Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства чрезвычайных
ситуаций Республики Крым
от 13 февраля 2018 года N 26-осн
Положение
о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении учреждений (организаций), функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проведении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении учреждений (организаций), функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым (далее - Положение, Министерство соответственно), разработано в соответствии со статьёй 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 01 июня 2016 года N 250-ЗРК/2016 "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Закон N 250).
1.2. Положение определяет цели, принципы, условия, основные направления и устанавливает порядок осуществления Министерством ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении подведомственных учреждений (организаций).
1.3. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения проверок соблюдения подведомственными учреждениями (организациями) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.4. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
ведомственный контроль - деятельность Министерства, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных учреждениях (организациях), осуществляемая посредством организации и проведения проверок;
подведомственные учреждения (организации) - государственные учреждения (организации) Республики Крым, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство;
уполномоченный орган - Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым;
проверка - совокупность мероприятий по контролю, проводимых уполномоченным органом в отношении подведомственных учреждений (организаций), для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.5. Осуществление ведомственного контроля основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и гласности.
1.6. Основная цель ведомственного контроля - выявление нарушений в подведомственных учреждениях (организациях) требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.7. К основным задачам ведомственного контроля относятся:
1) выявление нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) предупреждение нарушений прав и законных интересов работников подведомственных учреждений (организаций);
3) принятие мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных учреждений (организаций);
4) контроль за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечением средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда, а также работы по улучшению условий труда;
5) определение необходимости обучения специалистов учреждений (организаций) на курсах повышения квалификации, семинарах, посвящённых вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе вопросам охраны труда.
1.8. Предметом ведомственного контроля является соблюдение учреждениями (организациями) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.9. Объектами ведомственного контроля являются учреждения (организации), подведомственные Министерству.
1.10. Министерство может привлекать к проведению ведомственного контроля специалистов Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в сфере труда. Участие специалистов согласовывается в письменной форме не позднее 14 рабочих дней до начала проверки.
1.11. В своей деятельности должностные лица, осуществляющие ведомственный контроль (далее - уполномоченные должностные лица), руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом N 250, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства.
2. Организация ведомственного контроля
2.1. При осуществлении ведомственного контроля проводятся плановые и внеплановые проверки.
2.2. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом, утверждаемым министром.
2.3. Ежегодный план проверок утверждается приказом Министерства в срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок. Внесение изменений в ежегодный план проверок допускается не позднее, чем за месяц до начала проведения плановой проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
2.4. Ежегодный план проверок на следующий календарный год размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
2.5. Плановые проверки проводятся в отношении подведомственных учреждений (организаций) не чаще одного раза в три года.
2.6. Проект ежегодного плана проверок на очередной год разрабатывается отделом организации деятельности подведомственных учреждений Министерства по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в срок до 05 декабря года, предшествующего году проведения проверок, включённых в план.
2.7. Включение в ежегодный план проверок субъектов ведомственного контроля осуществляется на основании приказа Министерства, а также предложений структурных подразделений Министерства, которые вносятся на основании информации о проведении предыдущих мероприятий ведомственного контроля, результатов анализа представленной отчётности, материалов контрольных и надзорных органов, обращений граждан и организаций, иной информации, представленной в отдел организации деятельности подведомственных учреждений Министерства в срок до 01 декабря текущего года.
2.8. В случае если в отношении подведомственного учреждения (организации) была проведена плановая проверка в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, плановая проверка уполномоченным органом подлежит переносу в соответствии с установленной настоящим Положением периодичностью.
2.9. Предметом внеплановой проверки является соблюдение подведомственными учреждениями (организациями) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устранение нарушений, выявленных ранее проведённой проверкой.
2.10. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) поступление в Министерство жалобы от работников подведомственного учреждения (организации) или иного обращения о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственном учреждении (организации);
2) непредставление руководителем подведомственного учреждения (организации) отчёта об устранении ранее выявленных нарушений в установленный срок, в случае если руководителем подведомственного учреждения (организации) не заявлено мотивированное ходатайство о продлении указанного срока.
2.11. Срок проведения проверки не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных экспертиз, анализов, оценок, на основании мотивированных предложений должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, срок проведения проверки может быть продлён министром, но не более чем на 20 (двадцать) рабочих дней.
2.12. Министр принимает решение о проведении внеплановой проверки в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления информации, указанной в подпункте 1 пункта 2.10 настоящего Положения, в течение десяти рабочих дней со дня истечения указанного в акте ранее проведённой проверки срока для устранения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3. Порядок проведения проверок
3.1. Проверка проводится на основании приказа Министерства уполномоченными должностными лицами, указанными в данном приказе.
3.2. В приказе о проведении плановой или внеплановой проверки указываются:
1) номер и дата приказа о проведении проверки;
2) наименование уполномоченного органа;
3) фамилия, имя, отчество и должность (должности) должностного лица (должностных лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки, а также специалистов Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в сфере труда в случае их участия в проведении проверки;
4) наименование подведомственного учреждения (организации), в отношении которого проводится проверка;
5) цели, задачи, предмет проверки и срок, даты начала и окончания, вид проверки;
6) проверяемый период;
7) правовые основания проведения проверки.
3.3. О проведении плановой проверки подведомственное учреждение (организация) уведомляется Министерством не менее чем за три рабочих дня до начала её проведения путём вручения копии приказа о проведении проверки или посредством направления заверенной копии приказа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении внеплановой проверки подведомственное учреждение (организация) уведомляется Министерством не менее чем за один рабочий день до начала её проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронной почты.
3.4. Проверка может проводиться только тем должностным лицом (теми должностными лицами), которое указано (которые указаны) в приказе Министерства о проведении проверки.
3.5. При проведении проверки должностные лица уполномоченного органа вправе посещать объекты (территории и помещения) подведомственных учреждений (организаций), получать от должностных лиц подведомственных учреждений (организаций) документы и объяснения, необходимые для проведения проверки.
3.6. При проведении проверки должностное (ые) лицо (а) уполномоченных органов не вправе:
осуществлять проверки в случае отсутствия должностных лиц проверяемых подведомственных учреждений (организаций);
требовать представления документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по ведомственному контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.
3.7. В случае воспрепятствования руководителем, его заместителем либо иным должностным лицом подведомственного учреждения (организации) проведению проверки уполномоченное должностное лицо обязано составить акт об отказе в проведении проверки либо о не предоставлении документов и локальных нормативных актов, необходимых для проведения проверки.
На основании указанного акта Министр вправе принять решение о применении к руководителю проверяемого подведомственного учреждения (организации) дисциплинарного взыскания, а руководителю проверяемого подведомственного учреждения (организации) дать рекомендации о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц учреждения (организации).
4. Основные направления ведомственного контроля
4.1. Проведение ведомственного контроля осуществляется по следующим направлениям:
- социальное партнёрство в сфере труда;
- трудовой договор;
- рабочее время;
- оплата и нормирование труда;
- соблюдение гарантий и компенсаций;
- трудовой распорядок и дисциплина труда;
- охрана труда;
- материальная ответственность сторон трудового договора;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
- квалификация работника, профессиональный стандарт, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников;
- порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- проведение аттестации работников.
4.2. Вопросы правильного начисления заработной платы, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера рассматриваются (проверяются) в рамках аудита финансово-хозяйственной деятельности учреждения (организации).
4.3. При проведении внеплановой проверки, основанием которой является жалоба работника, проверке подлежат исключительно факты и доводы жалобы.
5. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении ведомственного контроля
5.1. При проведении проверки должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, имеют право на:
1) беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания проверяемого учреждения (при необходимости - на фотосъёмку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа Министерства о проведении проверки;
2) получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимой проверки;
3) осуществлять фото- и видеосъёмку.
5.2. Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, при осуществлении ведомственного контроля обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, законные права и интересы проверяемого объекта ведомственного контроля;
2) проводить мероприятия ведомственного контроля на основании приказа Министерства и в рамках своей компетенции;
3) соблюдать установленные сроки проведения мероприятия ведомственного контроля;
4) не разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную должностными лицами при проведении проверки, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
5) осуществлять ведомственный контроль в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Крым и настоящим Положением.
6. Права и обязанности субъектов ведомственного контроля, в отношении, которых осуществляются мероприятия ведомственного контроля
6.1. Объекты ведомственного контроля, в отношении которых проводится проверка, имеют право:
1) получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке проведения проверки;
2) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету мероприятия ведомственного контроля;
3) получать от должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, информацию, которая относится к предмету мероприятия ведомственного контроля;
4) знакомиться с результатами проверки, указывать в акте проверки, составляемом по результатам осуществления мероприятия ведомственного контроля, о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, совершенными в рамках осуществления мероприятия ведомственного контроля.
6.2. Объекты ведомственного контроля, в отношении которых проводится проверка, обязаны:
1) предоставлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки, по требованию в установленный срок для осуществления мероприятий ведомственного контроля документы, информацию соответственно в письменной или устной форме. При отсутствии запрашиваемых документов или невозможности их предоставить - письменные объяснения;
2) в случае осуществления выездного мероприятия ведомственного контроля организовать для должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания объекта ведомственного контроля и обеспечить им предоставление помещения для работы, средств связи и иных необходимых материальных средств и оборудования для проведения проверки.
7. Оформление результатов проверки
7.1. По результатам проведения плановой или внеплановой проверки должностное лицо отдела организации деятельности подведомственных учреждений Министерства составляется акт проверки, в котором указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование Министерства;
3) дата и номер приказа Министерства о проведении проверки;
4) фамилия, имя, отчество и должность (должности) лица (лиц) Министерства, проводившего (проводивших) проверку;
5) наименование проверяемого подведомственного учреждения (предприятия), фамилия, имя, отчество и должность её руководителя;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проведения проверки, в том числе о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, со ссылкой на конкретные нормы трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, которыми руководствовались должностные лица при составлении акта проверки; о характере нарушений и о должностных лицах подведомственного учреждения (организации), допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или иного уполномоченного представителя подведомственного учреждения (организации), присутствовавшего при проведении проверки (подпись или сведения об отказе от подписи);
9) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
7.2. К акту проверки прилагаются полученные в результате проверки документы или их копии, письменные объяснения должностных лиц подведомственного учреждения (организации), фото- и видеоматериалы (при наличии).
7.3. Акт проверки оформляется в течение пяти рабочих дней после её завершения в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого подведомственного учреждения (организации) под расписку.
В случае отсутствия руководителя проверяемого учреждения (организации) или уполномоченного им должностного лица, а также в случае его отказа дать расписку в получении акта проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта проверки, хранящемуся в Министерстве.
В случае несогласия с актом проверки, в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения акта проверки руководитель проверяемого учреждения (организации) вправе представить Министру в письменной форме свои замечания (возражения, пояснения) по акту проверки, приложив к таким замечаниям (возражениям, пояснениям) документы, подтверждающие обоснованность таких замечаний (возражений, пояснений), или их заверенные копии. Министр в течение десяти рабочих дней со дня получения замечаний (возражений, пояснений) по акту проверки организует их рассмотрение. О времени и месте рассмотрения замечаний (возражений, пояснений) руководитель учреждения (организации) извещается не позднее, чем за три рабочих дня до дня их рассмотрения. Рассмотрение осуществляется с обязательным составлением протокола.
7.4. В случае выявления при проведении проверки нарушений в деятельности учреждения (организации), отдел организации деятельности подведомственных учреждений Министерства:
направляет учреждению (организации) не позднее пяти рабочих дней после завершения проверки предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их исполнения;
обеспечивает контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков, принимает меры по их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
7.5. Руководитель или иной уполномоченный представитель подведомственного учреждения (организации) обязан устранить нарушения, выявленные при проверке, в срок, указанный в предписании, и представить в Министерство отчёт об устранении нарушений. К отчёту прилагаются копии документов и материалов, подтверждающие устранение нарушений.
7.6. Министр по результатам проверки принимает решение о направлении материалов проверки в органы прокуратуры и (или) правоохранительные органы по подведомственности, если в результате проверки получена информация о нарушении действующего законодательства, содержащем признаки противоправного деяния.
8. Отчётность о проведении ведомственного контроля
8.1. Отделом организации деятельности подведомственных учреждений Министерства ведётся журнал учёта проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении учреждений (организаций), функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство, согласно приложению 2.
8.2. Журнал учёта проверок должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью Министерства.
Материалы проверок хранятся в Министерстве пять лет, по истечении срока хранения подлежат уничтожению в установленном порядке.
8.3. Подведомственные учреждения (организации) самостоятельно ведут учёт проводимых в отношении них проверок.
В случае отсутствия в подведомственном учреждении (организации) журнала учёта проверок должностным лицом, проводившим проверку, в акте, оформленном по результатам проведения проверки, делается соответствующая запись.
8.4. Министерство ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчётным, представляет информацию о проведении проверок в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с указанием количества проведённых проверок, наименований проверенных подведомственных учреждений (организаций), допущенных нарушений, а также сведений о лицах, привлечённых к ответственности в результате проведения проверок, по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.