Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства Республики
Крым от 22.08.2017 года N 605
Ведомственная целевая программа
"Развитие отраслей рыбоводства и рыболовства"
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование ведомственной целевой программы (далее - ВЦП) |
- Развитие отраслей рыбоводства и рыболовства" (далее - ВЦП) |
||||||||
Наименование государственной программы Республики Крым |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 года N 423 |
||||||||
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Крым |
Подпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса" |
||||||||
Ответственный исполнитель ВЦП |
Министерство сельского хозяйства Республики Крым |
||||||||
Соисполнители и участники Подпрограммы |
юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и поставленные на налоговый учет, и осуществляющие свою деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса Республики Крым |
||||||||
Цели и задачи ВЦП |
цель ВЦП: формирование условий для устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли Республики Крым, обеспечение населения продовольствием, отраслей республиканской экономики - сырьем, воссоздание природных ресурсов, повышение занятости и обеспечение продовольственной безопасности региона в целом Задача 1: увеличение и сохранение оптимального уровня объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, производства товарной аквакультуры и товарной пищевой рыбной продукции |
||||||||
Наименование целевого показателя (единица измерения) |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
Объем произведенных (выращенных) объектов аквакультуры, топи |
985 |
1000 |
1040 |
1080 |
1120 |
||||
Задача 2: организация индустриальных методов выращивания объектов аквакультуры; организация производства объектов пресноводной аквакультуры и марикультуры; строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов рыбохозяйственной деятельности, а также приобретение оборудования для рыбоводства и (или) рыболовства | |||||||||
Наименование целевого показателя (единица измерения) |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
Количество введенных в эксплуатацию, в том числе реконструированных или модернизированных объектов рыбохозяйственной деятельности, всего |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
||||
| |||||||||
Срок реализации ВЦП |
2017 - 2020 годы |
||||||||
Объемы и источники финансирования ВЦП |
год |
бюджет Республики Крым |
внебюджетные средства |
всего |
|||||
2017 |
11 900,0 |
79 280,0 |
91 187,0 |
||||||
2018 |
18 730,0 |
124 884,0 |
143 614,0 |
||||||
2019 |
13 020,0 |
86 800,0 |
99 820,0 |
||||||
2020 |
7 950,0 |
53 000,0 |
60 950,0 |
||||||
всего |
51 600,0 |
343 971,0 |
395 571,0 |
||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы |
в 2020 году ожидается; увеличение производства (выращивания) объектов товарной аквакультуры на 13,7% к уровню 2016 года; введение в эксплуатацию объектов рыбохозяйственной деятельности, в том числе после реконструкции или модернизации, - 9 единиц. |
1. Характеристика рыбохозяйственной отрасли Республики Крым
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации и иными стратегическими документами одной из важнейших задач рыбохозяйственного комплекса является укрепление продовольственной безопасности нашей страны и обеспечение населения высококачественной, экологически чистой отечественной рыбной продукцией.
Рыбное хозяйство относится к сектору экономики, имеющему большое значение для обеспечения социальной стабильности в прибрежных регионах Республики Крым, таких как Черноморский и Ленинский районы, город Керчь, где предприятия данной отрасли определяют социальную политику значительной части населения.
Рыба и морепродукты являются одним из основных источников животного белка. Согласно статистическим показателям в 2016 году в Республике Крым добыто 20,3 тыс. тонн водных биоресурсов, а также 0,985 тыс. тонн выращено товарной рыбы и других объектов промышленного рыбоводства. Таким образом, исходя из норм, утвержденных Минздравом (в среднем 20 кг/год/человека), местная рыба обеспечивает потребности только на половину от рекомендуемой нормы.
Современный рыбохозяйственный комплекс Республики Крым включает в себя рыбодобывающую, рыбоводную и рыбоперерабатывающую отрасли, которые по данным Управления Федеральной налоговой службы на начало 2017 года представлены 400 субъектами хозяйствования различной формы собственности, из которых фактически осуществляют деятельность 225 рыбодобывающих компаний, 26 рыбоводных хозяйств и 23 рыбоперерабатывающих предприятия (в том числе 6 крупных рыбоконсервных заводов). Таким образом, количество субъектов, осуществляющих фактическую деятельность, составляет 68% от числа зарегистрированных.
Рассматривая рыбодобывающее направление отрасли, можно отметить, что в морских водах Республики Крым расположены места массовой зимовки, нагула, а также проходят миграции важнейших промысловых рыб - хамсы, ставриды, шпрота, камбалы - калкан, кефалевых, атерины, барабули и сельди. Шельфовая зона, прилегающая к полуострову, богата ресурсами промысловых беспозвоночных (рапана, мидии, креветки), поэтому Республика Крым является важным и традиционным центром рыболовства Азово-Черноморского региона.
По итогам промысла за 2016 год наблюдается увеличение вылова в сравнении с 2015 годом. За 2016 год вылов пользователей Республики Крым в Азово-Черноморском бассейне составил 20,3 тыс. тонн, что в 1,26 раза больше, чем за 2015 год (16,1 тыс. тонн).
Но в течение 2017 года ситуация изменилась и по итогам промысла за первое полугодие 2017 года отмечается снижение вылова в сравнении с аналогичным периодом 2016 года на 24,8% из-за заметного снижения вылова в Азовском море. Так, за январь-июнь 2017 года вылов пользователей Республики Крым в Азово-Черноморском бассейне составил 9,1 тыс. тонн, в январе-июне 2016 году - 12,1 тыс. тонн, в январе-июне 2015 года - 5,7 тыс. тонн, то есть вылов указанного периода 2017 года снижен по сравнению с 2016 годом на 24,8%, но превышает вылов 2015 года на 58,7%).
В Азовском море по состоянию на 30.06.2017 года добыто - 4,2 тыс. тонн водных биоресурсов, что в 1,9 раза меньше, чем на 30.06.2016 года (7,99 тыс. тонн), что вызвано снижением добычи бычка в пятикилометровой прибрежной зоне - 0,9 тыс. тонн против 4,0 тыс. тонн в 2016 году (снижение на 77,4%) и тюльки - 1,5 тыс. тонн против 2,8 тыс. тонн в 2016 году (снижение на 46,6%).
В Черном море ситуация немногим лучше, рыбаками добыто по состоянию на 30.06.2017 года - 4,9 тыс. тонн водных биоресурсов, что в 1,2 раза больше, чем по состоянию на 30.06.2016 года - 4,07 тыс. тонн.
Большую долю улова с начала года составляет хамса, добываемая восточнее меридиана проходящего через мыс Сарыч, ее было выловлено в первом полугодии 2017 года - 2,6 тыс. тонн (54,1% от всего улова), вылов этого вида превышает вылов прошлого года на 34,7%. Также превышение прошлого года показал вылов ставриды (в 1,2 раза), барабули (в 1,9 раза), скатов (в 1,8 раза), креветки черноморской травяной (в 1,8 раза).
Одним из негативных факторов является то, что к 2013 году в Республике Крым не осталось ни одного рыболовного судна, ведущего океанический промысел. Крымский флот перестал быть серьезным конкурентом для судов других государств и лишился возможности вести экспедиционный лов в Мировом океане. Практически все суда имеют 80% физического и морального износа, вследствие чего они не могут составить конкуренцию иностранным судам. Отечественные промысловые суда уступают иностранным также по техническим, технологическим и промысловым возможностям и экономическим показателям.
Кроме того, стремительно продолжается процесс выбытия судов из эксплуатации вследствие их физического и морального старения. В течение 20012012 годов практически прекратили свою производственную деятельность 11 рыбодобывающих компаний, имевших по 1 промысловому судну.
Ухудшилось положение с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового производства и вылова. Уровень технологической и технической оснащенности организаций рыбного хозяйства существенно снизился.
В связи с сезонностью добычи, отсутствием глубокой заморозки и переработки массовых видов рыб Азово-Черноморского бассейна, оптовые цены на них остаются низкими, многие предприятия для продолжения промысла идут на демпинговое понижение цен. Это в свою очередь приводит к снижению финансово-экономических показателей рыбодобывающих предприятий.
Эти факторы являются серьезным барьером на пути развития прибрежного рыболовства как направления, стимулирующего социально-экономическое развитие региона. Это обстоятельство, в свою очередь, приводит к хроническому недоосвоению большинства видов водных биоресурсов прибрежной зоны. Вместе с тем прибрежная зона Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна обладает значительными запасами водных биологических ресурсов, что может стать серьезной основой ускоренного социально-экономического развития Республики Крым.
Таким образом, чтобы к 2020 году выйти на показатели 2016 года, необходимо стимулирование этого направления рыбохозяйственной отрасли.
Другим приоритетным направлением рыбного хозяйства Республики Крым является индустриальная аквакультура, включающая в себя производство (выращивание) различных видов рыб и других водных организмов.
Так, за 2016 год выращено товарной рыбы и других объектов промышленного рыбоводства 0,985 тыс. тонн, в том числе мидии - 0,24 тыс. тонн, а за 2015 год - 0,627 тыс. тонн, в том числе мидии - 0,053 тыс. тонн, темп роста производства объектов аквакультуры составляет 157,2%. Но в целом эти показатели незначительны, а при государственной поддержке этого направления рыбохозяйственной отрасли возможен стабильный и уверенный рост на 30-40 тонн ежегодно.
Необходимо отметить, что помимо развития прудового рыбоводства, весомое значение имеет воспроизводство промыслово-ценных объектов, экваториальное садковое рыбоводство, береговые бассейновые хозяйства и марикультура.
Создание на Крымском побережье управляемых морских хозяйств для выращивания промыслово-ценных объектов с целью увеличения их запасов и получения товарной продукции индустриальным способом способствует воспроизводству таких объектов, как камбаловые и кефалевые. Кефалевые виды рыб также являются традиционными объектами промысла и лиманного рыбоводства в Азово-Черноморском бассейне.
Формирование садковых хозяйств в береговых зонах и прибрежной акватории морей является одним из перспективных направлений развития в Крыму товарного индустриального морского рыбоводства. В мировой практике морской аквакультуры данное направление развивается быстрыми темпами, так как создание таких акваферм не требует больших капитальных затрат. В отличие от прудовых, эти хозяйства не занимают значительных земельных массивов, не нуждаются в пресной воде.
В условиях Крымского побережья целесообразна организация комплексного берегового хозяйства, сочетающего наличие бассейнов с прямоточным водоснабжением морской водой и блока установки замкнутого водоснабжения. Объектами товарного осетроводства в хозяйствах такого типа обычно являются наиболее ценные виды рыб: проходные виды осетровых - белуга, русский осетр, атлантический осетр, севрюга и их гибриды, бестер разных пород.
В научных учреждениях республики накоплен успешный опыт проведения работ в области марикультуры. По оценкам специалистов площади пригодных акваторий (до 25,0 тыс. га) позволяют создать хозяйства по управляемому производству качественной рыбы и морепродуктов в непосредственной близости от объектов потребления.
На сегодняшний день основными проблемами отрасли, на решение которых направлена программа, являются:
- значительная изношенность основных производственных фондов;
- высокая степень износа рыбохозяйственной инфраструктуры;
- уменьшение численности ремонтно-маточного стада;
- снижение запасов особо ценных видов водных биоресурсов;
- усиливающееся антропогенное воздействие на состояние водных биоресурсов и среду их обитания;
- недостаточность государственной поддержки отрасли;
- низкая кредитоспособность организаций отрасли.
Реализация ведомственной целевой программы будет способствовать:
обновлению и перевооружению материально-технической базы предприятий рыбохозяйственного комплекса;
расширению масштабов товарного выращивания и переработки гидробионтов с использованием современных технологий переработки и хранения;
увеличению объемов производства товарной пищевой рыбной продукции;
- созданию управляемых хозяйств по производству качественной рыбы и морепродуктов в непосредственной близости от объектов потребления;
созданию новых технологий глубокой и комплексной переработки водных биологических ресурсов, методов хранения и транспортировки рыбо- и морепродукции;
формированию и целенаправленному продвижению устойчивого положительного имиджа Республики Крым как территории, благоприятной для развития рыбоводства и рыболовства, территории деловой и инвестиционной активности.
2. Цели, задачи н сроки реализации ВЦП
Основная цель ВЦП - формирование условий для устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли Республики Крым, обеспечение населения продовольствием, отраслей республиканской экономики - сырьем, воссоздание природных ресурсов, повышение занятости и обеспечение продовольственной безопасности региона в целом.
Для достижения поставленной цели необходимо эффективное решение следующих задач:
Задача 1: увеличение и сохранение оптимального уровня объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, производства товарной аквакультуры, и товарной пищевой рыбной продукции;
Задача 2: организация индустриальных методов выращивания объектов аквакультуры; организация производства объектов пресноводной аквакультуры и марикультуры; строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов рыбохозяйственной деятельности, а также приобретение оборудования для рыбоводства и (или) рыболовства.
Срок реализации ВЦП: 2017 - 2020 годы.
3. Мероприятия ВЦП
Для достижения цели и решения задач ВЦП необходимо реализовать следующие мероприятия:
3.1 Основное мероприятие "Возмещение части затрат па единицу выращенной (выловленной) и реализованной товарной рыбной продукции"
Реализация основного мероприятия направлена на стимулирование воспроизводства товарной аква- и мари культуры, увеличение объемов вылова, улучшение качества производимой продукции, рост инвестиционной привлекательности рыбохозяйственного комплекса.
Государственная поддержка будет предоставляться путем возмещения части затрат товаропроизводителей на выращивание (вылов) отгруженной на собственную переработку или реализованной рыбопродукции.
Порядок предоставления средств государственной поддержки в виде субсидий, направления поддержки и перечень получателей определяется Советом министров Республики Крым.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий из средств бюджета Республики Крым на условиях, определенных Советом министров Республики Крым.
3.2. Основное мероприятие "Возмещение части затрат на строительство и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов рыбохозяйственного комплекса, а также приобретение оборудования для рыболовства и (или) рыбоводства"
Реализация основного мероприятия направлена на создание эффективных условий для дальнейшей интенсификации технологий вылова и выращивания рыбы и посадочного материала, в том числе в достаточно ограниченных объёмах воды, при высоких плотностях посадки, что наиболее актуально при сложившихся условиях дефицита водных ресурсов. Также позволит обеспечить рыболовные и рыбоводные хозяйства современным технологическим оборудованием, способствующим ведению производственного процесса с применением передовых технологий.
Государственная поддержка предоставляется путем возмещения части затрат товаропроизводителей на строительство и (или) реконструкцию (модернизацию) объектов рыбохозяйственной деятельности.
Порядок предоставления средств государственной поддержки в виде субсидий, направления поддержки и перечень получателей определяется Советом министров Республики Крым.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий из средств бюджета Республики Крым на условиях, определенных Советом министров Республики Крым.
4. Показатели (индикаторы) реализации ВЦП
Достижение поставленных целей ВЦП основано на использовании программно-целевого метода во взаимодействии с организационно-экономическими и финансовыми механизмами, направленными на реализацию мероприятий.
Эффективность реализации ВЦП в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) по годам по отношению к предыдущему году.
Критериями выполнения ВЦП являются целевые индикаторы, приведенные в приложении 1.
5. Ресурсное обеспечение ВЦП
Финансирование мероприятий ВЦП планируется осуществлять за счет средств бюджета Республики Крым, а также с привлечением в установленном порядке внебюджетных источников.
Объем финансирования ВЦП за счет средств бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с Законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год.
Предоставление государственной поддержки осуществляется в форме субсидий.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации ВЦП в разрезе мероприятий приведен в приложении 2.
6. Анализ рисков реализации ВЦП, меры по управлению рисками
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
- риск недофинансирования (недостаток собственных средств предприятий, невозможность привлечения заемных средств для реализации мероприятий ВЦП, недофинансирование из бюджета;
- недостаточная квалификация исполнителей и недостаток кадров необходимой квалификации;
- рыночные риски (нестабильный, плохо предсказуемый сезонный объем реализации рыбы и рыбной продукции);
- законодательные правовые риски: принятие (или отсутствие необходимых) федеральных, субъектовых и муниципальных нормативных правовых актов, способных повлиять на степень реализации ВЦП.
К мерам управления рисками, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
- обеспечение возможности стабильной реализации продукции путем совершенствования обменно-распределительных отношений производителей и переработчиков, торговых организаций, а также конечных потребителей на основе согласования интересов каждого из них;
- создание условий для инвесторов в целях защиты капитальных вложений и материальных средств, направленных на осуществление строительства и реконструкции предприятий по производству и переработке продукции с использованием современных технологий, а также создание инфраструктуры по продвижению рыбной продукции к потребителю.
7. Механизм реализации ВЦП
Комплексное управление реализацией ВЦП осуществляется Министерством сельского хозяйства Республики Крым (далее - Министерство) с участием Министерства финансов Республики Крым.
Министерство несет ответственность за подготовку и реализацию ВЦП, внесение в нее изменений, досрочное прекращение реализации ВЦП.
Система управления реализацией ВЦП:
- ответственным за реализацию ВЦП в целом, достижение целей, задач и индикаторов, утвержденных в ней, является Министерство;
- координацию деятельности управлений Министерства, учреждений и организаций, участвующих в реализации ВЦП, согласование их действий по реализации программных мероприятий осуществляет департамент по рыбному хозяйству, управление финансов, бухгалтерского учета, отчетности и государственных закупок;
- реализацию каждого мероприятия и, соответственно, реализацию ВЦП в целом осуществляют департамент по рыбному хозяйству, управление финансов, бухгалтерского учета, отчетности и государственных закупок;
- Министерство является главным распорядителем средств бюджета Республики Крым и осуществляет финансирование в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета;
- мониторинг реализации ВЦП осуществляют департамент по рыбному хозяйству, управление финансов, бухгалтерского учета, отчетности и государственных закупок и управление экономического развития и инвестиционной деятельности;
- ответственными за формирование отчетности о ходе реализации ВЦП являются департамент по рыбному хозяйству, управление финансов, бухгалтерского учета, отчетности и государственных закупок, управление экономического развития и инвестиционной деятельности.
8. Эффективность реализации ведомственной целевой программы "Развитие отраслей рыбоводства и рыболовства"
В ходе реализации ВЦП планируется создание благоприятных экономических условий для устойчивого развития и повышения эффективности работы субъектов рыбохозяйственной отрасли. Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач Министерства, являются увеличение объемов выращенной продукции мари- и аквакультуры, рационального использования водных биологических ресурсов, обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых рыбохозяйственными предприятиями, а также стабилизация розничных цен на них.
Социальные последствия реализации ВЦП связаны с улучшением условий и производительности труда в рыбохозяйственной отрасли, трудовой занятости населения.
Успешная реализация ВЦП будет способствовать повышению доли рыбной продукции и, как следствие, сельскохозяйственной, в общем балансе валового продукта Республики Крым, дополнительному поступлению налогов в бюджеты, развитию предприятий Республики Крым, улучшению качества жизни населения Республики Крым.
Министр |
А. Рюмшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.