Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
Государственного комитета по охране
культурного наследия Республики Крым
от 21.04.2017 N 83
Предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Комплекс монастыря Сурб-Хач", XIV век (далее - ансамбль), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Старый Крым
Церковь, 1358 год
Датировка:
- согласно историко-культурным изысканиям дата постройки церкви - 1358 г.;
Гавит - последняя четверть ХIV в.
Историко-художественная ценность:
- церковь Сурб-Ншан - переходное звено от трехнефного купольного зала к крестово-купольной конструкции. Сохранены целостность и величие внутреннего пространства, желаемый эффект достигнут за счет того, что устои, несущие массивный купол, максимально отодвинуты. На востоке они введены в составе межапсидных пилонов, а на западе скрыты в простенках, отделяющих западные угловые помещения от общего зала. Переход к куполу осуществлен парусной передачей. Снаружи барабан состоит из двенадцати граней, изнутри имеет цилиндрическую форму и завершается полусферой.
- Гавит - трехнефный сводчатый зал на двух колоннах в центре интерьера.
- Дозорная башня, установленная над юго-западным углом гавита, тяготеет к западноевропейской архитектуре.
Редкость:
- церковь Сурб-Ншан по своей архитектуре является уникальным примером купольного зала в Крыму.
- гавит - трехнефный сводчатый зал на двух колоннах в центре интерьера.
Историческая функция:
- с середины ХIV в. до конца XVIII в. церковь Сурб-Ншан являлась престольной святыней армян региона, епархиальным центром армян Крыма, Приазовья и Южной Бессарабии.
- Предназначение гавита колебалось между духовной и светской сферами: проводились занятия для учащихся духовных школ, а также организовывались важные светские сборы и совещания.
Градостроительные характеристики.
Местоположение здания:
- комплекс монастыря Сурб-Хач расположен в верховьях балки Монастырская на склоне горы Грыця, которая имеет древнее название - Святой Крест (на армянском языке - Сурб-Хач). Церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения) и гавит (притвор) находятся в составе монастырского комплекса Сурб-Хач (Святого Креста), расположенного в 3,5 км к юго-западу от г. Старый Крым. Они занимают наклонный террасированный участок в восточной части комплекса.
Силуэт, габариты:
- церковь - прямоугольное снаружи (размеры: 14.20 х 9.60 м) и крестовое изнутри сооружение с массивным куполом в средокрестии и ориентированной на восток алтарной апсидой. В четырех внутренних углах расположены небольшие помещения. Все четыре в плане прямоугольны, а на восточной стороне имеют форму полукружия. Западные помещения связаны с молитвенным залом широкими боковыми проемами стрельчатого контура, а восточные - стрельчатого контура арочными проемами на западной стороне. В результате восточная часть интерьера приобретает трехапсидную композицию.
- Гавит пристроен к церкви с запада. Это - прямоугольное снаружи (12.40х 9.80 м) и трехнефное изнутри здание, взятое под двускатную кровлю. Две четырехгранные колонны, свободно стоящие в центральной части интерьера, делят внутреннее пространство на три нефа (ориентация - восток-запад), каждый из которых перекрыт полуциркульным сводом слегка стрельчатого контура.
Объемно-пространственная композиция:
- несмотря на ярко выраженную крестово-купольную конструкцию, церковь Сурб-Ншан наделена чертами, характерными для трехнефных купольных залов, которые четко продемонстрированы в организации ее восточной и западной частей. Все три нефа здесь ориентированы в направлении восток-запад и перекрыты стрельчатыми сводами на нервюрах. Центральный неф выше и шире боковых. Он образует вертикальные крылья планово-пространственного креста. Объемы узких боковых нефов отведены устройству угловых помещений. В результате трехнефной конструкции восточный и западный фасады здания вверху приобретают двускатную щипцовую конфигурацию. Трансепт, расположенный между длинной западной и более короткой восточной частями, не выступает из прямоугольного объема здания. Он образует горизонтальные крылья планово-пространственного креста и внешне проявляется по центру северного и южного фасадов своими щипцовыми завершениями.
Гавит - прямоугольный снаружи и трехнефный изнутри сводчатый зал с двумя колоннами в центре интерьера. Четырехгранная дозорная башня возвышается в юго-западном углу гавита.
- Охраняются форма в плане, высотные отметки по венчающим карнизам.
Крыша:
- Церкви - крестовая, с каменным покрытием с учетом предстоящей реставрации.
- Гавита - двухскатная, с каменным покрытием с учетом предстоящей реставрации.
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал (камень) с учетом предстоящей реставрации.
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:
- Фасады церкви и гавита оформлены подчеркнуто скромно. Иррегулярную бутовую поверхность стен оживляют оконные и дверные проемы, обрамленные наличниками из тесаных блоков. Относительно богаче декорирован западный фасад церкви, обращенный внутрь гавита. Исключением является двенадцатигранный барабан купола, сложенный из гладко тесаных плит и украшенный рельефной резьбой, в некоторой степени "контрастирует" с общим зданием. На каждой грани - по двойной (одна в другой) филенке с полуциркульным верхом, контур которых обегает тонкий жгут-полувалик, опирающийся на тонкие полуколонки на стыке граней. В верхней части арок он сплетен с опоясывающим барабан карнизом в виде такого же полувалика. Над карнизом идет полоса с надписью 1358 года.
- Охраняются местоположение, габариты, бутовая кладка фасадов.
- Охраняются местоположение, габариты и форма оконных и дверных проемов.
- Охраняются декоративная схема, форма, материал декора купола, габариты, узор и обработка деталей.
Виды отделки фасадной поверхности: Иррегулярная, несколько шершавая поверхность бутовой кладки, обработанная церезитовой расшивкой (основные стены церкви) и церезитовой штукатуркой (купол).
- Охраняются местоположение, габариты, бутовая кладка фасадов.
Заполнение дверных проемов: в церковь входят из гавита. Единственный вход утроен на вертикальной оси западного фасада и акцентирован монументальным порталом. Заполнение отсутствует. Перед входом установлены каменные ступени, поскольку церковь и гавит расположены на наклонной местности, и пол гавита ниже пола церкви.
В гавит ведут два входа - западный и южный, обведенные благородно оформленными наличниками-порталами. Главный западный вход расположен по продольной оси здания и обращен в сторону высокой паперти, южный - открывается на дворик обители и, будучи значительно выше пола последнего, перед собой имеет каменные ступени. Заполнения - деревянные современные. Еще один низенький проход, открытый в северной стене гавита, ведет в участок, зажатый между северо-восточным углом крепостной стены, северной стеной гавита и подпорной стеной паперти. Заполнение - деревянное, современное.
Проем на восточной грани башни обеспечивает выход на крышу гавита. Заполнение - деревянное, современное.
Нарядным убранством отличаются входной проем в церковь, западный и южный входы в гавит. Все три окаймлены наличниками из тесаных блоков и увенчаны полуарочными конструкциями. Последние состоят из пяти сегментных клинообразных блоков, держащихся без связующего материала. Центральный замковый блок с обеих сторон имеет полукруглые выступы, которые входят в соответствующие полукруглые изгибы боковых блоков. Те, в свою очередь, имеют такие же выступы с противоположной стороны, которые входят в изгибы крайних блоков. Замыкают композицию входных проемов высокие прямоугольные тесаные рамы, профилированные по периметру.
- Охраняются габариты, материал, система декоративно-конструктивного убранства проемов.
Заполнение оконных проемов: Интерьер церкви освещается четырьмя арочными окнами, открытыми на восточной, западной, южной и северной гранях барабана купола. Заполнения - современные, деревянные. Окна в центре южной и северной стен снаружи прямоугольные, а изнутри арочные. Они на фасадах обрамлены прямоугольными наличниками из тесаных профилированных блоков. На этих же стенах, только западнее, имеется еще по одному узкому окну, обрамленному тесаным наличником. Одиночные окна на центральной и боковых апсидах снаружи также взяты в наличники. Заполнения - современные, деревянные. На западной стене расположено три прямоугольных окна. Те, что по обе стороны от входа, открываются в гавит. Третье находится в щипце и обращено на крышу гавита.
Гавит освещается двумя окнами на южной стене. Снаружи обрамлены прямоугольными профилированными наличниками. Заполнения - современные, деревянные.
Комнату внутри башни освещают два небольших окна в южной и западной стенах. В корпусе башни, на восточной, западной и южной гранях, имеются еще три окна. Они расположены ниже и открываются на различные участки лестничной клетки. Все окна снаружи обрамлены прямоугольными наличниками из тесаных блоков.
- Охраняются габариты, материал, система декоративно-конструктивного убранства оконных проемов.
Внешнее декоративное убранство: После барабана купола, следующее место во внешнем декоре церкви занимает монументальный портал на западном фасаде. Входной проем обрамлен тесаным наличником и увенчан пологой аркой, состоящей из пяти сегментных клинообразных блоков. Внешне контур проема взят в прямоугольную профилированную раму из тесаных плит. По сторонам рамы поставлены тонкие полуколонки с двухъярусными капителями, украшенными рельефными сплетенными лилиями. Ныне верхний ярус капителей отсутствует. Эти участки подровнены (причина неизвестна), но на поверхностях, идущих вглубь, отчетливо чувствуется узорочная резьба. Над входным проемом есть глубокая ниша со стрельчатым верхом и росписью внутри. Сверху нишу огибает рельефная стрельчатая бровка в виде двух крупных витых полуваликов (так называемая "сельджукская цепь"). Пяты бровки опираются на отрезки широкого, многоуровневого, нарядного карниза, как бы прерванного самой нишей. Вся эта композиция охвачена широкой высокой профилированной аркой стрельчатого контура. На "лбу" арки, сразу над пиком бровки, помещен увенчанный пальметтой рельефный медальон, внутри которого вытесан Святой Агнец с лабарумом. Изображенная в профиль фигура Агнца обращена влево (на север), а головка повернута назад - в сторону креста и хоругви. Внутренне поле покрыто тонкими растительными побегами. По обе стороны медальона выступают две полушишки, украшенные мелким плетением.
- Охраняются местоположение, габариты, декоративная схема, узор и обработка деталей, материал.
Роспись: Нишу портала портал украшает композиция "Богоматерь с младенцем". На верхней и боковых стенах ниши написаны лики святых и херувимов. Живопись этого участка, с преобладанием красноватых оттенков, упоминается в источниках ХIХ века и характеризуется как "старинное". Ныне она несколько размыта, покрыта копотью и грязью, поэтому разглядеть ее трудно. Целостному восприятию произведения препятствует и шелушение красочного и штукатурного слоев от сырости.
- Охраняются местоположение, габариты, тип грунтовки и красочного материала, цветовая гамма.
Внешнее убранство церкви завершают венчающий карниз из тесаных профилированных блоков, обводящий здание по верхнему периметру, и два хачкара, вставленные в восточную и западную щипцы, над окнами.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей
Пространственно-планировочная структура интерьеров: церковь являет собой прямоугольное снаружи (размеры: 14.20 х 9.60 м) и крестовое изнутри сооружение с массивным куполом в средокрестии и ориентированной на восток алтарной апсидой. В четырех внутренних углах расположены небольшие помещения. Все четыре в плане прямоугольны, а на восточной стороне имеют форму полукружия. Западные помещения связаны с молитвенным залом широкими боковыми проемами стрельчатого контура, а восточные - стрельчатого контура арочными проемами на западной стороне. В результате восточная часть интерьера приобретает трехапсидную композицию.
Высота алтарного возвышения от пола составляет 85-90 см, что соответствует канонам армянского церковного строительства. Алтарная преграда некогда замыкалась профилированным карнизом, от которого ныне сохранилось несколько блоков. На уровень алтарного возвышения подняты и полы восточных боковых апсид, перед которыми установлены ступени, спускающиеся в молитвенный зал.
Гавит пристроен к церкви с запада. Это - прямоугольное снаружи (12.40 х 9.80 м) и трехнефное изнутри здание, взятое под двускатную кровлю. Две четырехгранные колонны, свободно стоящие в центральной части интерьера, делят внутреннее пространство на три нефа (ориентация - восток-запад), каждый из которых перекрыт полуциркульным сводом слегка стрельчатого контура.
Узкая каменная лестница внутри гавита, в юго-западном углу, ведет вверх, по пути делясь на несколько рукавов. Нижний из них открывается на хоры (не сохранились), средний ведет на крышу, а верхний - в дозорную башню над юго-западным углом гавита (7.50). Прямоугольная в плане башня перекрыта односкатной крышей. Внутри нее находится одна маленькая комнатка (260 х 260 см) со сводчатым перекрытием и оконцами в западной, восточной и южной стенах.
- Охраняются планировка, высотность.
Конструкция и конструктивные элементы:
Церковь - сводчатый купольный зал, основанный на несущих стенах и колонно-арочной системе.
Гавит - сводчатый трехнефный зал на несущих стенах и колонно-арочной системе.
- Охраняются конструктивная схема, местоположение, габариты, связки колонн, пилонов, простенков и пилястров.
Перекрытия: своды стрельчатого контура на подпружных арках и нервюрах. Купол - полусфера.
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал и техника выполнения перекрытий.
Полы: в гавите - крупные каменные плиты. Имеются также плоские каменные надгробия, украшенные по поверхности резными орнаментами и изображениями священнических посохов. На одном из этих надгробий, у самого подножия, выточено круглое отверстие диаметром 30 см, которое когда-то закрывалось крышкой.
- Охраняются местоположение, габариты, тип материала плит пола гавита.
- Охраняются местоположение, габариты, материал и декор надгробий.
- Охраняются местоположение, габариты, тип материала плит пола церкви с учетом предстоящей реставрации.
Внутреннее декоративное убранство: конху алтарной апсиды украшала роспись в коричнево-зеленоватых тонах, представлявшая композицию "Деисус" (Моление). Ныне почти полностью стерта.
- Охраняются местоположение, габариты, тип грунтовки и красочного материала, цветовая гамма.
В поле росписи "Деисус" находится резной медальон со Святым Агнцем внутри. Он вставлен над бровкой единственного центрального окна. Изображенная в профиль фигура Агнца обращена влево (на север). Головка повернута назад - в сторону креста и хоругви на едином древке. Согнутой передней (правой) ножкой он поддерживает древко.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.
В северной стене, ближе к алтарю, устроена украшенная резьбой ниша святой купели. Внутри устроена крестильная раковина, над которой поднимается сталактитовый полуконус - мукарнас. Водосток, спускаясь от раковины, соединяется с водоотводной системой, проложенной вдоль северной стены церкви снаружи. Купель обрамлена выступающей на поверхности стены прямоугольной тесаной рамой, профилированной внутри. Вверху, на фронтоне рамы, помещены три одинаковых рельефных медальона: центральный - целый, боковые - половинки. Медальоны по конфигурации аналогичны тем, что украшают "лоб" портальной арки и конху алтаря: эти также увенчаны пальметтами и внутри украшены растительными мотивами. Внутреннее поле центрального медальона разрушено. Вверху заметен некий элемент, похожий на голубиный хвост (символического изображения Святого духа).
- Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.
В центре потолка купола - рельефный медальон со Святым Агнцем. Головка Агнца повернута назад - в сторону креста и хоругви на древке. Согнутой передней (правой) ножкой он поддерживает древко.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.
Основание купола - подкупольное кольцо, украшено профилированной лентой с чередой висячих арочек.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.
Конха снизу обведена обычным профилированным поясом, который на капителях устоев, поддерживающих купол, переходит в череду мелких висячих сталактитов.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, декоративная схема, узор и обработка деталей.
Колонны и пилястры в гавите украшены профилированными карнизами.
- Охраняются местоположение, форма, материал, декоративная схема, узор и обработка.
Надписи и крестовые композиции (поминальные посвящения): В разных участках церкви и гавита сохранились разнородные литографии XV-XVIII веков, в основном граффити, имеющие важное источниковое значение. В ряде случаев к ним приставлены орнаментированные изображения крестов.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, техника выполнения надписей, ее язык, текст, декоративное оформление
Окружение церкви и гавита: севернее гавита сохранились остатки нескольких маленьких, прямоугольных в плане комнатушек высотой в 80-120 сантиметров.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, планировка.
На северной стене гавита снаружи, на большой высоте, видны следы когда-то примыкавшей к нему более древней арочно-сводчатой постройки: основание арки с импостом и закопченный контур полуциркульного свода.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, форма.
Вдоль южной, восточной и северной стен церкви тянется отмостка из камня-песчаника, которая имеет наклон в сторону центра.
- Охраняются местоположение, габариты, схема и тип прокладки.
Кельи, 1694 г.
Датировка: литография, помещенная над входом в обитель, датирует ее 1694 годом.
Историко-художественная ценность: отделенная от остальных монастырских сооружений жилая и учебная часть (двухэтажное здание келий с балконом и отдельным двориком), позволяют составить представление о бытовой и учебной сторонах жизни студентов - священнослужителей армянской национальности и их наставников.
Редкость: редчайший уцелевший образец общинного местопроживания и обучения студентов-священнослужителей, возведенное в позднее средневековье.
Историческая функция: уединенная часть в монастыре, предназначенная для жизни и обучения студентов-священнослужителей.
Материальные особенности объекта культурного наследия.
Градостроительные характеристики:
- Местоположение: кельи, а вернее обитель находится в составе монастырского комплекса Сурб-Хач (Святого Креста), расположенного в 3,5 км к юго-западу от г. Старый Крым, занимает юго-восточную часть ансамбля, характеризующуюся значительным наклоном на запад.
- Силуэт, габариты: в состав обители входят Г-образное здание (22.30 x 6.42 8.35:), разделенное на кельи и малый дворик. Рукава здания келий охватывают малый дворик с юга и запада. С востока его ограничивает, упирающаяся в южную стену гавита (притвора), высокая крепостная стена), которая входит в состав внешнего оборонительного корпуса монастыря. Северная стена гавита, а также продолжающее ее высокое каменное ограждение, которое отделяет обитель от атриума, определяют северную границу малого дворика. В состав внешнего оборонительного панциря монастыря входит также южная наружная стена здания келий.
Архитектурные и конструктивные характеристики.
Объемно-пространственная композиция: в двух ярусах Г-образного здания келий, рядом друг с другом, расположены монашеские кельи, или клетушки. На каждом ярусе их по семь. Это прямоугольные помещения со сводчатым перекрытием, верхние из которых взяты под общую двускатную кровлю. Каждая келья, как первого, так и второго ярусов имеет по одной нише в южной стене и по одному камину - в западной, со спрятанным в стене дымоходом. Только в двух крайних, восточном и юго-западном помещениях первого яруса камины отсутствуют.
- Охраняются местоположение и форма в плане, высотные отметки до основания кровли.
Малый дворик вымощен диким плитняком. Водоотвод обеспечивается двусторонним скатом вымостки в сторону центра. На территории дворика имеются две каменные лестницы. Одна ведет в гавит, другая поднимает на балкон, восстановление которого предстоит. Под полом дворика обнаружена линия водоотвода (не действует), выполненная из стыкующихся гончарных труб. Она бутафорно обозначена на поверхности пола.
- Охраняются конфигурация, форма, размеры и материал вымостки.
- Охраняются местоположение, конфигурация и материал лестниц.
- Охраняются местоположение, система, структура, материал линии водоотвода.
Крыша: многоскатная, черепичная, на стропильной основе. Выполнена в 2015 - 2016 годах по образцу исконной крыши. Дымоходы келий первого и второго ярусов выведены и выполнены из кирпича. Водоотвод организован.
- Охраняется местоположение, конфигурация, форма, габариты, материал, стропильная основа.
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: восточный фасад здания келий - глухой, выложенный из бута. На западном фасаде (бутовая кладка) в верхнем ярусе - два прямоугольных широких окна. На южном фасаде (бутовая кладка) на втором ярусе - шесть прямоугольных широких окон. Со стороны дворика на западном рукаве здания келий - два оконных и два дверных проема на каждом ярусе. Все проемы прямоугольные, за исключением нижнего дверного проема в углу, который увенчан арочным верхом.
На южном рукаве со стороны дворика - пять оконных и пять дверных проема на каждом из ярусов. Все - прямоугольные. Рамы и наличники отсутствуют.
- Охраняются местоположение и габариты фасадов, материал и тип их кладки.
- Охраняются местоположение, габариты и форма оконных и дверных проемов.
Виды отделки фасадной поверхности: бутовая кладка.
- Охраняются тип материала и техника исполнения.
Заполнения дверных проемов: отсутствуют.
- Охраняются габариты, конфигурация, тип материала и декор заполнений с учетом предстоящей реставрации.
Заполнения оконных проемов: отсутствуют.
- Охраняются габариты, конфигурация, тип материала заполнений с учетом предстоящей реставрации.
Внешнее декоративное убранство: единственным элементом внешнего убранства является портал, который устроен в стене, отделяющей атриум от обители. Входной проем оформлен скромным порталом в виде рамы-наличника из тесаных блоков, украшенной резными линиями и крестами. Вверху, на венчающей проем крупной тесаной плите, своего рода перемычке-тимпане, сохранилась пятистрочная строительная литография на армянском языке, повествующая о построении обители в 1694 году.
- Охраняются местоположение, размер, конфигурация, конструктивно-декоративное оформление, тип материала и тип кладки портала.
Пространственно-планировочная структура интерьеров: на каждом ярусе по семь келий. Это прямоугольные помещения со сводчатым перекрытием. Каждая келья, как первого, так и второго ярусов, имеет по одной нише в южной стене и по одному камину - в западной, со спрятанным в стене дымоходом. Только в двух крайних, восточном и юго-западном помещениях первого яруса камины отсутствуют. Примечательна северо-западная келья первого яруса, известная как "келья вардапета", или "келья архимандрита". Она просторнее остальных, а выполненное из тесаных блоков перекрытие опирается на две перекрещивающиеся гурты. Круглый замковый камень на пересечении гуртов украшен резной вязью.
- Охраняются пространственно-планировочная структура и высотность интерьеров.
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал каминов и ниш.
Конструкция и конструктивные элементы: продольные и поперечные несущие стены. Все дверные и оконные проемы вверху имеют деревянные перемычки, обеспечивающие сейсмоустойчивость. Деревянный балкон (не сохранился) основывался на деревянных балках, утвержденных в базах.
- Охраняются конструктивная схема, местоположение, габариты, конфигурация, материал и тип кладки несущих стен.
- Охраняются местоположение и материал перемычек.
- Охраняются местоположение, конструктивная схема и материал балкона (с учетом предстоящей реставрации).
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал и обработка баз.
Перекрытия: кельи первого и второго ярусов перекрыты отдельными сводами, выложенными из бута.
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал и техника выполнения перекрытий.
Полы: Отсутствуют.
Внутреннее декоративное убранство: примечательна северо-западная келья первого яруса, известная как "келья архимандрита". Выполненное из тесаных блоков перекрытие опирается на два перекрещивающихся гурта. Круглый замковый камень на пересечении гуртов украшен резной вязью в виде цветка из шести лепестков, переплетенного с шестиконечной звездой.
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал, схема, узор и обработка элементов декора.
Надписи (поминальные посвящения): вверху портала, соединяющего атриум с обителью, выступающими заглавными буквами вытесана пятистрочная надпись на армянском языке. Она повествует о построении обители в 1694 году стараниями церковного предстоятеля армян региона - архиепископа Акоба.
Левее (восточнее) портала с надписью 1694 года, существует еще одна литография на армянском языке. Она вытесана на прямоугольной мраморной плите, которая, как и предыдущая, вставлена в ограждение, разделяющее атриум от малого дворика. Плиту окаймляет узкая резная прямоугольная рама из известковых блоков. Вытесанная выступающими заглавными буквами надпись рассказывает об обновлении монастыря архиепископом Адамом в 1751 году.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, техника выполнения надписей, их язык, текст, декоративное оформление.
Окружение келий: малый дворик с востока и со стороны атриума ограничивают высокие каменные стены.
- Охраняются местоположение, габариты, материал и тип кладки стен.
- Охраняются местоположение, габариты, форма имеющихся на стенах проемов, рам и ниш.
Трапезная, XIV в.
Нематериальные особенности объекта культурного наследия.
Датировка:
- трапезная XIV в., по уточненным данным - начало XV в.
Историко-художественная ценность:
- просторное (двухзальное) и примечательное с точки зрения архитектуры (трехнефное сводчатое) монастырское здание светского предназначения, позволяющее составить представление о бытовой стороне жизни монахов-армян, об их возможностях обрабатывать, приготавливать и хранить пищу, об условиях приема пищи.
Редкость:
- редчайший образец уцелевшего трапезного сооружения крымских армян, возведенный в позднее средневековье.
Историческая функция:
- монастырское сооружение светского характера, предназначенное для обработки, приготовления и хранения пищи.
Местоположение:
- трапезная монастыря Сурб-Хач отделена от гавита парадным двориком - атриумом и занимает западное крыло ансамбля
Силуэт, габариты:
- крупное, прямоугольное здание двухзальной трапезной расположено на крутом склоне - значительно ниже остальных сооружений. Из-за этого со стороны атриума оно выступает одноярусным строением, а снаружи, или с запада - двухъярусным, если не считать надстройку, появившуюся позднее. С севера три мощных контрфорса поддерживают ее северо-западный, наиболее высокий наружный угол.
Объемно-пространственная композиция:
- трапезная представляет собой крупный нерасчлененный массив, лишенный убранства. Делится она на два, почти квадратных зала, которые сообщаются между собой проходом, открытым в восточном углу разделяющей их стены. Залы возведены по одинаковой конструкции и напоминают строение гавита (притвора). Каждый из них в плане имеет прямоугольную конфигурацию и двумя колоннами в центре интерьера делится на три нефа восток-запад ориентации. Причем центральные нефы выше и шире боковых. Подпружные арки (восток-запад), перекинутые на колонны и пилястры, поддерживают сводчатые нефов, по центру усиленные нервюрами. Подпружные арки и своды в северном зале имеют стрельчатый контур, в южном - полуциркульный.
Каждый из залов освещается тремя широкими окнами на западе. Южный зал имеет еще одно окно в восточной стене. Арочное окно в восточной стене северного зала имеет низкое расположение.
Каждый из залов имеет отдельный вход из атриума, открытый в восточной массивной стене.
- Охраняются форма и габариты здания в плане; высотные отметки до уровня пола надстройки.
- Охраняются местоположение, строение, габариты, тип материала колонн, пилястров и сводов.
- Охраняются местоположение, размеры и конфигурация дверных и оконных проемов.
Крыша:
- конструкция и строение крыши трапезной неизвестны. Наиболее ранние изображения свидетельствуют об окруженной парапетом ровной террасе над трапезной с несколькими локальными помещениями на ней. К середине XIX века, эти помещения были демонтированы, и над трапезной появился верхний этаж, который впоследствии многократно перестраивался и обновлялся.
Нынешняя надстройка возведена в 2008 году и имеет маленький балкон на западной стороне. Она взята под четырехскатную черепичную крышу.
- Охраняются местоположение, габариты, форма.
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:
- восточный фасад - гладкий нерасчлененный одноэтажный (не считая надстройки) массив. Оживлен двумя дверными и двумя оконными проемами, обрамленными рамами из тесаных блоков светлого известняка.
- Массивный западный фасад состоит из двух этажей (если не считать надстройку) и входит в состав внешнего оборонительного панциря монастыря. Он оживлен верхними шестью широкими окнами, обрамленными прямоугольными рамами из тесаных блоков светлого известняка. На этом же фасаде заметны остатки неглубокой ниши, окаймленной прямоугольной резной рамой и миниатюрные оконные наличники из цельного камня.
- С севера три мощных контрфорса поддерживают ее северо-западный, наиболее высокий наружный угол трапезной.
- Охраняются местоположение и габариты фасадов, материал и тип их кладки.
- Охраняются местоположение, габариты и форма оконных и дверных проемов, а также элементов декора.
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал и тип кладки контрфорсов.
Виды отделки фасадной поверхности:
- бутовая двухлицевая кладка с внутренней забутовкой на известковом растворе. Штукатурка отсутствует. На западном фасаде существуют узкие пояски плоской плинфовой кладки в несколько рядов, которые скрывают за собой заложенные в стену деревянные брусья (обеспечивают эластичность конструкции).
- Охраняются тип материала и техника кладки фасадов.
- Охраняются местоположение, тип материала и техника исполнения плинфовых поясков.
Заполнение дверных проемов:
- каждый из залов имеет отдельный вход из атриума, открытый в восточной стене. Прямоугольные проемы увенчаны пологими арками из сегментных блоков. Деревянные, декорированы крестами заполнения установлены в 2008 году.
Проем, обеспечивающий сообщение между залами, увенчан полуциркульной аркой. Деревянное, декорированное крестами заполнение установлено в 2008 году.
- Охраняются габариты, конфигурация, тип материала, декоративное убранство заполнений.
Заполнение оконных проемов:
- Каждый из залов освещается обращенными на запад тремя широкими прямоугольными окнами, обрамленными прямоугольными блочными рамами светлого оттенка. Деревянные заполнения в них установлены в 2008 году. Южный зал, кроме этих окон, имеет еще одно окно в восточной стене, также обрамленное прямоугольной рамой из светлых каменных блоков. Деревянное заполнение в нем установлено в 2008 году. Арочное окно в восточной стене северного зала имеет низкое расположение и обведено бутовым камнем. Деревянное заполнение в нем установлено в 2008 году.
- Охраняются габариты, конфигурация, тип материала заполнений.
Внешнее декоративное убранство:
- трапезная монастыря Сурб-Хач представлена прямоугольным, вытянутым с юга на север нерасчлененным объемом. В ее крайне скромном декоре первоочередное место занимают входные проемы, оформлены скромно - аналогично проемам западного и южного входов в гавит (притвор) и входа в церковь. Все они обрамлены рамами из тесаных блоков и увенчаны пологими арками. Последние состоят из пяти сегментных клинообразных блоков, держащихся без связующего материала. Центральный замковый блок с обеих сторон имеет полукруглые выступы, которые входят в соответствующие полукруглые изгибы боковых блоков. Те, в свою очередь, имеют такие же выступы с противоположной стороны, которые входят в изгибы крайних блоков.
На арке южного входа, на замковом камне, вытесан солярный знак - крест, взятый в круг.
- Охраняются размер, конфигурация, тип материала, конструктивно-декоративное оформление входных проемов со стороны атриума.
- на западном фасаде трапезной, на высоте 2-3 м, сохранились остатки неглубокой прямоугольной ниши, удлиненной сверху - вниз. Внушительных размеров ниша окаймлена прямоугольным наличником из тесаных известняковых блоков, покрытых тонкой изящной резьбой. Ныне наличник большей частью разрушен, резьба на ней выветрилась и лишь местами заметна. Внутри ниши предположительно размещалась строительная надпись трапезной, о которой сведений не сохранилось. Предполагается, что нише синхронны миниатюрные оконные наличники, сохранившиеся на том же западном фасаде. Они изготовлены из цельных камней и в верхних углах украшены резными розетками. Оконные отверстия внутри наличников имеют форму прямоугольника с килевидным верхом.
- Охраняются местоположение, размер, конфигурация, тип материала, резной декор рамы (с учетом закрепления уцелевших фрагментов) конструктивно-декоративное оформление входных проемов со стороны атриума.
Пространственно-планировочная структура интерьеров:
- трапезная делится на два почти квадратных зала, которые сообщаются между собой проходом, открытым в восточном углу разделяющей их стены. Залы возведены по одинаковой конструкции и напоминают строение гавита (притвора). Каждый из них в плане имеет прямоугольную конфигурацию и двумя колоннами в центре интерьера делится на три нефа восток-запад ориентации. Причем центральные нефы несколько выше и шире боковых. Подпружные арки (ориентация восток-запад), перекинутые на колонны и пилястры, поддерживают сводчатые перекрытия нефов, посередине усиленные нервюрами. Подпружные арки и своды в северном зале имеют стрельчатый контур, в южном - полуциркульный.
Каждый из залов имеет отдельный вход со стороны атриума. Перед входами устроены каменные лестницы (восстановлены в 1997 - 1998 годах), спускающиеся в залы. Северный зал трапезной более известен как кухня. В северной стене большой камин с пирамидальным дымовым колпаком и полукруглой топочной аркой, окаймленной по ободу изящным архивольтом. Рядом, справа от камина, на высоте 120 сантиметров от пола есть арочное отверстие, через которое видно маленькое помещение. Вход в него не выявлен. Внутри обнаружены следы вделанных в пол двух тониров (или же тандыров).
В северо-западном углу южного зала (8,6 х 8,3 м) находится лестничный спуск, который ведет в подвал, тянущийся под западными половинами обоих залов. Это удлиненное, похожее на тоннель помещение, перекрытое полуцилиндрическим сводом.
- Охраняются пространственно-планировочная структура и высотность интерьеров.
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал, рисунок кладки лестниц, камина, печи.
Конструкция и конструктивные элементы:
- Трапезная состоит из двух трехнефных сводчатых залов. Конструктивные элементы: несущие продольные и поперечные стены, колонны, пилястры, подпружные арки, нервюры. Колонны, пилястры, подпружные арки, нервюры, в противоположность основному зданию, выстроены из тесаных блоков известняка.
- Охраняются конструктивная схема, местоположение, габариты, конфигурация, материал и тип кладки несущих стен, колонн, пилястров и нервюр.
Перекрытия: своды стрельчатого и полуциркульного контуров на подпружных арках и нервюрах. Своды, в противоположность основному зданию, выстроены из тесаных блоков известняка.
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал и техника выполнения перекрытий.
Полы: каменные плиточные, выложены в 2008 году.
- Охраняются местоположение, габариты, тип материала и кладки полов.
Внутреннее декоративное убранство:
к элементам внутреннего декора относятся профилированные импосты пилястров и импосты колонн, украшенные профилем (северный зал) и арочным рядом (южный зал). Примечательно убранство камина в северном зале. Выполненный из тесаных плит, он имеет прямоугольный корпус, замыкающийся профилированным карнизом. В центре тумбы устроен арочный проем топливника. Арка оттенена тонким жгутом и основана на изящных консолях. Дымосборник, слегка выступающий из поверхности стены над карнизом, имеет форму трапеции.
- Охраняются местоположение, габариты, форма, материал, схема, узор и обработка элементов декора.
Надписи (поминальные посвящения):
В северном зале, над импостом юго-восточного пилястра, имеются две литографии на армянском языке.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, техника выполнения надписей, их язык, текст, декоративное оформление.
Окружение трапезной:
Трапезная отделена от гавита атриумом. Последний с севера ограничен высокой крепостной стеной, входящей в состав оборонительного панциря монастыря, а с юга - стеной, отделяющей его от обители. На востоке атриума тянется мощная каменная крепида, поддерживающая верхнюю террасу. На ней расположены паперть и участок, лежащий севернее гавита с остатками помещений неизвестного предназначения. Ниже террасы, на основной территории атриума также обнаружены остатки бывших здесь прежде сооружений.
Каменная лестница, которая южным боком прилегает к ограждению, разделяющему атриум от обители, ведет на верхний ярус трапезной. Под лестницей, в каменной подпорке, размещены каменная ниша внутреннего фонтана (не действует), построенного в 1836 году, и арочный проем выхода в коридор.
К трапезной с юга примыкает небольшое, прямоугольное в плане сооружение, которое некогда имело односкатную кровлю (ныне - четырехскатная). Оно, по всей видимости, одновременно служило привратницкой и хлевом для тягловых животных. Перед этим помещением тянется коридор, связывающий главных вход монастыря со входом в атриум. Над главным входом, на тимпане из хрупкого камня-ракушника, имеется армянская литография 1686 года об установлении врат.
- Охраняются местоположение, габариты, планировочная схема и пространственно-объемное строение привратницкой, коридора, атриума и сооружений в нем.
- Охраняются местоположение, габариты, тип материала и кладки подпорной стены, лестниц, пола и водоотводной системы в атриуме.
- Охраняются местоположение, габариты, конфигурация, материал и тип строения главного входа в монастырь и входа в атриум.
- Охраняются местоположение, габариты, материал, техника выполнения надписи над входом в монастырь (с учетом её закрепления или консервации), её язык, текст.
Фонтаны, лестница.
Датировка:
- Тумбы фонтанов, судя по декору, относятся к позднему средневековью - XVII веку, водопроводная и водоотводная системы более древние.
Лестница предположительно относится к XVII-XVIII векам.
Историко-художественная ценность:
- фонтаны монастыря Сурб-Хач находятся в одном ряду с аналогичными постройками крымских армян.
Редкость:
- конструкция фонтанов была общепринятой для армянских монастырей Крыма, все они устроены по одному плану. Система водоснабжения монастыря Сурб-Хач постоянно восстанавливалась, расширялась.
Историческая функция:
- фонтаны снабжали водой обитателей монастыря, путников, а также торговцев.
Местоположение:
- фонтаны и лестница находятся в составе монастырского комплекса Сурб-Хач (Святого Креста), на склоне ложбины, юго-западнее основных монастырских сооружений, укрепленных стенами.
- Охраняется местоположение фонтанов и лестницы.
Силуэт, габариты:
- фонтаны монастыря Сурб-Хач - прямоугольные каменные тумбы с декорированным фасадом и накопительным колодцем с тыльной стороны. Вода к фонтанам подается по глиняным трубам. Длинная неширокая каменная лестница состоит из пяти неравных маршей, поддерживаемых по бокам крепидами. В верхнем марше имеется семь ступеней, в остальных четырех - по шесть.
- Охраняются силуэт, габариты фонтанов и лестницы.
Объемно-пространственная композиция:
- верхний фонтан представляет собой основанную на цоколе прямоугольную каменную тумбу, завершающуюся профилированным венчающим карнизом. Фасад декорирован. Пристроена тумба к размещенному в косогоре резервуару воды. Вода, вытекая из резервуара, направляется по трубе и через водомет в фасадной стенке выливается в каменное корыто внизу. Выстроена тумба фонтана из тесаных желто-бежевых известняковых блоков среднего размера. Кладка - порядовая.
- Нижний фонтан как бы вделан в кладку подпорной стены, которая в этом отрезке завершается профилированным венчающим карнизом.
- Длинная неширокая каменная лестница состоит из пяти неравных маршей, поддерживаемых по бокам крепидами.
- Охраняется объемно-пространственная композиция фонтанов и лестницы.
Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:
- лицевая сторона верхнего фонтана украшена глубокой арочной нишей стрельчатого контура, охватывающей и цокольную часть. По ободу она оттенена тонкой профилированной лентой. Внутри арки размещены две маленькие ниши с узорчатыми верхами. На "лбу" тумбы, прямо над аркой, некогда была вставлена мраморная плита с рельефом "Вознесение креста".
Резная декоративная композиция на лицевой поверхности нижнего фонтана делится на три части, которые в общих очертаниях воспроизводят контуры вертикального разреза купольной церкви.
"Шатер купола", представлен мукарнасом: полуконус изнутри украшен шестью, к верху укорачивающимися рядами веерообразного орнамента. По обе стороны его, на том же блоке, изображены вертикально тянущиеся профилированные ленты, упирающиеся в дугу ниши. К ним с внутренней стороны примыкают орнаментированные ленты. Между этими вертикалями и мукарнасом изображены волюты - символы вечности (правосторонний ныне разрушен).
Сцена, изображенная ниже "шатра" на "барабане", представлена трехчастной композицией. В центре - процветший крест, который "произрастает" из стилизованного древа жизни, установленного на ступенчатом пьедестале. По обе стороны креста изображено по одному ангелу в профиль во весь рост. Лики их, обращенные к кресту, сбиты. Над ангелами изображено по одному диску с гладкой поверхностью.
Ниже описанной композиции, в середине "корпуса церкви", установлен другой резной блок. В центре, на вертикальной оси композиции - маленькая ниша с трехлопастным верхом. Над нишей помещена розетка, которая покрыта треугольными впадинками, а по краям обработана лепестками. По обе стороны ниши изображено по одному деревцу (похожи на кипарисы) с птицей на макушке. Поле между нишей, розеткой и кипарисами заполнено маленькими летящими ангелами в фас (лики и крылья) - по одному с каждой стороны. Розетки, схожие с центральной, только больших размеров, помещены по обе стороны нижней части композиции.
На лестнице элементы убранства отсутствуют.
- Охраняются композиция фасадов, местоположение, материал, габариты, рисунок, узор декора.
Виды отделки фасадной поверхности:
- прямоугольные тумбы фонтанов, подпорные стены выложены из бутового камня-песчаника. Украшенные резным декором лицевые стороны фонтанов исполнены из плотного камня-известняка и тесаного песчаника.
- Охраняются тип материала и техника исполнения.
Конструкция и конструктивные элементы:
- с южной стороны к обоим фонтаном примыкают сводчатые резервуары. Кладка стен, сводов и доньев - регулярная. Выполнена из тесанного песчаника на известковом растворе. Квадратные отверстия в центре сводов сверху окаймлены бортиком и закрываются плитами из тесаного камня-песчаника (толщина 20 см).
- Охраняются местоположение, габариты, конструктивная схема, тип материала и кладки стен, сводов и доньев.
Окружение фонтанов и лестниц:
- перед фонтанами и лестницей расположены площадки, вымощенные диким плитняком песчаника.
Помимо лестницы, которая ведет к нижнему фонтану, существуют еще две небольшие лестницы. Одна расположена рядом с нижним фонтаном (с востока) и ведет на садовую террасу наверху. Другая расположена напротив, на другом конце площадки, и ведет к источнику внизу, на котором недавно поставлена небольшая мраморная тумба.
Водосборные бассейны фонтанов расположены далеко за пределами территории монастыря. Большая часть водопроводной системы в виде устроенных под землей линий и развилок из керамических труб, расположена под лесными массивами, которые играют важнейшую роль в формировании родниковых потоков. Археологических работ по изучению водопроводной системы монастыря Сурб-Хач не проводилось.
- Охраняются местоположение, конфигурация, габариты, материал и тип кладки подпорных стен.
- Охраняются местоположение, габариты, тип, материал лестниц, находящихся рядом и напротив нижнего фонтана.
- Охраняются расположение и материал пола площадок напротив верхнего и нижнего фонтанов, а также лестницы.
- Охраняется окружающая монастырь территория.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.