В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", от 05.12.2016 N 295-ЗС "О стратегическом планировании города Севастополя", от 21.07.2017 N 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года", постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 N 838-ПП "О порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период" с целью определения тенденций социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить прогноз социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Пономарева И.В.
Исполняющий обязанности Губернатора |
И.В. Пономарев |
Утвержден
постановлением
Правительства Севастополя
от 24.05.2018 N 319-ПП
Прогноз
социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года
Варианты прогноза |
Отчет 2015 |
Отчет 2016 |
Оценка 2017 |
Прогноз |
||||||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||
1. Численность населения (среднегодовая), тыс. человек | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
407,6 |
422,5 |
432,7 |
443,5 |
452,6 |
461,3 |
468,2 |
473,8 |
478,6 |
482,4 |
485,6 |
488,5 |
491,4 |
494,1 |
496,8 |
499,5 |
2 вариант, базовый |
443,5 |
452,6 |
461,3 |
468,2 |
473,8 |
478,6 |
482,4 |
485,6 |
488,5 |
491,4 |
494,1 |
496,8 |
499,5 |
|||
3 вариант, целевой |
443,5 |
452,6 |
461,3 |
468,2 |
473,8 |
478,6 |
482,4 |
485,6 |
488,5 |
491,4 |
494,1 |
496,8 |
499,5 |
|||
2. Производство товаров и услуг | ||||||||||||||||
2.1. Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего, млн руб. | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
48 663,3 |
64 163,2 (оценка) |
75 327,6 |
86 249,0 |
95 158,4 |
103 772,4 |
109 319,4 |
115 533,2 |
122 383,2 |
129 566,8 |
136985,9 |
143 991,4 |
151 147,8 |
158 580,0 |
166435,8 |
174 117,5 |
2 вариант, базовый |
87 591,3 |
95 619,1 |
104 274,4 |
110 676,4 |
117 606,7 |
124 826,7 |
132461,0 |
140 831,7 |
149657,2 |
159 003,9 |
168 772,9 |
179112,6 |
189914,3 |
|||
3 вариант, целевой |
87 673,1 |
95 622,3 |
104 276,4 |
112 765,0 |
122 441,3 |
132 667,6 |
143 696,3 |
155 622,6 |
168 475,9 |
182 057,4 |
196 789,0 |
212 277,7 |
229 058,1 |
|||
2.2. Индекс физического объема валового регионального продукта, % к предыдущему году в сопоставимых ценах | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
104,5 |
107,7 |
102,0 |
104,5 |
102,4 |
102,0 |
101,6 |
101,9 |
102,2 |
102,3 |
102,4 |
102,0 |
101,9 |
101,8 |
101,8 |
101,6 |
2 вариант, базовый |
105,1 |
102,5 |
102,1 |
101,9 |
102,2 |
102,4 |
102,6 |
102,9 |
102,9 |
103,0 |
103,1 |
103,2 |
103,2 |
|||
3 вариант, целевой |
105,3 |
102,8 |
102,2 |
103,5 |
103,9 |
103,9 |
104,1 |
104,3 |
104,4 |
104,4 |
104,6 |
104,6 |
104,8 |
|||
2.3. Промышленное производство. Индекс промышленного производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
165,5 |
109,9 |
89,2 |
105,4 |
103,7 |
105,5 |
102,2 |
102,1 |
102,2 |
102,1 |
102,1 |
102,0 |
101,9 |
101,9 |
101,9 |
101,9 |
2 вариант, базовый |
106,4 |
106,2 |
106,3 |
102,9 |
102,8 |
102,8 |
102,7 |
102,7 |
102,6 |
102,5 |
102,5 |
102,5 |
102,6 |
|||
3 вариант, целевой |
106,4 |
106,6 |
107,1 |
103,7 |
103,5 |
103,4 |
103,3 |
103,2 |
103,2 |
103,1 |
103,2 |
103,1 |
103,1 |
|||
2.4. Потребление электроэнергии, млн кВт.ч. | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
1068,47 |
1119,10 |
1171,16 |
1212,15 |
1254,58 |
1298,49 |
1343,9 |
1347,4 |
1394,6 |
1443,4 |
1493,9 |
1546,2 |
1549,7 |
1604,0 |
1660,1 |
1663,6 |
2 вариант, базовый |
1221,52 |
1274,05 |
1328,83 |
1386,0 |
1445,6 |
1507,7 |
1572,6 |
1640,2 |
1710,7 |
1784,3 |
1861,0 |
1941,0 |
2024,5 |
|||
3 вариант, целевой |
1227,38 |
1286,29 |
1348,04 |
1412,8 |
1480,6 |
1551,6 |
1626,1 |
1704,2 |
1786,0 |
1871,7 |
1961,5 |
2055,7 |
2154,4 |
|||
2.5. Сельское хозяйство. Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
83,4 |
102,6 |
101,5 |
100,0 |
100,9 |
101,0 |
101,4 |
101,4 |
101,5 |
101,3 |
101,3 |
101,3 |
101,4 |
101,5 |
101,6 |
101,6 |
2 вариант, базовый |
104,0 |
104,0 |
104,3 |
104,0 |
104,0 |
103,8 |
103,6 |
102,8 |
102,8 |
102,4 |
102,0 |
102,0 |
101,8 |
|||
3 вариант, целевой |
104,0 |
104,0 |
104,4 |
104,4 |
104,4 |
104,4 |
104,4 |
104,4 |
104,4 |
104,4 |
104,0 |
103,0 |
102,6 |
|||
2.6. Транспорт. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, на конец года; км путей на 10000 кв. км территории | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
8 493,0 |
7 927,0 |
9 039,0 |
8 985,0 |
8 938,0 |
8 892,0 |
8 846,0 |
8 800,0 |
8 753,0 |
8 707,0 |
8 666,0 |
8 614,0 |
8 568,0 |
8 522,0 |
8 475,0 |
8 429,0 |
2 вариант, базовый |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 039,0 |
|||
3 вариант, целевой |
9 039,0 |
9 039,0 |
9 180,0 |
9 180,0 |
9 180,0 |
9 180,0 |
9 180,0 |
9 266,0 |
9 266,0 |
9 266,0 |
9 266,0 |
9 266,0 |
9358,0 |
|||
2.7. Строительство. 1 | ||||||||||||||||
2.7.1. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" в ценах соответствующих лет; млн руб. | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
9 479,3 |
18461,1 |
11 139,5 |
16 274,8 |
19 024,8 |
21 218,2 |
23 265,7 |
25 491,1 |
27 893,7 |
30 439,3 |
33 060,3 |
35 833,2 |
38 867,2 |
42 124,4 |
45 646,8 |
49348,1 |
2 вариант, базовый |
17 218,2 |
20 227,2 |
22 602,4 |
25 049,6 |
27 592,1 |
30 224,9 |
33 012,0 |
36 002,9 |
39 194,7 |
42 454,4 |
45 813,4 |
49 330,4 |
53 152,2 |
|||
3 вариант, целевой |
17218,2 |
20 255,1 |
22 805,4 |
25 604,7 |
28 623,1 |
32 007,0 |
35 627,0 |
39510,0 |
43 629,2 |
48 061,1 |
52 778,7 |
57 793,6 |
63 105,6 |
|||
2.7.2. Индекс производства по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году в сопоставимых ценах | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
96,5 |
165,9 |
62,2 |
138,7 |
111,3 |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
106,3 |
106,3 |
106,2 |
106,2 |
106,2 |
106,2 |
106,1 |
2 вариант, базовый |
146,8 |
111,9 |
106,6 |
106,6 |
106,6 |
106,5 |
106,5 |
106,5 |
106,5 |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
106,4 |
|||
3 вариант, целевой |
146,8 |
112,0 |
107,4 |
107,3 |
107,1 |
107,1 |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
107,0 |
106,9 |
106,9 |
106,9 |
|||
3. Торговля и услуги населению 1 | ||||||||||||||||
3.1. Индекс потребительских цен за период с начала года, к соответствующему периоду предыдущего года, % | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
124,3 |
109,8 |
105,5 |
105,6 |
105,3 |
104,0 |
102,8 |
102,7 |
102,7 |
102,5 |
102,3 |
102,2 |
102,0 |
102,0 |
102,0 |
102,0 |
2 вариант, базовый |
105,4 |
105,0 |
104,0 |
103,3 |
103,1 |
102,9 |
102,8 |
102,6 |
102,5 |
102,3 |
102,1 |
102,0 |
102,0 |
|||
3 вариант, целевой |
105,4 |
105,0 |
104,0 |
103,9 |
103,8 |
103,6 |
103,5 |
103,4 |
103,3 |
103,1 |
102,9 |
102,8 |
102,8 |
|||
3.2. Оборот розничной торговли, в ценах соответствующих лет, млн руб. | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
38 462,7 |
61 506,5 |
77 053,70 |
82 219,4 |
86 792,8 |
91 8892 |
96 902,7 |
102 568,0 |
108 944,5 |
116 155,0 |
123 593,2 |
131 257,7 |
138463,2 |
146 023,0 |
154 044,3 |
161 696,01 |
2 вариант, базовый |
82219,4 |
87 477,3 |
92 980,7 |
99190,1 |
106 074,1 |
113 548,0 |
121 922,9 |
131 082,7 |
140 926,2 |
151 228,6 |
161981,8 |
173 112,6 |
184 485,8 |
|||
3 вариант, целевой |
82 459,8 |
88 246,0 |
94 621,6 |
101 530,5 |
108 829,2 |
116 718,2 |
125 352,2 |
134 996,6 |
145 475,2 |
157 034,3 |
169388,8 |
181 298,6 |
194 035,5 |
|||
4. Инвестиции. Инвестиции в основной капитал, в ценах соответствующих лет, млн руб. | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
6 557,8 |
18 547,0 |
30 381,9 |
37 344,9 |
42 298,9 |
48 531,1 |
52 541,8 |
56 668,0 |
60 624,7 |
64 742,8 |
69 190,7 |
73 125,6 |
76 771Д |
80 555,7 |
84 924,3 |
89423,3 |
2 вариант, базовый |
38 103,6 |
44 028,2 |
51 030,6 |
56 972,8 |
62 728,9 |
68 600,4 |
74 537,8 |
80 679,9 |
86 900,5 |
93 130,2 |
99 147,3 |
104 954,1 |
110 980,7 |
|||
3 вариант, целевой |
38 568,3 |
44 195,5 |
51 816,1 |
59 342,3 |
66 920,4 |
74 411,3 |
81 630,9 |
87961,1 |
93 886,7 |
99 798,7 |
105 652,5 |
111 352,7 |
116 803,0 |
|||
5. Труд и занятость | ||||||||||||||||
5.1. Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
167,9 |
171,30 |
183,1 |
186,0 |
190,0 |
194,0 |
196,0 |
198,0 |
200,0 |
202,0 |
204,0 |
206,0 |
207,0 |
209,0 |
210,0 |
211,7 |
2 вариант, базовый |
186,2 |
190,5 |
194,7 |
197,7 |
200,7 |
203,7 |
205,7 |
207,7 |
209,7 |
210,7 |
212,7 |
213,7 |
215,4 |
|||
3 вариант, целевой |
186,5 |
191,0 |
196,0 |
200,0 |
204,0 |
207,0 |
210,0 |
212,0 |
214,0 |
215,0 |
217,0 |
218,0 |
220,0 |
|||
5.2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону, тыс. руб. | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
21,8 |
24,3 |
27,4 |
29,4 |
30,9 |
32,6 |
34,2 |
35,8 |
37,7 |
39,5 |
41,4 |
43,1 |
44,8 |
46,4 |
48,1 |
49,6 |
2 вариант, базовый |
29,7 |
31,3 |
33,0 |
36,9 |
39,1 |
41,5 |
43,9 |
46,4 |
48,8 |
51,2 |
53,3 |
55,6 |
57,5 |
|||
3 вариант, целевой |
29,7 |
31,4 |
33,5 |
37,9 |
40,5 |
43,5 |
46,6 |
49,9 |
53,1 |
56,2 |
59,2 |
62,2 |
64,6 |
|||
5.3. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда в среднем за год, % | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
8,3 |
6,2 |
4,6 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
4,8 |
4,8 |
4,7 |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,5 |
2 вариант, базовый |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
|||
3 вариант, целевой |
4,5 |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
4,3 |
4,2 |
4,2 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
4,0 |
4,0 |
|||
5.4. Фонд начисленной заработной платы всех работников, млн руб. | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
21 363,1 |
30 938,3 |
34 045,4 |
35 985,6 |
38 934,0 |
41 858,4 |
44 396,1 |
47 061,1 |
49815,8 |
52 609,5 |
55 455,9 |
58 136,3 |
60 736,7 |
63 270,7 |
65 918,9 |
68417,4 |
2 вариант, базовый |
37 044,0 |
39 804,0 |
43 032,0 |
46 279,7 |
49 623,3 |
53 085,9 |
56 577,9 |
60 230,0 |
63 955,3 |
67 533,5 |
71 101,6 |
74 882,8 |
78 765,9 |
|||
3 вариант, целевой |
37 044,0 |
39 932,4 |
43 824,0 |
48 250,2 |
52 496,2 |
56 853,4 |
61 401,7 |
66 129,6 |
70 758,7 |
75 358,0 |
79 879,5 |
84 352,8 |
88 823,5 |
|||
5.5. Потребность в привлечении иностранных работников, всего тыс. человек | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
|
3,6 |
2,5 |
2,0 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2 вариант, базовый |
2,0 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|||
3 вариант, целевой |
2,0 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|||
5.5.1. в том числе иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы, тыс. человек | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 вариант, базовый |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
3 вариант, целевой |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
6. Окружающая среда Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн куб. м | ||||||||||||||||
1 вариант, консервативный |
17,85 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
2 вариант, базовый |
21,6 |
21,6 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
|||
3 вариант, целевой |
21,6 |
21,6 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Базовый вариант является основным вариантом прогноза социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития
города Севастополя на долгосрочный
период до 2030 года, утвержденному
постановлением Правительства
Севастополя от 24.05.2018 N 319-ПП
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года разработан на основе Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 с изменениями (далее - Федеральная целевая программа), макроэкономических показателей социально-экономического развития города Севастополя за 2016 год, оценки итогов развития города в 2017 году, основных параметров прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в 3-х вариантах:
- вариант 1 - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
- вариант 2 - базовый, характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант является основным в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
- вариант 3 - целевой, основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.
Реализация основных направлений развития города Севастополя, определенных Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года", Федеральной целевой программой, позволит создать высокоэффективную экономику, ориентированную на производство продукции, товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, развивать город Севастополь как деловой центр, центр туризма, образования, культуры.
При разработке прогноза использовались данные Росстата, Севастопольстата, Крымстата, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, территориальных органов федеральных органов государственной власти, заинтересованных организаций.
Валовой региональный продукт
Прогноз валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития.
Структура ВРП города Севастополя в 2016 году складывалась в основном за счет оптово-розничной торговли и отраслей, связанных с предоставлением услуг, доля которых составляет 50,1%. На промышленное производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство и сельское хозяйство пришлось 21,2% ВРП. На государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование - 19,1%.
Экономика региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
На оценку ВРП в прогнозируемом периоде повлияли макроэкономические условия: увеличение темпов роста и инновационного обновления промышленного производства, положительная динамика инвестиций в основной капитал, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, укрепление кредитно-денежной политики, общая геополитическая обстановка и продолжающиеся санкции в отношении Республики Крым и города Севастополя.
Развитие промышленного производства связано с включением предприятий города в вертикально - интегрированные структуры Российской Федерации, расширением сотрудничества предприятий города Севастополя с производителями из других регионов страны, созданием новых производств.
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства в прогнозируемом периоде будет осуществляться за счет повышения производительности имеющихся мощностей и инновационного развития аграрного сектора.
Рост инвестиций в основной капитал обеспечит реализация государственной политики на региональном уровне в следующих направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов;
- развитие строительного комплекса;
- реализация мероприятий федеральных целевых программ, в первую очередь - Федеральной целевой программы, утвержденных к выполнению с 2015 года и обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Валовой региональный продукт за 2016 год предварительно оценивается в размере 64,1 млрд руб. В 2017 году ожидается увеличение физического объема ВРП на 2,0% к предыдущему году, в 2018 году - на 4,5% - 5,3%; в 2024 году - на 2,3% - 4,1%, в 2030 году - на 1,6% - 4,8%.
Промышленное производство
По итогам работы промышленных предприятий в 2016 году по сравнению с 2015 годом индекс промышленного производства составил 109,9%.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом производство уменьшилось на 10,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - на 12,4%, в отрасли "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - на 8,1%; в отрасли "водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - увеличилось на 26,8%.
Динамика производства прогнозируется с учетом сложившихся условий развития высоко- и среднетехнологичных производств, выхода на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией, прежде всего в традиционных для города Севастополя производствах, а также при сохранении ограничений политико-экономического характера.
Учитывая существующую перспективу работы основных промышленных предприятий, исходя из имеющихся данных по объемам производства, прогноз индекса производства на 2018 год составил 105,4%-106,4% к предыдущему году.
Прогнозные показатели на период до 2030 года рассчитаны с учетом общероссийских прогнозов изменения индексов по соответствующим сценариям развития: в 2019 году индекс промышленного производства ожидается на уровне 103,7%-106,6% к 2018 году, и в последующие годы - постепенный рост промышленного производства (в 2024 году - до 102,1%-103,3% к предыдущему году, в 2030 году - 101,9%-103,1%), что связано с постепенной стабилизацией производства, наполнением портфелей заказов промышленных предприятий города, в том числе военно-промышленного комплекса, ростом инвестиционных вложений в модернизацию промышленности города.
Инвестиции
В 2016 году предприятиями и организациями освоено инвестиций в основной капитал в размере 18,5 млрд руб., что в сопоставимых ценах в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году. В 2017 году освоено 30,4 млрд руб. инвестиций, на 65,0% больше, чем в 2016 году.
С целью модернизации инфраструктуры региона реализуется Федеральная целевая программа.
Результативные показатели ее реализации за 2017 год характеризуются вводом в эксплуатацию 16 объектов: 6 объектов коммунальной инфраструктуры; школа в бухте Казачья; 5 модульных врачебных амбулаторий в селах; реконструкция и благоустройство территорий у заповедника Херсонес ( "Парк имени Анны Ахматовой", прибрежная зона пляжа "Солнечный", улица Древняя), у Инкерманского монастыря; другие.
Финансирование мероприятий Федеральной целевой программы будет осуществлено на условиях софинансирования (95% из федерального бюджета, 5% из бюджета города Севастополя).
К концу 2020 года планируется реализовать 90 мероприятий Федеральной целевой программы, в том числе ввести в эксплуатацию крупные объекты:
- "Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь. Км 253+500 - км 269+300, г. Севастополь" (объем инвестиций 12,8 млрд руб.);
- "Проектирование и строительство канализационных очистных сооружений "Южные", г. Севастополь" (объем инвестиций 7,1 млрд руб.);
- "Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь" (объем инвестиций 4,1 млрд руб.);
- "Севастопольская больница скорой медицинской помощи" (объем инвестиций 5,3 млрд руб.);
- "Проектирование, строительство и реконструкция объектов Севастопольского государственного университета, г. Севастополь" (объем инвестиций 4,7 млрд руб.)
Эффективным инструментом по привлечению инвестиций в город Севастополь является свободная экономическая зона. Участниками СЭЗ на 01.01.2018 являлись 414 субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях. Осуществлены капитальные вложения в сумме 3,4 млрд руб. В 2018 году планируется осуществить капитальных вложений не менее 1,4 млрд руб., в 2019 году - не менее 0,8 млрд руб., в 2020 году - не менее 0,2 млрд рублей.
В прогнозируемом периоде рост вложений в основной капитал будет связан с улучшением инвестиционного климата, внедрением нового оборудования в производственные процессы, развитием транспортной инфраструктуры.
В структуре источников финансирования вложений в основной капитал будет увеличиваться доля собственных средств. Доля привлеченных средств будет сокращаться за счет снижения уровня государственных капитальных вложений, невысоких темпов роста кредитов, направляемых на инвестиционные цели.
Доля бюджетного финансирования (с применением программных инструментов) в общем объеме инвестиционных ресурсов будет оставаться самой значительной. Постепенно будет уменьшаться доля федеральных бюджетных средств и увеличиваться доля средств бюджета города Севастополя.
Сельское хозяйство
Специализация крупных сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории города Севастополя, определяется такими отраслями, как виноградарство, садоводство и виноделие (производство виноматериалов), рыбохозяйственная отрасль.
Отрасли полеводства и животноводства не получили широкого распространения, продукция этих отраслей используется хозяйствами для собственных нужд.
Для развития отрасли животноводства будут создаваться небольшие животноводческие фермы на базе крестьянских фермерских хозяйств.
В 2016 году производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2015 годом увеличилось на 2,6%. В 2017 году, по предварительным данным, - на 1,5%, в том числе в растениеводстве - на 2,6%; в животноводстве - уменьшилось на 2,9%.
При условии реализации государственных программ города Севастополя, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возврате неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность, в 2018 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с предыдущим годом на 4,0% (производство продукции растениеводства - на 4,0%, животноводства - на 4,1%). В последующие годы ожидается рост производства продукции сельского хозяйства (в 2019 году - на 0,9% - 4,0%, в 2024 году - 1,3% - 4,4%, в 2030 году - на 1,6% - 2,6%).
Строительство
В 2016 году хозяйствующими субъектами города выполнено строительных работ на сумму 18,5 млрд рублей. В 2017 году, по предварительным данным, - на 11,1 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 37,8% меньше, чем в предыдущем году. В эксплуатацию были введены 327 жилых домов общей площадью 229,3 тыс. кв. м, в том числе 41 многоквартирный жилой дом и 286 индивидуальных жилых домов.
Мероприятия Федеральной целевой программы, направленные на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, строительство и модернизацию дорог, создают условия для увеличения объемов строительных работ в 2018 году по сравнению с предшествующим годом в 1,5 раза, в 2019 году - на 11,3%-12,0% и в последующие годы на 6,2%-7,4% (ежегодно).
Транспорт
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения города Севастополя за 2017 год увеличилась на 170,1 км и к концу года достигла 1095,6 км, в том числе с твердым покрытием - 975,8 км, из них с асфальтобетонным покрытием - 855,6 километров.
В 2017 году пассажирооборот транспорта составил 396,5 млн пасс. - км, на 34,7% больше, чем в 2016 году, грузооборот увеличился на 12,9% и составил 326,1 млн тонно-километров.
В 2017 году в рамках Федеральной целевой программы выполнены работы по благоустройству и введена в эксплуатацию дорога с твердым покрытием села Полюшко. До конца 2019 года планируется осуществить реконструкцию региональной автомобильной дороги Севастополь - порт Камышовая бухта протяженностью 6,73 км (объем инвестиций - 2,1 млрд руб.). К концу 2020 года планируется завершить строительство и реконструкцию севастопольского участка автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь протяженностью 13,25 км (в районе села Верхнесадового).
К концу 2030 года прогнозируется увеличение плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием до 9358,0 км путей на 10,0 тыс. кв. км территории (по целевому варианту прогноза).
Торговля и услуги населению. Цены и тарифы
В 2016 году оборот розничной торговли составил 61,5 млрд руб. (в сопоставимых ценах больше на 50,3%, чем в 2015 году); оборот общественного питания - 9,3 млрд руб. (больше в 2,5 раза, чем в 2015 году), объем платных услуг, оказанных населению - 30,1 млрд руб. (больше на 29,6%, чем в 2015 году). Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2016 году к 2015 году составил 109,8%.
Оборот розничной торговли в 2017 году сложился в размере 77,1 млрд руб., что в сопоставимых ценах больше на 23,4%, чем в 2016 году; оборот общественного питания - 10,5 млрд руб. (больше на 4,0%, чем в 2016 году); объем оказанных населению платных услуг - 34,7 млрд руб. (больше на 26,3%, чем в 2016 году). Потребительские цены на товары и услуги в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличились на 5,5%.
Основной вклад в инфляцию в 2018 году (как и в предыдущие годы) будет вносить удорожание жилищно-коммунальных услуг и энергоносителей, что обусловлено выравниванием тарифов с общероссийским уровнем.
Инфляцию будет сдерживать стабилизация курса национальной валюты, происходящее импортозамещение отечественными продуктами, в результате которого доля продовольственного импорта в товарообороте сократится, и влияние курсовой динамики на продовольственную инфляцию станет слабее.
В 2018 году цены на товары и услуги вырастут на 5,4%-5,6% (по вариантам прогноза).
В условиях постепенного повышения реальных доходов и роста потребления населением к 2024 году инфляция составит 102,5%-103,5% (по вариантам прогноза), в 2030 году индекс потребительских цен замедлится до 102,0%-102,8%.
Ценовая и тарифная политика на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний на долгосрочную перспективу будет обеспечивать условия для воспроизводства ресурсов с учетом потребностей экономики и стимулировать ресурсосбережение у потребителей.
Труд и занятость
По предварительным данным баланса трудовых ресурсов в 2016 году трудовые ресурсы города Севастополя насчитывали 261,7 тыс. человек, в том числе среднегодовая численность занятых в экономике составляла 171,3 тыс. человек.
Уровень безработицы по методологии МОТ в 2016 году снизился по сравнению с 2015 годом и составил 6,2%.
За 2017 год численность трудовых ресурсов оценивается в количестве 265,8 тыс. человек при среднегодовой численности занятых в экономике города 183,1 тыс. человек.
Уровень безработицы в 2017 году уменьшился на 1,6 процентных пунктов к 2016 году и составил 4,6% от численности рабочей силы, что обусловлено улучшением социально-экономической ситуации: ростом объемов производства, увеличением количества предприятий и вводимых рабочих мест, повышением среднемесячной заработной платы, реализацией активных мер политики занятости.
В прогнозируемом периоде снижение уровня безработицы также будет обеспечено созданием новых рабочих мест, в том числе в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов, развитием промышленности и сельского хозяйства, запуском индустриального парка: до 4,5% от численности рабочей силы в 2018 году, до 4,0% в 2030 году.
По предварительной оценке, в 2017 году среднемесячная заработная плата составила 27,4 тыс. руб. В прогнозируемом периоде ожидается умеренный рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы: в 2018 году планируется прирост 7,3%-8,4% и заработная плата составит 29,4-29,7 тыс. руб., в 2019 году - 30,9-31,4 тыс. руб., в 2024 году - 39,5-46,6 тыс. руб., в 2030 году - 49,6-64,6 тыс. руб. (по вариантам прогноза).
До 2030 года сохранится тенденция к увеличению фонда начисленной заработной платы благодаря развитию основных отраслей экономики, ежегодному росту минимального размера оплаты труда. В 2018 году прогнозируется рост фонда начисленной заработной платы на 5,7% - 8,8% к 2017 году; к концу 2024 года - на 5,6°/ - 8,0%, к концу 2030 года - на 3,8% - 5,3%.
Окружающая среда
Основным источником водоснабжения города Севастополя является Чернореченское водохранилище, полный объем которого составляет 64,2 млн куб. м, утвержденные эксплуатационные запасы 44,3 млн куб. м в год, что составляет до 60% утвержденных запасов всех водных источников города Севастополя.
На территории города Севастополя расположен 31 комплекс очистных сооружений общей проектной мощностью 209,8 млн куб. м, в том числе 20 комплексов работают в режиме искусственной биологической очистки, из них 12 - с дальнейшим сбросом очищенных сточных вод в водные объекты.
Государственной программой города Севастополя "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры Севастополя на 2017 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП, предусмотрено проектирование, строительство, капитальный ремонт водопроводно-канализационных сетей и канализационно-очистных сооружений, что повлечет за собой сокращение сброса загрязняющих веществ со сточными водами, рациональное использование водных ресурсов и увеличение доли населения, снабжаемого водой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Прогнозируется, что в 2020 году объем сброшенных загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты уменьшится с 21,6 млн куб. м до 4,0 млн куб. м и в дальнейшем сохранится на этом уровне.
Демография
Численность населения города Севастополя в среднем за 2016 год составила 422,5 тыс. человек, что на 3,7% больше, чем в предыдущем году.
По предварительной оценке, на 01.01.2018 численность постоянного населения составила 436,8 тыс. человек, увеличившись за прошедший год на 7,9 тыс. человек в основном за счет миграционного прироста (8,7 тыс. человек) при естественной убыли населения 0,8 тыс. человек.
Среднегодовая численность населения в 2017 году - 432,7 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика миграционных процессов, однако темпы ее будут сокращаться, что связано с ее стабилизацией.
Ожидается, что среднегодовая численность населения в 2018 году составит 443,5 тыс. человек при дальнейшем поступательном увеличении: в 2024 году - до 482,4 тыс. человек, в 2030 году - до 499,5 тыс. человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Севастополя от 24 мая 2018 г. N 319-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Севастополя на долгосрочный период до 2030 года"
Настоящее постановление вступает в силу с 24 мая 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru/) 24 мая 2018 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 30 мая 2018 г.