Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
труда и социальной защиты
населения города Севастополя
от 29.12.2017 N 557-о
Методические рекомендации
по организации деятельности должностных лиц Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя в целях организации деятельности должностных лиц по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, рекомендует руководствоваться следующим.
Производство по делам об административных правонарушениях, в том числе применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
В соответствии со статьей 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса судьями (мировыми судьями).
В соответствии с частью 17 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов социальной защиты вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями.
должностные лица органов социальной защиты - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41 - 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП РФ;
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться не со дня совершения, а со дня обнаружения административного правонарушения.
Пленумом Верховного суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 N 5 дано понятие длящегося правонарушения: "Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Невыполнение предусмотренной правовым актом обязанности к установленному сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности".
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ).
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (часть 5 статьи 4.5 КоАП РФ).
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Из этого следует, что по каждому правонарушению составляется отдельный протокол. Таким образом, если должностным лицом выявлены признаки нескольких правонарушений, то составляется несколько протоколов, по каждому правонарушению, даже если они совершены одним и тем же лицом и в один и тот же промежуток времени.
Составление протокола об административном правонарушении является начальной стадией производства по делу - возбуждение дела об административном правонарушении. Именно протокол является важнейшим процессуальным документом, в котором фиксируются событие, место и время совершения правонарушения, а также данные о лице, в отношении которого он составляется.
Лицо, в отношении которого составляется протокол, на данной стадии не является правонарушителем, поскольку еще не состоялось рассмотрение дела, вина лица не установлена, и в отношении него не вынесено постановление о назначении наказания. Таким образом, в протоколе нельзя указывать на лицо как на правонарушителя, следует указывать: "лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении".
В части 2 статьи 28.2 КоАП РФ установлены следующие обязательные требования к содержанию и процессуальной форме протокола об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу части 2 данной статьи к иным сведениям, необходимым для разрешения дела, которые должны быть отражены в протоколе, относятся сведения о вещественных доказательствах и др. Протокол об административном правонарушении и другие документы следует заполнять разборчиво, без помарок и исправлений.
В соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется федеральными законами. В соответствии с примечанием к этой статье близкими родственниками являются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Учитывая указанное выше право каждого гражданина, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, также может им воспользоваться. Таким образом, состав правонарушения должен быть полностью подтвержден другими доказательствами по делу (актами проверки, протоколами осмотра, показаниями свидетелей и др.).
В протоколе делается запись о разъяснении прав и обязанностей физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ). В протоколе не должно быть незаполненных строк. В соответствующих строках бланка протокола в случае отказа лица от дачи объяснений, должностное лицо органа, составляющее протокол, обязано указать "От объяснений отказался", с подписью и указанием фамилии и инициалов, а также должности лица, составившего протокол.
В случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. В этом случае в протоколе в месте дачи их объяснений следует указывать "По повестке (уведомлению) не явился" с приложением документов, подтверждающих направление и получение ими такого уведомления. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
Указанные требования к составлению протокола необходимо неукоснительно соблюдать, поскольку в соответствии с Постановлениями Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 несоблюдение требований статьи 28.2 КоАП РФ, касающихся соблюдения прав и законных интересов лиц, в отношении которых составляется протокол, является существенными недостатками протокола и может повлечь признание незаконным и отмену постановления административного органа судами.
Кроме того, в протоколе обязательно необходимо указывать, нормой какого закона предусмотрена та или иная обязанность (пункт, часть, статья, наименование соответствующего нормативно-правового акта), по факту нарушения которой возбуждается дело об административном правонарушении.
Сроки составления протокола.
В статье 28.5. КоАП РФ установлены следующие сроки составления протокола:
- немедленно после выявления совершения административного правонарушения;
- в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. При этом рекомендуется учитывать разъяснения, данные Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, по вопросу нарушения административным органом установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье.
- при проведении административного расследования протокол об административном правонарушении должен быть составлен по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, а также прокурором (часть 2 статьи 28.7 КоАП РФ). При этом необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в статье 28.7 КоАП РФ.
В остальных случаях проведение административного расследования Кодексом не предусмотрено.
В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Согласно части 5 статьи 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.
Максимально возможный срок проведения административного расследования по рассматриваемым категориям дел, установленный КоАП РФ, составляет два месяца.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.7 КоАП РФ), В соответствии со статьей 28.9 КоАП РФ указанное постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело, до передачи дела на рассмотрение, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ (обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении).
Рекомендуется учитывать, что Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определяет административное расследование как комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений.
В этой связи рекомендуется в ходе административного расследования осуществлять действия по сбору необходимых доказательств, в том числе путем проведения экспертизы, установления свидетелей, проживающих в той же или иной местности, отбора их показаний, направления поручений и запросов в соответствующие территориальные органы, истребования сведений, необходимых для разрешения дела.
Учитывая сложившуюся судебную практику, неправомерно проводить административные расследования формально, а именно - с единственной целью вызова лица для составления протокола. Если в момент выявления административного правонарушения не требуется проведения процессуальных действий, таких как: запросы в иные государственные органы, проведение экспертиз и т.п., расследование проводить неправомерно. В этом случае протокол должен быть составлен немедленно либо в течение двух суток, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Субъект того или иного правонарушения определен каждой статьей Кодекса, предусматривающей ответственность. В соответствии со статьями КоАП РФ субъектами административных правонарушений могут быть: физические лица, должностные лица, юридические лица.
При привлечении любой из указанных категории лиц к административной ответственности следует учитывать обязательное наличие вины в их действиях, поскольку нормой части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Наличие вины в действиях лица - обязательная составляющая состава правонарушения. В случае невиновности лица дело в отношении него не может быть возбуждено, а начатое подлежит прекращению.
При определении субъектов правонарушений и составлении протоколов в отношении них, органам следует учитывать следующие особенности,
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ дано определение должностного лица - это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
Таким образом, руководители и иные работники организаций несут ответственность как должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица необходимо в протоколе указывать на обстоятельства и доказательства, свидетельствующие о совершении правонарушения именно этим лицом, а не организацией, которой данное лицо руководит, то есть указывать на ненадлежащее исполнение лицом своих должностных обязанностей. При этом в протоколе необходимо делать ссылки и прилагать документы, подтверждающие статус должностного лица, и указывающие на те обязанности, которые были им нарушены.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), несут административную ответственность как должностные лица. Однако в некоторых случаях имеются исключения из этого правила:
1) в соответствии с примечанием к статье 15.3 КоАП РФ административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в этой статье, а также статьях 15.4-15.9, 15.11 КоАП РФ применяется к лицам, указанным в статье 2.4 Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. То есть по указанным статьям индивидуальные предприниматели к ответственности не привлекаются.
2) в соответствии с примечанием 1 к статье 15.25 КоАП РФ административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 3, 4 и 5 указанной статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. То есть по указанным частям привлекаются к ответственности как должностные лица исключительно индивидуальные предприниматели, а не должностные лица как руководители организаций.
Особенным образом, в силу своей специфики, определяется вина юридического лица в совершении правонарушения. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако само по себе юридическое лицо в силу своей абстрактной природы не участвует в административных правоотношениях. От имени юридического лица выступают его законные представители. Законным представителем юридического лица является любое лицо, уполномоченное представлять его интересы в соответствии с учредительными документами юридического лица, либо лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа, а также лицо, наделенное такими полномочиями в соответствии с законом. Таким образом, процессуальные действия, такие как составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, производятся при участии его законного представителя, в частности руководителя.
При привлечении лиц к административной ответственности следует иметь в виду, что согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Поэтому в тех случаях, когда предусмотрено наказание для разных категорий лиц, например для должностных и для юридических, ответственность за совершение одного правонарушения несут оба эти лица (в случае наличия вины того и другого лица).
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно КоАП РФ, для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения предусмотрена возможность проведения следующих процессуальных действий по делу об административном правонарушении:
- получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статья 26.3 КоАП РФ);
- получение показаний свидетелей по делу об административном правонарушении (статья 26.3 КоАП РФ);
- проведение экспертизы (статья 26.4 КоАП РФ);
- фотографирование или фиксирование иным установленным способом вещественных доказательств (статья 26.6 КоАП РФ);
- направление поручения для совершения определенных действий по делу об административном правонарушении (статья 26.9 КоАП РФ);
- направление запроса по делу об административном правонарушении (статья 26.9 КоАП РФ);
- истребование сведений, необходимых для разрешения дела (статья 26.10 КоАП РФ).
Изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 КоАП РФ, в присутствии двух понятых.
В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото-и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Об изъятии документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.
В соответствии с частью 5.1 указанной статьи в случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
В протоколе об изъятии документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей.
Протокол об изъятии документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты документы, или его законному представителю.
В случае необходимости изъятые документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Привод
Привод предусмотрен статьей 27.15 КоАП РФ.
В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также свидетеля.
Согласно части 3 статьи 29.4, пункту 8 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, должностное лицо, рассматривающее дело, выносит определение о приводе указанных лиц.
Таким образом, если, по мнению должностного лица органа, рассматривающего протокол и выносящего постановление по делу, необходимо присутствие лица (физического лица либо законного представителя юридического лица, а также свидетеля), но оно не является на рассмотрение без уважительной причины, им должно быть вынесено определение о приводе, которое направляется в органы внутренних дел (полицию), поскольку в соответствии с частью 2 статьи 27.15 КоАП РФ привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Направление протокола для рассмотрения
В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении направляется судье в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях направляются мировым судьям.
При направлении протокола на рассмотрение мировым судьям и в федеральные суды наряду с протоколом направляются все материалы дела.
подтверждающие совершение правонарушения. Материалы дела направляются с сопроводительным письмом, в котором необходимо:
- указать перечень направляемых материалов (наименования документов, количество листов);
- отразить нормы статей КоАП РФ и иных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми налоговые органы уполномочены составлять протоколы по данной статье, а также нормы КоАП РФ, в соответствии с которыми протокол направляется именно этому должностному лицу (судье) на рассмотрение;
- при пропуске срока составления протокола необходимо указать причину (необходимость вызова лица для составления протокола) со ссылками на постановление Пленума ВС РФ, приведенное выше;
- указать на необходимость вызова на рассмотрение дела должностных лиц налогового органа, участвовавших в проверке, составлении протокола и иных материалов дела;
- указать со ссылкой на часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ на необходимость направить копию постановления, вынесенного по делу, должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
В случае направления протокола в арбитражный суд, материалы дела направляются с заявлением, составленным в соответствии со статьей 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заявлении должны быть также указаны:
- дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
- сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
- нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
- требование заявителя о привлечении к административной ответственности.
К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Материалы дела направляются в суд с реестром переданных документов, на котором ставится отметка о получении их судом, либо направляются по почте заказной корреспонденцией с описью вложения и почтовым уведомлением.
В соответствии с частью 3 статьи 28.8 КоАП РФ в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
При этом должностные лица составившие административный протокол обязаны исправить и (или) дополнить недостающие документы. Материалы дела со ссылкой на часть 3 статьи 28.8 КоАП РФ с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Необходимо использовать данное КоАП РФ право в случаях возвращения судами материалов дела.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
В соответствии с частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В соответствии с частью 1.1 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно части 2 статьи 29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
Рассмотрении дела об административном правонарушении
При рассмотрении дела об административном правонарушении:
- объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
- устанавливается факт явки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
- проверяются полномочия законных представителей юридического лица, защитника и представителя;
- выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
- разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
- рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
- выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, должностною лица, рассматривающего дело, если отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
- выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 КоАП РФ;
- выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ.
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
Согласно статье 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
- наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;
- объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ;
- прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
В соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
- должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, вынесшего постановление, их адрес;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (подробное описание обстоятельств с указанием нарушенной нормы (статьи, пункта) законодательства);
- статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение правонарушения (например: часть 3 статьи 14.2, часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ), либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления.
- в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом: документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей или должностным лицом, вынесшим постановление.
Следует иметь в виду, что текст постановления по делу не должен "копировать" текст протокола, тем более в тех случаях, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу, представило на рассмотрение дополнительные документы, объяснения и возражения. Все это должно быть отражено в тексте постановления и оценено лицом, его вынесшим, согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Кроме того, рассматривать, а значит и выносить определения о месте и времени рассмотрения, а также об отложении дела, о приводе лица и т.п. вправе одно и то же должностное лицо, например начальник инспекции. Нельзя допускать, чтобы процессуальные документы по одному и тому же делу выносились разными должностными лицами, например, определение об отложении дела - заместителем начальника, а постановление по делу - начальником.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
Согласно статье 29.12.1 КоАП РФ исправление допущенных в постановлении, определении описки, опечатки и арифметической ошибки производится судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5, 25.11 КоАП РФ, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе без изменения содержания постановления, определения.
Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном статьей 29.12.1 КоАП РФ.
Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.
Копия определения об исправлениях в течение трех дней со дня вынесения направляется лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5, 25.11 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, органу, должностному лицу, исполняющим постановление, определение по делу об административном правонарушении, в случае подачи ими соответствующего заявления.
Копия вынесенного судьей определения об исправлениях, внесенных в постановление по делу об административном правонарушении, направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующею определения.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Ответственность за непринятие по представлению органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, закреплена в статье 19.6 КоАП РФ и составляет от четырех тысяч до пяти тысяч рублей штрафа для должностных лиц.
Целесообразно вручать (направлять) вынесенное представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, одновременно с постановлением по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В связи с этим социальным органам с целью контроля за результатами рассмотрения дела, а также с целью своевременного направления жалоб на вынесенные судом постановления необходимо своевременно, учитывая установленный Кодексом двухмесячный срок рассмотрения протокола, истребовать у судей копии постановлений. При этом необходимо регулярно проводить сверки количества направленных протоколов и полученных постановлений. Кроме того, в сопроводительных письмах к административным материалам, направляемым судьям, следует указывать со ссылкой на часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ о необходимости своевременного направления копии постановления по делу в инспекцию.
В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса. Следовательно, право на обжалование имеют следующие лица:
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- потерпевший;
- законные представители юридического лица;
- защитник и представитель.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 30.9. КоАП РФ решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
Жалоба подается на постановление: вынесенное судьей - в вышестоящий суд; вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, такая жалоба в соответствии с частью 1 статьи 30.2 КоАП РФ в течение трех суток со дня поступления жалобы направляется со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Частью 3 статьи 30.2 КоАП РФ предусмотрено право подачи жалобы непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным её рассматривать, однако, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление но делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 указанной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Учитывая, что в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения десятидневного срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, необходимо строго отслеживать соблюдение указанного срока лицом, обжаловавшим указанное постановление.
Согласно части 1 статьи 30.12. КоАП РФ и части 1 статьи 30.14. КоАП РФ вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть обжалованы в порядке надзора, жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 30.5 КоАП РФ подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
Согласно части 1.1 указанной выше статьи жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня его поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
В случае, если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будет выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица, то в соответствии с частью 3 статьи 30.7 КоАП РФ выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление но делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений (статья 30.7 КоАП РФ):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения:
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 30.8 КоАП РФ решение по жалобе па постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При этом при назначении административного наказания физическому или юридическому лицу учитываются характер совершенного ими административного правонарушения, личность виновного физического лица, имущественное положение физического лица, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В случае, предусмотренном частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ, административное наказание назначается:
- в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
- в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Предупреждение не является устным замечанием, подобным тому, которое предусмотрено статьей 2.9 КоАП РФ. Предупреждение - это предусмотренная КоАП РФ мера наказания, налагаемая при привлечении лица к ответственности.
В связи с этим, при вынесении предупреждения должны быть установлены все признаки совершения правонарушения, в том числе событие правонарушения и вина лица, в отношении которого выносится предупреждение.
В соответствии со статьей 32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со статьей 29.11 КоАП РФ.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В соответствии со статьей 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
Согласно статье 31.8 КоАП РФ вопросы об отсрочке или о рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
Лица, заинтересованные в разрешении вопросов об отсрочке или о рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.
Решение об отсрочке или о рассрочке выносится в виде определения. Копия определения вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. В случае отсутствия указанных лиц копии определения высылаются им в течение трех дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле.
Давность исполнения постановления о назначении административного наказания (статья 31.9 КоАП РФ)
Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Течение срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 31.9 Кодекса, прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание.
В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 КоАП РФ течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления.
В случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Исполнение постановления о наложении административного штрафа (статья 32.2 КоАП РФ).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченного к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Законом N 161-ФЗ, организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток. В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.25 КоАП РФ, рассматривают судьи.
Особенности производства по делам об административном правонарушении данной категории:
- административное правонарушение выявляется на этапе исполнения постановлений по делам об административном правонарушении,
- административное расследование не проводится,
- в течение трех суток с момента составления протокол об административном правонарушении направляется для рассмотрения судье по месту нахождения лица, не уплатившего административный штраф.
- указанное правонарушение не является длящимся, соответственно срок привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения, т.е. с момента окончания 30-ти дневного срока для уплаты административного штрафа.
В целях учета - протоколу об административных правонарушениях в базе данных "Административные правонарушения" присваивается регистрационный помер.
Заместитель начальника отдела |
Ю.А. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.