Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Государственного
комитета конкурентной
политики Республики Крым
от 23 апреля 2018 г. N 108/ОД
Положение
о порядке проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), принимаемых Государственным комитетом конкурентной политики Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), принимаемых Государственным комитетом конкурентной политики Республики Крым (далее - Положение), устанавливает порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов Государственного комитета конкурентной политики Республики Крым (далее - Комитет), и их проектов в целях правовой оценки формы, целей и задач, предмета правового регулирования нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), оценки соответствия нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Крым, законам Республики Крым, а также порядок подготовки заключения о результатах правовой экспертизы нормативных правовых актов Комитета, и их проектов.
1.2. Правовой экспертизе в соответствии с настоящим Изложением подлежат принятые правовые акты Комитета, носящие нормативный характер (далее - правовые акты), и их проекты (далее - проекты правовых актов), разрабатываемые структурными подразделениями Комитета.
1.3. Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт (проект правового акта) Комитета, являются:
- издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений;
- содержание правовых норм, определяющих правила поведения субъектов регулируемых отношений;
- наличие приложений (типовых, примерных положений), утвержденных данным актом. При этом отсутствие в самом правовом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений.
1.4. Правовая экспертиза отменённых, признанных утратившими силу правовых актов, а так же правовых актов, срок действия которых истек, не проводится.
1.5. Правовая экспертиза правовых актов и проектов правовых актов проводится должностными лицами управления правовой работы (далее - юридическая служба) а также, в случае необходимости, должностными лицами иных структурных подразделений Комитета, по соответствующим направлениям деятельности.
2. Порядок проведения правовой экспертизы проектов правовых актов Комитета.
2.1. Проект правового акта, подготовленный и завизированный его разработчиками, направляется в юридическую службу Комитета для проведения правовой экспертизы.
2.2. При поступлении правового акта, вносящего изменение в ранее принятый правовой акт, проводится правовая экспертиза измененного правового акта и составляется экспертное заключение (заключение) на измененный правовой акт. Если правовой акт, вносящий изменение в ранее принятый правовой акт, устанавливает новые нормы, составляется экспертное заключение также на акт о внесении изменений.
2.3. Если в срок, установленный для проведения правовой экспертизы правового акта (пункт 2.10 Положения), в Комитет поступили правовые акты, вносящие в него изменения, правовая экспертиза правового акта проводится с учетом всех внесенных в него изменений.
2.4. В случае, указанном в п. 2.3. срок проведения экспертизы правового акта осуществляется в срок, указанный в п. 2.10.1 Порядка.
2.5. В случае проведения правовой экспертизы правового акта, признающего утратившими силу другие правовые акты, приостанавливающего или продлевающего их действие, оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания утратившим силу, приостановления или продления действия правового акта.
2.6. При проведении правовой экспертизы проводится правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, содержащихся в нем норм, порядка принятия, опубликования (правовая оценка порядка опубликования правового акта проводиться при наличии сведений об обнародовании акта) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Крым и законам Республики Крым, иных нормативных правовых актов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов).
2.7. Цели, задачи и предмет правового регулирования правового акта анализируется на соответствие основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассматривается с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации (статьи 71, 72, 73, 76), федеральными законами, Конституцией Республики Крым и законам Республики Крым.
2.8. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере выявляется место рассматриваемого правового акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, следует установить, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (подзаконным актом) принят правовой акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Конституции Республики Крым и законодательстве Республики Крым. В целях изучения состояния правового регулирования проанализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации. Учесть все изменения, внесенные в федеральные нормативные правовые акты, а также в правовые акты Республики Крым.
2.9. Начальник юридической службы Комитета определяет лиц из состава гражданских служащих юридической службы, уполномоченных на проведение правовой экспертизы правовых актов и их проектов, а также распределяет между ними задачи по проведению правовой экспертизы.
2.10. Правовая экспертиза проектов правовых актов проводится в течение десяти рабочих дней со дня поступления в юридическую службу.
2.10.1. Срок проведение правовой экспертизы проектов нормативно правовых актов, указанный в пункте 2.10. настоящего Положении, по объективным причинам, может быть продлен по решению председателя Комитета, первого заместителя и заместителя председателя Комитета, на срок не более 5 рабочих дней.
2.11. По результатам правовой экспертизы проекта правового акта составляется заключение, которое должно содержать:
- должность, фамилию и инициалы должностного лица, проводившего правовую экспертизу;
- реквизиты правового акта (в случае если проводится правовая экспертиза правового акта с изменениями и дополнениями, то указываются также реквизиты правового акта, вносящего изменения и дополнения, принятие (издание) которого послужило поводом проведения экспертизы), с указанием структурного подразделения Комитета, его разработавшего;
- повод проведения правовой экспертизы (принятие нового правового акта, внесение в него изменений, изменение федерального законодательства, поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, обращения органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, запросы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, поручения Минюста России, поручения главного управления (для управлений), а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении (заключении) содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также в случаях, указанных в пункте 31 Методических рекомендаций);
- предмет правового регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации или ведения Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (с указанием конкретных статей и пунктов);
- состояние правового регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался правовой акт), необходимость и достаточность правового акта для урегулирования общественных отношений;
- выводы о соответствие или о несоответствии содержания правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Крым и законам Республики Крым;
- оценка порядка обнародования (опубликования) правового акта при наличии сведений об обнародовании (опубликовании) правового акта;
- соответствие формы и текста правового акта правилам юридической техники;
- результаты антикоррупционной экспертизы правового акта.
2.12. Экспертное заключение (заключение) составляется в следующих формах:
- заключение о несоответствии правового акта Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральным законам и законам Республики Крым;
- заключение о соответствии правового акта Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральным законам и законам Республики Крым.
2.13. Экспертное заключение (заключении) оформляется в соответствии с Приложением к Положению и подписывается лицом, проводившим правовую экспертизу, а также визируется руководителем юридической службы.
При этом, в экспертном заключении (заключении) о соответствии правового акта Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральным законам и законам Республики Крым отражаются следующие сведения:
- реквизиты правового акта (в случае если проводится правовая экспертиза правового акта с изменениями и дополнениями, то указываются также реквизиты правового акта, вносящего изменения и дополнения, принятие (издание) которого послужило поводом проведения экспертизы);
- повод проведения правовой экспертизы;
- оценка формы и текста правового акта на соответствие правилам юридической техники;
- результаты антикоррупционной экспертизы правового акта.
2.14. Повторная правовая экспертиза проводится в следующих случаях:
- принят закон Республики Крым или иной нормативный акт по вопросу, регулируемому правовым актом;
- есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие Федеральному законодательству или законам Республики Крым и экспертное заключение должно быть изменено;
- по поручению Совета министров Республики Крым, а так же по собственной инициативе;
- при проверке деятельности Комитета в целях оказания ему практической помощи.
Нарушения и несоответствия законодательству Российской Федерации и Республики Крым выявленные в проекте правового акта на этапе правовой экспертизы, устраняются в течение трех рабочих дней разработчиком проекта, путем внесения изменений в текст проекта правового акта. После внесения изменений, проект правового акта направляется на повторную правовую экспертизу.
Срок повторной правовой экспертизы проекта правового акта проводимой юридической службой, в порядке, установленном разделом 2 Положения, не может превышать пяти дней.
2.15. Окончательное решение по заключению юридической службы Комитета принимает председатель Комитета.
2.16. Заключения по результатам правовой экспертизы проектов правовых актов хранятся в юридической службе Комитета.
3. Порядок проведения правовой экспертизы действующих нормативных правовых актов Комитета
3.1. Гражданские служащие Комитета ведут постоянный мониторинг применения действующих правовых актов Комитета для выявления в них несоответствий Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральным законам и законам Республики Крым.
3.2. По результатам проведения правовой экспертизы нормативного акта, лицо из гражданских служащих юридической службы Комитета, проводившее правовую экспертизу, принимает согласованное с заведующим юридической службой Комитета, одно из следующих решений:
- о соответствии нормативного правового акта действующему законодательству;
- о выявлении несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному нормативному правовому акту Российской Федерации;
- о выявлении несоответствия нормативного акта Конституции Республики Крым;
- о выявлении несоответствия акта закону или иному нормативному правовому акту Республики Крым;
3.3. В случае обнаружения в проверяемых правовых актах Комитета норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральным законам и законам Республики Крым ответственное лицо за подготовку нормативного правового акта, в этот же день направляет указанные правовые акты с мотивированным запросом в юридическую службу Комитета для проведения правовой экспертизы.
3.4. В случае отсутствия норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации, федеральным законами и законам Республики Крым в правовом акте Комитета, представленном в юридическую службу на правовую экспертизу, юридическая служба готовит соответствующее заключение.
Указанное заключение направляется гражданскому служащему Комитета, направившему мотивированный запрос.
3.5. В случае выявления в правовых актах Комитета нарушений федерального законодательства и законодательства Республики Крым юридическая служба Комитета готовит заключение, в котором отражаются указанные нарушения (факторы).
Указанное заключение направляется председателю Комитете для рассмотрения и принятия решения о признании утратившим силу (отмене) правового акта Комитета или внесения в него соответствующих изменений.
3.6. Подготовка проекта о признании утратившим силу (отмене) или внесении соответствующих изменений в правовой акт Комитета, в котором при проведении правовой экспертизы выявлены нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законодательству Республики Крым и федеральным законам, осуществляется гражданским служащим Комитета, к компетенции которого относятся вопросы, регулируемые данным правовым актом.
3.7. Проведение правовой экспертизы проекта изменений в правовой акт Комитета, в котором в результате проведения правовой экспертизы выявлены нормы, не соответствующих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральному законодательству и законодательству Республики Крым, осуществляется в соответствии с разделом 2 настоящего Положения.
4. Учет результатов правовой экспертизы, проводимой территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, Прокуратуры Республики Крым
4.1. Для проведения внешней правовой экспертизы правовые акты Комитета, в течение семи дней с момента их подписания, направляются в Прокуратуру Республики Крым и в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации.
4.2. Правовые акты, подлежащие внесению в реестр нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Крым, направляются в Прокуратуру Республики Крым в течение трех дней, со дня внесения их в указанный реестр.
4.3. Заключения по результатам правовой экспертизы правовых актов, проведенных Прокуратурой Республики Крым, территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, рассматриваются председателем Комитета и/или первым заместителем председателя Комитета, заместителем председателя Комитета совместно с юридической службой Комитета.
4.4. В случае согласия с результатами правовой экспертизы правовых актов Комитета, проводимой Прокуратурой Республики Крым, территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, выявленные несоответствия нормам действующего законодательства, устраняются структурными отделами Комитета, в случае необходимости и по поручению председателя Комитета юридической службой на стадии доработки проектов.
4.5. Требования органа прокуратуры, вынесенные Комитету или должностному лицу в форме протеста на противоречащий закону правовой акт, в течение десяти дней (если иное не указано в протесте) подлежат обязательному рассмотрению и учитываются должностными лицами Комитета в установленном порядке.
4.6. Заключение территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Комитете и, в случае его законности и обоснованности, учитывается должностными лицами Комитета.
4.7. В случае несогласия с результатами вышеуказанных экспертиз председателем Комитета и/или первым заместителем председателя Комитета, заместителем председателя Комитета из числа гражданских служащих Комитета, создается рабочая группа для подготовки согласованного решения. При этом правовой акт для проведения правовой экспертизы направляется в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации.
К правовому акту прикладываются копии экспертного заключения, ответы из органа, принявшего акт, органов прокуратуры и т.п.
Приложения:
Приложение - Экспертное заключение по результатам проведения правовой экспертизы;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.