Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Главы
Республики Крым
от 6 марта 2017 года N 92-рг
(в редакции распоряжения
Главы Республики Крым
от 2 февраля 2018 года N 38-рг)
Обоснование включения
в перечень приоритетных и социально значимых рынков по содействию развитию конкуренции в Республике Крым
I. Приоритетные рынки по содействию развитию конкуренции в Республике Крым
1. Рынок сельского хозяйства
Сельское хозяйство является одной из основных отраслей специализации экономики Республики Крым и определено приоритетной отраслью роста экономики региона согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09 января 2017 года N 352-ЗРК/2017.
В структуре валового регионального продукта доля сельского хозяйства достигает 14%.
В настоящее время на территории Республики Крым, по данным Крымстата, в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства осуществляет деятельность 1529 хозяйствующих субъектов.
Объем производства продукции сельского хозяйства в январе-сентябре 2017 года составил 45,2 млрд. руб.
В целом рынок сельского хозяйства Республики Крым развивается достаточно динамично, что подтверждается результатами опроса субъектов предпринимательства, в частности 41% респондентов отметили высокий уровень конкуренции и 38% - умеренный. При этом более половины потребителей оценили удовлетворенность качеством, ценой и возможностью выбора товаров на рынке сельского хозяйства в диапазоне "удовлетворен -скорее удовлетворен".
Анализ стратегических документов муниципальных образований республики и показателей их социально-экономического развития дает возможность сделать вывод, что сельское хозяйство является приоритетным в большинстве муниципальных образований республики, в частности Бахчисарайского, Белогорского, Кировского, Красногвардейского, Ленинского, Нижнегорского, Первомайского, Раздольненского, Советского,
Красноперекопского, Джанкойского, Симферопольского, Сакского и Черноморского районов.
С целью развития рынка сельского хозяйства в муниципальных образованиях реализуются инвестиционные проекты по направлениям: закладка садов и виноградников, выращивание овощей, зерновых и эфиромасличных культур, реконструкция и развитие птицефабрики, молокоперерабатывающих комплексов, строительство фруктохранилищ, тепличного комбината, сельскохозяйственного комплекса по выращиванию молочного стада КРС и др.
Включение данного рынка в качестве приоритетного также обусловлено необходимостью обеспечения потребительского спроса населения на сельскохозяйственную продукцию. Следует отметить, что данный рынок имеет значительный экспортный потенциал и возможность замещения импорта.
Вместе с тем (несмотря на положительные тенденции) на развитие сельского хозяйства и повышение его конкурентоспособности оказывает влияние ряд негативных факторов, а именно:
дефицит водных ресурсов вследствие перекрытия Северо-Крымского канала;
преобладание в производстве сельскохозяйственной продукции Республики Крым продукции, выращиваемой в хозяйствах населения, которые имеют ограниченные материально-технические ресурсы, базируются большей частью на ручном труде и не могут использовать современные агротехнологии;
ухудшение материально-технического обеспечения сельского хозяйства Республики Крым, что приводит к изношенности основных фондов, увеличению доли ручного труда и обусловливает снижение эффективности производства, отсутствие современных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
сокращение поголовья сельскохозяйственных животных и производства животноводческой продукции, в частности дефицит молочной продукции, чрезмерное преобладание в структуре производства мяса птицы, что создает деформации в продовольственном обеспечении населения и отдыхающих, требует ввоза значительных объемов мяса других видов.
Устранение вышеуказанных проблем и создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий, их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения будет способствовать стабильному развитию экономики региона и конкуренции в Республике Крым в целом.
2. Рынок туристических услуг
Ввиду исторически сложившихся особенностей Республики Крым развитие туризма входит в число основных приоритетов республики, что отражено в Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09 января 2017 года N 352-ЗРК/2017.
В Республике Крым представлен широкий спектр видов туризма: медицинский и оздоровительный, культурно-познавательный, событийный, пешеходный, велосипедный, подводный, конный, этнографический, спортивный и круизный.
Санаторно-курортный комплекс Республики Крым насчитывает 767 объектов коллективных средств размещения вместимостью 156,5 тыс. мест.
Традиционно в коллективных средствах размещения за последние несколько лет размещалось в среднем 1,1 млн. человек или 1434 человека на одно коллективное средство размещения в год (119 человек в месяц), что свидетельствует о недозагруженности имеющихся коллективных средств размещения.
В связи с этим одной из основных задач является переход коллективных средств размещения на круглогодичный цикл работы. В результате перехода на круглогодичный цикл работы коллективных средств размещения количество организованных туристов может составить дополнительно 2 млн. человек ежегодно.
В 3 регионах Республики Крым функционирует 4 круглогодичных туристско-информационных центра (муниципальные образования: городской округ Евпатория - 2, городское поселение Щелкино Ленинского района - 1, городское поселение Старый Крым Кировского района - 1). Также организована работа 24 круглогодичных туристско-информационных пунктов в 12 регионах Республики Крым.
По результатам проведенного анализа стратегических документов и социально-экономического развития муниципальных образований Республики Крым выявлено, что сфера туристических услуг обладает существенным потенциалом для городских округов Ялта, Алушта, Судак, Евпатория, Саки, Керчь, Феодосия, Черноморский, Раздольненский и Ленинский районы.
С целью развития сферы туризма и повышения качества туристических услуг в муниципальных образованиях республики реализуются инвестиционные проекты, направленные на реконструкцию и развитие пансионатов, санаториев, баз отдыха, а также на строительство гостиниц, санаторно-курортных комплексов.
Согласно опросу 47% представителей бизнеса отметили высокий уровень конкуренции, 30% - считают, что конкуренция умеренная и 24% - выразили мнение, что конкуренция достаточно слабая.
Следует отметить, что большая часть респондентов со стороны потребителей скорее удовлетворены качеством, ценой и возможностью выбора туристических услуг и около 20% респондентов выразили неудовлетворенность характеристиками услуг.
Несмотря на наличие позитивных предпосылок развития рынка туристических услуг, существует ряд факторов, сдерживающих его развитие (что подтверждается неоднократными опросами потребителей данного рынка), в частности:
неудовлетворительное состояние инфраструктуры на территории туристских регионов Республики Крым;
неравномерность развития туристского потенциала Республики Крым;
сезонность работы туристской отрасли;
высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы коллективных средств размещения; кадровый дефицит;
широкое распространение практики предоставления услуг размещения туристов вне легального поля.
Вышеуказанные проблемные факторы и предпосылки развития рынка обуславливают необходимость отнесения данного рынка к числу приоритетных для содействия развитию конкуренции в Республике Крым.
Кроме того, рынок туристических услуг относится к несырьевому сектору экономики, что является немаловажным согласно требованиям стандарта развития конкуренции.
3. Рынок IT-услуг
Рынок IT-услуг выбран в качестве приоритетного с учетом требований стандарта о включении в первую очередь рынков товаров, работ и услуг несырьевого сектора экономики с высокой степенью предела и добавленной стоимости конечной продукции, имеющей экспортный потенциал и (или) возможность замещения импорта.
В настоящее время рынок IT-услуг Республики Крым зависим от зарубежной продукции в сфере информационных технологий. В подавляющем большинстве внедряемых информационных систем в республике сегодня используются в основном зарубежные разработки. Также можно выделить ряд барьеров, препятствующих успешному развитию отечественной промышленности в сфере информационных технологий, среди которых критически значимым является низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности.
На территории Республики Крым осуществляют деятельность только 12 организаций в сфере информационных технологий, получивших государственную аккредитацию.
Основными видами деятельности данных предприятий являются:
деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;
деятельность в области связи на базе проводных технологий;
разработка компьютерного программного обеспечения;
научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;
деятельность информационных агентств.
Недостаточная развитость данного рынка подтверждается также опросами представителей бизнеса, в частности, наибольшее количество респондентов (35%) оценивают уровень развития конкуренции на данном ранке в диапазоне "слабая конкуренция - конкуренция отсутствует".
С целью стимулирования развития рынка IT-услуг необходимо создание в Республике Крым базы для становления конкурентоспособных и экспортно ориентированных решений с использованием IT, кадрового потенциала в сфере IT с фундаментальными знаниями в области энергетики, безопасности, морского транспорта, содействие созданию центров компетенций ведущих IT - компаний и передачи ряда разработок, развитие общероссийских проектов, использующих передовые технологии для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, укрепления безопасности, здоровья и благополучия людей, животных и растений, а также внедрение информационно-коммуникационных технологий в ключевые отрасли экономики Республики Крым.
4. Рынок народных художественных промыслов и ремесел
Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел является ключевым фактором стратегии устойчивого развития современного российского общества.
Народные художественные промыслы и ремесла представляют собой важную часть национального культурного достояния Республики Крым. В течение многих лет в Крыму проживало множество народов. На сегодняшний день в республике живут представители 125 национальностей, которые имеют богатую и интересную культуру, становление которой происходило на протяжении столетий и способствовало развитию традиционных крымских ремесел, часть из которых утрачена. Основными изделиями мастеров республики являются: гончарные изделия, изделия из кожи, дерева, текстиля, аксессуары, украшения и др.
В настоящее время на территории Республики Крым осуществляет деятельность около трех десятков зарегистрированных субъектов предпринимательства в сфере народных художественных промыслов и ремесел.
Данный рынок характеризуется низким уровнем развития конкуренции, что подтверждается результатами опроса субъектов предпринимательства.
Согласно анкетированию более трети респондентов со стороны предпринимателей (36%) отметили уровень конкуренции на рынке в диапазоне "слабая конкуренция-конкуренция отсутствует".
На развитие рынка народных художественных промыслов и ремесел республики оказывают влияние следующие факторы:
низкий уровень предпринимательской инициативы среди индивидуальных мастеров народных художественных промыслов и ремесел;
высокий физический и моральный износ технической базы;
отсутствие информационной политики по популяризации народных художественных промыслов и ремесел;
отсутствие системы сбыта изделий мастеров;
старение мастеров и угроза утраты художественно-стилевых особенностей и традиций.
Решение указанных проблем будет способствовать сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремесел, а также стимулировать предпринимательские инициативы среди мастеров и насыщать рынок республики сувенирной продукцией собственного производства.
II. Социально значимые рынки по содействию развитию конкуренции в Республике Крым
1. Рынок услуг дошкольного образования
Система дошкольного образования Республики Крым представлена 525 образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования.
Конкурентная среда в сфере дошкольного образования характеризуется доминированием муниципальных образовательных организаций.
В общее количество организаций дошкольного образования входят: 516 - муниципальных, 5 - частных, 4 - государственные организации.
Численность детей, посещающих образовательные организации, реализующих программы дошкольного образования, составляет 67416 чел., в том числе 4212 чел. возрасте до 3 лет.
Проблемой в сфере дошкольного образования является наличие постоянной очереди детей в дошкольные образовательные учреждения республики. В настоящее время не обеспечены местом в дошкольном учреждении 24870 детей, в том числе 12557 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Кроме того, большинство субъектов предпринимательства отмечают низкий уровень конкуренции на рынке. При этом основными барьерами на данном рынке предприниматели считают высокие налоги, множество форм обязательной отчетности и сложность/затянутость процедур получения лицензий на осуществление своей деятельности.
Первоочередной задачей на указанном рынке является создание условий для развития конкуренции в негосударственном (немуниципальном) секторе и сокращение очередности в организации дошкольного образования.
2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления
В Республике Крым успешно реализуется комплексная система организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярный период, которая представлена загородным и санаторным отдыхом, лагерями дневного пребывания и т.д.
На территории республики функционирует 297 детских оздоровительных учреждений, в том числе загородные оздоровительные лагеря, детские санаторно-курортные учреждения общесоматического и противотуберкулёзного профиля, лагеря с дневным пребыванием.
Рынок характеризуется недостаточным уровнем развития конкуренции. При этом субъекты предпринимательства в рамках проводимого опроса отметили наличие таких барьеров, как высокие налоги и частые проверки со стороны надзорных органов.
Проблемой недостаточного развития рынка услуг детского отдыха и оздоровления является изношенность материально-технической базы большинства учреждений отдыха и оздоровления, а также несоответствие их современным требованиям.
Ключевыми векторами развития системы оздоровления и отдыха детей в регионе должны стать: переход от сезонного оздоровления к круглогодичному циклу, создание доступной среды в местах отдыха для детей-инвалидов, развитие детского туризма, повышение качества услуг.
3. Рынок услуг дополнительного образования детей
В Республике Крым функционирует 134 организации дополнительного образования, в том числе:
9 государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования;
121 муниципальная организация дополнительного образования: 12 детско-юношеских спортивных школ, 65 школ искусств, 3 станции юных техников, 1 дом творчества, 40 центров дополнительного образования;
4 учреждения дополнительного образования частной формы собственности.
Рынок услуг дополнительного образования детей характеризуется доминированием муниципальных организаций дополнительного образования.
По мнению субъектов предпринимательства, рынок является низкоконкурентным, такую тенденцию отмечает большинство респондентов. Кроме того, недостаточность выбора организаций в сфере дополнительного образования отметили около 55% респондентов из числа потребителей услуг.
В целом дополнительным образованием в Республике Крым охвачено 68% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Первоочередными задачами по развитию конкурентоспособной среды на рынке дополнительного образования детей являются:
развитие и укрепление материально-технической базы учреждений;
повышение качества предоставляемых услуг;
создание безбарьерной среды и беспрепятственного доступа;
совершенствование кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов;
расширение спектра направленности программ дополнительного образования;
повышение информированности населения о реализуемых в регионе программах дополнительного образования детей.
4. Рынок медицинских услуг
В Республике Крым в 2016 году 10 медицинских организаций частной формы собственности участвовали в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, что составляет 10% от общего числа медицинских организаций республики.
В 2017 году в реестр медицинских организаций на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования вошло 26 частных медицинских организаций (28,3% из общего числа).
Уровень конкуренции на рынке медицинских услуг Республики Крым, несмотря на положительную динамику роста частных медицинских организаций на рынке медицинских услуг, остается довольно низким. Рынок характеризуется доминирующим положением государственных (муниципальных) медицинских организаций.
Опрос представителей бизнеса также подтверждает такую тенденцию, большая часть респондентов (37%) отметили, что конкуренция на данном ранке слабая или отсутствует вовсе.
Основными барьерами осуществления деятельности на рынке представители бизнеса отмечают высокие налоги и сложность/затянутость процедур получения лицензий.
При этом потребители отметили недостаточно удовлетворительное качество медицинских услуг, такой точки зрения придерживается 54% респондентов.
Основными факторами, препятствующими развитию конкуренции на рынке медицинских услуг, являются:
недостаточная и неравномерная технологическая оснащенность медицинских учреждений;
низкие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (дефицит программы государственных гарантий) приводят к низкому уровню участия частной системы здравоохранения в реализации территориальной программы государственных гарантий. Первоочередной задачей по развитию конкуренции на рынке является привлечение частных медицинских организаций к активному участию в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению и повышения качества медицинских услуг, оказываемых в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения.
5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Необходимость осуществления в Республике Крым психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на ранних этапах развития обусловлено рядом объективных причин: ежегодным приростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, государственными требованиями к качеству предоставления образовательных услуг на всех ступенях обучения и воспитания детей и др.
В республике психолого-педагогические услуги детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают в 7 государственных общеобразовательных учреждениях интернатного типа и 1 центре психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, в которых в настоящее время воспитывается 1568 детей.
Рынок характеризуется доминированием государственных (муниципальных) организаций, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данный рынок характеризуется низким уровнем конкуренции, что подтвердили 52% респондентов из представителей бизнеса, отметив слабую конкуренцию или ее отсутствие.
Барьерами вхождения на рынок негосударственного (немуниципального) сектора являются:
большая доля присутствия на рынке муниципальных и государственных учреждений образования, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
потребность в увеличении собственного капитала негосударственных (немуниципальных) организаций;
высокий уровень стоимости нежилых помещений и арендной платы;
отсутствие достаточного пакета налоговых льгот;
сложность в получении лицензий на осуществление деятельности.
Для устранения барьеров необходимо создать равные условия доступности к бюджетным средствам для различных поставщиков услуг.
6. Рынок услуг в сфере культуры
На территории Республики Крым действует 1267 государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры, из них: 662 библиотеки; 558 клубов; 35 музеев; 7 театров; 1 цирк; 1 филармония;
1 центр народного творчества; 1 киномедиацентр; 1 киностудия.
Кроме того, подготовкой кадрового состава для отрасли занимаются
2 учреждения среднего профессионального образования, а также 1 учреждение высшего профессионального образования. Услуги дополнительного образования в сфере искусств оказывают 65 детских школ искусств.
Предоставление услуг учреждениями культуры является высокозатратным и предусматривает бюджетное финансирование в целях выполнения одной из важнейших функций - повышения культурного уровня и удовлетворения художественных запросов населения, создания условий для их творческой самореализации.
Рынок услуг в сфере культуры характеризуется доминированием государственного (муниципального) сектора, что подтверждается результатами опроса субъектов предпринимательства. Tак, 41% респондентов отметили слабую конкуренцию или ее отсутствие.
Проблемой развития сектора негосударственных (немуниципальных) организаций в сфере культуры является слабая привлекательность оказания отдельных видов услуг в сфере культуры. Кроме того, услуги, оказываемые учреждениями негосударственного сектора, имеют ряд ограничений и системных проблем, среди которых: низкая ценовая и территориальная доступность; низкая рентабельность, предоставление услуг только определенной категории населения; отсутствие необходимых площадей (выставочных и концертных залов, фондохранилищ и т.д.) для осуществления деятельности, научно-методической и информационной базы.
С целью привлечения субъектов предпринимательства и развития конкурентной среды на рынке услуг в сфере культуры необходимо создание благоприятных условий для инвесторов и внедрение механизмов конкурсного распределения бюджетных средств для финансирования организаций, оказывающих услуги в сфере культуры.
7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства
Коммунальный комплекс Республики Крым включает в себя:
источники теплоснабжения - 1379 ед., протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении - 1426,6 км;
водопроводы и отдельные водопроводные сети - 755 ед., протяженность водопроводных сетей 14004,7 км, протяженность канализационных сетей - 2901,2 км.
В реестр регулируемых организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства включено на 2017 год 95 организаций сферы водопроводно-канализационного хозяйства, 34 организации сферы теплоснабжения, 5 организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, 35 организаций сферы электроснабжения, 1 организация сферы газоснабжения, 7 организаций, предоставляющих услуги по захоронению бытовых отходов.
По мнению опрошенных представителей бизнеса, рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства характеризуется невысоким уровнем конкуренции. Большинство респондентов (47%) отметили, что конкуренция на данном рынке слабая или отсутствует вовсе.
К основным проблемам и барьерам развития конкуренции в данной сфере можно отнести: высокий уровень присутствия на данном рынке услуг государственных (муниципальных) предприятий, высокая затратность деятельности по оказанию данного вида услуг, вызванная высокой степенью изношенности объектов жилищно-коммунальной сферы, имущественная неурегулированность, необходимость получения лицензии на осуществление деятельности.
Таким образом, в целях дальнейшего развития конкуренции на рынке необходимо обеспечить информационную открытость отрасли, повышать качество и надежность инфраструктуры ЖКХ, в том числе посредством применения механизмов государственно-частного партнерства (концессий).
8. Розничная торговля
В настоящее время на территории Республики Крым в сфере торговли осуществляют деятельность свыше 6000 субъектов хозяйствования.
Оборот розничной торговли в Республике Крым в январе-сентябре 2017 года составил 176,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,9% больше аналогичного периода 2016 года.
Ведется работа по формированию торгового реестра, в который внесено свыше 4103 субъектов хозяйствования.
Рынок характеризуется высоким уровнем развития конкуренции (67% предпринимателей, осуществляющих деятельность на данном рынке, считают, что конкуренция в сфере розничной торговли высокая и очень высокая).
В то же время проблемным вопросом на рынке остается рост цен, такую тенденцию отмечает 54% потребителей товаров, работ и услуг республики.
С целью обеспечения населения продуктами питания по доступным ценам в городах и районах Республики Крым постоянно проводятся ярмарочные мероприятия по продаже сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, к участию в которых привлекаются местные товаропроизводители, что позволяет исключить посредническое звено при реализации продукции. За 9 месяцев 2017 года на ярмарочных мероприятиях реализовано свыше 18,4 тыс.т. сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, для повышения конкурентоспособности продукции крымских предприятий, оказания содействия местным производителям сельскохозяйственной продукции в ее реализации на территории республики реализуется проект "Покупай крымское", в котором принимают участие 2892 хозяйствующих субъекта.
С целью обеспечения контроля за ситуацией на потребительском рынке Республики Крым проводится мониторинг остатков товаров первой необходимости в крупных торговых сетях и регионах Республики Крым.
Таким образом, основной задачей развития конкурентной среды на рынке розничной торговли является развитие различных форматов торговли (ярмарок, магазинов "шаговой доступности" и т.д.).
В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на занятие фармацевтической деятельностью, а также медицинскими организациями, имеющими указанные лицензии, и их обособленными подразделениями.
Таким образом, поставку лекарственных средств осуществляют аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на ведение фармацевтической деятельности, медицинские организации, имеющие данные лицензии, а также организации оптовой торговли. При этом розничную торговлю лекарственными препаратами осуществляет 709 аптечных учреждений Республики Крым, из них 598 негосударственных учреждений, что составляет 84% от общего количества аптечных учреждений. Основным барьером для вхождения на рынок является процедура лицензирования деятельности.
9. Рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом
В транспортной системе Республики Крым большая роль принадлежит пассажирскому автомобильному транспорту, который представлен деятельностью 71 предприятия пассажирского автомобильного транспорта различных форм собственности (в том числе 33 субъектов малого предпринимательства), осуществляющих перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок.
Маршрутная сеть Республики Крым включает 464 пригородных и междугородных межмуниципальных маршрута.
Рынок перевозок пассажиров наземным транспортом динамично развивается. Большей частью представителей бизнеса отмечено наличие высокой и очень высокой конкуренции на данном рынке.
Вместе с тем имеются актуальные проблемы, а именно:
высокий удельный вес автобусов с длительным сроком эксплуатации на пригородных и междугородных маршрутах регулярных перевозок. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ увеличивается;
недостаточное научное обеспечение функционирования и развития транспортной системы региона;
недостаточное качество предоставления транспортных услуг по перевозке пассажиров.
Основными факторами, влияющими на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, являются:
отсутствие персонифицированного учета пассажироперевозок, что не позволяет оценить корректность расчетных тарифов на транспортные услуги;
отсутствие эффективной системы оценки затрат транспортных предприятий;
барьеры, связанные со значительными финансовыми вложениями, при вхождении на рынок.
Таким образом, развитие конкуренции в сфере транспорта позволит повысить качество предоставления услуг по перевозке пассажиров, организовать такую перевозку экологически чистыми, комфортабельными автобусами, а также способствовать устранению вышеуказанных проблем и реализации следующих направлений:
совершенствование методического обеспечения регулирования тарифов на услуги городского транспорта;
развитие механизмов равного доступа на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным межмуниципальным маршрутам, проходящим по территории Республики Крым.
10. Рынок услуг связи
На территории Республики Крым лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг связи имеет 290 субъектов хозяйствования, лицензии на оказание услуг связи по передачи данных, за исключением услуг связи по передаче голосовой информации (широкополосный доступ в сеть "Интернет"), - 208 операторов связи.
Анализ публичного реестра инфраструктуры связи показывает, что 90% населённых пунктов, в которых проживает большая часть населения Республики Крым, обеспечены услугами доступа к сети "Интернет", 10% малых и отдалённых населённых пунктов не имеют доступа к сети "Интернет", но в рамках инициативы Главы Республики Крым С.В. Аксёнова "Интернет в каждый дом" процент обеспеченности доступом к сети "Интернет" будет увеличен к концу 2019 года до 100%.
В целом рынок характеризуется слабым уровнем развития конкуренции, что подтверждается ответами субъектов предпринимательства в ходе опроса. Наибольшее количество респондентов (37%) отметили слабую конкуренцию и отсутствие конкуренции на рынке.
Ключевыми факторами, препятствующими развитию конкуренции, основными барьерами доступа на рынок и деятельности на рынке операторов связи являются инфраструктурные и административные барьеры, к которым относятся:
необходимость получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
необходимость создания значительной материально-технической базы (строительство базовых станций, сетевой инфраструктуры);
длительная процедура оформления документов на выделение и использование радиочастот для радиоэлектронных средств;
необходимость наличия рабочих проектов сети связи, прошедших государственную экспертизу;
длительные сроки согласования предоставления земельных участков для размещения объектов и сетей связи;
малочисленность и низкая платежеспособность населения в сельских населённых пунктах.
11. Рынок услуг социального обслуживания населения
В Республике Крым осуществляет деятельность 39 учреждений социального обслуживания.
Самой востребованной социальной услугой в Республике Крым является помещение граждан в стационарное учреждение социального обслуживания психоневрологического профиля, что подтверждено наличием очередности в такие учреждения. В структуре очередности наибольшую долю занимают граждане, полностью утратившие способность к самообслуживанию (более 50%), в связи с чем требуется увеличение коечной мощности психоневрологических учреждений и отделений милосердия.
С этой целью в республике ведется работа по строительству новых учреждений социального обслуживания и капитального ремонта существующих, что позволит сократить очередь в учреждения стационарного социального обслуживания, а также улучшить состояние материально-технической базы учреждений.
Также решение обозначенных проблемных вопросов возможно за счет выведения на рынок социальных услуг и увеличения удельного веса негосударственных организаций при организации социального обслуживания на территории Республики Крым.
Рынок характеризуется доминированием государственных учреждений, оказывающих услуги социального обслуживания, и низким уровнем развития конкуренции. Tак, 46% респондентов указали на отсутствие и слабый уровень развития конкуренции в данной сфере.
Основными факторами, сдерживающими развитие рынка, являются:
отсутствие системы гибкости налогообложения для негосударственных организаций в сфере социального обслуживания;
несоответствие тарифов расходам на оказание услуг в сфере социального обслуживания;
финансовая нестабильность частного сектора и отсутствие у организаций средств на развитие;
несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность негосударственных организаций в указанной сфере.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы Республики Крым от 2 февраля 2018 г. N 38-рг "О внесении изменений в распоряжение Главы Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.