Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Севастополя
от 24.05.2018 N 321-ПП
Приложение
к постановлению Правительства
Севастополя от 05.10.2017 N 740-ПП
(в редакции постановления Правительства
Севастополя от 24.05.2018 N 321-ПП
Прогноз
социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Показатели |
Единица измерения |
Отчет 2015 г. |
Отчет 2016 г. |
Оценка 2017 г. |
Прогноз |
||||||||
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|||||||||||
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
консервативный |
базовый |
целевой |
|||||
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
|||||
Численность населения. Все население (средне годовая) |
тыс. чел. |
407,6 |
422,5 |
432,7 |
443,5 |
443,5 |
443,5 |
452,6 |
452,6 |
452,6 |
461,3 |
461,3 |
461,3 |
Производство товаров и услуг | |||||||||||||
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего |
млн руб. |
48 663,3 |
64 163,2 (оценка) |
75 327,6 |
86 249,0 |
87 591,3 |
87 673,1 |
95 158,4 |
95 619,1 |
95 622,3 |
103 772,4 |
104 274,4 |
104 276,4 |
Индекс физического объема валового регионального продукта |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,5 |
107,7 |
102,0 |
104,5 |
105,1 |
105,3 |
102,4 |
102,5 |
102,8 |
102,0 |
102,1 |
102,2 |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
165,5 |
109,9 |
89,2 |
105,4 |
106,4 |
106,4 |
103,7 |
106,2 |
106,6 |
105,5 |
106,3 |
107,1 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
83,4 |
102,6 |
101,5 |
100,0 |
104,0 |
104,0 |
100,9 |
104,0 |
104,0 |
101,0 |
104,3 |
104,4 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах: соответствующих лет; млн руб. |
9 479,3 |
18461,1 |
11 139,5 |
16 274,8 |
17 218,2 |
17218,2 |
19 024,8 |
20 227,2 |
20255,1 |
21218,2 |
22 602,4 |
22 805,4 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,5 |
165,9 |
62,2 |
138,7 |
146,8 |
146,8 |
111,3 |
111,9 |
112,0 |
106,4 |
106,6 |
107,4 |
Торговля и услуги населению | |||||||||||||
Индекс потребительских цен за период с начала года |
% к соответствующему периоду предыдущего года |
124,3 |
109,8 |
105,5 |
105,6 |
105,4 |
105,4 |
105,3 |
105,0 |
105,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Оборот розничной торговли |
в ценах соответствующих лет; млн руб. |
38 462,7 |
61 506,5 |
77 053,7 |
82 219,4 |
82 219,4 |
82 459,8 |
86 792,8 |
87 477,3 |
88 246,0 |
91 889,2 |
92 980,7 |
94 621,6 |
Оборот розничной торговли |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
82,0 |
150,3 |
123,4 |
102,6 |
102,6 |
102,9 |
102,5 |
103,0 |
103,3 |
102,4 |
103,2 |
103,5 |
Внешнеэкономическая деятельность | |||||||||||||
Экспорт товаров |
млн долл. США |
18,00 |
6,00 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,4 |
5,5 |
5,6 |
5,7 |
5,7 |
5,8 |
6,0 |
Импорт товаров |
млн долл. США |
38,10 |
33,40 |
14,9 |
15,4 |
15,6 |
15,6 |
15,8 |
16,2 |
16,2 |
16,4 |
16,9 |
17,2 |
Инвестиции | |||||||||||||
Инвестиции в основной капитал |
в ценах соответствующих лет; млн руб. |
6 557,8 |
18 547,0 |
30 381,9 |
37 344,9 |
38 103,6 |
38 568,3 |
42 298,9 |
44 028,2 |
44 195,5 |
48 531,1 |
51 030,6 |
51 816,1 |
Денежные доходы и расходы населения | |||||||||||||
Денежные доходы населения |
млн руб. |
87 470,3 |
116183,8 |
136 777,2 |
144 983,8 |
146 898,7 |
147 172,2 |
156002,6 |
158 063,0 |
158 357,3 |
167 858,8 |
170 075,8 |
170 392,5 |
Средний размер назначенных пенсий |
руб. |
12 544,41 |
17 827,0 |
13 231,62 |
13 353,64 |
13 353,64 |
13 378,27 |
13 760,93 |
13 760,93 |
13 814,40 |
14183,39 |
14 183,39 |
14 237,12 |
Величина прожиточного минимума (в среднем надушу населения) |
руб. в месяц |
8 771 |
9 757 |
10 105,5 |
10 432 |
10 402 |
10 405 |
11302 |
11 233 |
11 252 |
11 710 |
11557 |
11 602 |
Расходы населения |
млн руб. |
92485,76 |
124 069,99 |
132314,77 |
137920,51 |
139090,68 |
139268,01 |
147 663,64 |
149 396,05 |
150211,05 |
158 267,26 |
160 787,65 |
162 527,15 |
Труд и занятость | |||||||||||||
Численность экономически активного населения |
тыс. чел. |
199 |
193 ДО |
195,0 |
198,0 |
198,0 |
198,0 |
202,0 |
202,0 |
202,0 |
206,0 |
206,0 |
206,0 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. чел. |
167,9 |
171,3 |
183,1 |
186,0 |
186,2 |
186,5 |
190,0 |
190,5 |
191,0 |
194,0 |
194,7 |
196,0 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону |
руб. |
21848 |
24 259 |
27 374 |
29400 |
29 700 |
29 700 |
30 900 |
31300 |
31400 |
32600 |
33 000 |
33 500 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях,}' индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
руб. |
19 754 |
21 719 |
24 500 |
26 500 |
26 700 |
26 700 |
27 800 |
28 100 |
28 300 |
29300 |
29 700 |
30 200 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников |
млн руб. |
21 363,1 |
30 938,3 |
34 045,4 |
35 985,6 |
37 044,0 |
37 044,0 |
38 934,0 |
39 804,0 |
39 932,4 |
41 858,4 |
43 032,0 |
43 824,0 |
Потребность в привлечении иностранных работников, всего, в том числе: |
тыс. человек |
|
3,6 |
2,5 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы |
тыс. человек |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Базовый вариант прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов является основным вариантом прогноза.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития города Севастополя
на 2018 год и плановый период
2019 и 2020 годов (в редакции
постановления Правительства
Севастополя от 24.05.2018 N 321-ПП
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов основан на Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, макроэкономических показателях социально-экономического развития города Севастополя за 2016 год, предварительных итогах развития города в 2017 году, сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в 3-х вариантах:
- вариант 1 - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
- вариант 2 ~ базовый, характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант является основным в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации;
- вариант 3 - целевой, основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.
Основные направления развития города Севастополя определены Стратегией социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 с изменениями (далее - Федеральная целевая программа), позволяющей сконцентрировать финансовые, материальные и трудовые ресурсы
для обеспечения согласованности решений федеральных и региональных задач, достижения требуемых конечных результатов в установленные сроки.
В целях обеспечения повышения уровня жизни населения на основе создания условий для сбалансированного социально-экономического, экологического и культурного развития города, повышения его инвестиционной привлекательности и модернизации инфраструктуры, создания новых рабочих мест развитие города прогнозируется по нескольким направлениям: развитие промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Министерства обороны Российской Федерации (судоремонт, научное приборостроение, микроэлектроника); развитие сельского хозяйства;
экологическое оздоровление; развитие жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры; туризм; энергосбережение; упорядочение градостроительной и земельной документации; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы.
При разработке прогноза использовались данные Севастопольстата, Росстата, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, территориальных органов федеральных органов государственной власти, заинтересованных организаций.
Демография
Численность населения города Севастополя в среднем за 2016 год составила 422,5 тыс. человек, что на 3,7% больше чем в предыдущем году.
В 2016 году в город прибыло 22,6 тыс. человек, выехало 9,6 тыс. человек. Коэффициент миграционного прироста в расчете на 10,0 тыс. человек населения снизился с 438,7 в 2015 году до 308,2 в 2016 году, но оставался самым высоким среди субъектов Российской Федерации (среднероссийский коэффициент миграции за 2016 год - 17,9).
Естественная убыль населения в 2016 году составила 0,5 тыс. человек.
По предварительной оценке на 01.01.2018 численность постоянного населения составила 436,8 тыс. человек, увеличившись за прошедший год на 7,9 тыс. человек в основном за счет миграционного прироста (8,7 тыс. человек) при естественной убыли населения 0,8 тыс. человек. Среднегодовая численность населения в 2017 году - 432,7 тыс. человек.
В 2018 - 2020 годах демографическая ситуация будет развиваться под влиянием сложившихся процессов воспроизводства и миграции населения.
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика миграционных процессов, однако их темпы будут сокращаться, что связано со стабилизацией миграции. В 2020 году ожидается коэффициент миграционного
прироста в размере 199,4 на 10 тыс. человек населения; среднегодовая численность населения составит 461,3 тыс. человек.
Валовой региональный продукт
Прогноз валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития.
Структура ВРП города Севастополя в 2016 году складывалась в основном за счет оптово-розничной торговли и отраслей, связанных с предоставлением услуг, доля которых составляет 50,1%. На промышленное производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство и сельское хозяйство пришлось 21,2% ВРП. На государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование - 19,1%.
Экономика региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
На оценку ВРП в прогнозируемом периоде повлияли макроэкономические условия: увеличение темпов роста и инновационного обновления промышленного производства, положительная динамики инвестиций в основной капитал, модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, укрепление кредитно-денежной политики, общая геополитическая обстановка и продолжающиеся санкции в отношении Крыма и Севастополя.
Развитие промышленного производства связано с включением предприятий города в вертикально-интегрированные структуры Российской Федерации, расширением сферы сотрудничества предприятий Севастополя с производителями из других регионов страны, созданием новых производств.
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства в прогнозируемом периоде будет осуществляться за счет повышения производительности имеющихся мощностей и инновационного развития аграрного сектора.
Рост инвестиций в основной капитал обеспечит реализацию государственной политики на региональном уровне в следующих направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов;
- развитие строительного комплекса;
- реализация мероприятий федеральных целевых программ, в первую очередь - федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденных к выполнению с 2015 года, и обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
Валовой региональный продукт за 2016 год предварительно оценивается в размере 64,1 млрд руб. В 2017 году ожидается увеличение физического объема ВРП на 2,0% к предыдущему году, в 2018 году - на 4,5%-5,3%; в 2019 году - на 2,4%-2,8%, в 2020 году - на 2,0%-2,2%.
Промышленное производство
В 2016 году по сравнению с 2015 годом индекс промышленного производства составил 109,9%.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом производство уменьшилось на 10,8%, в том числе в обрабатывающих производствах - на 12,4%, в отрасли "обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - на 8,1%; в отрасли "водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - увеличилось на 26,8%.
Динамика производства прогнозируется с учетом сложившихся условий развития высоко- и среднетехнологичных производств, выхода на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией, прежде всего в традиционных для города Севастополя производствах, а также при сохранении ограничений политико-экономического характера.
Учитывая существующую перспективу работы основных промышленных предприятий, исходя из имеющихся данных по объемам производства, в 2018 году прогнозируется рост производства на 5,4%-6,4% к предыдущему году.
Прогнозные показатели в 2019 и 2020 годах рассчитаны с учетом общероссийских прогнозов изменения индексов по соответствующим сценариям развития на указанный период: в 2019 году индекс промышленного производства будет на уровне 103,7%-106,6% к 2018 году, в 2020 году - постепенный рост промышленного производства до 105,5%-107,1%, что связано с постепенной стабилизацией производства, ростом инвестиционных вложений в модернизацию промышленности города.
Сельское хозяйство
Специализация крупных сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории города Севастополя, определяется такими отраслями, как виноградарство, садоводство и виноделие (производство виноматериалов), рыбохозяйственная отрасль.
Отрасли полеводства и животноводства не получили широкого распространения, продукция этих отраслей используется хозяйствами для собственных нужд.
В 2016 году производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2015 годом увеличилось на 2,6%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом, по предварительным данным, - увеличилось на 1,5%, в том числе в растениеводстве - на 2,6%; в животноводстве уменьшилось на 2,9%.
При условии реализации государственных программ города Севастополя, направленных на развитие агропромышленного комплекса, возврате неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность в 2018 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с предыдущим годом на 4,0% (производство продукции растениеводства - на 4,0%, животноводства - на 4,1%). В 2019 году ожидается рост производства продукции сельского хозяйства на 0,9%-4,0%, в 2020 году - на 1,0%-4,4%.
Строительство
В 2016 году хозяйствующими субъектами города Севастополя выполнено строительных работ на сумму 18,5 млрд руб., что на 65,9% больше, чем за 2015 год. В 2017 году по предварительным данным - на 11,1 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 37,8% меньше, чем в предыдущем году. В эксплуатацию были введены 327 жилых домом общей площадью 229,3 тыс. кв. м, в том числе 41 многоквартирный жилой дом и 286 индивидуальных жилых домов.
Мероприятия Федеральной целевой программы, направленные на строительство и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, строительство и модернизацию дорог, создают условия для увеличения объемов строительных работ в 2018 году на 38,7% - 46,8%, в 2019 году - на 11,3% - 12,0%, в 2020 году - на 6,4% - 7,4% к предыдущему году.
Торговля и услуги населению. Цены и тарифы
В 2016 году оборот розничной торговли составил 61,5 млрд руб. (в сопоставимых ценах больше на 50,3%, чем в 2015 году); оборот общественного питания - 9,3 млрд руб. (больше в 2,5 раза, чем в 2015 году), объем платных услуг, оказанных населению - 30,1 млрд руб. (больше на 29,6%, чем в 2015 году). Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2016 году к 2015 году составил 109,8%.
Оборот розничной торговли в 2017 году сложился в размере 77,1 млрд руб., что в сопоставимых ценах больше на 23,4%, чем в предыдущем году; оборот общественного питания - 10,5 млрд руб. (больше на 4,0%, чем в 2016 году); объем оказанных населению платных услуг - 34,7 млрд руб. (больше на 26,3%, чем в 2016 году).
Потребительские цены на товары и услуги в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросли на 5,5%.
Основной вклад в инфляцию в 2018 году (как и в предыдущие годы) будет вносить удорожание жилищно-коммунальных услуг и энергоносителей, что обусловлено выравниванием тарифов с общероссийским уровнем.
Инфляцию будет сдерживать стабилизация курса национальной валюты, происходящее импортозамещение отечественными продуктами, в результате которого доля продовольственного импорта в товарообороте сократится, и влияние курсовой динамики на продовольственную инфляцию станет слабее.
В 2018 году цены на товары и услуги вырастут на 5,4%-5,6% по сравнению с 2017 годом.
В условиях постепенного повышения реальных доходов и роста потребления населением в 2019 году инфляция составит 105,0%-105,3%, в 2020 году - замедлится до 104,0%.
Тарифы. Действующие тарифы для населения не покрывают затрат ресурсоснабжающих организаций на предоставление услуг, в связи с чем продолжена практика установления двух видов тарифов в сферах реализации электрической энергии и природного газа, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, утилизации ТБО - для потребителей и для ресурсоснабжающих организаций. Разница в указанных тарифах погашается из бюджета. В 2017 году тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения достигли экономически обоснованного уровня. На экономически обоснованном уровне с 01.01.2018 для категории потребителей "население" установлены тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Внешнеэкономическая деятельность
Несмотря на продолжающиеся санкции ряда стран по торговле с Крымом и городом Севастополем, севастопольские предприниматели вышли на рынки стран Ближнего Востока, Африки и Азии, Южной Америки, где наблюдается спрос на продукцию российских производителей и заинтересованность в экспорте на российский рынок продукции этих стран.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот города Севастополя по странам-контрагентам участников внешнеэкономической деятельности в 2016 году сложился в размере 39,4 млн долларов США.
В 2016 году экспортировано товаров на сумму 6,0 млн долларов США, что в 3 раза меньше к 2015 году. На страны дальнего зарубежья пришлось 31,6% общего объема экспорта товаров из города Севастополя (1,9 млн долларов США), на страны СНГ - 68,4% (4,1 млн долларов США).
Импортировано товаров на сумму 33,4 млн долларов США, что на 12,3% меньше, чем в предыдущем году. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта товаров значительно превысила импорт из государств-участников СНГ и составила 90,6% (30,3 млн долларов США) против 9,4% (3,1 млн долларов США).
В связи с сохраняющимися тенденциями в области санкционной политики, развивающимся импортозамещением в 2017 году объем экспорта по сравнению с 2016 годом сократился на 10,0% и составил 5,4 млн долларов США, объем импорта сократился в 2,2 раза и составил 14,9 млн долларов США.
В 2018 - 2020 годах за счет принимаемых мер поддержки экспортной деятельности ожидается некоторый рост экспорта (до 3,6%-3,7% в год), импорт будет расти до 4,7% в год.
Инвестиции
В 2016 году предприятиями и организациями освоено инвестиций в основной капитал в размере 18,5 млрд руб., что в сопоставимых ценах в 2,5 раза больше, чем в предыдущем году. В 2017 году освоено 30,4 млрд руб. инвестиций - на 65,0% больше, чем в 2016 году.
С целью модернизации инфраструктуры региона реализуется Федеральная целевая программа.
Результативные показатели ее выполнения за 2017 год характеризуются вводом в эксплуатацию 16 объектов: 6 объектов коммунальной инфраструктуры; школа в бухте Казачьей; 5 модульных врачебных амбулаторий в селах; реконструкция и благоустройство территорий у заповедника Херсонес ("Парк имени Анны Ахматовой", прибрежная зона пляжа "Солнечный", улица Древняя), у Инкерманского монастыря; другие.
Финансирование мероприятий федеральной целевой программы будет осуществляться на условиях софинансирования (95% из федерального бюджета, 5% из бюджета города Севастополя).
К концу 2020 года планируется реализовать 90 мероприятий, в том числе ввести в эксплуатацию крупные объекты:
- "Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь. Км 253+500 - км 269+300, г. Севастополь" (объем инвестиций 12,8 млрд руб.);
- "Проектирование и строительство канализационных очистных сооружений "Южные", г. Севастополь" (объем инвестиций 7,1 млрд руб.);
- "Многопрофильный лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, г. Севастополь" (объем инвестиций 4,1 млрд руб.);
- "Севастопольская больница скорой медицинской помощи" (объем инвестиций 5,3 млрд руб.);
- "Проектирование, строительство и реконструкция объектов Севастопольского государственного университета, г. Севастополь" (объем инвестиций 4,7 млрд руб.).
Эффективным инструментом по привлечению инвестиций в город является свободная экономическая зона. Участниками СЭЗ на 01.01.2018 являлись 414 субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях. Осуществлены капитальные вложения в сумме 3,4 млрд руб. В 2018 году планируется осуществить капитальных вложений не менее 1,4 млрд руб., в 2019 году - не менее 0,8 млрд руб., в 2020 году - не менее 0,2 млрд рублей.
В прогнозируемом периоде рост вложений в основной капитал будет связан с улучшением инвестиционного климата, внедрением нового оборудования в производственные процессы, развитием транспортной инфраструктуры.
В структуре источников финансирования вложений в основной капитал будет увеличиваться доля собственных средств. Доля привлеченных средств будет сокращаться за счет снижения уровня государственных капитальных вложений, невысоких темпов роста кредитов, направляемых на инвестиционные цели.
Доля бюджетного финансирования (с применением программных инструментов) в общем объеме инвестиционных ресурсов будет оставаться самой значительной. Постепенно будет уменьшаться доля федеральных бюджетных средств и увеличиваться доля средств бюджета города Севастополя.
Денежные доходы и расходы населения
В 2016 году по отношению к 2015 году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 33,0%. Среднедушевые денежные доходы сложились в размере 24,9 тыс. руб., величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за 2016 год - 9,8 тыс. рублей.
В 2017 году по отношению к предыдущему году реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 3,3%. Среднедушевые денежные доходы составили 26,5 тыс. руб., величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в среднем за 2017 год - 10,1 тыс. рублей,
В прогнозируемом периоде ожидается дальнейший рост среднедушевых денежных доходов. Величина прожиточного минимума в среднем за год в расчете на душу населения увеличится с 10,4 тыс. руб, в 2018 году до 11,6 - 11.7 тыс. руб. в 2020 году.
В 2016 году средний размер назначенных пенсий составил 17,8 тыс. руб. (с учетом единовременной денежной выплаты, произведенной в январе 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22.11.2016 N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию" в размере 5,0 тыс, руб.), в 2017 году - 13,2 тыс. рублей.
В 2018 - 2020 годах сохранится положительная динамика пенсионных выплат за счет проводимой реформы пенсионного обеспечения и индексации пенсий. Размеры индексации пенсий, пособий и других социальных выплат и сроки их проведения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. К 2020 году прогнозируется увеличение среднего размера назначенных пенсий до 14,2 тыс. рублей.
Труд и занятость
Занятость населения. По предварительным данным баланса трудовых ресурсов в 2016 году трудовые ресурсы города Севастополя насчитывали
261.7 тыс. человек, в том числе среднегодовая численность занятых в экономике составляла 171,3 тыс. человек.
Уровень безработицы по методологии МОТ в 2016 году снизился по сравнению с 2015 годом и составил 6,2%.
За 2017 год численность трудовых ресурсов оценивается в количестве
265.8 тыс. человек при среднегодовой численности занятых в экономике города 183,1 тыс. человек.
Уровень безработицы в 2017 году уменьшился на 1,6 процентных пунктов к 2016 году и составил 4,6% от численности рабочей силы, что обусловлено улучшением социально-экономической ситуации: ростом объемов производства, увеличением количества предприятий и вводимых рабочих мест, повышением среднемесячной заработной платы, реализацией активных мер политики занятости.
По оценке в среднем за 2017 год численность рабочей силы (экономически активного населения) по городу Севастополю составит 195,0 тыс. человек, численность безработных в определении методологии МОТ в среднегодовом исчислении - 11,0 тыс. человек, уровень безработицы по методологии МОТ - 5,4% (в 2016 году - 6,2%).
Рост занятости населения будет обеспечиваться вводом новых рабочих мест, в том числе в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов, созданием и развитием промышленных кластеров, размещением новых производств, запуском индустриального парка.
В предстоящем периоде прогнозируется увеличение численности рабочей силы (экономически активного населения): в 2018 году - до 198,0 тыс. человек, в 2019 году - до 202,0 тыс. человек, в 2020 году - до 206,0 тыс. человек, что на 1,5%-5,6% превысит ожидаемые показатели 2017 года.
Увеличение численности рабочей силы будет происходить за счет поступательного роста числа населения, занятого в экономике города: в 2018 году - на 1,0%, в 2019 году - на 1,0%-2,5%, в 2020 году - на 1,0%-2,6% в зависимости от варианта прогноза.
В прогнозируемом периоде снижение уровня безработицы в среднем на 4,6% ежегодно также будет обеспечено созданием новых рабочих мест, в том числе в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов, развитием промышленности и сельского хозяйства, запуском индустриального парка.
Заработная плата. По предварительной оценке в 2017 году среднемесячная заработная плата составила 27,4 тыс. руб.
В прогнозируемом периоде ожидается ее умеренный рост: в 2018 году она увеличится в среднем на 7,3%-8,4% и составит 29,4-29,7 тыс. руб., в 2019 году - 30,9-31,4 тыс. руб., в 2020 году - 32,6-33,5 тыс. руб. (по вариантам прогноза).
В бюджетной сфере в соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, преподаватели вузов, работники науки и культуры). Предполагается, что обязательства по доведению заработной платы отдельных категорий работников до целевых уровней, определенных "майскими" указами, будут выполнены не позднее 2018 года. В 2019 и 2020 годах предполагается сохранение достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников и среднего дохода от трудовой деятельности по городу Севастополю.
Ожидается, что размер среднего дохода от трудовой деятельности в 2017 году составит 24,5 тыс. руб., в 2018 году - 26,5-26,7 тыс. руб., в 2019 году - 27,8 - 28,3 тыс. руб., в 2020 году - 29,3 - 30,2 тыс. руб. (по вариантам прогноза).
До 2020 года сохранится тенденция к увеличению фонда начисленной заработной платы благодаря активизации процессов в основных отраслях экономики, росту минимального размера оплаты труда (МРОТ) как в 2017 году, так и в последующие годы.
С 01.01.2018 минимальный размер оплаты труда (МРОТ) по городу Севастополю установлен на уровне МРОТ по Российской Федерации в размере 9489 руб. в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями).
Региональными соглашениями о минимальной заработной плате в городе Севастополе на основании решений Севастопольской региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 28.12.2017 N 5-17 и от 04.04.2018 N 1-18 установлена минимальная заработная плата для работников организаций бюджетной сферы в размере не менее 9489 руб. в месяц с 01.01.2018 и не менее 11163 руб. в месяц с 01.05.2018, для работников организаций внебюджетной сферы - не менее 9500 руб. в месяц с 01.01.2018 и не менее 11200 руб. в месяц с 01.05.2018.
Начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно, с 1 января соответствующего года, минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
В 2018 году прогнозируется рост фонда начисленной заработной платы на 5,7%-8,8% к предыдущему году; к концу 2020 года - от 7,5% до 9,7%.
В 2017 году работодатели города Севастополя не заявляли о необходимости привлечения иностранных работников из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2017 N 848н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации на 2018 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" для города Севастополя на 2018 год определена нулевая потребность в привлечении иностранных работников из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Севастополя от 24 мая 2018 г. N 321-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.