4; республике Крым - 36,3.
91,06% от всех умерших от инфекционных заболеваний приходится на ВИЧ и туберкулез.
На 8,97% снизился показатель смертности от ВИЧ инфекции (с 15,05 в 2015 году до 13,70 на 100 тысяч населения в 2016 году). Доля умерших в трудоспособном возрасте от ВИЧ 96,49%. Не резиденты среди всех умерших от ВИЧ составили 24,56%.
Предварительный расчет показал увеличение на 12,14% показателя смертности от туберкулеза (с 11,79 в 2015 году до 13,22 на 100 тысяч населения в 2016 году). При проведении углубленного, комиссионного анализа по каждой смерти, выявлены дефекты установления и кодирования причины смерти с использованием предварительных свидетельств о смерти взамен окончательных.
Севастопольстатом принято решение об уточнении показателя смертности по итогам 2016 года, в настоящее время высчитан фактический показатель смертности от туберкулеза, который составляет - 11,1 на 100 тысяч населения в 2016 году, что на 8,3% ниже целевого показателя "Дорожной карты" (12.1). Аналогичный показатель за 12 мес. в РФ был равен 7,5; ЮФО - 10,5; республике Крым - 14,5.
Тревожная ситуация сохраняется в отношении показателя смертности от транспортных несчастных случаев. В 2016 году в Севастополе показатель смертности по этой причине составляет 18,27 на 100 тысяч населения (2015 год - 13,04 на 100 тысяч населения). Показатель смертности от ДТП - 16,83 на 100 тысяч населения, в 2015 г - 13,04. Доля умерших в трудоспособном возрасте от ДТП среди всех умерших от ДТП составила - 62,%6%.Показатель за 12 мес. в РФ от всех видов транспортных несчастных случаев (ТНС) - 14,7 в том числе от ДТП - 10,8; ЮФО - от ТНС - 16,3 из них от ДТП - 12,7; республике Крым от ТНС - 19,1 из них от ДТП - 17,3.
В 2016 году в структуру отрасли входили 22 медицинских организации, 1 образовательное учреждение, 1 ГУП и 1 медицинский склад резерва. Медицинская помощь населению оказывалась в 13 круглосуточных стационарах, 16 взрослых поликлиниках, 11 детских поликлиниках, 12 фельдшерско-акушерских пунктах, 2 сельских амбулаториях, а также в дневных стационарах 13-ти медицинских организаций.
В рамках оказания первичной медико-санитарной помощи поликлиниками города выполнено порядка 2,432 миллионов посещений пациентов (что больше на 9%, чем в прошлом году 2,232 млн.). С профилактической целью выполнено 904 тысячи посещений (37,2%), а по заболеванию 1,75 млн. посещений (71,96%).
Из общего количества посещений 74% (1,801 млн) в рамках ОМС. План по посещениям ОМС выполнен на 55% (1 801 463 законченных случая) (из них по профилактике план перевыполнен и составил 107% (1 207 437 законченных случая), а по заболеваниям выполнен на 28% - 194 342 законченных случая).
В результате активизации лечебно-профилактической работы среди населения, удалось снизить общий показатель заболеваемости. Всего в 2016 году зарегистрировано 546 416 заболеваний, общий показатель заболеваемости на 100000 населения города Севастополя составил - 131267,0, что ниже на 8,5% показателя 2015 года (143445,8) и на 18% ниже показателя по РФ (160207,8).
За счет активного выявления в результате диспансеризации и постановки на учет пациентов ранее не состоявших под диспансерным наблюдением в 2016 году показатель первичной заболеваемости зарегистрирован на 0,8% выше уровня 2015 года (51926,3).
Из зарегистрированных в 2016 году впервые в жизни установлен диагноз в 217916 случаев заболеваний показатель составляет 52350,6 на 100000 населения.
Основой профилактики является диспансеризация. Диспансеризацию прошли 16 835 человек взрослого населения (5247 мужчин и 11588 женщин), что составляет 29,1% от утвержденного плана. В результате проведения диспансеризации выявлено 19936 заболеваний, из них выявлено впервые - 5542. В результате диспансеризации выявлено 357 новообразований, 972 случаев сахарного диабета, 8 случаев туберкулёза, 288 случаев астмы и патологии бронхолегочной системы, 406 случаев язвы желудка и ДПК.
В 2016 году благодаря активизации профилактических мероприятий, организации работы первичных онкологических кабинетов в поликлиниках, закреплению кураторов-онкологов за медицинскими организациями на 12,5% увеличился показатель выявляемости злокачественных новообразований на ранних стадиях онкологического процесса (I-II стадия), в прошедшем году он составил 54,4%, что на 5% превышает среднероссийский показатель.
В декабре 2016 года поликлиника N 2 ГБУЗС "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" и ГБУЗС "Детская поликлиника N 2" включены в проект "Бережливое здравоохранение", цель которого повысить доступность оказания медицинской помощи пациентам не за счет дополнительных материальных вложений, а за счет оптимизации процессов работы подразделений поликлиник. Реализация данного проекта осуществляется при активной поддержке Министерства здравоохранения РФ и Правительства Севастополя.
Основными направлениями реализации проекта стали пять приоритетных направления деятельности в поликлиниках.
1. оптимизация работы регистратуры
2. оптимизация проведения диспансеризации и профосмотров
3. оптимизация работы участковых врачей, врачей специалистов и медицинских сестер
4. оптимизация процесса лабораторной диагностики и забора анализов
5. оптимизация потоков пациентов.
В кабинетах неотложной помощи в поликлиниках города Севастополя принято более 35 000 пациентов, что на 42% больше, чем в 2015 году. Передача неотложных вызовов для обслуживания в поликлиники позволило в 2016 году сократить на 4 218 случаев (3,5%) число непрофильных выездов скорой медицинской помощи с 119 930 до 115 712. Приобретение в 2016 году медицинскими организациями 12 автомобилей для участковой службы позволило ускорить обслуживание на дому неотложных вызовов и маломобильных групп пациентов.
Приобретение для участковой службы передвижного мобильного комплекса лучевой диагностики (флюорограф и маммограф), двух флюорографических цифровых аппаратов, маммографа, рентгенологического аппарата, аппаратов УЗИ и эндоскопического оборудования позволит улучшить качество диагностики, раннее выявления заболеваний, сократить время ожидания диагностических исследований при проведении диспансеризации населения, в том числе жителям территориально удаленных сельских поселений.
Первичную медицинскую помощь сельским жителям оказывают три медицинские организации ГБУЗС "Городская больница N 6", ГБУЗС "Городская больница N 4" и ГБУЗС "Севастопольская городская больница N 9", в составе которых функционируют 12 фельдшерско-акушерских пунктов, один филиал поликлиники и две сельских врачебных амбулатории.
Для улучшения доступности первичной медицинской помощи на базе указанных учреждений организованы и работают 2 выездные врачебные бригады. Выезд бригад осуществляется согласно утвержденному графику. За 2016 год осмотрено 4038 пациентов, в том числе 164 ветерана Великой Отечественной войны, проведено 2517 исследований и 1979 манипуляций.
С 1 марта 2016 года в сельской местности начал работу мобильный флюорограф.
В целях приближения медицинской помощи для жителей отдаленных районов построены фельдшерско-акушерские пункты в с. Вишневое, с. Дальнее (ГБУЗС "Городская больница N 4), с. Тыловое, с. Хмельницкое, 3-е отделение Золотой Балки (ГБУЗС "Севастопольская городская больница N 9), которые будут введены в эксплуатацию во II квартале 2017 года, это позволит значительно улучшить доступность и качество медицинской помощи сельским жителям.
В населенных пунктах с. Камыши и с. Поворотное (с численностью населения менее 100 человек) организованы 2 домовых хозяйства, уполномоченные прошли специальное обучение в специализированном учреждении по теме "Приемы оказания первой помощи лицам при внезапных, опасных для жизни острых заболеваниях, травмах, отравлениях". Домовые хозяйства обеспечены памятками о порядке взаимодействия с медицинскими организациями, укладками для доврачебной помощи.
Кроме этого, начата организация работы 5 домовых хозяйств в с. Ново-Бобровка, с. Озерное, с. Росошанка, с. Резервное, с. Подгорное. Уполномоченным указанных домовых хозяйств организовано обучение на базе СГБУ ПО "Севастопольский медицинский колледж им. Жени Дерюгиной".
Одним из приоритетных направлений в деятельности отрасли здравоохранения является оказание медицинской помощи ветеранам Великой Отечественной войны (далее - ВОВ). В 2016 году прошли диспансеризацию и профилактические осмотры 2 618 ветеранов ВОВ и приравненных к ним категорий граждан, из них осмотрено на дому - 994 человек. Медицинскую помощь в амбулаторных условиях получили 2955 ветеранов, в том числе на дому - 1553 человек. Обеспечены слухопротезированием 92 ветерана, санаторно-курортное лечение прошли 242 ветерана ВОВ. В 2016 года пролечено в стационаре 1459 ветеранов ВОВ. В 2016 году 53 ветеранам ВОВ проведена имплантация хрусталиков и 293 ветеранам проведено бесплатное зубопротезирование (на 44 чел. больше чем в 2015).
Особое внимание в 2016 году уделялось вопросам охраны здоровья матери и ребенка. Численность детского населения в городе Севастополе составляет 72 723 человек.
Профилактическими медицинскими осмотрами в 2016 году охвачено 47 203 ребенка, что составляет 68,16% от годового плана. В 2016 году прошли диспансеризацию 68 детей, пребывающих в стационарных учреждениях для детей-сирот (88,31% от плана) и 541 детей-сирот, принятых под опеку (96,12% от плана).
В результате профилактической работы впервые за 5 лет удалось на 3% снизить первичную заболеваемость детского населения. В структуре заболеваемости детей 1 место традиционно занимают болезни органов дыхания, на 2 месте травмы, далее следуют заболевания глаз и ЛОР органов, а также инфекционные болезни.
С июня 2016 года впервые в Севастополе в ГБУЗС "Городская больница N 5 - Центр охраны здоровья матери и ребенка" введен новый алгоритм раннего пренатального скрининга, это дает возможность диагностировать врожденные пороки и хромосомные аномалии у плодов на ранних сроках беременности. Доля обследованных беременных женщин в первом триместре беременности по алгоритму комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка от числа поставленных на учет в первый триместр беременности в городе Севастополе составляет 94,75%.
Охват неонатальным скринингом (доля новорожденных, обследованных на врожденные и наследственные заболевания, от общего числа родившихся живыми) - 99,4%, охват аудиологическим скринингом (доля детей первого года жизни, обследованных на аудиологический скрининг, от общего числа детей первого года жизни) - 98,4%. В 2016 году выявлено 65 врожденных пороков развития, выявлено 7 детей с нарушением слуха, 4-м детям была проведена кохлеарная имплантация.
В 2016 году проведено 84 процедуры ЭКО. Известно о 28 случаях наступления беременности по данным УЗИ. В 2016 году после ЭКО родилось 6 детей. В 2017 году запланировано 150 случаев ЭКО по ОМС.
За 12 месяцев 2016 года в ГБУЗС "Детский центр медицинской реабилитации" и "Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики" медицинской реабилитацией охвачено 632 ребенка, в том числе 36 детей-инвалидов с патологией ЦНС, периферической нервной системы, с врожденной ортопедической патологией, с бронхолегочной патологией, с острыми травмами. Дети до 3-х лет проходят реабилитацию ГБУЗС "Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики". Поступило всего 353 ребенка, из них 29 детей-инвалидов.
Департаментом здравоохранения города Севастополя организовано взаимодействие с Санаторием им. Н.К. Крупской (Крым), на базе которого в 2016 году медицинскую реабилитацию по профилю неврология и ортопедия прошло 100 детей из Севастополя (53 ребенка - по профилю травматология и ортопедия, 47 детей - с поражением нервной системы), из них 31 ребенок-инвалид. 13 детей-инвалидов получили реабилитацию в Федеральном государственном бюджетное учреждении Российский реабилитационный центр "ДЕТСТВО".
Региональный сегмент Федерального регистра больных редкими (орфанными) заболеваниями по городу Севастополю сегодня насчитывает 36 пациентов, 16 из которых составляют пациенты в возрасте до 18 лет.
Все дети в полном объеме обеспечиваются лекарствами и иными изделиями медицинского назначения в соответствии с назначениями врачей и со стандартами лечения. В 2016 году высокотехнологичная медицинская помощь в Федеральных центрах РФ была оказана 55 детям-инвалидам.
В 2016 году в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования объемы медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара выполнены на 97% (61 235 законченный случай). В дневном стационаре на 93% (19 563 законченных случая). Объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи выполнены на 86% (1 199 законченных случая).
В течении года проводилась оптимизация деятельности стационарной службы. Неэффективно работающий коечный фонд (порядка 5%) круглосуточного пребывания был замещен койками дневного стационара (количество коек круглосуточного пребывания в 2016 г. - 2 560, в 2015 г. - 2 706, коек дневного стационара в 2016 г - 641, в 2015 г - 633). И если, в целом количество пациентов, пролеченных на круглосуточной койке снижено на 7% (в 2016 году было пролечено 74 787 пациента, в том числе 33 290 (44,5%) по экстренным показаниям), то расширение стационарзамещающих видов медицинской помощи, помогло не только оптимизировать финансовые затраты, но и на 70% (в 2 раза) увеличить количество пациентов, которым была оказана помощь в условиях дневного пребывания. В дневных стационарах прошли лечение 20 652 пациента (в 2015 г - 12077).
В рамках совершенствования специализированной медицинской помощи улучшено качество оказанной помощи пациентам при остром коронарном синдроме: в 2016 году проведено 165 тромболизисов, в том числе 105 на догоспитальном этапе и 60 в стационаре, что на 12% больше, чем в 2015 (147 тромболизисов), доля догоспитального тромболизиса увеличилась на 47,8% (с 69 до 105 случаев). Кроме того, было выполнено 109 ангиопластик.
За отчетный период проведено 87 госпитальных тромболизисов пациентам с острым нарушением мозгового кровообращения, что 65 больше, чем в 2015 (рост в 3 раза).
Улучшились показатели работы хирургической службы. В 2016 году выполнено 26 031 операций (2015 г - 24335), хирургическая активность выросла на 7%.
Количество пациентов, которым оказана высокотехнологичная медицинская помощь в 2016 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 67,27% (в 2016 году получили ВМП - 2509 пациентов, в 2015 году - 1500). Увеличилось в 2,3 раза количество пациентов, получивших ВМП в медицинских организациях г. Севастополя (в 2016 году их число составило 1386 пациентов, в 2015 - 604).
Общее количество выданных направлений на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП) в 2016 году составило 3102. Из них 1400 - ВМП 1 раздел, 187 - ВМП 2 раздел за счет средств бюджета города Севастополя, 1515 - ВМП 2 раздел за счет средств федерального бюджета.
Из общего количества получивших ВМП по разделу 2 за счет средств федерального бюджета было пролечено 906 пациентов (110% выполнения плана), за счет средств ОМС 1199 пациентов (86% выполнения плана), из средств бюджета города Севастополя по 2-му разделу 187 пациентов (44% выполнения плана).
В 2016 году произошли изменения в работе службы скорой медицинской помощи, направленные в первую очередь на повышение доступности и качества медицинской помощи населению города Севастополя: организована выездная специализированная бригада анестезиологии и реанимации, приобретено электрокардиографическое оборудование с возможностью передачи ЭКГ на расстоянии, внедрён программный комплекс АСУ "Скорая помощь" по приему и передаче вызовов, выездные бригады и подстанции СМП обеспечены цифровой транкинговой радиосвязью;
В апреле 2016 года открыта первая в России новая модульная подстанция N 4 на Северной стороне. Получено 22 новых автомобиля скорой медицинской помощи.
В 2016 году было принято на работу по программе привлечения медицинских кадров 2 врача-реаниматолога и 4 фельдшера СМП, обучено 25 медицинских сестер по программе второго образования по специальности "лечебное дело". В результате показатель укомплектованности врачебных ставок вырос на 48%, фельдшерских - на 26%, среднесуточное количество бригад увеличилось с 22 до 27,5.
В результате в 2016 году число обслуженных вызовов увеличилось на 1196 (с 121288 в 2015 году до 122484 в 2016 году). При этом увеличилось число случаев оказания экстренной помощи при жизнеугрожающих состояниях: на 24% - при ОНМК (с 2393 вызовов в 2015 году до 2968 вызовов в 2016 году), на 22,6% выросло число обслуженных вызовов при ДТП (с 725 в 2015 году до 889в 2016 году), при ОКС с выполнением догоспитального тромболизиса - на 66,6% (с 63 в 2015 году до 105 в 2016 году). Доля выездов бригад скорой медицинской помощи на вызовы со временем доезда до больного менее 20 минут составила в 2016 году - 88,5% (что остается пока ниже целевого значения дорожной карты - 99,0).
В 2016 году для обеспечения здравоохранения населения города Севастополя предусмотрено 4,46 млрд. руб.
По состоянию на 31.12.2016 общий объем финансирования по Департаменту здравоохранения города Севастополя на 2016 год составил 4 370 684,0 (четыре миллиарда триста семьдесят миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи) тыс. руб. Освоение средств в целом составило 4 033 356,3 тыс. руб. (93%).
На 2016 год на льготное лекарственное обеспечение за счет средств субъекта было предусмотрено 390,0 млн. руб., (в том числе 38,900 млн. руб. на осуществление услуги по транспортировке, хранению и выдаче), заключены договора на лекарственные препараты в размере 351, 100 млн. руб. Остаток лекарственных препаратов на 29.12.2016 года составлял 194 международных непатентованных наименования (далее - МНН) на сумму 186,283 млн. (заявка на 2017 год - 330 МНН) для обеспечения 29 872 региональных льготников. Освоение средств по закупке лекарственных препаратов на 31.12.2016 составило 379 158 770,3 тыс. руб. (96% от запланированной суммы).
В 2016 году в рамках финансирования по федеральной льготе для обеспечения отдельных категорий граждан социальными услугами по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов по рецептам было предусмотрено 195,117 млн. руб., заключены договора на лекарственные препараты на сумму 177,000 млн. руб. Остаток лекарственных препаратов на 29.12.2016 составлял 227 международных непатентованных наименования на сумму 167 883 млн. руб. (заявка на 2017 год - 232 МНН).
Количество лиц, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами в 2016 году (на 30.12.2016) составлял: по федеральной льготе - 14 295 человек; по региональной льготе - 29 872 человек.
В 2016 году отпущено лекарственных препаратов на сумму 597408,2 тыс. руб. в количестве 149796 рецептов. Стоимость 1 рецепта по региональной льготе составила - 2740 руб., по федеральной льготе - 3880 рублей, по 7 ВЗН - 83058 рублей.
В рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2016 год предусмотрено субсидий на выполнение государственного задания медицинским учреждениям (услуг, не включенных в программу обязательного медицинского страхования) в сумме 1 094 095,3 тыс. руб., освоено 1024244,7 тыс. руб. (96%).
Особое внимание в деятельности отрасли здравоохранения города Севастополя в 2016 году уделялось вопросам реализации мероприятий федеральных и государственных программ по вопросам стратегического развития в здравоохранении:
1. Программа модернизации здравоохранения Севастополя на 2014 - 2015 годы (продлена до 31.12.2016);
2. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие республики Крым и города Севастополя на период 2015 - 2020 годы";
3. Государственная программа "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 - 2020 годы".
Постановлением Правительства Севастополя от 18 января 2017 г. N 13-ПП постановление от 25 мая 2015 г. N 434-ПП признано утратившим силу
В реализации программы модернизации здравоохранения Севастополя принимали участие 18 медицинских организаций. Общий объем финансового обеспечения Программы модернизации составляет 929 333,9 тыс. руб., в том числе 882 867,2 тыс. руб. - средства федерального бюджета и 46 466,7 тыс. руб. - средства бюджета г. Севастополя.
В рамках программы модернизации профинансированы мероприятия:
- по укреплению материально-технической базы в объеме - 833 755,00 тыс. руб. Из них на приобретение медицинского оборудования выделено 599 712,42 тыс. руб., на проведение текущего ремонта - 45 963,81 тыс. руб., на капитальный ремонт - 188 078,77 тыс. руб.;
- по внедрению современных информационных систем в здравоохранения г. Севастополя в объеме 95 578,9 тыс. руб., в том числе из средств федерального бюджета 90 800,0 тыс. руб. бюджета г. Севастополя 4 778,9 тыс. руб.:
- 31 859,60 тыс. руб. в 2014 году;
- 63 719,30 тыс. руб. в 2015 году.
В 2014 - 2015 гг. были заключены государственные контракты на сумму 95 578,90 тыс. руб. (100% от общей суммы).
По программе модернизации здравоохранения был запланирован капитальный ремонт в 16-ти медицинских организациях и текущий ремонт в 15-ти медицинских организациях. По состоянию на 01.01.2017 года все капитальные и текущие ремонты выполнены в полном объеме.
По программе модернизации запланировано приобретение 1069 единиц медицинского оборудования для поставки его в 14 медицинских учреждений. По состоянию на 01.01.2017 года закуплено, введено в эксплуатацию 1068 единиц медицинского оборудования и активно используется в лечебно-диагностическом процессе. Аппарат МРТ ГБУЗС "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" будет введен в эксплуатацию после окончания подготовки помещения в феврале 2017 года.
По программе модернизации на внедрение современных информационных систем в здравоохранение использовано 84572,4 тыс. руб., в том числе из средств федерального бюджета 80 240,15 тыс. руб., бюджета г. Севастополя 4 332,25 тыс. руб. В ходе реализации программы были приобретены автоматизированные рабочие места для медицинского персонала, создана единая ведомственная сеть передачи данных, система телемедицинских центров, внедрены программные продукты и модули медицинской информационной системы.
Учитывая износ большинства капитальных строений 80-90% (их средний возраст 70 лет), несоответствие санитарным и строительным нормам и правилам по пространственным и инженерным характеристикам основной части помещений медицинских организаций, важным направлением технической модернизации здравоохранения стало строительство новых объектов в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие республики Крым и г. Севастополя до 2020 года".
Всего в рамках ФЦП предусмотрено проектирование и строительство 7 объектов здравоохранения: Севастопольская больница скорой медицинской помощи мощностью 393 койки с консультативной поликлиникой на 400 посещений в смену, многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера на 150 коек и 5-ти модульных врачебных амбулаторий в с. Орлиное, с. Терновка, с. Верхнесадовое, пос. Солнечный, с. Осипенко. Заказчиком является Департамент капитального строительства города Севастополя.
В 2016 году в рамках выделенных субсидий из федерального бюджета в размере 2,5 млн. руб. были выполнены проектно-изыскательские работы по созданию 5 врачебных амбулаторий, документация направлена на госэкспертизу. В декабре 2016 года ГКУ "Капитальное строительство" заключены контракты на строительно-монтажные работы Севастопольской больницы скорой медицинской помощи, и пяти сельских врачебных амбулаторий, а также проектирование Севастопольской инфекционной больницы мощностью 200 коек.
В рамках реализации Государственной программы "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 - 2020 год" плановый объем финансирования в 2016 году составил 918 222,6 тыс. руб. Освоение средств в целом составило 747 405,3 тыс. руб. (81,4%).
Данные средства были направлены на:
- пособия, компенсации и иные социальные выплаты - 320,3 тыс. руб.;
- укрепление материально-технической базы медицинских организаций - 76695,96 тыс. руб.;
- проведение капитальных ремонтов и разработку ПСД - 79028,5 тыс. руб.;
- повышение кадрового потенциала - 34875,00 тыс. руб.;
- информатизацию и обеспечение защиты информационных сетей, работы ГЛОНАСС - 6 083,0 тыс. руб.;
- обеспечение системами комплексной безопасности 42 783,8 тыс. руб.;
- лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан 4 660,3 тыс. руб.;
- оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС - 17 744,6 тыс. руб.;
Выделение межбюджетных трансфертов бюджету города Севастополя в сумме - 585 522,1 тыс. руб., освоение составило - 460017,2 тыс. руб. (78,5% от запланированных средств), в том числе:
- на лекарственное обеспечение и закупку лекарственных препаратов (федеральная льгота) - 305 538,3 тыс. руб., освоение средств составило 251943,4 тыс. руб. (83% от запланированных средств). Остаток денежных средств - экономия по результатам проведения процедур согласно 44-ФЗ;
- на реализацию мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения - 166 303,0 тыс. руб., освоение средств составило 156 360,63 тыс. руб. (93% от запланированных средств). Данные средства направлены на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, капитальный ремонт объектов медицинских учреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранение;
- межбюджетный трансферт на компенсацию расходов, связанных с оказанием медицинскими организациями, гражданам Украины и лицам без гражданства медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок - 73 067,6 тыс. руб. Освоение средств 11 365,9 тыс. руб. (15,54% от запланированных средств).
При этом, относительно низкое освоение бюджетных средств в 2016 году обусловлено тем, что не все медицинские организации вникли с начала 2016 года в суть необходимых мероприятий, возникли сложности с оформлением земельных участков, также были допущены неточности на стадии планирования бюджета на 2016 год, в связи с чем возникла необходимость вносить изменения в действующие государственные программы. В связи с этим, с 2017 года введен механизм текущего ежемесячного финансового контроля за расходованием средств подведомственных учреждений из всех источников финансирования.
В 2016 году в рамках мероприятий в сфере обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения было реализовано мероприятий по комплексному дооборудованию объектов здравоохранения и повышению доступности услуг на сумму 380,00 тыс. руб. В ГБУЗС "Городская больница N 5 - "Центр охраны здоровья матери и ребенка" выполнено устройство пандуса на центральном входе, устройство пандуса на входе в приемный покой в Родильном доме N 1 по адресу ул. Гагарина, 17В. В 2017 году формирование безбарьерной среды для инвалидов в медицинских организациях будет продолжено.
В настоящее время главной проблемой, препятствующей получению лицензии на осуществление медицинской деятельности медицинскими организациями, подведомственными Департаменту здравоохранения города Севастополя, сохраняется несоответствие зданий, строений и помещений медицинских организаций требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и СП 158.13330.2014. "Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования".
В настоящее время требует капитального ремонта 81% от общего количества площадей медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя. В ходе проведения капитальных и текущих ремонтов в 2014 - 2016 году было отремонтировано 23,5 тыс. кв. м., что составляет порядка 13,85% от подлежащих ремонту площадей.
Вместе с тем, большинство помещений требуют увеличения их площадей в 1,5 - 2 раза, значительная часть инженерных систем отсутствует или выведена из строя (вентиляция, теплоснабжение, сигнальные системы и др.). Кроме того, имеется дефицит площадей для оказания первичной медико-санитарной и специализированной помощи.
В бюджете 2017 года предусмотрены средства для укрепления материально-технической базы медицинских организаций в сумме 649,6 млн. руб.
Данные проблемы не могут быть решены в ходе проводимых капитальных и текущих ремонтов и требуют строительства новых медицинских объектов и капитальной реконструкции не признанных аварийными существующих строений и соответствующего финансирования.
Приоритетное внимание в 2016 году уделялось выполнению Указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 Департамент здравоохранения города Севастополя должен обеспечить достижение целевых показателей заработной платы по отношению к среднему доходу от трудовой деятельности по региону. Согласно Постановлению Правительства Севастополя от 14.12.2016 N 1192-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Севастополя на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" было определено значение показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности в 2016 году в размере - 21 000 рублей. Фактические значения данных показателей в 2016 году составили:
по врачам 178,7% (37531 рублей - без руководителей) при целевом показателе - 159,6%;
по среднему медицинскому персоналу - 107,9% (22674 рублей) при целевом показателе - 86,3%;
- по младшему медицинскому персоналу - 61,0% (12809,0 рублей) при целевом показателе - 70,5%.
В городе Севастополе в отрасли здравоохранения в 2016 году показатели заработной платы по отношению к среднему доходу от трудовой деятельности по региону достигнуты по категориям "врачи" и "средний медицинский персонал".
В настоящее время Департаментом здравоохранения города Севастополя разрабатывается примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения. Ведется активная работа по переводу работников на "эффективные контракты".
Одним из важнейших направлений деятельности в 2016 году является обеспечение отрасли здравоохранения медицинскими кадрами.
Штатная численность врачебных должностей составляет 2206 единиц, физических лиц 1444, укомплектованность ставок физическими лицами составляет 65,5%. Укомплектованность врачами на 10 000 населения составляет 33,7. В амбулаторно-поликлиническом звене укомплектованность врачами составляет 62,6%, в стационаре 68,2%.
Штатная численность средних медработников - 4399,5 единиц, физических лиц 3074, укомплектованность ставок физическими лицами составляет 69,9%. Укомплектованность средним медицинским персоналом на 10 000 населения - 71,9. В амбулаторно-поликлиническом звене укомплектованность средним медицинским персоналом составляет 65,4%, в стационаре 75,7%.
Основными причинами оттока кадров из медицинских организаций являются смена стандартов оказания медицинской помощи, качественно иной подход к организации работы медицинских учреждений, новые требования к уровню квалификации медицинского персонала, связанные с переходом в правовое пространство Российской Федерации.
Основными проблемами по привлечению медицинского персонала для работы в государственных медицинских организациях города Севастополя остаются: отсутствие ведомственного жилищного фонда, высокая средняя стоимость покупки и аренды жилых помещений.
В связи с этим, Постановлением Правительства Севастополя от 20.05.2016 г. N 474-ПП утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу из других субъектов Российской Федерации в медицинские организации, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя за счет средств бюджета города Севастополя, в соответствие с перечнем наиболее востребованных специальностей: врачам - в размере 1 млн. руб., средним медицинским работникам - 500 тыс. руб. В результате реализации данной программы в 2016 году удалось привлечь для работы в государственных медицинских организациях города Севастополя 40 человек (31 врача и 9 фельдшеров). По состоянию на 31 декабря 2016 г. на расчетные счета государственных учреждений, участвующих в данной программе, были перечислены денежные средства в размере 35 500 000 рублей. В 2017 году работа в этом направлении будет продолжена.
В сентябре 2016 года на работу в медицинские учреждения, подведомственные Департаменту здравоохранения города Севастополя, были трудоустроены 8 человек, с которыми были заключены договора на целевое обучение в 2015 году по программе "интернатура".
Продолжается целевая подготовка по программам специалитета, интернатуры и ординатуры. В 2016 году заключены 110 договоров на целевое обучение, после окончания обучения каждый участник будет трудоустроен в государственные медицинские учреждения города Севастополя.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" в 2016 году Советом общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения города Севастополя проводилась независимая оценка качества оказания услуг в отношении 7 медицинских организаций (6 государственных и 1 частной):
- ГБУЗС "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова";
- ГБУЗС "Городская больница N 6";
- ГБУЗС "Севастопольская городская больница N 9";
- ГБУЗС "Городская инфекционная больница";
- ГБУЗС "Детская поликлиника N 2";
- ГБУЗС "Севастопольская детская стоматологическая поликлиника";
- ООО "Диализный центр "Севастополь".
В анкетировании приняли участие 634 пациента, получающих медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях медицинских организаций.
По результатам анкетирования в зависимости от количества набранных баллов был сформирован Рейтинг медицинских организаций:
I. Среди поликлиник:
1. ООО "Диализный центр "Севастополь" - 55;
2. ГБУЗС "Городская больница N 6" - 54;
3. ГБУЗС "Детская поликлиника N 2" - 42,4;
4. ГБУЗС "Севастопольская детская стоматологическая поликлиника" - 41,6.
II. Среди стационаров:
1. ГБУЗС "Севастопольская городская больница N 9" - 53,3;
2. ГБУЗС "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" - 44,7;
3. ГБУЗС "Городская инфекционная больница" - 43,3.
Большинство пациентов сошлись во мнении, что работа медицинских учреждений нуждается в улучшении в части:
- качества оформления сайтов медицинских учреждений и доступности актуальной и достоверной информации о работе медицинских учреждений;
- организации электронной записи на прием;
- сокращения сроков ожидания диагностических исследований с момента получения направления на исследование в соответствии с ТПГГ;
- соблюдения персоналом этики и деонтологии при общении с пациентами.
С целью своевременного информирования жителей города Севастополя
О мероприятиях в отрасли здравоохранения, Департаментом здравоохранения города Севастополя и руководителями медицинских организаций организовано взаимодействие со СМИ.
За отчётный период в эфирах региональных телеканалов города ("Народный канал", "Независимое телевидение Севастополя", "Информационный канал Севастополя", "1-ый Севастопольский") были организованы и проведены 161 выступление руководителей Департамента здравоохранения города Севастополя, главных внештатных специалистов медучреждений, включая проводное радио.
Выпущены в эфир 44 сюжета о работе медучреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя. В газете "Слава Севастополя" размещены 10 статей на различные темы. Проведено 5 пресс-конференций для СМИ. На страницах интернет-сайтов Правительства Севастополя, Департамента здравоохранения города Севастополя и региональных информационных новостных порталов было размещено 149 информационных сообщений и новостных материалов. Совместно с медицинскими организациями проведено 5 массовых акций по популяризации здорового образа жизни.
Задачи на 2017 год
1. Достижение снижения показателей смертности населения:
- снижение показателя смертности от всех причин до 13,0 случаев на 1 000 населения;
- снижение показателя смертности детей в возрасте 0 - 17 лет до 6,2 случаев на 10 тыс. населения;
- снижение смертности от болезней системы кровообращения до 843,1 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 219,4 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности от туберкулеза до 12,0 случаев на 100 тыс. населения;
- снижение показателя смертности от ДТП до 12,0 на 100 тыс. населения.
2. Увеличение доли больных с выявленными злокачественными новообразованиями на 1-2 стадиях до 54,3%, снижение одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями до 25,2%.
3. Внедрение новых современных технологий в оказании медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, достижение целевого показателя стентирований при ОКС не менее 25% в целом по территории и не менее 45% в региональном сосудистом центре.
4. Достижение целевого показателя тромболизисов при острых нарушениях мозгового кровообращения не менее 5%.
5. Охват диспансеризацией 21% населения подлежащих диспансеризации возрастов.
6. Увеличение количества больных, которым оказана ВМП до 349,0 на 100 тысяч населения.
7. Совершенствование оказания скорой медицинской помощи, достижение показателя доли выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного 20 минут - 99,0%.
8. Выполнение медицинскими организациями программы государственных гарантий в полном объеме.
9. Обеспечение федеральных и региональных льготников лекарственными препаратами.
10. Формирование у населения потребности в здоровом образе жизни. Обеспечить через СМИ регулярное информирование населения о необходимости своевременного обращения за медицинской помощью при жизнеугрожающих состояниях.
11. Создание ГБУЗС "Центр медицинской профилактики".
12. Тиражирование пилотного проекта "Бережливая поликлиника" - образцов на все поликлиники города Севастополя. Формирование у медицинского персонала этики и деонтологии общения с пациентами. Создание отделения паллиативной медицинской помощи.
Развитие медицинской реабилитации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
15. Создание на базе ГБУЗС "ЦЭМПиМК" учебного класса для отработки сотрудниками МЧС, ГИБДД, правоохранительных органов навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
16. Обеспечение медицинскими кадрами, достижение показателя укомплектованности врачами - на 70%, средними медицинскими работниками - на 72%.
17. Достижение целевых показателей заработной платы по отношению к средней по региону по врачам - 180%, по среднему медперсоналу - 100%, младшему медперсоналу - 100%.
18. Приведение материально-технической базы в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи, достижение доли оснащенных оборудованием в соответствие с порядками не менее чем 55% медицинских организаций, снижение до 61% степени износа основных фондов и приведение его в соответствие санитарным нормам и правилам.
19. Оснащение медицинских организаций элементами доступной среды для маломобильных групп пациентов.
Подготовка и прохождение процедуры лицензирования медицинских организаций и укомплектования лицензионного отдела Департамента здравоохранения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
21. Повышение доступности первичной медико-санитарной помощи жителям сельской местности, ввод в эксплуатацию 5 СВА и 5 ФАПов, организация работы 5 домовых хозяйств.
22. Ввод в эксплуатацию 2-х модульных подстанций скорой медицинской помощи и разработка ПСД на 1 подстанцию.
Выполнение мероприятий информатизации учреждений здравоохранения
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
24. Формирование положительного имиджа здравоохранения среди населения. Развитие коммуникации со СМИ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного Собрания г. Севастополя от 11 апреля 2017 г. N 851 "Об отчете о состоянии здоровья населения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.