Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Указу Главы
Республики Крым
от 13 февраля 2018 г. N 47-У
Экспортная стратегия Республики Крым на период до 2025 года
1. Общие положения
Экспортная стратегия Республики Крым на период до 2025 года (далее - Экспортная стратегия) отражает приоритеты развития экспортной деятельности предприятий Республики Крым и учитывает задачи, стоящие перед Российской Федерацией в сфере международной кооперации и экспорта, в том числе:
- среднегодовые темпы прироста объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров в стоимостном выражении не менее 7% к 2025 году;
- рост объема несырьевого неэнергетического экспорта товаров в стоимостном выражении не менее чем на 15% к концу 2018 года и не менее чем в 2 раза к 2025 году;
- рост экспорта услуг не менее чем на 20-25% к концу 2018 года и не менее чем в 2 раза к 2025 году;
- рост числа экспортеров не менее чем на 10,3% к концу 2018 года и не менее чем в 2 раза к 2025 году.
Экспортная стратегия содержит:
- оценку состояния Республики Крым в экспортной сфере;
- отраслевые приоритеты развития экспорта;
- прогнозный сценарий ресурсной потребности для развития экспорта.
В документе сформулированы основные направления государственной политики по развитию экспорта, описаны ключевые управленческие задачи и мероприятия для достижения целей, а также этапы реализации Экспортной стратегии.
Реализации Экспортной стратегии осуществляется в 2018 - 2025 годах. Экспортная стратегия направлена на удовлетворение ключевых потребностей экспортеров на всех этапах экспортного цикла и описывает основные инструменты поддержки экспортеров и экспортно ориентированных предприятий. Целевые индикаторы и показатели Экспортной стратегии синхронизированы с целевыми индикаторами и показателями паспорта приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" приоритетного направления "Международная кооперация и экспорт", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года N 11.
Экспортная стратегия разработана с учетом подходов, приоритетов и целевых ориентиров государственной экспортной политики, отраженных в:
- Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
- Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 605 "О мерах по реализации внешнеэкономического курса Российской Федерации";
- Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 года N 259 "Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию";
- Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";
- распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 1493-р "О Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации";
- распоряжении Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1125-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования";
- государственной программе Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 330;
- Государственных программах Российской Федерации по развитию отраслей и секторов экономики.
2. Текущее состояние Экспорта Республики Крым
Совокупный экспорт
Как показывает анализ развития внешнеэкономической деятельности Республики Крым за 2014 - 2017 годы, внешнеэкономический вектор экономики Республики Крым имеет тенденцию к ослаблению. В период с 2014 по 2017 годы внешняя торговля и в особенности экспорт претерпевали существенные изменения как по своей структуре, так и в объемах. На фоне санкционных ограничений во внешней торговле, предприятия Республики Крым снижают объемы и сужают географию своего присутствия на внешних рынках. Так, объем экспорта в 2015 году составлял 79,5 млн долл. США, 47,7 млн долл. США в 2016 году и 18,4 млн долл. США в 2017 году. Республика Крым занимала по объёму экспорта 70-е место в Российской Федерации в 2015 году, 72-е место в 2016 году и 73-е место в 201 7 году. Доля несырьевых товаров в экспорте Республики Крым составляла 92,99% в 2015 году, 98% в 2016 году и 99,24% в 2017 году. Общая динамика структуры экспорта приведена в таблице 1. Динамика экспорта по основным отраслям (группам товаров) за последние три года приведена в таблице 2.
Таблица 1
Общая динамика структуры экспорта
Период |
Доля от совокупного экспорта, % |
||
Сырьевой экспорт |
Несырьевой энергетический экспорт |
Несырьевой неэнергетический экспорт |
|
2017 | |||
III квартал |
2,73% |
1,71% |
95,56% |
II квартал |
0,14% |
0,37% |
99,49% |
I квартал |
0.08% |
0,00% |
99,92% |
2016 | |||
IV квартал |
0,88% |
0,49% |
98,63% |
III квартал |
8,59% |
0,65% |
90,77% |
II квартал |
0,14% |
0,12% |
99,74% |
I квартал |
0,20% |
- |
99,80% |
2015 | |||
IV квартал |
2,98% |
0,43% |
96,59% |
III квартал |
8.64% |
0,40% |
90,97% |
II квартал |
10.99% |
0.33% |
88.68% |
I квартал |
4,11% |
- |
95,89% |
2014 | |||
IV квартал |
13,60% |
- |
86,40% |
III квартал |
19,99% |
- |
80,01% |
* Данные 2017 года приведены по результатам первых трех кварталов
Таблица 2
Динамика экспорта по основным отраслям (группам товаров) за последние три года
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) |
Доля от совокупного экспорта, % |
|||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
28 Продукты неорганической химии |
17,00% |
25,40% |
18,72% |
27,72% |
84 Механическое оборудование и техника, компьютеры |
11,69% |
4,64% |
7,11% |
14,90% |
Неклассифицированные товары |
0,00% |
0,01% |
1,06% |
3,64% |
87 Колесные транспортные средства |
0,42% |
0,45% |
5,77% |
7,39% |
85 Электрическое оборудование |
8,51% |
2,83% |
6,33% |
4,62% |
22 Вода, напитки, спирт |
1,94% |
5,11% |
7,84% |
6,26% |
02 Мясо и субпродукты |
1,77% |
11,23% |
14,35% |
5,19% |
39 Пластмассы и изделия из них |
0,64% |
1,05% |
3,09% |
4,45% |
73 Изделия из черных металлов |
11,92% |
2,95% |
3,08% |
2,03% |
Прочие |
37,80% |
46,34% |
32,67% |
23,79% |
* Данные 2017 года приведены по результатам первых трех кварталов
Структура экспорта Республики Крым является дифференцированной. Ни одна из отраслей не превышает 40% от всего несырьевого экспорта региона. Основу экспорта региона стабильно составляет продукция химической промышленности, механическое и электрическое оборудование, продукция пищевой отрасли и иная продукция широкого потребления.
К середине 2017 года основу экспорта составляют продукция химической промышленности и механическое оборудование. Сужается доля экспорта прочих товарных групп.
Как видно из приведенной статистики, в течение 2014 - 2017 годов происходит сокращение поставок неклассифицированных и прочих товаров, изделий из черных металлов, то есть, продукции как малых и средних, так и крупных промышленных производителей. Преодоление этой тенденции в дальнейшем позволит говорить о росте экспорта региона в целом, так как данный рост экспорта не связан с единичными экспортными контрактами, а в целом отражает повышательное развитие экономики Республики Крым.
Экспорт несырьевых неэнергетических товаров
Объем несырьевого неэнергетического экспорта товаров в стоимостном выражении за последние три года составил: 73,9 млн долл. США в 2015 году, 46,7 млн долл. США в 2016 году, 18,3 млн долл. США в 2017 году. В 2015 году Республика Крым занимала по объёму несырьевых неэнергетических товаров экспорта 68-е место в Российской Федерации. Доля региона в российском экспорте несырьевых неэнергетических товаров составляла 0,06%. Структура экспорта несырьевых неэнергетических товаров: буксиры - 32,95%, карбонаты - 27,08%, зерно - 6,84%. Основные рынки: Украина - 24,4 млн долл. США, Панама - 0,4 млн долл. США, Индия - 0,4 млн долл. США. В 2016 году Республика Крым по объёму несырьевых неэнергетических товаров экспорта находилась на 70-м месте в Российской Федерации. Доля в российском экспорте несырьевых неэнергетических товаров составляла 0,04%. Структура экспорта несырьевых неэнергетических товаров несколько изменилась: карбонаты - 15,14%, мясо и субпродукты - 10,14%, текстиль технического назначения - 9,53%. Основные рынки: Китай - 17,6 млн долл. США, Украина - 13,7 млн долл. США, Индия - 4,1 млн долл. США. В 2017 году Республика Крым занимает 71-е место. Доля региона в российском экспорте несырьевых неэнергетических товаров составляла 0,03%. Структура экспорта несырьевых неэнергетических товаров: карбонаты - 22,07%, механическое оборудование и техника, компьютеры - 18,59%, неклассифицированные товары - 7,61%. Основные рынки: Украина - 4,8 млн долл. США, Китай - 4 млн долл. США, Индия - 3 млн долл. США.
В целом, в 2017 году внешнеторговые операции осуществляются с партнерами из 22 стран мира, в 2016 году из 27 стран, 2015 году - 47. Основными рынками в 2015 году являлись: Украина - 2,4 млн долл. США, Панама - 2,4 млн долл. США и Турция - 9,9 млн долл. США; в 2016 году: Китай - 17,6 млн долл. США, Украина - 13,9 млн долл. США и Белоруссия - 4,4 млн долл. США; в 2017 году - Украина - 4,9 млн долл. США, Китай - 4 млн долл. США, Индия - 3,4 млн долл. США.
Как видно из приведенных выше данных, в последние годы наблюдается спад внешнеэкономической и в особенности экспортной деятельности. В то же время экспортно ориентированные производства могут стать ключевыми факторами экономического развития Республики Крым, обеспечивая рынки сбыта для целого ряда отраслей промышленности, формирование доходной части бюджета, развитие и техническое перевооружение производства, занятость населения. Их развитие и поддержка необходимы для повышения конкурентоспособности экономики Республики Крым.
3. Анализ основных внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются Экспортеры
По состоянию на 1 сентября 2017 года в рамках санкционной политики Европейского союза, США, Японии, Украины, Швейцарии, Норвегии, Австралии, Исландии, Лихтенштейна, Черногории и Албании указанные страны ввели запрет на ввоз товаров, происходящих из Республики Крым и г. Севастополя.
Предприятия Республики Крым, в том числе экспортно ориентированные, сталкиваются со следующими основными проблемами: изменение традиционных рынков сбыта, сырья и материалов; временные логистические сложности; увеличение себестоимости продукции вследствие роста стоимости ресурсов.
Ограниченность банковской системы Республики Крым обуславливает трудности при обслуживании экспортно ориентированных предприятий, а также проблемы финансирования инфраструктурных проектов частными инвесторами. Нехватка оборотных средств экспортно ориентированных предприятий ограничивает потенциал роста экспорта.
Отдельно необходимо отметить технические барьеры, связанные с отсутствием опыта и традиций соблюдения для реализации экспорта стандартов и требований стран-партнеров, связанных с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правилами и порядками сертификации продукции.
Недостаток знаний и опыта представителей бизнес-сообщества в части осуществления экспортных операций, незрелость инфраструктуры поддержки экспортеров и налаженных каналов и рынков сбыта также являются сдерживающими факторами.
Дальнейшее развитие экспортных возможностей Республики Крым требует применения системного подхода в решении задач, направленных преимущественно на продвижение продукции на внешние рынки, на информационное обеспечение внешнеторговой деятельности, подготовку кадров в сфере внешнеэкономической деятельности и т.д.
4. Анализ потенциально перспективных зарубежных Экспортных рынков для приоритетных отраслей/товарных групп Республики Крым
В настоящее время отраслевыми точками роста и развития экспортного потенциала являются предприятия, производящие: продукты неорганической химии (ТН ВЭД 28), механическое оборудование и технику, компьютеры (ТН ВЭД 84), электрическое оборудование (ТН ВЭД 85), воду, напитки, спирт (ТН ВЭД 22), мясо и субпродукты (ТН ВЭД 02), зерно (ТН ВЭД 10), продукты перемола (ТН ВЭД 11), масла и жиры (ТН ВЭД 15), рыбу и морепродукты (ТН ВЭД 03), образовательные и наукоемкие услуги, медицинские и туристические услуги.
Учитывая санкционное давление, отраслевую направленность, уровень качества, стандартизации и готовности продукции предприятий Республики Крым к экспорту и принимая во внимание статистику мировой торговли по приоритетным группам товаров Республики Крым, наиболее перспективными направлениями экспорта в ближайшие годы являются страны СНГ, БРИКС, ШОС, а также страны Азии, Африки, Латинской Америки, не входящие в вышеперечисленные объединения.
5. Оценка экспортного потенциала Республики Крым
Экспортный потенциал региона представлен 122 предприятиями в таких сферах деятельности: машиностроение и монтаж машин, оборудования; химическая промышленность; пищевая и сельскохозяйственная промышленность; санаторно-курортный комплекс; транспортно-экспедиторские услуги, образовательные услуги.
Товарный экспортный потенциал Республики Крым оценивается в 950 млн долл. США в год по следующим товарным группам:
- живые животные и продукты животного происхождения - 8 млн долл. США
- продукты растительного происхождения - 203 млн долл. США
- жиры и масла животного или растительного происхождения - 96 млн долл. США
- готовые пищевые продукты - 45 млн долл. США
- минеральные продукты - 303 млн долл. США
- продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности -318,3 млн долл. США
- полимерные материалы, пластмассы и изделия из них - 21 млн долл. США
- масса из древесины или других волокнистых целлюлозных материалов - 13 млн долл. США
- текстильные материалы и текстильные изделия - 6 млн долл. США
- обувь, головные уборы и пр. - 0,12 млн долл. США
- изделия из камня, гипса, цемента - 6,5 млн долл. США
- недрагоценные металлы и изделия из них - 305 млн долл. США
Количество потенциальных импортеров крымской продукции - около 80 стран.
6. Инфраструктура, цели и задачи Республики Крым в части развития Экспорта
Современный этап развития системы поддержки экспорта Республики Крым характеризуется созданием базовых институтов развития в сфере поддержки экспорта. В настоящее время развитие экспортной деятельности Республики Крым характеризуется следующими проблемами: санкции, введенные в отношении Республики Крым; отсутствие системы поддержки экспорта в Республике Крым; недостаточная вовлеченность экспортно ориентированных предприятий Республики Крым в действующие инструменты и меры поддержки экспортной деятельности; отсутствие инфраструктуры поддержки экспорта; дефицит квалифицированных специалистов в сфере экспортной деятельности.
В целях информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства Республики Крым в феврале 2017 года в Республике Крым создана Автономная некоммерческая организация "Южный региональный центр поддержки экспорта" (далее - ЦПЭ). ЦПЭ занимается реализацией мероприятий по обеспечению доступа предприятий ко всем видам финансовой и нефинансовой поддержки в сфере экспортной деятельности, поиску зарубежных партнеров, консультированию по вопросам внешнеэкономической торговли, осуществляет взаимодействие с республиканскими и федеральными структурами. Оказание услуг по поддержке экспортно-ориентированных субъектов предпринимательства осуществляется по технологии "одного окна".
В июне 2017 года Республика Крым вошла в число пилотных регионов по внедрению стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности (далее - Региональный экспортный стандарт). Целью Регионального экспортного стандарта является закрепление комплекса мер стимулирования экспортной деятельности компаний, а также формирования эффективной инфраструктуры поддержки экспорта для приведения показателей экспортной деятельности в соответствие с задачами, определенными в основном направлении стратегического развития Российской Федерации "Международная кооперация и экспорт", в том числе: среднегодовые темпы прироста объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров в стоимостном выражении не менее 7% к 2025 году; рост объема несырьевого неэнергетического экспорта товаров в стоимостном выражении не менее чем на 15% к 2018 году и не менее чем в 2 раза к 2025 году; рост экспорта услуг не менее чем на 20-25% к 2018 году и не менее чем в 2 раза к 2025 году; рост числа экспортеров не менее чем на 10,3% к 2018 году и не менее чем в 2 раза к 2025 году.
В рамках реализации Регионального экспортного стандарта в 2017 году реализованы следующие мероприятия: Министерство экономического развития Республики Крым наделено статусом координатора всех мер поддержки экспорта, реализуемых в регионе; создан Экспортный совет при Главе Республики Крым; создан и введен в эксплуатацию сайт по внешнеэкономической деятельности Республики Крым (www.exporteram.ru), обеспечение его продвижения в поисковых системах; создан публичный реестр экспортеров Республики Крым, соответствующего требованиям Регионального экспортного стандарта. Подписано соглашение о реализации образовательного проекта АО "Российский экспортный центр" (далее - РЭЦ) на территории Республики Крым в 2017 году (от 04 августа 2017 года peг. N 56-2017). Между РЭЦ и ЦПЭ заключено партнерское соглашение по вопросам развития экспортной деятельности (далее - Партнерское соглашение). В рамках Партнерского соглашения субъекты предпринимательства Республики Крым получили доступ к финансовым и нефинансовым инструментам поддержки экспорта.
Целью Республики Крым в части развития экспорта является нивелирование эффектов санкционного режима, увеличение объема и расширение географии экспорта несырьевых неэнергетических товаров посредством создания комплекса инструментов поддержки экспортно ориентированных предприятий.
На основе анализа состояния экспорта Республики Крым необходимо выделить следующие предпосылки:
1. Необходим более полный набор инструментов содействия экспортной деятельности в Республике Крым, не ограниченный форматом работы ЦПЭ (в целях более широкого оказания административной и финансовой поддержки экспортерам).
2. Необходимость более эффективного использования экспортного потенциала предприятий и организаций Республики Крым (фактически отсутствует комплекс системных мер по стимулированию экспорта и оптимизации его структуры в направлении увеличения доли высокотехнологичной и иной продукции с высокой добавленной стоимостью; слабо представлена информация об экспортной продукции предприятий Республики Крым на внешних рынках).
3. Необходимость вовлечения большего количества предприятий региона в работу механизма выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения республиканской продукции на внешние рынки (предприятиям не хватает навыков и средств для выхода на новые рынки, они зачастую не имеют четкого представления о международных стандартах и требованиях по сертификации продукции в странах-импортерах).
Таким образом, стратегически в целях развития экспортного потенциала региона необходимо обеспечить:
- увеличение эффективности выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, проводимых в Республике Крым, за счет роста числа участников из стран дальнего и ближнего зарубежья;
- опережающее развитие внешнеэкономических показателей экономики Республики Крым по сравнению с динамикой прошлых лет в целом, а также по группам товаров с высокой долей добавочной стоимости;
- увеличение числа муниципальных образований Республики Крым, вовлеченных в экспортную деятельность, и усиление экспортных позиций субъектов малого и среднего бизнеса;
- рост общего числа региональных экспортеров, в том числе за счет субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих комплексных задач:
1. Обеспечить последовательное увеличение объемов экспорта по ключевым группам товаров и услуг, а также объемов экспорта высокотехнологичной продукции и продуктов глубокой переработки сырья и материалов, что приведет к повышению доли добавленной стоимости.
2. Создать благоприятные условия для расширения крымского присутствия на мировых рынках за счет расширения номенклатуры и географии экспорта, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства.
3. Сформировать комплексную поддержку экспорта, опирающуюся на финансовые, организационные, маркетинговые и информационные инструменты поддержки.
Целевыми ориентирами Экспортной стратегии является достижение среднегодовых темпов прироста объемов экспорта несырьевых неэнергетических товаров в стоимостном выражении не менее 7% к 2025 году, достижение роста объема несырьевого неэнергетического экспорта товаров в стоимостном выражении не менее чем на 1 5% к концу 2018 года и не менее чем в 2 раза к 2025 году; достижение роста экспорта услуг не менее чем на 20-25% к концу 2018 года и не менее чем в 2 раза к 2025 году; рост числа экспортеров не менее чем на 10,3% к концу 2018 года и не менее чем в 2 раза к 2025 году.
Планируются следующие целевые показатели Экспортной стратегии:
Наименование показателя |
Потенциал (по факту 2013 года) |
факт 2016 года |
оценка 2017 года |
2018 год |
2020 год |
2025 год |
Количество стран-партнеров |
121 |
57 |
22 |
25 |
70 |
80 |
Объем несырьевого экспорта, млн долл. США |
904,9 |
47,7 |
19,2 |
23 |
50 |
500 |
Рост объема экспорта |
- |
- |
- |
15% |
20% |
200% |
Количество экспортеров, ед. |
219 |
31 |
21 |
25 |
60 |
150 |
Механизм достижения прогнозных показателей должен включать в себя комплекс направлений деятельности региональных властей, направленных на:
- обеспечение и повышение эффективности деятельности центра поддержки экспорта;
- создание дополнительных объектов консультационной инфраструктуры поддержки экспорта в крупных региональных муниципалитетах;
- обеспечение участия представителей бизнеса в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе в составе официальных делегаций региона;
- организацию в Республике Крым дней международного бизнеса (в формате форумов и бирж деловых контактов);
- обеспечение присутствия региона на внешних рынках, в том числе посредством Министерства экономического развития Российской Федерации и в тесной кооперации с регионами России;
- создание информационного ресурса, посвященного экспортной деятельности Республики Крым и ведению на его базе публичного реестра региональных экспортеров;
- организацию обучения начинающих экспортеров, в первую очередь - представителей органов власти и субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступности финансовой поддержки экспортной деятельности в регионе.
В рамках реализации Экспортной стратегии будут исполнены следующие мероприятия:
нормативно-правовое, институциональное и организационное обеспечение деятельности в области поддержки экспорта - формирование модели осуществления таможенных и иных контрольных операций в Республике Крым; формирование механизмов использования потенциала свободной экономической зоны для наращивания экспорта Республики Крым; создание сегмента мониторинга условий осуществления экспортной деятельности в Республике Крым; формирование механизмов создания совместных экспортно ориентированных предприятий Республики Крым и зарубежных компаний с привлечением иностранного капитала и трансфера технологий; развитие регуляторной среды, а также инфраструктуры для крымских несырьевых экспортеров, принятие мер по разработке нормативных правовых актов Республики Крым, касающихся вопросов предоставления поддержки и стимулирования экспортной деятельности.
Обеспечение присутствия Республики Крым на внешних рынках: улучшение условий доступа и деятельности на внешних рынках, устранение торговых и инвестиционных барьеров. Развитие участия Республики Крым в деятельности по поддержке экспорта торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, обеспечение присутствия представителей Республики Крым в торговых представительствах, торговых домах и представительствах Российского экспортного центра за рубежом.
Повышение эффективности применения существующих финансовых инструментов для привлечения финансирования под экспортные проекты субъектов малого и среднего бизнеса (сбор и обработка запросов экспортеров: на компенсацию части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной инновационной и иной продукции и услуг на внешние рынки; на финансирование части затрат, связанных с продвижением продукции на внешние рынки, за исключением выставочно-ярмарочной деятельности; на финансирование части затрат на повышение узнаваемости известных российских брендов и российской продукции за рубежом; на предоставление кредитов с учетом программы субсидирования процентной ставки по экспортным кредитам через Внешэкономбанк, Росэксимбанк - механизма гарантирования обратного выкупа самоходной сельскохозяйственной техники российского производства; на компенсации части затрат на транспортировку экспортируемой продукции; на компенсацию части затрат на сертификацию продукции на внешних рынках и экспортные научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы; на компенсацию части затрат на регистрацию на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности). Обеспечение доступности финансовой поддержки экспортной деятельности в регионе. Сокращение рисков банков и увеличение объемов экспорта из регионов (для минимизации рисков, связанных с выходом на внешние рынки, необходимо обеспечить поддержку не только представителей малого и среднего бизнеса, но и региональных банков, которые осуществляют сопровождение экспортных проектов).
Поддержка экспорта агропромышленного комплекса, утверждение планов по информированию бизнес-сообщества: о требованиях в рамках комплекса мер нефинансовой поддержки; о правилах предоставления компенсаций части затрат на транспортировку экспортируемой продукции; о правилах предоставления субсидий акционерным обществом "Российский экспортный центр" на финансирование части затрат, связанных с продвижением продукции агропромышленного комплекса на внешние рынки, за исключением выставочно-ярмарочной деятельности; о правилах предоставления субсидии акционерным обществом "Российский экспортный центр" на повышение узнаваемости известных российских брендов и российской продукции за рубежом; о возможностях роста предприятий агропромышленного комплекса за счет выхода на зарубежные рынки. Создание и развитие экспортных кооперативов в Республике Крым.
Меры, обеспечивающие повышение организационной и продуктовой готовности к экспорту - организация новых производств и модернизация существующих с целью повышения доли экспорта высокотехнологичной продукции посредством формирования промышленных кластеров как инструмента реализации проектов, направленных на повышение уровня технологического развития промышленного комплекса (импортозамещение, вовлечение малого и среднего бизнеса и научно-образовательных учреждений в кооперационные цепочки крупных предприятий, наращивание объема гражданской продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса за счет трансфера передовых технологий "двойного назначения").
Организация новых производств и модернизация существующих с целью повышения доли экспорта инновационных "зеленых" технологий, основанных на ресурсо- и энергосбережении, сокращении углеродных выбросов, чистом транспорте, альтернативных источниках энергии, органическом сельском хозяйстве, экодевелопменте и других направлениях, позволяющих экономике устойчиво развиваться без ущерба для природы, и сохраняя экологическое благополучие человека.
Создание на принципах государственно-частного партнерства логистического центра для экспорта продукции, в том числе с использованием каналов электронной торговли.
Поддержка экспорто-ориентированного сегмента малого и среднего предпринимательства - совершенствование институтов, механизмов и инструментов поддержки экспорта: создание и ежегодное обеспечение деятельности центра поддержки экспорта, создание объектов консультационной инфраструктуры поддержки экспорта в муниципалитетах: разработка и запуск механизма взаимодействия ЦПЭ с отраслевыми, некоммерческими и деловыми ассоциациями, механизма оценки программ ассоциаций по поддержке экспорта; развитие механизмов информационно-консультационной и промоутерской поддержки экспорта (обеспечение участия бизнеса в поездках руководства региона за рубеж, организация дней международного бизнеса, создание и продвижение регионального бренда), создание и ведение публичного реестра экспортеров, создание информационного ресурса, посвященного экспортной деятельности региона в информационно-коммуникационной сети "Интернет"; обучение начинающих экспортеров.
Содействие формированию благоприятных условий для получения региональными компаниями заказов на поставку товаров и услуг со стороны зарубежных заказчиков и международных организаций; формирование системы вовлечения крымских компаний в глобальные цепочки создания стоимости; подключение к Европейской сети поддержки предпринимательства и инноваций; осуществление сбора и обработки запросов экспортеров на участие в выставках, бизнес-миссиях; организации визитов потенциальных партнеров; консультационная, методологическая и пр. поддержка предприятий-экспортеров.
7. Механизмы реализации Экспортной стратегии, обеспечивающие увеличение объема несырьевого экспорта Республики Крым
Общее управление реализацией Экспортной стратегии осуществляет Экспортный совет. Министерство экономического развития Республики Крым будет ежегодно проводить анализ реализации Экспортной стратегии, информировать Совет министров Республики Крым и Экспортный совет о ходе реализации Экспортной стратегии.
Результаты реализации Экспортной стратегии будут освещаться в средствах массовой информации. Общественный контроль за выполнением мероприятий подпрограммы "Поддержка и стимулирование экспорта" Государственной программы Республики Крым "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2017 - 2020 годы" (далее - Подпрограмма поддержки экспорта), утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 18 января 2017 года N 9, осуществляется в установленном законодательством порядке.
Повышение приоритетности задачи снижения транзакционных издержек для экспортеров обуславливает усиление роли в системе поддержки экспорта фискально-регуляторных ведомств - таможенной и налоговой служб (упрощение и ускорение таможенных процедур и процедуры возмещения НДС при экспорте). Отдельные функции в области поддержки и продвижения на внешние рынки крымского экспорта выполняют отраслевые министерства и ведомства Республики Крым, государственное автономное учреждение Республики Крым "Центр делового и культурного сотрудничества". Ядром инфраструктуры поддержки экспорта в Республике Крым является Автономная некоммерческая организация "Южный региональный центр поддержки экспорта".
Горизонтальное межведомственное регулирование несырьевого неэнергетического экспорта Республики Крым будет осуществляться посредством реализации приоритетного проекта "Развитие экспорта в Республике Крым", утвержденного на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата Республики Крым от 14 декабря 2017 года (далее -Приоритетный проект поддержки экспорта), включающего, среди прочего, мероприятия по координации нефинансовой поддержки экспорта, по координации деятельности, направленной на финансовую поддержку экспортеров всеми существующими финансовыми структурами, включая институты развития, гарантийные и микрофинансовые организации, банки, а также по координации соответствующих направлений деятельности и мероприятий Республики Крым. Функции проектного офиса по реализации Приоритетного проекта поддержки экспорта будет осуществлять Автономная некоммерческая организация "Южный региональный центр поддержки экспорта".
В отраслевом разрезе Приоритетный проект поддержки экспорта будет обеспечивать синхронизацию мероприятий Республики Крым с мероприятиями федеральных приоритетных проектов, реализуемых в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Международная кооперация и экспорт". Мероприятия приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности" призваны создать условия для устойчивого роста экспорта крымской промышленной несырьевой продукции за счет комплекса специализированных отраслевых мер финансовой и нефинансовой поддержки, сфокусированных на соответствующих товарных группах и целевых странах. Мероприятия приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" служат цели увеличения доли несырьевого экспорта республики за счет повышения привлекательности крымского образования на международном образовательном рынке. Мероприятия приоритетного проекта "Экспорт продукции АПК" сфокусированы на содействии формированию на базе существующих кооперативных организаций, или "с нуля", экспортных кооперативов для консолидации выработанных на базе единых стандартов партий продукции малых и средних производителей и экспорта, повышения привлекательности экспортных рынков для таких производителей за счет использования эффекта масштаба. Это позволит увеличить количество компаний, готовых поставлять продукцию на внешние рынки, что будет способствовать увеличению объема экспорта продукции агропромышленного комплекса. Мероприятия приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" имеют целью внедрения принципов современной государственной политики в сфере поддержки экспорта, а также новых вызовов глобальной конкуренции.
Выбранный подход позволит обеспечивать увеличение объема экспорта как за счет увеличения количества экспортеров, так и путем стимулирования увеличения объемов экспорта существующими экспортерами. Таким образом, реализация Экспортной стратегии позволит не только добиться увеличения объема экспорта, но и заложит основы для устойчивого роста экспорта в будущем.
8. Ресурсное обеспечение реализации Экспортной стратегии
Для реализации Экспортной стратегии в период 2018 - 2025 годов в соответствии с Подпрограммой поддержки экспорта предусмотрено совокупное ресурсное обеспечение из бюджета республики в объеме 400 млн. рублей, а в случае роста валового регионального продукта (далее - ВРП) - не менее 0,08% ВРП региона, а также дополнение ресурсами федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Подпрограмма поддержки экспорта, разработанная с целью формирования благоприятной экспортно ориентированной среды для ведения экспортной деятельности субъектами предпринимательской деятельности Республики Крым, является одним из механизмов финансового обеспечения реализации Экспортной стратегии. Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы поддержки экспорта: рост объема экспорта продукции и услуг Республики Крым не менее чем на 20% к 2020 году; количество экспортеров не менее 60 организаций; количество стран торговых партнеров Республики Крым не менее 70.
С целью оптимизации и повышения эффективности ресурсного обеспечения реализации Экспортной стратегии до конца второго квартала 2018 года будет осуществлен анализ бизнес-процессов, связанных с экспортом несырьевой продукции, в целях выявления характерных для Республики Крым административных, регуляторных и иных барьеров, а во втором - четвертом кварталах 2018 года будут разработаны и введены в реализацию механизмы непрерывного мониторинга и снижения барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства при выходе на внешние рынки, сроки их разработки и реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.