Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Севастополя
от 24.05.2018 N 321-ПП
Приложение
к постановлению Правительства
Севастополя от 05.10.2017 N 740-ПП
(в редакции постановления Правительства
Севастополя от 24.05.2018 N 321-ПП
Прогноз
социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Показатели |
Единица измерения |
Отчет 2015 г. |
Отчет 2016 г. |
Оценка 2017 г. |
Прогноз |
||||||||
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|||||||||||
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
|||||
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
|||||
Численность населения. Все население (средне годовая) |
тыс. чел. |
407,6 |
422,5 |
432,7 |
443,5 |
443,5 |
443,5 |
452,6 |
452,6 |
452,6 |
461,3 |
461,3 |
461,3 |
Производство товаров и услуг | |||||||||||||
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего |
млн руб. |
48 663,3 |
64 163,2 (оценка) |
75 327,6 |
86 249,0 |
87 591,3 |
87 673,1 |
95 158,4 |
95 619,1 |
95 622,3 |
103 772,4 |
104 274,4 |
104 276,4 |
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,5 |
107,7 |
102,0 |
104,5 |
105,1 |
105,3 |
102,4 |
102,5 |
102,8 |
102,0 |
102,1 |
102,2 |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
165,5 |
109,9 |
89,2 |
105,4 |
106,4 |
106,4 |
103,7 |
106,2 |
106,6 |
105,5 |
106,3 |
107,1 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
83,4 |
102,6 |
101,5 |
100,0 |
104,0 |
104,0 |
100,9 |
104,0 |
104,0 |
101,0 |
104,3 |
104,4 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах: соответствующих лет; млн руб. |
9 479,3 |
18461,1 |
11 139,5 |
16 274,8 |
17 218,2 |
17218,2 |
19 024,8 |
20 227,2 |
20255,1 |
21218,2 |
22 602,4 |
22 805,4 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,5 |
165,9 |
62,2 |
138,7 |
146,8 |
146,8 |
111,3 |
111,9 |
112,0 |
106,4 |
106,6 |
107,4 |
Торговля и услуги населению | |||||||||||||
Индекс потребительских цен за период с начала года |
% к соответствующему периоду предыдущего года |
124,3 |
109,8 |
105,5 |
105,6 |
105,4 |
105,4 |
105,3 |
105,0 |
105,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Оборот розничной торговли |
в ценах соответствующих лет; млн руб. |
38 462,7 |
61 506,5 |
77 053,7 |
82 219,4 |
82 219,4 |
82 459,8 |
86 792,8 |
87 477,3 |
88 246,0 |
91 889,2 |
92 980,7 |
94 621,6 |
Оборот розничной торговли |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
82,0 |
150,3 |
123,4 |
102,6 |
102,6 |
102,9 |
102,5 |
103,0 |
103,3 |
102,4 |
103,2 |
103,5 |
Внешнеэкономическая деятельность | |||||||||||||
Экспорт товаров |
млн долл. США |
18,00 |
6,00 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
5,7 |
5,7 |
5,8 |
6,0 |
Импорт товаров |
млн долл. США |
38,10 |
33,40 |
14,9 |
15,4 |
15,6 |
15,6 |
15,8 |
16,2 |
16,2 |
16,4 |
16,9 |
17,2 |
Инвестиции | |||||||||||||
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет; млн руб. |
6 557,8 |
18 547,0 |
30 381,9 |
37 344,9 |
38 103,6 |
38 568,3 |
42 298,9 |
44 028,2 |
44 195,5 |
48 531,1 |
51 030,6 |
51 816,1 |
Денежные доходы и расходы населения | |||||||||||||
Денежные доходы населения |
млн руб. |
87 470,3 |
116183,8 |
136 777,2 |
144 983,8 |
146 898,7 |
147 172,2 |
156002,6 |
158 063,0 |
158 357,3 |
167 858,8 |
170 075,8 |
170 392,5 |
Средний размер назначенных пенсий |
руб. |
12 544,41 |
17 827,0 |
13 231,62 |
13 353,64 |
13 353,64 |
13 378,27 |
13 760,93 |
13 760,93 |
13 814,40 |
14183,39 |
14 183,39 |
14 237,12 |
Величина прожиточного минимума (в среднем надушу населения) |
руб. в месяц |
8 771 |
9 757 |
10 105,5 |
10 432 |
10 402 |
10 405 |
11302 |
11 233 |
11 252 |
11 710 |
11557 |
11 602 |
Расходы населения |
млн руб. |
92485,76 |
124 069,99 |
132314,77 |
137920,51 |
139090,68 |
139268,01 |
147 663,64 |
149 396,05 |
150211,05 |
158 267,26 |
160 787,65 |
162 527,15 |
Труд и занятость | |||||||||||||
Численность экономически активного населения |
тыс. чел. |
199 |
193 ДО |
195,0 |
198,0 |
198,0 |
198,0 |
202,0 |
202,0 |
202,0 |
206,0 |
206,0 |
206,0 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
167,9 |
171,3 |
183,1 |
186,0 |
186,2 |
186,5 |
190,0 |
190,5 |
191,0 |
194,0 |
194,7 |
196,0 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону |
руб. |
21848 |
24 259 |
27 374 |
29400 |
29 700 |
29 700 |
30 900 |
31300 |
31400 |
32600 |
33 000 |
33 500 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях,}' индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
руб. |
19 754 |
21 719 |
24 500 |
26 500 |
26 700 |
26 700 |
27 800 |
28 100 |
28 300 |
29300 |
29 700 |
30 200 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников |
млн руб. |
21 363,1 |
30 938,3 |
34 045,4 |
35 985,6 |
37 044,0 |
37 044,0 |
38 934,0 |
39 804,0 |
39 932,4 |
41 858,4 |
43 032,0 |
43 824,0 |
Потребность в привлечении иностранных работников, всего, в том числе: |
тыс. человек |
|
3,6 |
2,5 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы |
тыс. человек |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Базовый вариант прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов является основным вариантом прогноза.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития города Севастополя
на 2018 год и плановый период
2019 и 2020 годов (в редакции
постановления Правительства
Севастополя от 24.05.2018 N 321-ПП
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов основан на Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, макроэкономических показателях социально-экономического развития города Севастополя за 2016 год, предварительных итогах развития города в 2017 году, сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в 3-х вариантах:
- вариант 1 - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
- вариант 2 ~ базовый, характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант является основным в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
- вариант 3 - целевой, основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.
Основные направления развития города Севастополя определены Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 с изменениями (далее - Федеральная целевая программа), позволяющей сконцентрировать финансовые, материальные и трудовые ресурсы
для обеспечения согласованности решений федеральных и региональных задач, достижения требуемых конечных результатов в установленные сроки.
В целях обеспечения повышения уровня жизни населения на основе создания условий для сбалансированного социально-экономического, экологического и культурного развития города, повышения его инвестиционной привлекательности и модернизации инфраструктуры, создания новых рабочих мест развитие города прогнозируется по нескольким направлениям: развитие промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Министерства обороны Российской Федерации (судоремонт, научное приборостроение, микроэлектроника); развитие сельского хозяйства;
экологическое оздоровление; развитие жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры; туризм; энергосбережение; упорядочение градостроительной и земельной документации; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы.
При разработке прогноза использовались данные Севастопольстата, Росстата, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, территориальных органов федеральных органов государственной власти, заинтересованных организаций.
Демография
Численность населения города Севастополя в среднем за 2016 год составила 422,5 тыс. человек, что на 3,7% больше чем в предыдущем году.
В 2016 году в город прибыло 22,6 тыс. человек, выехало 9,6 тыс. человек. Коэффициент миграционного прироста в расчете на 10,0 тыс. человек населения снизился с 438,7 в 2015 году до 308,2 в 2016 году, но оставался самым высоким среди субъектов Российской Федерации (среднероссийский коэффициент миграции за 2016 год - 17,9).
Естественная убыль населения в 2016 году составила 0,5 тыс. человек.
По предварительной оценке на 01.01.2018 численность постоянного населения составила 436,8 тыс. человек, увеличившись за прошедший год на 7,9 тыс. человек в основном за счет миграционного прироста (8,7 тыс. человек) при естественной убыли населения 0,8 тыс. человек. Среднегодовая численность населения в 2017 году - 432,7 тыс. человек.
В 2018 - 2020 годах демографическая ситуация будет развиваться под влиянием сложившихся процессов воспроизводства и миграции населения.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика миграционных процессов, однако их темпы будут сокращаться, что связано со стабилизацией миграции. В 2020 году ожидается коэффициент миграционного
прироста в размере 199,4 на 10 тыс. человек населения; среднегодовая численность населения составит 461,3 тыс. человек.
Валовой региональный продукт
Прогноз валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития.
Структура ВРП города Севастополя в 2016 году складывалась в основном за счет оптово-розничной торговли и отраслей, связанных с предоставлением услуг, доля которых составляет 50,1%. На промышленное производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство и сельское хозяйство пришлось 21,2% ВРП. На государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование - 19,1%.
Экономика региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
На оценку ВРП в прогнозируемом периоде повлияли макроэкономические условия: увеличение темпов роста и инновационного обновления промышленного производства, положительная динамики инвестиций в основной капитал, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, укрепление кредитно-денежной политики, общая геополитическая обстановка и продолжающиеся санкции в отношении Крыма и Севастополя.
Развитие промышленного производства связано с включением предприятий города в вертикально-интегрированные структуры Российской Федерации, расширением сферы сотрудничества предприятий Севастополя с производителями из других регионов страны, созданием новых производств.
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства в прогнозируемом периоде будет осуществляться за счет повышения производительности имеющихся мощностей и инновационного развития аграрного сектора.
Рост инвестиций в основной капитал обеспечит реализацию государственной политики на региональном уровне в следующих направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов;
- развитие строительного комплекса;
- реализация мероприятий федеральных целевых программ, в первую очередь - федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденных к выполнению с 2015 года, и обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Валовой региональный продукт за 2016 год предварительно оценивается в размере 64,1 млрд руб. В 2017 году ожидается увеличение физического объема ВРП на 2,0% к предыдущему году, в 2018 году - на 4,5%-5,3%; в 2019 году - на 2,4%-2,8%, в 2020 году - на 2,0%-2,2%.
Промышленное производство
В 2016 году по сравнению с 2015 годом индекс промышленного производства составил 109,9%.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом производство уменьшилось на 10,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - на 12,4%, в отрасли "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - на 8,1%; в отрасли "водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - увеличилось на 26,8%.
Динамика производства прогнозируется с учетом сложившихся условий развития высоко- и среднетехнологичных производств, выхода на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией, прежде всего в традиционных для города Севастополя производствах, а также при сохранении ограничений политико-экономического характера.
Учитывая существующую перспективу работы основных промышленных предприятий, исходя из имеющихся данных по объемам производства, в 2018 году прогнозируется рост производства на 5,4%-6,4% к предыдущему году.
Прогнозные показатели в 2019 и 2020 годах рассчитаны с учетом общероссийских прогнозов изменения индексов по соответствующим сценариям развития на указанный период: в 2019 году индекс промышленного производства будет на уровне 103,7%-106,6% к 2018 году, в 2020 году - постепенный рост промышленного производства до 105,5%-107,1%, что связано с постепенной стабилизацией производства, ростом инвестиционных вложений в модернизацию промышленности города.
Сельское хозяйство
Специализация крупных сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории города Севастополя, определяется такими отраслями, как виноградарство, садоводство и виноделие (производство виноматериалов), рыбохозяйственная отрасль.
Отрасли полеводства и животноводства не получили широкого распространения, продукция этих отраслей используется хозяйствами для собственных нужд.
В 2016 году производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2015 годом увеличилось на 2,6%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом, по предварительным данным, - увеличилось на 1,5%, в том числе в растениеводстве - на 2,6%; в животноводстве уменьшилось на 2,9%.
При условии реализации государственных программ города Севастополя, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возврате неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность в 2018 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с предыдущим годом на 4,0% (производство продукции растениеводства - на 4,0%, животноводства - на 4,1%). В 2019 году ожидается рост производства продукции сельского хозяйства на 0,9%-4,0%, в 2020 году - на 1,0%-4,4%.
Строительство
В 2016 году хозяйствующими субъектами города Севастополя выполнено строительных работ на сумму 18,5 млрд руб., что на 65,9% больше, чем за 2015 год. В 2017 году по предварительным данным - на 11,1 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 37,8% меньше, чем в предыдущем году. В эксплуатацию были введены 327 жилых домом общей площадью 229,3 тыс. кв. м, в том числе 41 многоквартирный жилой дом и 286 индивидуальных жилых домов.
Мероприятия Федеральной целевой программы, направленные на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, строительство и модернизацию дорог, создают условия для увеличения объемов строительных работ в 2018 году на 38,7% - 46,8%, в 2019 году - на 11,3% - 12,0%, в 2020 году - на 6,4% - 7,4% к предыдущему году.
Торговля и услуги населению. Цены и тарифы
В 2016 году оборот розничной торговли составил 61,5 млрд руб. (в сопоставимых ценах больше на 50,3%, чем в 2015 году); оборот общественного питания - 9,3 млрд руб. (больше в 2,5 раза, чем в 2015 году), объем платных услуг, оказанных населению - 30,1 млрд руб. (больше на 29,6%, чем в 2015 году). Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2016 году к 2015 году составил 109,8%.
Оборот розничной торговли в 2017 году сложился в размере 77,1 млрд руб., что в сопоставимых ценах больше на 23,4%, чем в предыдущем году; оборот общественного питания - 10,5 млрд руб. (больше на 4,0%, чем в 2016 году); объем оказанных населению платных услуг - 34,7 млрд руб. (больше на 26,3%, чем в 2016 году).
Потребительские цены на товары и услуги в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросли на 5,5%.
Основной вклад в инфляцию в 2018 году (как и в предыдущие годы) будет вносить удорожание жилищно-коммунальных услуг и энергоносителей, что обусловлено выравниванием тарифов с общероссийским уровнем.
Инфляцию будет сдерживать стабилизация курса национальной валюты, происходящее импортозамещение отечественными продуктами, в результате которого доля продовольственного импорта в товарообороте сократится, и влияние курсовой динамики на продовольственную инфляцию станет слабее.
В 2018 году цены на товары и услуги вырастут на 5,4%-5,6% по сравнению с 2017 годом.
В условиях постепенного повышения реальных доходов и роста потребления населением в 2019 году инфляция составит 105,0%-105,3%, в 2020 году - замедлится до 104,0%.
Тарифы. Действующие тарифы для населения не покрывают затрат ресурсоснабжающих организаций на предоставление услуг, в связи с чем продолжена практика установления двух видов тарифов в сферах реализации электрической энергии и природного газа, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, утилизации ТБО - для потребителей и для ресурсоснабжающих организаций. Разница в указанных тарифах погашается из бюджета. В 2017 году тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения достигли экономически обоснованного уровня. На экономически обоснованном уровне с 01.01.2018 для категории потребителей "население" установлены тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Внешнеэкономическая деятельность
Несмотря на продолжающиеся санкции ряда стран по торговле с Крымом и городом Севастополем, севастопольские предприниматели вышли на рынки стран Ближнего Востока, Африки и Азии, Южной Америки, где наблюдается спрос на продукцию российских производителей и заинтересованность в экспорте на российский рынок продукции этих стран.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот города Севастополя по странам-контрагентам участников внешнеэкономической деятельности в 2016 году сложился в размере 39,4 млн долларов США.
В 2016 году экспортировано товаров на сумму 6,0 млн долларов США, что в 3 раза меньше к 2015 году. На страны дальнего зарубежья пришлось 31,6% общего объема экспорта товаров из города Севастополя (1,9 млн долларов США), на страны СНГ - 68,4% (4,1 млн долларов США).
Импортировано товаров на сумму 33,4 млн долларов США, что на 12,3% меньше, чем в предыдущем году. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта товаров значительно превысила импорт из государств-участников СНГ и составила 90,6% (30,3 млн долларов США) против 9,4% (3,1 млн долларов США).
В связи с сохраняющимися тенденциями в области санкционной политики, развивающимся импортозамещением в 2017 году объем экспорта по сравнению с 2016 годом сократился на 10,0% и составил 5,4 млн долларов США, объем импорта сократился в 2,2 раза и составил 14,9 млн долларов США.
В 2018 - 2020 годах за счет принимаемых мер поддержки экспортной деятельности ожидается некоторый рост экспорта (до 3,6%-3,7% в год), импорт будет расти до 4,7% в год.
Инвестиции
В 2016 году предприятиями и организациями освоено инвестиций в основной капитал в размере 18,5 млрд руб., что в сопоставимых ценах в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году. В 2017 году освоено 30,4 млрд руб. инвестиций - на 65,0% больше, чем в 2016 году.
С целью модернизации инфраструктуры региона реализуется Федеральная целевая программа.
Результативные показатели ее выполнения за 2017 год характеризуются вводом в эксплуатацию 16 объектов: 6 объектов коммунальной инфраструктуры; школа в бухте Казачьей; 5 модульных врачебных амбулаторий в селах; реконструкция и благоустройство территорий у заповедника Херсонес ("Парк имени Анны Ахматовой", прибрежная зона пляжа "Солнечный", улица Древняя), у Инкерманского монастыря; другие.
Финансирование мероприятий федеральной целевой программы будет осуществляться на условиях софинансирования (95% из федерального бюджета, 5% из бюджета города Севастополя).
К концу 2020 года планируется реализовать 90 мероприятий, в том числе ввести в эксплуатацию крупные объекты:
- "Строительство и реконструкция автомобильной до
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Севастополя от 24 мая 2018 г. N 321-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.