Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития
города Севастополя на 2018 год и
плановый период 2019 и 2020 годов,
одобренному постановлением
Правительства Севастополя
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработан на основе Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, макроэкономических показателей социально-экономического развития города Севастополя за 2016 год, ожидаемых итогов развития города в 2017 году, сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в 3-х вариантах:
- вариант 1 - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
- вариант 2 - базовый, характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант является основным в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
- вариант 3 - целевой, основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.
Основные направления развития города Севастополя определены Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 (с изменениями), позволяющей сконцентрировать финансовые, материальные и трудовые ресурсы для обеспечения согласованности решений федеральных и региональных задач, достижения требуемых конечных результатов в установленные сроки.
В целях обеспечения повышения уровня жизни населения на основе создания условий для сбалансированного социально-экономического, экологического и культурного развития города, повышения его инвестиционной привлекательности и модернизации инфраструктуры, создания новых рабочих мест, развитие города прогнозируется по нескольким направлениям: развитие промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Министерства обороны Российской Федерации (судоремонт, научное приборостроение, микроэлектроника); развитие сельского хозяйства; экологическое оздоровление; развитие жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры, туризм, энергосбережение; упорядочение градостроительной и земельной документации; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы.
При разработке прогноза использовались данные Севастопольстата, Росстата, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, территориальных органов федеральных органов государственной власти, заинтересованных организаций.
Демография
Численность населения города Севастополя в среднем за 2016 год составила 422,5 тыс. человек, что на 3,7% больше, чем в предыдущем году.
В 2016 году в город прибыло 22,6 тыс. человек, выехало 9,6 тыс. человек. Уменьшение миграционного прироста произошло за счет снижения числа прибывших (к 2015 году - 91%) и роста числа выбывших (к 2015 году - 137,7%). Коэффициент миграционного прироста в расчете на 10,0 тыс. человек населения снизился с 438,7 в 2015 году до 308,2 в 2016 году, но оставался самым высоким среди субъектов Российской Федерации (среднероссийский коэффициент миграции за 2016 год - 17,9).
В 2016 году родилось 5,4 тыс. человек, что соответствовало показателю в 2015 году, умерло 5,9 тыс. человек (на 3,5% меньше). Естественная убыль населения в 2016 году снизилась в 1,3 раза и составила 0,5 тыс. человек.
В 2018 - 2020 годах демографическая ситуация в городе будет развиваться под влиянием сложившихся процессов воспроизводства и миграции населения.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика миграционных процессов, однако темпы ее будут сокращаться, что связано с ожидаемой стабилизацией миграции из стран ближнего зарубежья. В 2020 году ожидается коэффициент миграционного прироста в размере 199,4 на 10 тыс. человек населения против 308,2 в 2016 году.
До конца 2020 года ожидается, что среднегодовая численность населения составит 461,3 тыс. человек.
Валовой региональный продукт
Прогноз валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития.
Структура ВРП Севастополя складывалась в основном за счет оптово-розничной торговли и отраслей, предоставляющих услуги, доля которых составляет 59,9%. Удельный вес промышленного производства, производства и распределения энергоносителей, строительства и сельского хозяйства - 18,1%). На государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование приходится 14,4%.
Экономика региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
Валовой региональный продукт за 2016 год предварительно оценивается в размере 49,2 млрд руб., что к уровню 2015 года составит 103,5%. В 2017 году ожидается увеличение ВРП на 2,0% к предыдущему году, в 2018 году - на 4,5% - 5,3%; в 2019 году - на 2,4% - 2,8%, в 2020 году - на 2,0% - 2,2%.
Макроэкономические условия, влияющие на оценку ВРП в прогнозируемом периоде: увеличение темпов роста промышленного производства и динамики инвестиций в основной капитал, укрепление кредитно-денежной политики, общая геополитическая обстановка и продолжающиеся санкции в отношении Крыма и Севастополя (запрет на экспорт продукции, произведенной в Севастополе, в Евросоюз; инвестиции в экономику Севастополя; туристические услуги в Севастополе для стран ЕС; импорт определенных товаров и технологий компаниям города (или для использования в Севастополе) в транспорте, телекоммуникациях и энергетике).
Наращивание объемов промышленного производства связано с включением предприятий города в вертикально - интегрированные структуры Российской Федерации, расширением сотрудничества предприятий Севастополя с производителями из других регионов страны.
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства будет осуществляться за счет повышения производительности имеющихся мощностей и инновационного развития аграрного сектора.
Рост объемов капитальных инвестиций в основной капитал до конца 2017 года обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне в направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- рост темпов развития строительного комплекса;
- реализация мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденных к выполнению с 2015 года и обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Промышленное производство
В 2016 году по сравнению с 2015 годом индекс промышленного производства составил 119,4%. В обрабатывающей промышленности производство продукции увеличилось на 19,2%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 53,7%.
Динамика производства прогнозируется с учетом сложившихся условий при сохранении ограничений политико-экономического характера и отсутствием возможности массовой отгрузки произведенной продукции на материковую часть Российской Федерации.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено юридическими лицами работ и услуг собственными силами по фактическим видам экономической деятельности: в обрабатывающих производствах на 14,0 млрд руб., что в 1,9 раза больше по сравнению 2015 годом, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 18,9 млрд руб. (больше в 3,3 раза).
Исходя из имеющихся данных по объемам производства (объемам отгрузки, индексу промышленного производства) и учитывая существующую перспективу работы основных промышленных предприятий города Севастополя в текущем году, оценка индекса производства в 2017 году составила 107,7%.
Прогнозные показатели в 2018 - 2020 годах рассчитаны с учетом общероссийских прогнозов изменения индексов по соответствующим сценариям развития на указанный период: в 2018 году индекс промышленного производства будет на уровне 105,4%) - 106,4% к 2017 году, и в последующие годы - постепенный рост промышленного производства до 106,6% - 107,1%, что связано с постепенной стабилизацией производства, наполнением портфелей заказов промышленных предприятий города, в частности военно-промышленного комплекса, ростом инвестиционных вложений в модернизацию промышленности города.
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственные предприятия специализируются на выращивании винограда, плодов семечковых и косточковых культур, первичном и вторичном виноделии. В Севастопольском регионе 21,0 тыс. га сельскохозяйственных земель.
Продовольственное зерно не выращивается.
Животноводство из-за высокой себестоимости кормов, отсутствия свободных земель под кормовую базу предприятия не развивают. В городе Севастополе развита рыбохозяйственная отрасль.
В 2016 году индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2015 годом по предварительным данным составил 102,6%, в том числе индекс производства продукции растениеводства - 104,3%", индекс производства продукции животноводства - 95,7%.
При условии реализации государственных программ города Севастополя, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возврате неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность, в 2017 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2016 годом на 3,6% (производство продукции растениеводства - на 4,2%, животноводства - на 1,2%). В последующие годы ожидается поступательный рост производства продукции сельского хозяйства (до 6,0% к предшествующему году).
Строительство
В 2016 году хозяйствующими субъектами города выполнено строительных работ на сумму 4,3 млрд руб., что на 55,2% больше, чем за 2015 год. В эксплуатацию введено 46 многоквартирных жилых домов общей площадью 295,0 тыс. кв. метров.
В строительство жилья инвестировано 468,4 млн руб., зданий (кроме жилых) и сооружений - 2,3 млрд рублей.
Мероприятия федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" направлены на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, строительство и модернизацию дорог, что создает условия для роста объемов строительных работ как в 2017 году по сравнению с 2016 годом (в 2,5 раза), так и в последующие годы (в 2018 году - на 52,1% - 60,9%, в 2019 году - на 16,9% - 17,6%, 2020 году - на 11,5% - 12,6% к предыдущему году).
Торговля и услуги населению. Цены и тарифы
В 2016 году оборот розничной торговли составил 61,5 млрд руб. (в сопоставимых ценах больше на 50,3%, чем в 2015 году); оборот общественного питания - 9,3 млрд руб. (больше в 2,5 раза), объем платных услуг, оказанных населению - 30,1 млрд руб. (рост к 2015 году - 29,6%).
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2016 году к 2015 году составил 109,8% в том числе на продовольственные товары - 107,4%, непродовольственные товары -106,1%, услуги - 121,7%.
Основной вклад в инфляцию в 2017 году (как и в 2016 году) будет вносить опережающий рост цен на услуги, что связано с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, энергоносители, услуги общественного транспорта.
Инфляцию сдерживает стабилизация курса национальной валюты, а также высокие процентные ставки кредитования экономики со стороны финансовых институтов. Сдерживать рост цен на товары также будет происходящее импортозамещение отечественными продуктами, в результате которого доля продовольственного импорта в товарообороте сократится и влияние курсовой динамики на продовольственную инфляцию станет слабее.
Индекс потребительских цен за 2017 год к предыдущему году ожидается в размере 106,3%, в 2018 году замедление инфляции продолжится до уровня 105,6%) (при консервативном варианте) и до 105,4% (при базовом и целевом).
В условиях постепенного повышения реальных доходов и роста потребления населением в 2019 году инфляция снизится примерно до 105,3% (консервативный вариант) и до 105,0% (базовый и целевой), в 2020 году индекс потребительских цен ожидается 104,0% по всем вариантам прогноза.
Отрицательным фактором, обеспечивающим рост инфляции в городе Севастополе, будет рост тарифов для населения на коммунальные услуги, газоснабжение, электроэнергию (в 2017 году - 21%).
Тарифы. Действующие тарифы для населения не покрывают затрат ресурсоснабжающих организаций на предоставление услуг, в связи с чем продолжена практика установления двух видов тарифов в сферах реализации электрической энергии и природного газа, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, утилизации ТБО - для потребителей и для ресурсоснабжающих организаций. Разница в указанных тарифах погашается из бюджета. В 2017 году тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения достигнут экономически обоснованного уровня. Также на экономически обоснованном уровне с 01.01.2018 для категории потребителей "население" будут установлены тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Внешнеэкономическая деятельность
Несмотря на продолжающиеся санкции ряда стран по торговле с Крымом и городом Севастополем, севастопольские предприниматели вышли на рынки стран Ближнего Востока, Африки и Азии, Южной Америки, где наблюдается спрос на продукцию российских производителей и заинтересованность в экспорте на российский рынок продукции этих стран.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот города Севастополя по странам-контрагентам участников внешнеэкономической деятельности в 2016 году сложился в размере 39,4 млн долларов США.
В 2016 году экспортировано товаров на сумму 6,0 млн долларов США, что в З раза меньше к 2015 году. На страны дальнего зарубежья приходится 31,6% общего объема экспорта товаров из города Севастополя (1,9 млн долларов США), на страны СНГ - 68,4% (4,1 млн долларов США).
Импортировано товаров на сумму 33,4 млн долларов США, что на 12,3%) меньше, чем в предыдущем году. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта товаров значительно превысила импорт из государств-участников СНГ и составила 90,6% (30,3 млн долларов США) против 9,4% (3,1 млн долларов США).
Учитывая сохраняющиеся тенденции в области санкционной политики, активно развивающееся импортозамещение, в 2017 году прогнозируется снижение объемов экспорта по сравнению с 2016 годом на 16,7%, он составит 5,0 млн долларов США, объемы импорта снизятся на 34,3% и составят 22,0 млн долларов США.
В 2018 - 2020 годах ожидается некоторый рост экспорта (в среднем на 2, 0% в год), импорт будет расти умеренными темпами - 3,0 - 4,7% в год.
Инвестиции
В 2016 году предприятиями и организациями (включая инвестиции всех хозяйствующих субъектов с учетом досчета на неформальную деятельность) освоено инвестиций в основной капитал в размере 12,1 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 65,3% больше, чем в 2015 году.
Федеральная целевая программа. Для формирования инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 утверждена федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" (далее - Программа).
В 2015 - 2016 годах на реализацию мероприятий Программы из средств федерального бюджета направлено инвестиций в основной капитал в объеме 1401,5 млн руб., освоено 425,7 млн руб. В 2016 году объем инвестиций за счет средств бюджета города Севастополя составил 89,39 млн руб., что определило уровень софинансирования в 14,7%.
Результативные показатели реализации Программы за 2016 год характеризуются выполненными проектно-изыскательскими работами на 34 объектах, началом строительных работ на 2 объектах.
К концу 2017 года планируется ввести в эксплуатацию 16 объектов капитального строительства, в их числе школа, пять сельских амбулаторий, городской архив, шесть объектов коммунальной инфраструктуры и другие.
В прогнозируемом периоде финансирование мероприятий Программы будет осуществлено на условиях софинансирования (95% из федерального бюджета, 5% из бюджета города Севастополя).
К концу 2020 года планируется реализовать 103 мероприятия Программы, в том числе ввести в эксплуатацию 3 крупных объекта:
- автомобильная дорога Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь. Км 253+500 - км 269+300, г. Севастополь" (объем инвестиций на 2016 - 2020 годы 14387,91 млн руб.);
- канализационные очистные сооружения "Южные" (объем инвестиций на 2016 - 2020 годы 7624,47 млн руб.);
- Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера (объем инвестиций на 2017 - 2020 годы 3868,27 млн руб.).
На модернизацию дошкольного и общего образования в 2017 - 2020 годах планируется инвестировать в общей сумме 3160,68 млн рублей.
Свободная экономическая зона. Эффективным инструментом по привлечению инвестиций в город является создание свободной экономической зоны.
В рамках Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории города Севастополя статус участника СЭЗ на 01.01.2017 получили 235 субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях.
Общий объем задекларированных капитальных вложений в 2016 году составил 1,4 млрд руб. В 2017 году планируется осуществить капитальные вложения в сумме 0,8 млрд руб.; в 2018 году - 0,5 млрд руб.; в 2019 году - 0,1 млрд рублей.
К концу 2017 года будет зарегистрировано не менее 300 участников.
Денежные доходы и расходы населения
В 2016 году по отношению к 2015 году по предварительным данным реальные денежные доходы населения увеличились на 20,9%.
Среднедушевые денежные доходы сложились в размере 22916 руб. Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за 2016 год составила 9757,0 рублей.
В прогнозируемый период ожидается дальнейший рост среднедушевых денежных доходов. Величина прожиточного минимума в среднем за год в расчете на душу населения увеличится с 10,4 тыс. руб. в 2017 году до 12,6 тыс. руб. в 2020 году.
В 2016 году средний размер назначенных пенсий составил 12,6 тыс. рублей.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика пенсионных выплат, в первую очередь за счет проводимой реформы пенсионного обеспечения и индексации пенсий. Размеры индексации пенсий, пособий и других социальных выплат и сроки их проведения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами.
В 2017 году прогнозируется средний размер назначенных пенсий по городу Севастополю в размере 13,0 тыс. руб. с дальнейшим увеличением в 2020 году до 14,2 тыс. рублей.
Труд и занятость
Занятость населения. По данным выборочных обследований рабочей силы по проблемам занятости, численность рабочей силы в среднем за 2016 год составила 193,2 тыс. человек. В составе рабочей силы 181,3 тыс. человек (93,8%) были заняты в отраслях экономики, 12 тыс. человек - безработные в определении методологии Международной организации труда (далее - МОТ).
Регистрируемый рынок труда в 2016 году не испытывал значительных вызовов. На 01.01.2017 на регистрационном учете находилось 378 безработных граждан (85,9% к 01.01.2016). Уровень регистрируемой безработицы снизился по сравнению с 01.01.2016 (0,23%) и составил 0,19% от численности экономически активного населения.
Снижение безработицы как в 2016 году, так текущем периоде 2017 года, обусловлено улучшением социально-экономических ситуацией: ростом объемов производства, увеличением количества предприятий и вводимых рабочих мест, повышением среднемесячной заработной платы, реализацией активных мер политики занятости.
По оценке за 2017 год численность рабочей силы по городу Севастополю составит 195,0 тыс. человек, численность безработных в определении методологии МОТ в среднегодовом исчислении - 11,9 тыс. человек, что соответствует уровню безработицы по методологии МОТ в размере 6,1% (в 2016 году-7,7%).
Рост занятости населения будет регулироваться вводом новых рабочих мест, в том числе в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов, созданием и развитием промышленных кластеров, размещением новых производств, запуском индустриального парка.
В предстоящем периоде прогнозируются увеличение численности рабочей силы города Севастополя (экономически активного населения): в 2018 году -до 198,0 тыс. человек, в 2019 году - до 202,0 тыс. человек, в 2020 году - до 206,0 тыс. человек, что на 1,5% - 5,6% превысит ожидаемые показатели 2017 года.
Увеличение численности рабочей силы прогнозируется за счет поступательного роста числа населения, занятого в экономике города: в 2018 году - на 1,0%, в 2019 году - на 1,0% - 2,5%, в 2020 году - на 1,0% - 2,6% в зависимости от варианта прогноза.
С учетом реализации мероприятий в области содействия занятости населения города ожидается снижение уровня безработицы, рассчитываемого по методологии МОТ: с 6,1% - 5,8% от численности рабочей силы в 2018 году до 5,8% - 5,3% в 2020 году.
Заработная плата. В прогнозируемом периоде ожидается умеренный рост среднемесячной заработной платы: в 2017 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличится в среднем на 13,2% и составит 27,5 тыс. руб., в 2018 году - 29,4 - 29,7 тыс. руб., в 2019 году - 30,9 - 31,4 тыс. руб. (по вариантам прогноза), в 2020 году - 32,6 - 33,5 тыс. руб. (по вариантам прогноза).
В бюджетной сфере в соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры). Предполагается, что обязательства по доведению заработной платы отдельных категорий работников до целевых уровней, определенных "майскими" указами, будут выполнены не позднее 2018 года. В 2019 - 2020 годах предполагается сохранение достигнутых соотношений заработной штаты отдельных категорий работников и среднего дохода от прудовой деятельности по юроду Севастополю.
Ожидается, что размер среднего дохода от трудовой деятельности в 2017 году составит 24,5 тыс. руб., в 2018 году - 26,5 - 26,7 тыс. руб., в 2019 году - 27,8 - 28,3 тыс. руб., в 2020 году - 29,3 - 30,2 тыс. руб. (по вариантам прогноза).
До 2020 года сохранится тенденция к увеличению фонда начисленной заработной платы в связи с активизацией процессов в основных отраслях экономики города Севастополя, ростом минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 01.07.2017 до уровня МРОТ, установленного Федеральным законом от 19.12.2016 N 460-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" в размере 7800,0 руб. и с 01.09.2017 для работников организаций бюджетной сферы в размере не менее 8000 руб. в месяц и для работников организаций внебюджетной сферы в размере не менее 8500 руб. в месяц в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в городе Севастополе, принятым решением Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.08.2017 N 2-17.
В 2017 году прогнозируется рост фонда начисленной заработной платы на 8,8% к 2016 году; к концу 2020 года - от 7,5% до 9,7%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.